4.3. Оценка теста и обработка результатов исследования

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

При обработке данных, полученных с помощью детской

версии методики Розенцвейга, используется тот же подход, кото-

рый был предложен для взрослой.

Содержание оценочных факторов в детском варианте удоб-

но проиллюстрировать с помощью ответов на одну из ситуаций

теста, например, ситуации №8: На картинке изображены две де-

вочки, рядом с которыми на полу лежит сломанная кукла. Стоя-

щая слева девочка обращается к другой со словами: «Ты разбила

мою самую красивую куклу!».

Е' – в ответе подчеркивается наличие фрустрирующего об-

стоятельства, препятствия. Данный фактор встречается главным

образом в ситуациях препятствия. Образец высказывания, пере-

дающий основное содержание, идею данного фактора: «Эта си-

туация беспокоит меня» (пример высказывания на ситуацию №8:

«Как жалко! Такая красивая кукла разбилась!»).

Е – обвинения, порицания, враждебность, угрозы и другие

открытые проявления агрессии направлены против другого лица или предмета в окружении. Образец: «Это все надо порицать. Вы

виноваты в том, что произошло», или «Больше не повторяйте ни-

чего подобного» («Ты сама виновата», «А ты сломала мою кук-

лу'»).

E – субъект активно отрицает свою вину за совершенный

проступок. Этот фактор встречается, как правило, в ситуациях

обвинения. Образец: «Я не делал того, в чем вы меня обвиняете»

(«Я не разбивала твоей куклы!»).

е – разрешение фрустрирующей ситуации в подчеркнутой

форме ожидается от другого лица. Образец: «Это вы должны ре-

шить эту проблему» («А ты ее почини»).

I (прим) – несмотря на имеющееся препятствие, фрустри-

рующая ситуация интерпретируется как благоприятная, выгодная,

полезная. Образец: «Эта ситуация, по существу, благо, из нее

можно извлечь выгоду» («Зато теперь тебе купят новую куклу»).

В ответе также может подчеркиваться причастность субъекта к

фрустрации другого лица. Образец: «Мне очень жаль, что ты так

расстроилась из-за этой куклы»).

I – агрессия в форме порицания, осуждения, обвинения об-

ращается субъектом на самого себя. Доминирует чувство вины,

собственной неполноценности, угрызения совести. Образец: «Это

меня надо осуждать, винить за то, что произошло» («Извини, я

больше так не буду»).

I (Вариант I) – субъект признает свою вину, но при этом от-

рицает свою ответственность, ссылаясь на объективные, смяг-

чающие обстоятельства. Фактор встречается обычно в ситуациях

обвинения. Образец: «Да, я виноват, но я сделал это не нарочно, я

не желал зла» («Я нечаянно, я не хотела разбивать»).

i – субъект пытается самостоятельно найти выход из фруст-

рирующей ситуации (по большей части из-за собственного чувст-

ва вины). Образец: «Я беру на себя ответственность за исправле-

ние этой ситуации» («Я ее сейчас починю»).

М' – фрустрирующее действие препятствия сводится к ми-

нимуму, вплоть до полного отрицания ее существования. Обра-

зец: «Эта ситуация не имеет никакого значения и меня практиче-

ски не беспокоит» («Ничего страшного»).

М – ответственность лиц, вовлеченных во фрустрирующую

ситуацию, отвергается, какое-либо осуждение избегается. Обра-

зец: «Никого (ни вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что про-

изошло» («Ладно, такое с каждым может случиться»).

m – выражается надежда, что время или нормальный ход

событий сами собой приведут к решению проблемы, надо только

подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость уст-

ранят фрустрирующую ситуацию. Образец: «Проблема решится

сама собой, стоит лишь немного подождать» или «Давай спокой-

но поговорим, подумаем и положение будет исправлено» («По-

дожди, придет папа и починит тебе куклу»),

ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТА в детском варианте аналогичны

взрослому варианту. К их числу относятся: профиль фрустраци-

онных реакций, показатель GCR, паттерны (образцы) и тенден-

ции. Все они фиксируются в протоколе определенного образца

(см. Оценочный бланк).

Правила их подсчета одинаковы для детской и взрослой

формы методики.

В 1990–91 гг. Е.Е. Даниловой была проведена стандартиза-

ция детского варианта методики Розенцвейга. В обследовании

участвовало 415 школьников общеобразовательных школ г. Мо-

сквы в возрасте 6–13 лет (209 девочек и 206 мальчиков). Данные

получены по четырем возрастным группам: 6–7 лет (100 человек),

8–9 лет (111 человек), 10–11 лет (128 человек) и 12–13 лет (76 че-

ловек). В таблице 2 приведены вычисленные нормативные пока-

затели для категорий теста.

В ней представлены средние по выборке показатели без

учета пола, поскольку для категорий теста ни в одной из возрас-

тных групп не обнаружено достоверных различий между мальчи-

ками и девочками. Характерно, что С. Розенцвейг также отмечал

отсутствие существенных половых различий в результатах тести-

рования.

Т а б л и ц а 5

Нормативные показатели для категорий (в %)

Категории

Возраст Направление реакции Тип реакции

E I M 0–D E–D N–P

6–7 лет

8–9 лет

46,3

43,3

22,1

23,3

31,3

32,9

23,8

23,3

39,6

42,1

35,8

34,2

10–11 лет

12–13 лет

39,2

33,3

24,6

25,8

35,8

40,4

22,9

22,5

41,7

42,3

34,6

34,2

Во всех возрастных группах доминирующим является пря-

мое выражение агрессии, т. е. экстрапунитивные (Е) реакции, за

ними по частоте следуют реакции импунитивного (М) и, наконец,

интропунитивного (I) направления. Среди типов реакций обычно

доминирует самозащитный (E-D), за ним следуют реакции по ти-

пу фиксации на удовлетворении потребности (N-P) и фиксации на

препятствии (0-D). Указывается, что такое соотношение фрустра-

ционных реакций характерно как для детей, так и для взрослых.

По результатам исследования Е.Е. Даниловой зафиксирова-

ны аналогичные пропорции в распределении реакций по направ-

лениям и типам (исключение составляет лишь распределение ре-

акций по направлениям в группе детей 12–13 лет).

Полученные результаты позволяют проследить определен-

ную возрастную динамику в характере фрустрационных реакций

детей. Она наиболее выражена в отношении реакций экстрапуни-

тивного направления: значения этого показателя у детей 6–7 лет и

12–13 лет имеют достоверные различия (р<0,05), т. е. чем младше

дети, тем они более склонны непосредственно и открыто выра-

жать свою агрессию. По данным, приведенным в работе

С. Розенцвейга (1948), прослеживаются сходные возрастные тен-

денции.

Показатель GCR (Group Conformiti Raiting). Данный пока-

затель фиксирует, в какой мере ответы отдельного испытуемого

совпадают с наиболее распространенными (стандартными) отве-

тами на отдельные ситуации теста. Другими словами, он дает

представление о том, насколько поведение испытуемого в ситуациях фрустрации соответствует поведению его сверстников, на-

сколько оно совпадает с теми формами реагирования на фрустра-

цию, которые можно было бы ожидать и которые характерны для

большинства детей его возрастной группы. Значение индекса

GCR традиционно понимается как мера социальной адаптации

субъекта к своему окружению (Roscnzweig S. et al., 1948). Для

подсчета показателя GCR составляется таблица стандартных от-

ветов. Ответ считается стандартным, если он фиксируется в вы-

борке с частотой 40% и выше. Данные по GCR, составленные

С. Розенцвейгом и Е.Е. Даниловой, приведены в таблице 6.

В сравнительной таблице стандартных ответов фиксируют-

ся заметные различия в ответах детей разного возраста на одни и

те же ситуации теста, для ряда ситуаций прослеживается выра-

женная возрастная динамика стандартных ответов. Учитывая это,

мы сочли нецелесообразным объединять данные в единую табли-

цу, как это сделано автором методики.

Величина GCR вычисляется посредством сопоставления

оценок ответов отдельного испытуемого с таблицей стандартных

ответов. Если на какую-либо ситуацию теста испытуемый дает

ответ, идентичный стандартному, такое совпадение засчитывает-

ся как 1 балл. Если для ситуации в таблице приведены две оцен-

ки, то при наличии любой из них или их комбинации в индивиду-

альном протоколе ответу также приписывается 1 балл. Если ответ

испытуемого имеет двойную оценку, но только одна ее часть со-

ответствует стандарту, ответу приписывается 0,5 балла. На осно-

вании этих оценок производится подсчет общего числа баллов

GCR, набранных испытуемым.

Показатель GCR выражается в процентах, за 100 % прини-

мается число ситуаций, для которых получены стандартные отве-

ты. Для детей 6–7 лет таких ситуаций оказалось 10, для детей 8–9

лет – 12, для детей 10–11 лет – 12, для детей 12–13 лет – 15 ситуа-

ций. Так, например, если 7-летний испытуемый набрал 6 баллов,

то процентное значение индивидуального показателя GCR будет

равно 60. Индивидуальные величины GCR сопоставляются с

нормативными показателями (таблица 6).

Т а б л и ц а 6

Сравнительные таблицы GCR

Таблица GCR, полученная

№ Е.Е.Даниловой

кар-

тинки 6–7

лет

8–9

лет

10–11

лет

12–13

лет

Таблица GCR, полученная

С. Розенцвейгом

1

2 Е E/m/ m m Е

3 Е Е; М М

4 е

5

6 Е

7 I I I I I

8 I//i

9 Е

10 M'/E/ М I

11 I//m т

12 Е Е Е Е Е

13 Е Е I

14 М' М' М' М' М'

15 Г Е';М' M' Е';Г

16 Е M'/E/ М' Е;М

17 m m е;т т

18 Е

19 Е Е;1 Е;1 I

20 i i М

21 Е

22 I I I I

23

24 m m m т т \

Т а б л и ц а 7

Средние значения GCR для детей разного возраста

Значения GCR Возрастная группа 6–7 лет 8–9 лет 10–11 лет 12–13 лет

в баллах 6,0 7,5 8,6 10,4

в % 59,9 62,6 71,3 69,2

При обработке данных, полученных с помощью детской

версии методики Розенцвейга, используется тот же подход, кото-

рый был предложен для взрослой.

Содержание оценочных факторов в детском варианте удоб-

но проиллюстрировать с помощью ответов на одну из ситуаций

теста, например, ситуации №8: На картинке изображены две де-

вочки, рядом с которыми на полу лежит сломанная кукла. Стоя-

щая слева девочка обращается к другой со словами: «Ты разбила

мою самую красивую куклу!».

Е' – в ответе подчеркивается наличие фрустрирующего об-

стоятельства, препятствия. Данный фактор встречается главным

образом в ситуациях препятствия. Образец высказывания, пере-

дающий основное содержание, идею данного фактора: «Эта си-

туация беспокоит меня» (пример высказывания на ситуацию №8:

«Как жалко! Такая красивая кукла разбилась!»).

Е – обвинения, порицания, враждебность, угрозы и другие

открытые проявления агрессии направлены против другого лица или предмета в окружении. Образец: «Это все надо порицать. Вы

виноваты в том, что произошло», или «Больше не повторяйте ни-

чего подобного» («Ты сама виновата», «А ты сломала мою кук-

лу'»).

E – субъект активно отрицает свою вину за совершенный

проступок. Этот фактор встречается, как правило, в ситуациях

обвинения. Образец: «Я не делал того, в чем вы меня обвиняете»

(«Я не разбивала твоей куклы!»).

е – разрешение фрустрирующей ситуации в подчеркнутой

форме ожидается от другого лица. Образец: «Это вы должны ре-

шить эту проблему» («А ты ее почини»).

I (прим) – несмотря на имеющееся препятствие, фрустри-

рующая ситуация интерпретируется как благоприятная, выгодная,

полезная. Образец: «Эта ситуация, по существу, благо, из нее

можно извлечь выгоду» («Зато теперь тебе купят новую куклу»).

В ответе также может подчеркиваться причастность субъекта к

фрустрации другого лица. Образец: «Мне очень жаль, что ты так

расстроилась из-за этой куклы»).

I – агрессия в форме порицания, осуждения, обвинения об-

ращается субъектом на самого себя. Доминирует чувство вины,

собственной неполноценности, угрызения совести. Образец: «Это

меня надо осуждать, винить за то, что произошло» («Извини, я

больше так не буду»).

I (Вариант I) – субъект признает свою вину, но при этом от-

рицает свою ответственность, ссылаясь на объективные, смяг-

чающие обстоятельства. Фактор встречается обычно в ситуациях

обвинения. Образец: «Да, я виноват, но я сделал это не нарочно, я

не желал зла» («Я нечаянно, я не хотела разбивать»).

i – субъект пытается самостоятельно найти выход из фруст-

рирующей ситуации (по большей части из-за собственного чувст-

ва вины). Образец: «Я беру на себя ответственность за исправле-

ние этой ситуации» («Я ее сейчас починю»).

М' – фрустрирующее действие препятствия сводится к ми-

нимуму, вплоть до полного отрицания ее существования. Обра-

зец: «Эта ситуация не имеет никакого значения и меня практиче-

ски не беспокоит» («Ничего страшного»).

М – ответственность лиц, вовлеченных во фрустрирующую

ситуацию, отвергается, какое-либо осуждение избегается. Обра-

зец: «Никого (ни вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что про-

изошло» («Ладно, такое с каждым может случиться»).

m – выражается надежда, что время или нормальный ход

событий сами собой приведут к решению проблемы, надо только

подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость уст-

ранят фрустрирующую ситуацию. Образец: «Проблема решится

сама собой, стоит лишь немного подождать» или «Давай спокой-

но поговорим, подумаем и положение будет исправлено» («По-

дожди, придет папа и починит тебе куклу»),

ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТА в детском варианте аналогичны

взрослому варианту. К их числу относятся: профиль фрустраци-

онных реакций, показатель GCR, паттерны (образцы) и тенден-

ции. Все они фиксируются в протоколе определенного образца

(см. Оценочный бланк).

Правила их подсчета одинаковы для детской и взрослой

формы методики.

В 1990–91 гг. Е.Е. Даниловой была проведена стандартиза-

ция детского варианта методики Розенцвейга. В обследовании

участвовало 415 школьников общеобразовательных школ г. Мо-

сквы в возрасте 6–13 лет (209 девочек и 206 мальчиков). Данные

получены по четырем возрастным группам: 6–7 лет (100 человек),

8–9 лет (111 человек), 10–11 лет (128 человек) и 12–13 лет (76 че-

ловек). В таблице 2 приведены вычисленные нормативные пока-

затели для категорий теста.

В ней представлены средние по выборке показатели без

учета пола, поскольку для категорий теста ни в одной из возрас-

тных групп не обнаружено достоверных различий между мальчи-

ками и девочками. Характерно, что С. Розенцвейг также отмечал

отсутствие существенных половых различий в результатах тести-

рования.

Т а б л и ц а 5

Нормативные показатели для категорий (в %)

Категории

Возраст Направление реакции Тип реакции

E I M 0–D E–D N–P

6–7 лет

8–9 лет

46,3

43,3

22,1

23,3

31,3

32,9

23,8

23,3

39,6

42,1

35,8

34,2

10–11 лет

12–13 лет

39,2

33,3

24,6

25,8

35,8

40,4

22,9

22,5

41,7

42,3

34,6

34,2

Во всех возрастных группах доминирующим является пря-

мое выражение агрессии, т. е. экстрапунитивные (Е) реакции, за

ними по частоте следуют реакции импунитивного (М) и, наконец,

интропунитивного (I) направления. Среди типов реакций обычно

доминирует самозащитный (E-D), за ним следуют реакции по ти-

пу фиксации на удовлетворении потребности (N-P) и фиксации на

препятствии (0-D). Указывается, что такое соотношение фрустра-

ционных реакций характерно как для детей, так и для взрослых.

По результатам исследования Е.Е. Даниловой зафиксирова-

ны аналогичные пропорции в распределении реакций по направ-

лениям и типам (исключение составляет лишь распределение ре-

акций по направлениям в группе детей 12–13 лет).

Полученные результаты позволяют проследить определен-

ную возрастную динамику в характере фрустрационных реакций

детей. Она наиболее выражена в отношении реакций экстрапуни-

тивного направления: значения этого показателя у детей 6–7 лет и

12–13 лет имеют достоверные различия (р<0,05), т. е. чем младше

дети, тем они более склонны непосредственно и открыто выра-

жать свою агрессию. По данным, приведенным в работе

С. Розенцвейга (1948), прослеживаются сходные возрастные тен-

денции.

Показатель GCR (Group Conformiti Raiting). Данный пока-

затель фиксирует, в какой мере ответы отдельного испытуемого

совпадают с наиболее распространенными (стандартными) отве-

тами на отдельные ситуации теста. Другими словами, он дает

представление о том, насколько поведение испытуемого в ситуациях фрустрации соответствует поведению его сверстников, на-

сколько оно совпадает с теми формами реагирования на фрустра-

цию, которые можно было бы ожидать и которые характерны для

большинства детей его возрастной группы. Значение индекса

GCR традиционно понимается как мера социальной адаптации

субъекта к своему окружению (Roscnzweig S. et al., 1948). Для

подсчета показателя GCR составляется таблица стандартных от-

ветов. Ответ считается стандартным, если он фиксируется в вы-

борке с частотой 40% и выше. Данные по GCR, составленные

С. Розенцвейгом и Е.Е. Даниловой, приведены в таблице 6.

В сравнительной таблице стандартных ответов фиксируют-

ся заметные различия в ответах детей разного возраста на одни и

те же ситуации теста, для ряда ситуаций прослеживается выра-

женная возрастная динамика стандартных ответов. Учитывая это,

мы сочли нецелесообразным объединять данные в единую табли-

цу, как это сделано автором методики.

Величина GCR вычисляется посредством сопоставления

оценок ответов отдельного испытуемого с таблицей стандартных

ответов. Если на какую-либо ситуацию теста испытуемый дает

ответ, идентичный стандартному, такое совпадение засчитывает-

ся как 1 балл. Если для ситуации в таблице приведены две оцен-

ки, то при наличии любой из них или их комбинации в индивиду-

альном протоколе ответу также приписывается 1 балл. Если ответ

испытуемого имеет двойную оценку, но только одна ее часть со-

ответствует стандарту, ответу приписывается 0,5 балла. На осно-

вании этих оценок производится подсчет общего числа баллов

GCR, набранных испытуемым.

Показатель GCR выражается в процентах, за 100 % прини-

мается число ситуаций, для которых получены стандартные отве-

ты. Для детей 6–7 лет таких ситуаций оказалось 10, для детей 8–9

лет – 12, для детей 10–11 лет – 12, для детей 12–13 лет – 15 ситуа-

ций. Так, например, если 7-летний испытуемый набрал 6 баллов,

то процентное значение индивидуального показателя GCR будет

равно 60. Индивидуальные величины GCR сопоставляются с

нормативными показателями (таблица 6).

Т а б л и ц а 6

Сравнительные таблицы GCR

Таблица GCR, полученная

№ Е.Е.Даниловой

кар-

тинки 6–7

лет

8–9

лет

10–11

лет

12–13

лет

Таблица GCR, полученная

С. Розенцвейгом

1

2 Е E/m/ m m Е

3 Е Е; М М

4 е

5

6 Е

7 I I I I I

8 I//i

9 Е

10 M'/E/ М I

11 I//m т

12 Е Е Е Е Е

13 Е Е I

14 М' М' М' М' М'

15 Г Е';М' M' Е';Г

16 Е M'/E/ М' Е;М

17 m m е;т т

18 Е

19 Е Е;1 Е;1 I

20 i i М

21 Е

22 I I I I

23

24 m m m т т \

Т а б л и ц а 7

Средние значения GCR для детей разного возраста

Значения GCR Возрастная группа 6–7 лет 8–9 лет 10–11 лет 12–13 лет

в баллах 6,0 7,5 8,6 10,4

в % 59,9 62,6 71,3 69,2