2. Теория фрустрации С. Розенцвейга

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Наиболее интересной и завершенной представляется теория

Сола Розенцвейга. В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эври-

стическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую

он намеревался сделать базой для измерений проекции личности.

Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.

В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три

уровня психологической защиты организма.

1. Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологи-

ческая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител

кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против

инфекционных воздействий.

2. Автономный уровень, называемый также уровнем не-

медленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает

защиту организма в целом против общих физических агрессий. В

психологическом плане этот уровень соответствует страху, стра-

данию, ярости, а на физиологическом – биологическим изменени-

ям типа «стресса».

3. Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в

себе защиту личности против психологической агрессии. Это –

уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.

Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг под-

черкивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает

все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. На-

пример, серия психических состояний: страдание, страх, беспо-

койство, – относясь в принципе к трём уровням, на деле пред-

ставляют колебания; страдание относится одновременно к уровням 1 и 2, страх – к 2 и 3, только беспокойство – исключительно к

уровню 3.

Розенцвейг различает два типа фрустрации.

1. Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в

случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою

потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.

2. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием

препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетво-

рению потребности.

Данное уже определение фрустрации относится главным

образом ко вторичной, и именно на ней основано большинство

экспериментальных исследований. Примером вторичной фруст-

рации может служить: субъект, голодая, не может поесть, по-

скольку ему мешает приход посетителя.

Было бы естественно классифицировать реакции фрустра-

ции, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг счи-

тает, что современное отсутствие классификации потребностей не

создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует

больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что

могло бы стать основой классификации.

Рассматривая пресеченные потребности, можно различать

два типа реакций.

1. Реакция продолжения потребности. Она возникает посто-

янно после каждой фрустрации.

2. Реакция защиты «я». Этот тип реакции имеет в виду

судьбу личности в целом; она возникает только в особых случаях

угрозы личности.

В реакции продолжения потребности она имеет целью

удовлетворение этой потребности тем или иным способом. В ре-

акции защиты «я» факты более сложны. Розенцвейг предложил

разделить эти реакции на три группы и сохранил эту классифика-

цию для основы своего теста.

1. Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие). В них

испытуемый агрессивно обвиняет в лишении внешние препятст-

вия и лиц. Эмоции, которые сопровождают эти ответы, – гнев и

возбуждение. В некоторых случаях агрессия сначала скрыта, затем она находит своё косвенное выражение, отвечая механизму

проекции.

2. Ответы интрапунитивные, или самообвиняющие. Чувст-

ва, связанные с ними, – виновность, угрызения совести.

3. Ответы импунитивные. Здесь имеется попытка уклонить-

ся от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рас-

сматривать эту фрустрационную ситуацию примиряющим обра-

зом.

Можно рассматривать реакцию фрустрации с точки зрения

их прямоты. Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фру-

стрирующей ситуацией и остается продолжением начальных по-

требностей. Реакции непрямые, в которых ответ более или менее

заместительный и в максимальном случае символический.

И наконец, можно рассматривать реакции на фрустрации с

точки зрения адекватности реакций. В самом деле, всякая реакция

на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения,

адаптивна. Можно сказать, что реакции адекватны в той мере, в

какой они представляют прогрессивные тенденции личности ско-

рее, чем регрессивные.

В ответах продолжения потребностей можно различить два

крайних типа.

1. Адаптивная персистенция. Поведение продолжается по

прямой линии вопреки препятствиям.

2. Неадаптивная персистенция. Поведение повторяется не-

определенно и глупо.

В ответах защиты «я» также различают два типа.

1. Адаптивный ответ. Ответ существующими обстоятельст-

вами оправдан. Например, индивид не обладает необходимыми

способностями и проваливается в своём предприятии. Если он

обвиняет в провале себя – его ответ адаптивен.

2. Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими

обстоятельствами. Например, индивид обвиняет себя в провале,

который вызван на самом деле ошибками других людей.

Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов.

Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.

• К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необхо-

димых средств для достижения цели или удовлетворения потреб-

ности.

Лишения бывают двух видов – внутренние и внешние. В ка-

честве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда

фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит

ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. При-

мером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся

в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувст-

вует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он на-

столько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаим-

ность.

• Второй тип составляют потери, которые также бывают

двух видов – внутренние и внешние. Примерами внешних потерь

являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом).

В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит сле-

дующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде

заключалась вся его сила (внутренняя потеря).

• Третий тип фрустратора – конфликт: внешний и внутрен-

ний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг при-

водит пример с человеком, который любит женщину, остающую-

ся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек

хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блоки-

руется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь

соблазнил его мать или сестру.

Приведённая типология ситуаций, провоцирующих фруст-

рацию, вызывает большие возражения: в один ряд поставлены

смерь близкого человека и любовные эпизоды, неудачно выделе-

ны конфликты, которые относятся к борьбе мотивов, к состояни-

ям, которые часто не сопровождаются фрустрацией.

Однако, оставив в стороне эти замечания, следует сказать,

что психические состояния при потере, лишении и конфликте

весьма различны. Они далеко не одинаковы и при различных по-

терях, лишениях и конфликтах в зависимости от содержания, си-

лы и значимости их.

Важную роль играют индивидуальные особенности субъек-

та: один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей

совершенно разные реакции.

Активной формой проявления фрустрации является также

уход в отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность.

Наряду со стеническими проявлениями фрустрации суще-

ствуют и астенические реакции – депрессивные состояния. Для

депрессивных состояний типичны чувство печали, сознание не-

уверенности, бессилия, иногда отчаяния. Особой разновидностью

депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы вре-

менного оцепенения.

Регрессия как одна из форм проявления фрустрации – это

возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным

формам поведения, а также понижение под влиянием фрустрато-

ра уровня деятельности.

Выделяя регрессию как универсальное выражение фруст-

рации, не следует отрицать того, что случаи выражения фрустра-

ции в известной примитивности переживаний и поведения суще-

ствуют (при препятствиях, например, слёзы).

Подобно агрессии, регрессия не обязательно является ре-

зультатом фрустрации. Она может возникать и по другим причи-

нам.

Эмоциональность также является одной из типичных форм

фрустрации.

Фрустрация различается не только по своему психологиче-

скому содержанию или направленности, но и по длительности.

Характеризующие формы психического состояния могут быть

краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть про-

должительными настроениями.

Фрустрация как психическое состояние может быть:

1) типичной для характера человека;

2) нетипичной, но выражающей начало возникновения но-

вых черт характера;

3) эпизодической, преходящей (например, агрессия типична

для человека несдержанного, грубого, а депрессия – для человека

неуверенного в себе).

Розенцвейг ввёл в свою концепцию понятие большой важ-

ности: фрустрационную толерантность, или устойчивость к

фрустрирующим ситуациям. Она определяется способностью

индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиоло-

гической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных от-

ветов.

Существуют разные формы толерантности.

1. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать

психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие

фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью

использовать случившееся как жизненный урок, но без любых

сетований на себя.

2. Толерантность может быть выражена в напряжении, уси-

лии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.

3. Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым рав-

нодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скры-

ваемое озлобление или уныние.

В связи с этим встаёт вопрос о воспитании толерантности.

Исторические или ситуационные факторы ведут к фрустрацион-

ной толерантности?

Существует гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет

на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается даль-

нейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других ас-

пектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормаль-

ный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не

приобретает способности разрешить благоприятным способом

проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограниче-

ния, лишения. При этом не нужно смешивать нормальное сопро-

тивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фруст-

рации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное

значение. Можно сказать, что одна из задач психотерапии заклю-

чается в том, чтобы помочь человеку обнаружить прошлый или

настоящий источник фрустрации и обучить, каким образом нуж-

но вести себя по отношению к нему.

Такова в общих чертах теория фрустрации Розенцвейга, на

основе которой был создан тест, описанный впервые в 1944 году под названием тест «рисуночной ассоциации», или «тест фруст-

рационных реакций».

Наиболее интересной и завершенной представляется теория

Сола Розенцвейга. В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эври-

стическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую

он намеревался сделать базой для измерений проекции личности.

Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.

В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три

уровня психологической защиты организма.

1. Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологи-

ческая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител

кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против

инфекционных воздействий.

2. Автономный уровень, называемый также уровнем не-

медленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает

защиту организма в целом против общих физических агрессий. В

психологическом плане этот уровень соответствует страху, стра-

данию, ярости, а на физиологическом – биологическим изменени-

ям типа «стресса».

3. Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в

себе защиту личности против психологической агрессии. Это –

уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.

Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг под-

черкивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает

все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. На-

пример, серия психических состояний: страдание, страх, беспо-

койство, – относясь в принципе к трём уровням, на деле пред-

ставляют колебания; страдание относится одновременно к уровням 1 и 2, страх – к 2 и 3, только беспокойство – исключительно к

уровню 3.

Розенцвейг различает два типа фрустрации.

1. Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в

случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою

потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.

2. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием

препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетво-

рению потребности.

Данное уже определение фрустрации относится главным

образом ко вторичной, и именно на ней основано большинство

экспериментальных исследований. Примером вторичной фруст-

рации может служить: субъект, голодая, не может поесть, по-

скольку ему мешает приход посетителя.

Было бы естественно классифицировать реакции фрустра-

ции, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг счи-

тает, что современное отсутствие классификации потребностей не

создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует

больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что

могло бы стать основой классификации.

Рассматривая пресеченные потребности, можно различать

два типа реакций.

1. Реакция продолжения потребности. Она возникает посто-

янно после каждой фрустрации.

2. Реакция защиты «я». Этот тип реакции имеет в виду

судьбу личности в целом; она возникает только в особых случаях

угрозы личности.

В реакции продолжения потребности она имеет целью

удовлетворение этой потребности тем или иным способом. В ре-

акции защиты «я» факты более сложны. Розенцвейг предложил

разделить эти реакции на три группы и сохранил эту классифика-

цию для основы своего теста.

1. Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие). В них

испытуемый агрессивно обвиняет в лишении внешние препятст-

вия и лиц. Эмоции, которые сопровождают эти ответы, – гнев и

возбуждение. В некоторых случаях агрессия сначала скрыта, затем она находит своё косвенное выражение, отвечая механизму

проекции.

2. Ответы интрапунитивные, или самообвиняющие. Чувст-

ва, связанные с ними, – виновность, угрызения совести.

3. Ответы импунитивные. Здесь имеется попытка уклонить-

ся от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рас-

сматривать эту фрустрационную ситуацию примиряющим обра-

зом.

Можно рассматривать реакцию фрустрации с точки зрения

их прямоты. Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фру-

стрирующей ситуацией и остается продолжением начальных по-

требностей. Реакции непрямые, в которых ответ более или менее

заместительный и в максимальном случае символический.

И наконец, можно рассматривать реакции на фрустрации с

точки зрения адекватности реакций. В самом деле, всякая реакция

на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения,

адаптивна. Можно сказать, что реакции адекватны в той мере, в

какой они представляют прогрессивные тенденции личности ско-

рее, чем регрессивные.

В ответах продолжения потребностей можно различить два

крайних типа.

1. Адаптивная персистенция. Поведение продолжается по

прямой линии вопреки препятствиям.

2. Неадаптивная персистенция. Поведение повторяется не-

определенно и глупо.

В ответах защиты «я» также различают два типа.

1. Адаптивный ответ. Ответ существующими обстоятельст-

вами оправдан. Например, индивид не обладает необходимыми

способностями и проваливается в своём предприятии. Если он

обвиняет в провале себя – его ответ адаптивен.

2. Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими

обстоятельствами. Например, индивид обвиняет себя в провале,

который вызван на самом деле ошибками других людей.

Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов.

Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.

• К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необхо-

димых средств для достижения цели или удовлетворения потреб-

ности.

Лишения бывают двух видов – внутренние и внешние. В ка-

честве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда

фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит

ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. При-

мером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся

в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувст-

вует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он на-

столько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаим-

ность.

• Второй тип составляют потери, которые также бывают

двух видов – внутренние и внешние. Примерами внешних потерь

являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом).

В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит сле-

дующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде

заключалась вся его сила (внутренняя потеря).

• Третий тип фрустратора – конфликт: внешний и внутрен-

ний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг при-

водит пример с человеком, который любит женщину, остающую-

ся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек

хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блоки-

руется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь

соблазнил его мать или сестру.

Приведённая типология ситуаций, провоцирующих фруст-

рацию, вызывает большие возражения: в один ряд поставлены

смерь близкого человека и любовные эпизоды, неудачно выделе-

ны конфликты, которые относятся к борьбе мотивов, к состояни-

ям, которые часто не сопровождаются фрустрацией.

Однако, оставив в стороне эти замечания, следует сказать,

что психические состояния при потере, лишении и конфликте

весьма различны. Они далеко не одинаковы и при различных по-

терях, лишениях и конфликтах в зависимости от содержания, си-

лы и значимости их.

Важную роль играют индивидуальные особенности субъек-

та: один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей

совершенно разные реакции.

Активной формой проявления фрустрации является также

уход в отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность.

Наряду со стеническими проявлениями фрустрации суще-

ствуют и астенические реакции – депрессивные состояния. Для

депрессивных состояний типичны чувство печали, сознание не-

уверенности, бессилия, иногда отчаяния. Особой разновидностью

депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы вре-

менного оцепенения.

Регрессия как одна из форм проявления фрустрации – это

возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным

формам поведения, а также понижение под влиянием фрустрато-

ра уровня деятельности.

Выделяя регрессию как универсальное выражение фруст-

рации, не следует отрицать того, что случаи выражения фрустра-

ции в известной примитивности переживаний и поведения суще-

ствуют (при препятствиях, например, слёзы).

Подобно агрессии, регрессия не обязательно является ре-

зультатом фрустрации. Она может возникать и по другим причи-

нам.

Эмоциональность также является одной из типичных форм

фрустрации.

Фрустрация различается не только по своему психологиче-

скому содержанию или направленности, но и по длительности.

Характеризующие формы психического состояния могут быть

краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть про-

должительными настроениями.

Фрустрация как психическое состояние может быть:

1) типичной для характера человека;

2) нетипичной, но выражающей начало возникновения но-

вых черт характера;

3) эпизодической, преходящей (например, агрессия типична

для человека несдержанного, грубого, а депрессия – для человека

неуверенного в себе).

Розенцвейг ввёл в свою концепцию понятие большой важ-

ности: фрустрационную толерантность, или устойчивость к

фрустрирующим ситуациям. Она определяется способностью

индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиоло-

гической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных от-

ветов.

Существуют разные формы толерантности.

1. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать

психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие

фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью

использовать случившееся как жизненный урок, но без любых

сетований на себя.

2. Толерантность может быть выражена в напряжении, уси-

лии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.

3. Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым рав-

нодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скры-

ваемое озлобление или уныние.

В связи с этим встаёт вопрос о воспитании толерантности.

Исторические или ситуационные факторы ведут к фрустрацион-

ной толерантности?

Существует гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет

на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается даль-

нейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других ас-

пектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормаль-

ный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не

приобретает способности разрешить благоприятным способом

проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограниче-

ния, лишения. При этом не нужно смешивать нормальное сопро-

тивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фруст-

рации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное

значение. Можно сказать, что одна из задач психотерапии заклю-

чается в том, чтобы помочь человеку обнаружить прошлый или

настоящий источник фрустрации и обучить, каким образом нуж-

но вести себя по отношению к нему.

Такова в общих чертах теория фрустрации Розенцвейга, на

основе которой был создан тест, описанный впервые в 1944 году под названием тест «рисуночной ассоциации», или «тест фруст-

рационных реакций».