1. Понятие и подходы к фрустрации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Несмотря на большое число опубликованных на тему о
фрустрации работ, в этой теме ещё много неясного. Не случайно
даже высказываются сомнения в необходимости концепции фру-
страции, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их
можно объяснить, не прибегая к единой концепции. Существуют
трудности и в понимании самого термина «фрустрация». Если
обратиться к этимологии этого термина, то frustration означает
расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указыва-
ет на какую-то в известном смысле слова травмирующую си-
туацию, при которой терпится неудача. Это понимание фрустра-
ции распространённое, хотя и не всеми принимаемое.
По мнению большинства авторов, фрустрация должна рас-
сматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливо-
сти по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти
трудности.
Жизненные трудности можно разделить на две категории.
Есть трудности вполне преодолимые, хотя для их преодоления
часто требуются огромные усилия.
Другие трудности в жизни относятся к числу непреодоли-
мых, или, осторожно говоря, почти непреодолимых.
Исследователи фрустрации изучают те трудности, которые
действительно являются непреодолимыми препятствиями или
преградами, барьерами, оказывающимися на пути к достижению
цели, решению задачи, удовлетворению потребности.
Вполне понятно, что не все непреодолимые трудности нуж-
но свести к блокирующим намеченное действие.
Есть неясность и в том, к чему относить термин «фрустра-
ция»: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реак-
ции (психическое состояние или отдельные реакции). В литерату-
ре можно встретить и то и другое употребление данного термина.
Было бы целесообразно, подобно тому как различают стресс –
психическое состояние – от стрессора – его возбудителя, анало-
гично различать фрустратор и фрустрацию – внешнюю причину
и ее воздействие на личность. Хотя термин «фрустратор» в литературе малоупотребительный, мы в дальнейшем будем употреблять его, используя термин «фрустрация» – преимущественно
для обозначения провоцируемого фрустратором состояния.
Не претендуя на всеобъемлющий анализ всех имеющихся в
литературе определений фрустрации, приведем два из них, наи-
более известные и часто цитируемые.
Общепризнанный авторитет в области фрустрации С. Ро-
зенцвейг дает следующее определение: «Фрустрация имеет место
в тех случаях, когда организм встречает более или менее непре-
одолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению
какой-либо жизненной потребности» [17].
В работах Н.Д. Левитова фрустрация понимается как со-
стояние человека, выражающееся в характерных особенностях
переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодоли-
мыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возни-
кающими на пути к достижению цели [5].
В психологической литературе имеются попытки возвести
явление фрустрации в ранг совершенно закономерных явлений,
необходимо возникающих в жизнедеятельности организма и лич-
ности. Так, Л. Майер считает, что поведение животного или чело-
века зависит от двух потенциалов.
К первому из них относится «репертуар поведения», опре-
деляемый наследственностью, условиями развития и жизненным
опытом.
Второй потенциал составляют избирательные или отбороч-
ные процессы и механизмы. Они, в свою очередь, подразделяются
на действующие при мотивированной деятельности и возникаю-
щие при фрустрации. Первые функционируют, когда деятель-
ность направлена на достижение цели на основе соответствую-
щих мотивов, одним из которых (весьма важным) является удов-
летворение потребности. В таких случаях поведение – всегда путь
к решению задачи. Совсем другие избирательные процессы и ме-
ханизмы имеют место при фрустрации: в то время как мотивиро-
ванное и целенаправленное поведение отличается вариабельно-
стью, конструктивностью или зрелостью и «упражнением в свободе выбора», нецеленаправленное поведение отличается чертами
деструктивности, ригидности и незрелости.
Термин «фрустрация» долгое время использовался в оби-
ходном языке и, следовательно, применялся для обозначения яв-
лений разного порядка. Процесс превращения его в научный тер-
мин шел несколькими путями.
1. Во-первых, фрустрация принималась как единственная в
своём роде собственная ценность, независимый предмет для изу-
чения. Эта стадия являлась попыткой сконструировать «теорию
фрустрации», которая относительно самостоятельна.
2. Далее имеется попытка обсудить это явление как предпо-
ложительно входящее в сферу некоторой общей теории поведе-
ния (эта процедура предохраняет целостность термина до тех пор,
пока он сохраняет свою определённость).
3. И в конце концов может произойти существенное погло-
щение термина, вероятно, более «базисными» формулировками.
Развитие фрустрационной теории есть прямое хронологиче-
ское соответствие с описанными фазами и, кроме того, третий
подход можно рассматривать как наиболее вероятный. Когда го-
ворится о том, что организм «фрустрирован», имеется в виду, что
под влиянием воздействий окружающей среды в организме про-
исходят определённые изменения, особенно касающиеся его
чувств, т. е. можно говорить о фрустрации как об определённом
психическом состоянии организма.
Интерес к фрустрации как к одной из сложных реально-
жизненных проблем возник в 30-е годы, и особенным толчком к
этому послужила, несомненно, работа Фрейда. Но психологи, ко-
торые занялись этой проблемой, быстро обнаружили, что призна-
ние фрейдовских принципов – одна сторона дела, а использова-
ние их в качестве основы для экспериментальных исследований –
нечто отличное. Однако идеи Фрейда послужили толчком к раз-
витию собственных теорий фрустрации. В 30–40-е годы появи-
лось несколько самостоятельных теорий фрустрации, но все они
разделяли несколько общих положений: идентифицировали
«фрустрацию» как в некоторой мере уникальную тему с её собст-
венными правами, стремились определить термин путём простого ряда операций; основное внимание концентрировалось на пове-
денческих эффектах этого явления.
Так появились «эвристическая» теория Розенцвейга; теория
фрустрационной агрессии (Доллард, Майер, Сирс, Дуб); теория
фрустрационной регрессии (Баркер, Дембо, Левин); теория фик-
сации (Майер).
Несмотря на большое число опубликованных на тему о
фрустрации работ, в этой теме ещё много неясного. Не случайно
даже высказываются сомнения в необходимости концепции фру-
страции, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их
можно объяснить, не прибегая к единой концепции. Существуют
трудности и в понимании самого термина «фрустрация». Если
обратиться к этимологии этого термина, то frustration означает
расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указыва-
ет на какую-то в известном смысле слова травмирующую си-
туацию, при которой терпится неудача. Это понимание фрустра-
ции распространённое, хотя и не всеми принимаемое.
По мнению большинства авторов, фрустрация должна рас-
сматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливо-
сти по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти
трудности.
Жизненные трудности можно разделить на две категории.
Есть трудности вполне преодолимые, хотя для их преодоления
часто требуются огромные усилия.
Другие трудности в жизни относятся к числу непреодоли-
мых, или, осторожно говоря, почти непреодолимых.
Исследователи фрустрации изучают те трудности, которые
действительно являются непреодолимыми препятствиями или
преградами, барьерами, оказывающимися на пути к достижению
цели, решению задачи, удовлетворению потребности.
Вполне понятно, что не все непреодолимые трудности нуж-
но свести к блокирующим намеченное действие.
Есть неясность и в том, к чему относить термин «фрустра-
ция»: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реак-
ции (психическое состояние или отдельные реакции). В литерату-
ре можно встретить и то и другое употребление данного термина.
Было бы целесообразно, подобно тому как различают стресс –
психическое состояние – от стрессора – его возбудителя, анало-
гично различать фрустратор и фрустрацию – внешнюю причину
и ее воздействие на личность. Хотя термин «фрустратор» в литературе малоупотребительный, мы в дальнейшем будем употреблять его, используя термин «фрустрация» – преимущественно
для обозначения провоцируемого фрустратором состояния.
Не претендуя на всеобъемлющий анализ всех имеющихся в
литературе определений фрустрации, приведем два из них, наи-
более известные и часто цитируемые.
Общепризнанный авторитет в области фрустрации С. Ро-
зенцвейг дает следующее определение: «Фрустрация имеет место
в тех случаях, когда организм встречает более или менее непре-
одолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению
какой-либо жизненной потребности» [17].
В работах Н.Д. Левитова фрустрация понимается как со-
стояние человека, выражающееся в характерных особенностях
переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодоли-
мыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возни-
кающими на пути к достижению цели [5].
В психологической литературе имеются попытки возвести
явление фрустрации в ранг совершенно закономерных явлений,
необходимо возникающих в жизнедеятельности организма и лич-
ности. Так, Л. Майер считает, что поведение животного или чело-
века зависит от двух потенциалов.
К первому из них относится «репертуар поведения», опре-
деляемый наследственностью, условиями развития и жизненным
опытом.
Второй потенциал составляют избирательные или отбороч-
ные процессы и механизмы. Они, в свою очередь, подразделяются
на действующие при мотивированной деятельности и возникаю-
щие при фрустрации. Первые функционируют, когда деятель-
ность направлена на достижение цели на основе соответствую-
щих мотивов, одним из которых (весьма важным) является удов-
летворение потребности. В таких случаях поведение – всегда путь
к решению задачи. Совсем другие избирательные процессы и ме-
ханизмы имеют место при фрустрации: в то время как мотивиро-
ванное и целенаправленное поведение отличается вариабельно-
стью, конструктивностью или зрелостью и «упражнением в свободе выбора», нецеленаправленное поведение отличается чертами
деструктивности, ригидности и незрелости.
Термин «фрустрация» долгое время использовался в оби-
ходном языке и, следовательно, применялся для обозначения яв-
лений разного порядка. Процесс превращения его в научный тер-
мин шел несколькими путями.
1. Во-первых, фрустрация принималась как единственная в
своём роде собственная ценность, независимый предмет для изу-
чения. Эта стадия являлась попыткой сконструировать «теорию
фрустрации», которая относительно самостоятельна.
2. Далее имеется попытка обсудить это явление как предпо-
ложительно входящее в сферу некоторой общей теории поведе-
ния (эта процедура предохраняет целостность термина до тех пор,
пока он сохраняет свою определённость).
3. И в конце концов может произойти существенное погло-
щение термина, вероятно, более «базисными» формулировками.
Развитие фрустрационной теории есть прямое хронологиче-
ское соответствие с описанными фазами и, кроме того, третий
подход можно рассматривать как наиболее вероятный. Когда го-
ворится о том, что организм «фрустрирован», имеется в виду, что
под влиянием воздействий окружающей среды в организме про-
исходят определённые изменения, особенно касающиеся его
чувств, т. е. можно говорить о фрустрации как об определённом
психическом состоянии организма.
Интерес к фрустрации как к одной из сложных реально-
жизненных проблем возник в 30-е годы, и особенным толчком к
этому послужила, несомненно, работа Фрейда. Но психологи, ко-
торые занялись этой проблемой, быстро обнаружили, что призна-
ние фрейдовских принципов – одна сторона дела, а использова-
ние их в качестве основы для экспериментальных исследований –
нечто отличное. Однако идеи Фрейда послужили толчком к раз-
витию собственных теорий фрустрации. В 30–40-е годы появи-
лось несколько самостоятельных теорий фрустрации, но все они
разделяли несколько общих положений: идентифицировали
«фрустрацию» как в некоторой мере уникальную тему с её собст-
венными правами, стремились определить термин путём простого ряда операций; основное внимание концентрировалось на пове-
денческих эффектах этого явления.
Так появились «эвристическая» теория Розенцвейга; теория
фрустрационной агрессии (Доллард, Майер, Сирс, Дуб); теория
фрустрационной регрессии (Баркер, Дембо, Левин); теория фик-
сации (Майер).