3.1. Описание теста
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Тест занимает промежуточное место между тестом ассо-
циации слов и тестом тематической апперцепции. ТАТ он напо-
минает тем, что использует картинки в качестве стимульного ма-
териала. Но в отличие от картинок ТАТа, эти рисунки весьма од-
нообразны по характеру и, что является более существенным,
употребляются для того, чтобы получить от субъекта сравнитель-
но более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по
длине, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохра-
няет некоторые объективные преимущества теста ассоциации
слов и в то же время приближается к тем аспектам личности, ко-
торые стремится выявить ТАТ.
Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представ-
ляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На
каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесе-
ния слов, описывающих фрустрации другого индивида или его
собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в
который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика
персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать иден-
тификации этих черт (проективно).
Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две
основные группы.
А. Ситуация препятствия «я» (эго-блокинговые). В этих си-
туациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останав-
ливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым пря-
мым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуаций
этого типа. Например, ситуация 1.
Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).
Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к
ответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8. Напри-
мер, ситуация 2. Между этими двумя типами ситуаций имеется
связь, т.к. ситуация «суперэгоблокинговая» предполагает, что ей
предшествовала ситуация препятствия «я», где фрустратор был
объектом фрустрации. В исключительных случаях субъект может
интерпретировать ситуацию препятствия «сверх я» и обратно.
Испытуемому вручается серия рисунков и даётся следую-
щая инструкция: «Каждый из рисунков состоит из двух или более
человек. Один человек всегда изображен говорящим определён-
ные слова. Вам надо написать в пустом пространстве первый же
пришедший Вам на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отде-
латься шуткой. Действуйте по возможности быстрее».
Оговорка в инструкции относительно юмора возникла не
случайно. Она основана на всём опыте использования этого теста.
Оказалось, что комичные ответы, даваемые некоторыми субъек-
тами, и, возможно, вызываемые карикатурным видом рисунка,
трудно поддаются подсчету. Экспериментальное изучение этого
ограничения в инструкции может оказаться весьма интересным.
Затем показывают испытуемому, как надо давать ответ.
Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчива-
ется, приступают к опросу. Субъекта просят прочесть один за
другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности,
например, интонации голоса, которые позволяют интерпретиро-
вать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или от-
носится к очень редким, экспериментатор должен в процессе оп-
роса уяснить его смысл.
Случается, что субъект плохо понимает ситуацию, хотя в
этом случае само напоминание может быть значимым, опрос по-
зволяет получить новый ответ, после того как субъекту объяснен
смысл ситуации.
Тест занимает промежуточное место между тестом ассо-
циации слов и тестом тематической апперцепции. ТАТ он напо-
минает тем, что использует картинки в качестве стимульного ма-
териала. Но в отличие от картинок ТАТа, эти рисунки весьма од-
нообразны по характеру и, что является более существенным,
употребляются для того, чтобы получить от субъекта сравнитель-
но более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по
длине, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохра-
няет некоторые объективные преимущества теста ассоциации
слов и в то же время приближается к тем аспектам личности, ко-
торые стремится выявить ТАТ.
Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представ-
ляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На
каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесе-
ния слов, описывающих фрустрации другого индивида или его
собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в
который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика
персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать иден-
тификации этих черт (проективно).
Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две
основные группы.
А. Ситуация препятствия «я» (эго-блокинговые). В этих си-
туациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останав-
ливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым пря-
мым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуаций
этого типа. Например, ситуация 1.
Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).
Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к
ответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8. Напри-
мер, ситуация 2. Между этими двумя типами ситуаций имеется
связь, т.к. ситуация «суперэгоблокинговая» предполагает, что ей
предшествовала ситуация препятствия «я», где фрустратор был
объектом фрустрации. В исключительных случаях субъект может
интерпретировать ситуацию препятствия «сверх я» и обратно.
Испытуемому вручается серия рисунков и даётся следую-
щая инструкция: «Каждый из рисунков состоит из двух или более
человек. Один человек всегда изображен говорящим определён-
ные слова. Вам надо написать в пустом пространстве первый же
пришедший Вам на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отде-
латься шуткой. Действуйте по возможности быстрее».
Оговорка в инструкции относительно юмора возникла не
случайно. Она основана на всём опыте использования этого теста.
Оказалось, что комичные ответы, даваемые некоторыми субъек-
тами, и, возможно, вызываемые карикатурным видом рисунка,
трудно поддаются подсчету. Экспериментальное изучение этого
ограничения в инструкции может оказаться весьма интересным.
Затем показывают испытуемому, как надо давать ответ.
Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчива-
ется, приступают к опросу. Субъекта просят прочесть один за
другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности,
например, интонации голоса, которые позволяют интерпретиро-
вать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или от-
носится к очень редким, экспериментатор должен в процессе оп-
роса уяснить его смысл.
Случается, что субъект плохо понимает ситуацию, хотя в
этом случае само напоминание может быть значимым, опрос по-
зволяет получить новый ответ, после того как субъекту объяснен
смысл ситуации.