4.2. Возрастные границы применения теста
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
В авторском руководстве к тесту отмечается, что детский
вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. Взрослая
версия теста применяется с 15 лет, в интервале же 12–15 лет воз-
можно использование как детской, так и взрослой версии теста,
поскольку они сопоставимы по характеру содержащихся в каж-
дой из них ситуаций. При выборе детской или взрослой версии
теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на ин-
теллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого
(S. Roscnzwcig et al., 1948). По свидетельству Е.Е. Даниловой, ко-
торая является автором адаптации детского варианта теста, в со-
временных условиях оптимальный возрастной интервал для ее
применения: от 6 до 10–11 лет. Использование теста в работе с
детьми дошкольного возраста (4–5 лет) в силу возрастных осо-
бенностей этих испытуемых требует специальной аранжировки процедуры исследования, в результате чего последняя перестает
соответствовать стандартным условиям. Примечательно, что ав-
торы немецкого руководства к детской методике Розенцвейга на
основании собственного опыта применения теста и со ссылкой на
французских коллег, также указывают на необходимость исклю-
чить из числа испытуемых детей в возрасте 4–5 лет (Duhm E.,
Hansen J., 1957). Для подростков же (12–13 лет и старше) содер-
жание картинок детского теста перестает быть актуальным.
Взрослый вариант методики также не всегда воспринимается в
этом возрасте адекватно. Учитывая отсутствие отечественной
подростковой версии методики Розенцвейга, вопрос о примене-
нии детской или взрослой ее формы в работе с испытуемыми 12–
15 лет следует решать индивидуально в каждом конкретном слу-
чае.
В авторском руководстве к тесту отмечается, что детский
вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. Взрослая
версия теста применяется с 15 лет, в интервале же 12–15 лет воз-
можно использование как детской, так и взрослой версии теста,
поскольку они сопоставимы по характеру содержащихся в каж-
дой из них ситуаций. При выборе детской или взрослой версии
теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на ин-
теллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого
(S. Roscnzwcig et al., 1948). По свидетельству Е.Е. Даниловой, ко-
торая является автором адаптации детского варианта теста, в со-
временных условиях оптимальный возрастной интервал для ее
применения: от 6 до 10–11 лет. Использование теста в работе с
детьми дошкольного возраста (4–5 лет) в силу возрастных осо-
бенностей этих испытуемых требует специальной аранжировки процедуры исследования, в результате чего последняя перестает
соответствовать стандартным условиям. Примечательно, что ав-
торы немецкого руководства к детской методике Розенцвейга на
основании собственного опыта применения теста и со ссылкой на
французских коллег, также указывают на необходимость исклю-
чить из числа испытуемых детей в возрасте 4–5 лет (Duhm E.,
Hansen J., 1957). Для подростков же (12–13 лет и старше) содер-
жание картинок детского теста перестает быть актуальным.
Взрослый вариант методики также не всегда воспринимается в
этом возрасте адекватно. Учитывая отсутствие отечественной
подростковой версии методики Розенцвейга, вопрос о примене-
нии детской или взрослой ее формы в работе с испытуемыми 12–
15 лет следует решать индивидуально в каждом конкретном слу-
чае.