5. Интерпретация результатов теста
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Испытуемый более или менее сознательно идентифицирует
себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики.
На основе этого положения полученный профиль ответов счита-
ют характерным для самого субъекта. К достоинствам методики
С. Розенцвейга относится высокая ретестовая надёжность, спо-
собность поддаваться адаптации на различных этнических попу-
ляциях.
Содержательные характеристики отдельных показателей
методики, теоретически описанные автором, соответствуют в ос-
новном своим непосредственным значениям, описанным в разде-
ле подсчёта показателей. С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе
отдельные реакции, регистрируемые в тесте, не являются призна-
ком «нормы» или «патологии», они в этом случае – нейтральны.
Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели,
их общий профиль и соответствие стандартным нормативам
группы. Последний из указанных критериев, по мнению автора,
является признаком адаптивности поведения субъекта к социаль-
ному окружению. Показатели теста отражают не структурные
личностные образования, а индивидуальные динамические харак-
теристики поведения, и поэтому данный инструмент не предпола-
гал психопатологическую диагностику. Однако обнаружена удов-
летворительная различительная способность теста по отношению
к группам суицидидентов, раковых больных, сексуальных манья-
ков, престарелых, слепых, заикающихся, что подтверждает целесообразность его применения в составе батареи инструментов в
диагностических целях.
Отмечается, что высокая экстрапунитивность в тесте часто
связана с неадекватной повышенной требовательностью к окру-
жению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстра-
пунитивности наблюдается у испытуемых после социального или
физического стрессорного воздействия. Среди правонарушителей
встречается, видимо, маскировочное занижение экстрапунитив-
ности относительно норм.
Повышенный показатель интропунитивности обычно ука-
зывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъ-
екта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуваже-
ния (Бороздина Л.В., Русаков С.В., 1983). У больных с астениче-
ским синдромом этот показатель особенно завышен.
Доминирование реакций импунитивного направления озна-
чает стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.
Типы реакций и показатель GCR, отличные от стандартных
данных, бывают характерны для лиц с отклонениями в различных
сферах социальной адаптации, в частности – при неврозах.
Регистрируемые в протоколе тенденции характеризуют ди-
намику и эффективность рефлексивной регуляции субъектом сво-
его поведения в ситуации фрустрации. По предположению неко-
торых авторов, выраженность тенденций в тесте связана с неста-
бильностью, внутренней конфликтностью демонстрируемого эта-
лона поведения.
При интерпретации результатов применения теста в качест-
ве единственного инструмента исследования следует придержи-
ваться корректного описания динамических характеристик и воз-
держиваться от выводов, претендующих на диагностическую цен-
ность.
Принципы интерпретации тестовых данных одинаковы для
детской и взрослой форм теста С. Розенцвейга. В основе лежит
представление о том, что испытуемый сознательно или бессозна-
тельно идентифицирует себя с изображенным на картинке персо-
нажем и потому в своих ответах выражает особенности собствен-
ного «вербального агрессивного поведения».
Каждая категория и фактор, входящие в суммарный про-
филь, имеют определенное значение, которое вытекает из теоре-
тических представлений о фрустрации, лежащих в основании
конструкции данного теста.
Как правило, в профиле большинства испытуемых в той
или иной степени бывают представлены все факторы. «Полный»
профиль фрустрационных реакций с относительно пропорцио-
нальным распределением значений по факторам и категориям
свидетельствует о способности человека к гибкому, адаптивному
поведению, возможности использовать различные способы пре-
одоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации. На-
против, отсутствие в профиле каких-либо факторов указывает на
то, что соответствующие способы поведения, даже если они по-
тенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях
фрустрации скорее всего не будут реализованы.
Профиль фрустрационных реакций каждого человека инди-
видуален, однако можно выделить общие черты, свойственные
поведению большинства людей во фрустрирующих ситуациях.
Анализ показателей, зафиксированных в профиле фрустра-
ционных реакций, предполагает также сопоставление данных ин-
дивидуального профиля с нормативными значениями. При этом
устанавливается, насколько значение категорий и факторов инди-
видуального профиля соответствуют средним групповым показа-
телям, имеет ли место выход за пределы верхней и нижней гра-
ницы допустимого интервала.
Так, например, если в индивидуальном протоколе отмеча-
ется низкое значение категории Е, нормальное значение I и высо-
кое М (все по сравнению с нормативными данными), то на осно-
вании этого можно заключить, что данный испытуемый в ситуа-
циях фрустрации склонен преуменьшать травмирующие, непри-
ятные аспекты этих ситуаций и тормозить обращенные к окру-
жающим агрессивные проявления там, где другие обычно выра-
жают свои требования в экстрапунитивной манере.
Превышающее нормативы значение экстрапунитивной ка-
тегории Е является показателем повышенных требований, предъявляемых субъектом к окружающим, и может служить одним из
косвенных признаков неадекватной самооценки.
Высокое же значение интропунитивной категории I, напро-
тив, отражает склонность испытуемого предъявлять чрезмерно
завышенные требования к самому себе в плане самообвинения
или принятия на себя повышенной ответственности, что также
рассматривается в качестве показателя неадекватной самооценки,
прежде всего ее снижения.
Категории, характеризующие типы реакций, также анали-
зируются с учетом их содержания и соответствия стандартным
показателям. Категория 0-D (фиксация на препятствии) показыва-
ет, в какой степени субъект склонен в ситуациях фрустрации со-
средоточиваться на имеющемся препятствии. Если оценка 0-D
превышает установленную нормативную границу, то следует по-
лагать, что испытуемый склонен чрезмерно фиксироваться на
препятствии. Очевидно, что повышение оценки 0-D происходит
за счет снижения оценок E-D N-Р, т. е. более активных типов от-
ношения к препятствию. Оценка E-D (фиксация на самозащите) в
интерпретации С. Розенцвейга означает силу или слабость «Я».
Соответственно, повышение показателя E-D характеризует сла-
бую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях
препятствия сосредоточиваться в первую очередь на защите соб-
ственного «Я».
Оценка N-P (фиксация на удовлетворении потребности), со-
гласно С. Розенцвейгу, является признаком адекватного реагиро-
вания на фрустрацию и показывает, в какой степени субъект про-
являет фрустрационную толерантность и способен решать воз-
никшую проблему.
Общая оценка категорий дополняется характеристикой по
отдельным факторам, что позволяет установить вклад каждого из
них в суммарный показатель и более точно описать способы реа-
гирования субъекта в ситуациях препятствия. Повышение (или,
напротив, понижение) оценки по какой-либо категории может
быть связано с завышенным (или, соответственно, заниженным)
значением одного или нескольких составляющих ее факторов.
Например, превышающая норматив оценка экстрапунитивного направления (Е) может быть обусловлена повышением значений
по факторам Е', Е или е, каждый из которых, в соответствии со
своим значением, характеризует определенный способ поведения.
Анализ факторов дает возможность подойти и к рассмотре-
нию относительно «благополучных» профилей, где суммарные
оценки по категориям в целом соответствуют нормативным пока-
зателям, поскольку в отдельных случаях это соответствие может
наблюдаться и при нарушении соотношения между отдельными
факторами.
Как было отмечено выше, в качестве критерия адекватности
поведения в ситуациях фрустрации традиционно принимается
оценка N-P, отражающая направленность испытуемого на реше-
ние проблемы. С целью уточнения и дифференциации этого об-
щего критерия нами была проведена экспертиза ответов на ситуа-
ции детского варианта теста С. Розенцвейга. Эксперты, в роли
которых выступали как взрослые (15 психологов и педагогов), так
и дети (15 школьников), оценивали наиболее распространенные
ответы на ситуации теста по степени конструктивности, т. е. спо-
собности оптимально, адекватно условиям ситуации решать фру-
страционную проблему.
По результатам экспертизы, конструктивными и продук-
тивными признаны следующие типы ответов: самостоятельное
решение ситуаций, подчинение объективным требованиям ситуа-
ции, в том числе требованию взрослого (фактор m), признание
собственной вины за случившееся (фактор I). В целом среди кон-
структивных ответов преобладают интропунитивные реакции ( I)
и реакции типа фиксации на удовлетворении потребности (N-P).
Неконструктивными реакциями признаны: открытое проявление
агрессии, обвинения, враждебность, направленные против других
лиц (фактор Е), сожаление, негодование по поводу возникшего
препятствия без каких-либо попыток устранить помехи (фактор
Е') и в целом – реакции экстрапунитивного направления (Е).Эти
данные позволяют провести более детальную оценку адекватно-
сти, конструктивности поведения ребенка в ситуациях фрустра-
ции.
Основу анализа результатов теста составляет интерпрета-
ция количественных показателей. Однако для диагностических
целей большое значение приобретает учет качественного аспекта
работы испытуемого. В частности, ценную дополнительную ин-
формацию может дать анализ лексики испытуемого, наличие ред-
ких, оригинальных ответов, характерное увеличение или сокра-
щение времени реакции (ответа) на отдельные картинки, замена
первоначального ответа на другой, по мнению испытуемого, бо-
лее правильный, замечания и комментарии по поводу отдельных
ситуаций теста, а также общие особенности поведения во время
тестирования.
Испытуемый более или менее сознательно идентифицирует
себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики.
На основе этого положения полученный профиль ответов счита-
ют характерным для самого субъекта. К достоинствам методики
С. Розенцвейга относится высокая ретестовая надёжность, спо-
собность поддаваться адаптации на различных этнических попу-
ляциях.
Содержательные характеристики отдельных показателей
методики, теоретически описанные автором, соответствуют в ос-
новном своим непосредственным значениям, описанным в разде-
ле подсчёта показателей. С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе
отдельные реакции, регистрируемые в тесте, не являются призна-
ком «нормы» или «патологии», они в этом случае – нейтральны.
Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели,
их общий профиль и соответствие стандартным нормативам
группы. Последний из указанных критериев, по мнению автора,
является признаком адаптивности поведения субъекта к социаль-
ному окружению. Показатели теста отражают не структурные
личностные образования, а индивидуальные динамические харак-
теристики поведения, и поэтому данный инструмент не предпола-
гал психопатологическую диагностику. Однако обнаружена удов-
летворительная различительная способность теста по отношению
к группам суицидидентов, раковых больных, сексуальных манья-
ков, престарелых, слепых, заикающихся, что подтверждает целесообразность его применения в составе батареи инструментов в
диагностических целях.
Отмечается, что высокая экстрапунитивность в тесте часто
связана с неадекватной повышенной требовательностью к окру-
жению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстра-
пунитивности наблюдается у испытуемых после социального или
физического стрессорного воздействия. Среди правонарушителей
встречается, видимо, маскировочное занижение экстрапунитив-
ности относительно норм.
Повышенный показатель интропунитивности обычно ука-
зывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъ-
екта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуваже-
ния (Бороздина Л.В., Русаков С.В., 1983). У больных с астениче-
ским синдромом этот показатель особенно завышен.
Доминирование реакций импунитивного направления озна-
чает стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.
Типы реакций и показатель GCR, отличные от стандартных
данных, бывают характерны для лиц с отклонениями в различных
сферах социальной адаптации, в частности – при неврозах.
Регистрируемые в протоколе тенденции характеризуют ди-
намику и эффективность рефлексивной регуляции субъектом сво-
его поведения в ситуации фрустрации. По предположению неко-
торых авторов, выраженность тенденций в тесте связана с неста-
бильностью, внутренней конфликтностью демонстрируемого эта-
лона поведения.
При интерпретации результатов применения теста в качест-
ве единственного инструмента исследования следует придержи-
ваться корректного описания динамических характеристик и воз-
держиваться от выводов, претендующих на диагностическую цен-
ность.
Принципы интерпретации тестовых данных одинаковы для
детской и взрослой форм теста С. Розенцвейга. В основе лежит
представление о том, что испытуемый сознательно или бессозна-
тельно идентифицирует себя с изображенным на картинке персо-
нажем и потому в своих ответах выражает особенности собствен-
ного «вербального агрессивного поведения».
Каждая категория и фактор, входящие в суммарный про-
филь, имеют определенное значение, которое вытекает из теоре-
тических представлений о фрустрации, лежащих в основании
конструкции данного теста.
Как правило, в профиле большинства испытуемых в той
или иной степени бывают представлены все факторы. «Полный»
профиль фрустрационных реакций с относительно пропорцио-
нальным распределением значений по факторам и категориям
свидетельствует о способности человека к гибкому, адаптивному
поведению, возможности использовать различные способы пре-
одоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации. На-
против, отсутствие в профиле каких-либо факторов указывает на
то, что соответствующие способы поведения, даже если они по-
тенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях
фрустрации скорее всего не будут реализованы.
Профиль фрустрационных реакций каждого человека инди-
видуален, однако можно выделить общие черты, свойственные
поведению большинства людей во фрустрирующих ситуациях.
Анализ показателей, зафиксированных в профиле фрустра-
ционных реакций, предполагает также сопоставление данных ин-
дивидуального профиля с нормативными значениями. При этом
устанавливается, насколько значение категорий и факторов инди-
видуального профиля соответствуют средним групповым показа-
телям, имеет ли место выход за пределы верхней и нижней гра-
ницы допустимого интервала.
Так, например, если в индивидуальном протоколе отмеча-
ется низкое значение категории Е, нормальное значение I и высо-
кое М (все по сравнению с нормативными данными), то на осно-
вании этого можно заключить, что данный испытуемый в ситуа-
циях фрустрации склонен преуменьшать травмирующие, непри-
ятные аспекты этих ситуаций и тормозить обращенные к окру-
жающим агрессивные проявления там, где другие обычно выра-
жают свои требования в экстрапунитивной манере.
Превышающее нормативы значение экстрапунитивной ка-
тегории Е является показателем повышенных требований, предъявляемых субъектом к окружающим, и может служить одним из
косвенных признаков неадекватной самооценки.
Высокое же значение интропунитивной категории I, напро-
тив, отражает склонность испытуемого предъявлять чрезмерно
завышенные требования к самому себе в плане самообвинения
или принятия на себя повышенной ответственности, что также
рассматривается в качестве показателя неадекватной самооценки,
прежде всего ее снижения.
Категории, характеризующие типы реакций, также анали-
зируются с учетом их содержания и соответствия стандартным
показателям. Категория 0-D (фиксация на препятствии) показыва-
ет, в какой степени субъект склонен в ситуациях фрустрации со-
средоточиваться на имеющемся препятствии. Если оценка 0-D
превышает установленную нормативную границу, то следует по-
лагать, что испытуемый склонен чрезмерно фиксироваться на
препятствии. Очевидно, что повышение оценки 0-D происходит
за счет снижения оценок E-D N-Р, т. е. более активных типов от-
ношения к препятствию. Оценка E-D (фиксация на самозащите) в
интерпретации С. Розенцвейга означает силу или слабость «Я».
Соответственно, повышение показателя E-D характеризует сла-
бую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях
препятствия сосредоточиваться в первую очередь на защите соб-
ственного «Я».
Оценка N-P (фиксация на удовлетворении потребности), со-
гласно С. Розенцвейгу, является признаком адекватного реагиро-
вания на фрустрацию и показывает, в какой степени субъект про-
являет фрустрационную толерантность и способен решать воз-
никшую проблему.
Общая оценка категорий дополняется характеристикой по
отдельным факторам, что позволяет установить вклад каждого из
них в суммарный показатель и более точно описать способы реа-
гирования субъекта в ситуациях препятствия. Повышение (или,
напротив, понижение) оценки по какой-либо категории может
быть связано с завышенным (или, соответственно, заниженным)
значением одного или нескольких составляющих ее факторов.
Например, превышающая норматив оценка экстрапунитивного направления (Е) может быть обусловлена повышением значений
по факторам Е', Е или е, каждый из которых, в соответствии со
своим значением, характеризует определенный способ поведения.
Анализ факторов дает возможность подойти и к рассмотре-
нию относительно «благополучных» профилей, где суммарные
оценки по категориям в целом соответствуют нормативным пока-
зателям, поскольку в отдельных случаях это соответствие может
наблюдаться и при нарушении соотношения между отдельными
факторами.
Как было отмечено выше, в качестве критерия адекватности
поведения в ситуациях фрустрации традиционно принимается
оценка N-P, отражающая направленность испытуемого на реше-
ние проблемы. С целью уточнения и дифференциации этого об-
щего критерия нами была проведена экспертиза ответов на ситуа-
ции детского варианта теста С. Розенцвейга. Эксперты, в роли
которых выступали как взрослые (15 психологов и педагогов), так
и дети (15 школьников), оценивали наиболее распространенные
ответы на ситуации теста по степени конструктивности, т. е. спо-
собности оптимально, адекватно условиям ситуации решать фру-
страционную проблему.
По результатам экспертизы, конструктивными и продук-
тивными признаны следующие типы ответов: самостоятельное
решение ситуаций, подчинение объективным требованиям ситуа-
ции, в том числе требованию взрослого (фактор m), признание
собственной вины за случившееся (фактор I). В целом среди кон-
структивных ответов преобладают интропунитивные реакции ( I)
и реакции типа фиксации на удовлетворении потребности (N-P).
Неконструктивными реакциями признаны: открытое проявление
агрессии, обвинения, враждебность, направленные против других
лиц (фактор Е), сожаление, негодование по поводу возникшего
препятствия без каких-либо попыток устранить помехи (фактор
Е') и в целом – реакции экстрапунитивного направления (Е).Эти
данные позволяют провести более детальную оценку адекватно-
сти, конструктивности поведения ребенка в ситуациях фрустра-
ции.
Основу анализа результатов теста составляет интерпрета-
ция количественных показателей. Однако для диагностических
целей большое значение приобретает учет качественного аспекта
работы испытуемого. В частности, ценную дополнительную ин-
формацию может дать анализ лексики испытуемого, наличие ред-
ких, оригинальных ответов, характерное увеличение или сокра-
щение времени реакции (ответа) на отдельные картинки, замена
первоначального ответа на другой, по мнению испытуемого, бо-
лее правильный, замечания и комментарии по поводу отдельных
ситуаций теста, а также общие особенности поведения во время
тестирования.