3.1. Описание теста

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Тест занимает промежуточное место между тестом ассо-

циации слов и тестом тематической апперцепции. ТАТ он напо-

минает тем, что использует картинки в качестве стимульного ма-

териала. Но в отличие от картинок ТАТа, эти рисунки весьма од-

нообразны по характеру и, что является более существенным,

употребляются для того, чтобы получить от субъекта сравнитель-

но более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по

длине, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохра-

няет некоторые объективные преимущества теста ассоциации

слов и в то же время приближается к тем аспектам личности, ко-

торые стремится выявить ТАТ.

Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представ-

ляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На

каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесе-

ния слов, описывающих фрустрации другого индивида или его

собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в

который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика

персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать иден-

тификации этих черт (проективно).

Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две

основные группы.

А. Ситуация препятствия «я» (эго-блокинговые). В этих си-

туациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останав-

ливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым пря-

мым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуаций

этого типа. Например, ситуация 1.

Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).

Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к

ответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8. Напри-

мер, ситуация 2. Между этими двумя типами ситуаций имеется

связь, т.к. ситуация «суперэгоблокинговая» предполагает, что ей

предшествовала ситуация препятствия «я», где фрустратор был

объектом фрустрации. В исключительных случаях субъект может

интерпретировать ситуацию препятствия «сверх я» и обратно.

Испытуемому вручается серия рисунков и даётся следую-

щая инструкция: «Каждый из рисунков состоит из двух или более

человек. Один человек всегда изображен говорящим определён-

ные слова. Вам надо написать в пустом пространстве первый же

пришедший Вам на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отде-

латься шуткой. Действуйте по возможности быстрее».

Оговорка в инструкции относительно юмора возникла не

случайно. Она основана на всём опыте использования этого теста.

Оказалось, что комичные ответы, даваемые некоторыми субъек-

тами, и, возможно, вызываемые карикатурным видом рисунка,

трудно поддаются подсчету. Экспериментальное изучение этого

ограничения в инструкции может оказаться весьма интересным.

Затем показывают испытуемому, как надо давать ответ.

Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчива-

ется, приступают к опросу. Субъекта просят прочесть один за

другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности,

например, интонации голоса, которые позволяют интерпретиро-

вать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или от-

носится к очень редким, экспериментатор должен в процессе оп-

роса уяснить его смысл.

Случается, что субъект плохо понимает ситуацию, хотя в

этом случае само напоминание может быть значимым, опрос по-

зволяет получить новый ответ, после того как субъекту объяснен

смысл ситуации.

Тест занимает промежуточное место между тестом ассо-

циации слов и тестом тематической апперцепции. ТАТ он напо-

минает тем, что использует картинки в качестве стимульного ма-

териала. Но в отличие от картинок ТАТа, эти рисунки весьма од-

нообразны по характеру и, что является более существенным,

употребляются для того, чтобы получить от субъекта сравнитель-

но более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по

длине, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохра-

няет некоторые объективные преимущества теста ассоциации

слов и в то же время приближается к тем аспектам личности, ко-

торые стремится выявить ТАТ.

Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представ-

ляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На

каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесе-

ния слов, описывающих фрустрации другого индивида или его

собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в

который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика

персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать иден-

тификации этих черт (проективно).

Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две

основные группы.

А. Ситуация препятствия «я» (эго-блокинговые). В этих си-

туациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останав-

ливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым пря-

мым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуаций

этого типа. Например, ситуация 1.

Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).

Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к

ответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8. Напри-

мер, ситуация 2. Между этими двумя типами ситуаций имеется

связь, т.к. ситуация «суперэгоблокинговая» предполагает, что ей

предшествовала ситуация препятствия «я», где фрустратор был

объектом фрустрации. В исключительных случаях субъект может

интерпретировать ситуацию препятствия «сверх я» и обратно.

Испытуемому вручается серия рисунков и даётся следую-

щая инструкция: «Каждый из рисунков состоит из двух или более

человек. Один человек всегда изображен говорящим определён-

ные слова. Вам надо написать в пустом пространстве первый же

пришедший Вам на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отде-

латься шуткой. Действуйте по возможности быстрее».

Оговорка в инструкции относительно юмора возникла не

случайно. Она основана на всём опыте использования этого теста.

Оказалось, что комичные ответы, даваемые некоторыми субъек-

тами, и, возможно, вызываемые карикатурным видом рисунка,

трудно поддаются подсчету. Экспериментальное изучение этого

ограничения в инструкции может оказаться весьма интересным.

Затем показывают испытуемому, как надо давать ответ.

Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчива-

ется, приступают к опросу. Субъекта просят прочесть один за

другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности,

например, интонации голоса, которые позволяют интерпретиро-

вать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или от-

носится к очень редким, экспериментатор должен в процессе оп-

роса уяснить его смысл.

Случается, что субъект плохо понимает ситуацию, хотя в

этом случае само напоминание может быть значимым, опрос по-

зволяет получить новый ответ, после того как субъекту объяснен

смысл ситуации.