2. Теория фрустрации С. Розенцвейга
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Наиболее интересной и завершенной представляется теория
Сола Розенцвейга. В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эври-
стическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую
он намеревался сделать базой для измерений проекции личности.
Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.
В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три
уровня психологической защиты организма.
1. Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологи-
ческая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител
кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против
инфекционных воздействий.
2. Автономный уровень, называемый также уровнем не-
медленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает
защиту организма в целом против общих физических агрессий. В
психологическом плане этот уровень соответствует страху, стра-
данию, ярости, а на физиологическом – биологическим изменени-
ям типа «стресса».
3. Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в
себе защиту личности против психологической агрессии. Это –
уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.
Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг под-
черкивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает
все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. На-
пример, серия психических состояний: страдание, страх, беспо-
койство, – относясь в принципе к трём уровням, на деле пред-
ставляют колебания; страдание относится одновременно к уровням 1 и 2, страх – к 2 и 3, только беспокойство – исключительно к
уровню 3.
Розенцвейг различает два типа фрустрации.
1. Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в
случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою
потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.
2. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием
препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетво-
рению потребности.
Данное уже определение фрустрации относится главным
образом ко вторичной, и именно на ней основано большинство
экспериментальных исследований. Примером вторичной фруст-
рации может служить: субъект, голодая, не может поесть, по-
скольку ему мешает приход посетителя.
Было бы естественно классифицировать реакции фрустра-
ции, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг счи-
тает, что современное отсутствие классификации потребностей не
создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует
больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что
могло бы стать основой классификации.
Рассматривая пресеченные потребности, можно различать
два типа реакций.
1. Реакция продолжения потребности. Она возникает посто-
янно после каждой фрустрации.
2. Реакция защиты «я». Этот тип реакции имеет в виду
судьбу личности в целом; она возникает только в особых случаях
угрозы личности.
В реакции продолжения потребности она имеет целью
удовлетворение этой потребности тем или иным способом. В ре-
акции защиты «я» факты более сложны. Розенцвейг предложил
разделить эти реакции на три группы и сохранил эту классифика-
цию для основы своего теста.
1. Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие). В них
испытуемый агрессивно обвиняет в лишении внешние препятст-
вия и лиц. Эмоции, которые сопровождают эти ответы, – гнев и
возбуждение. В некоторых случаях агрессия сначала скрыта, затем она находит своё косвенное выражение, отвечая механизму
проекции.
2. Ответы интрапунитивные, или самообвиняющие. Чувст-
ва, связанные с ними, – виновность, угрызения совести.
3. Ответы импунитивные. Здесь имеется попытка уклонить-
ся от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рас-
сматривать эту фрустрационную ситуацию примиряющим обра-
зом.
Можно рассматривать реакцию фрустрации с точки зрения
их прямоты. Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фру-
стрирующей ситуацией и остается продолжением начальных по-
требностей. Реакции непрямые, в которых ответ более или менее
заместительный и в максимальном случае символический.
И наконец, можно рассматривать реакции на фрустрации с
точки зрения адекватности реакций. В самом деле, всякая реакция
на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения,
адаптивна. Можно сказать, что реакции адекватны в той мере, в
какой они представляют прогрессивные тенденции личности ско-
рее, чем регрессивные.
В ответах продолжения потребностей можно различить два
крайних типа.
1. Адаптивная персистенция. Поведение продолжается по
прямой линии вопреки препятствиям.
2. Неадаптивная персистенция. Поведение повторяется не-
определенно и глупо.
В ответах защиты «я» также различают два типа.
1. Адаптивный ответ. Ответ существующими обстоятельст-
вами оправдан. Например, индивид не обладает необходимыми
способностями и проваливается в своём предприятии. Если он
обвиняет в провале себя – его ответ адаптивен.
2. Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими
обстоятельствами. Например, индивид обвиняет себя в провале,
который вызван на самом деле ошибками других людей.
Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов.
Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.
• К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необхо-
димых средств для достижения цели или удовлетворения потреб-
ности.
Лишения бывают двух видов – внутренние и внешние. В ка-
честве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда
фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит
ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. При-
мером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся
в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувст-
вует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он на-
столько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаим-
ность.
• Второй тип составляют потери, которые также бывают
двух видов – внутренние и внешние. Примерами внешних потерь
являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом).
В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит сле-
дующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде
заключалась вся его сила (внутренняя потеря).
• Третий тип фрустратора – конфликт: внешний и внутрен-
ний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг при-
водит пример с человеком, который любит женщину, остающую-
ся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек
хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блоки-
руется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь
соблазнил его мать или сестру.
Приведённая типология ситуаций, провоцирующих фруст-
рацию, вызывает большие возражения: в один ряд поставлены
смерь близкого человека и любовные эпизоды, неудачно выделе-
ны конфликты, которые относятся к борьбе мотивов, к состояни-
ям, которые часто не сопровождаются фрустрацией.
Однако, оставив в стороне эти замечания, следует сказать,
что психические состояния при потере, лишении и конфликте
весьма различны. Они далеко не одинаковы и при различных по-
терях, лишениях и конфликтах в зависимости от содержания, си-
лы и значимости их.
Важную роль играют индивидуальные особенности субъек-
та: один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей
совершенно разные реакции.
Активной формой проявления фрустрации является также
уход в отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность.
Наряду со стеническими проявлениями фрустрации суще-
ствуют и астенические реакции – депрессивные состояния. Для
депрессивных состояний типичны чувство печали, сознание не-
уверенности, бессилия, иногда отчаяния. Особой разновидностью
депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы вре-
менного оцепенения.
Регрессия как одна из форм проявления фрустрации – это
возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным
формам поведения, а также понижение под влиянием фрустрато-
ра уровня деятельности.
Выделяя регрессию как универсальное выражение фруст-
рации, не следует отрицать того, что случаи выражения фрустра-
ции в известной примитивности переживаний и поведения суще-
ствуют (при препятствиях, например, слёзы).
Подобно агрессии, регрессия не обязательно является ре-
зультатом фрустрации. Она может возникать и по другим причи-
нам.
Эмоциональность также является одной из типичных форм
фрустрации.
Фрустрация различается не только по своему психологиче-
скому содержанию или направленности, но и по длительности.
Характеризующие формы психического состояния могут быть
краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть про-
должительными настроениями.
Фрустрация как психическое состояние может быть:
1) типичной для характера человека;
2) нетипичной, но выражающей начало возникновения но-
вых черт характера;
3) эпизодической, преходящей (например, агрессия типична
для человека несдержанного, грубого, а депрессия – для человека
неуверенного в себе).
Розенцвейг ввёл в свою концепцию понятие большой важ-
ности: фрустрационную толерантность, или устойчивость к
фрустрирующим ситуациям. Она определяется способностью
индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиоло-
гической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных от-
ветов.
Существуют разные формы толерантности.
1. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать
психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие
фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью
использовать случившееся как жизненный урок, но без любых
сетований на себя.
2. Толерантность может быть выражена в напряжении, уси-
лии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.
3. Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым рав-
нодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скры-
ваемое озлобление или уныние.
В связи с этим встаёт вопрос о воспитании толерантности.
Исторические или ситуационные факторы ведут к фрустрацион-
ной толерантности?
Существует гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет
на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается даль-
нейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других ас-
пектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормаль-
ный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не
приобретает способности разрешить благоприятным способом
проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограниче-
ния, лишения. При этом не нужно смешивать нормальное сопро-
тивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фруст-
рации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное
значение. Можно сказать, что одна из задач психотерапии заклю-
чается в том, чтобы помочь человеку обнаружить прошлый или
настоящий источник фрустрации и обучить, каким образом нуж-
но вести себя по отношению к нему.
Такова в общих чертах теория фрустрации Розенцвейга, на
основе которой был создан тест, описанный впервые в 1944 году под названием тест «рисуночной ассоциации», или «тест фруст-
рационных реакций».
Наиболее интересной и завершенной представляется теория
Сола Розенцвейга. В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эври-
стическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую
он намеревался сделать базой для измерений проекции личности.
Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.
В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три
уровня психологической защиты организма.
1. Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологи-
ческая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител
кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против
инфекционных воздействий.
2. Автономный уровень, называемый также уровнем не-
медленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает
защиту организма в целом против общих физических агрессий. В
психологическом плане этот уровень соответствует страху, стра-
данию, ярости, а на физиологическом – биологическим изменени-
ям типа «стресса».
3. Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в
себе защиту личности против психологической агрессии. Это –
уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.
Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг под-
черкивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает
все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. На-
пример, серия психических состояний: страдание, страх, беспо-
койство, – относясь в принципе к трём уровням, на деле пред-
ставляют колебания; страдание относится одновременно к уровням 1 и 2, страх – к 2 и 3, только беспокойство – исключительно к
уровню 3.
Розенцвейг различает два типа фрустрации.
1. Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в
случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою
потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.
2. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием
препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетво-
рению потребности.
Данное уже определение фрустрации относится главным
образом ко вторичной, и именно на ней основано большинство
экспериментальных исследований. Примером вторичной фруст-
рации может служить: субъект, голодая, не может поесть, по-
скольку ему мешает приход посетителя.
Было бы естественно классифицировать реакции фрустра-
ции, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг счи-
тает, что современное отсутствие классификации потребностей не
создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует
больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что
могло бы стать основой классификации.
Рассматривая пресеченные потребности, можно различать
два типа реакций.
1. Реакция продолжения потребности. Она возникает посто-
янно после каждой фрустрации.
2. Реакция защиты «я». Этот тип реакции имеет в виду
судьбу личности в целом; она возникает только в особых случаях
угрозы личности.
В реакции продолжения потребности она имеет целью
удовлетворение этой потребности тем или иным способом. В ре-
акции защиты «я» факты более сложны. Розенцвейг предложил
разделить эти реакции на три группы и сохранил эту классифика-
цию для основы своего теста.
1. Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие). В них
испытуемый агрессивно обвиняет в лишении внешние препятст-
вия и лиц. Эмоции, которые сопровождают эти ответы, – гнев и
возбуждение. В некоторых случаях агрессия сначала скрыта, затем она находит своё косвенное выражение, отвечая механизму
проекции.
2. Ответы интрапунитивные, или самообвиняющие. Чувст-
ва, связанные с ними, – виновность, угрызения совести.
3. Ответы импунитивные. Здесь имеется попытка уклонить-
ся от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рас-
сматривать эту фрустрационную ситуацию примиряющим обра-
зом.
Можно рассматривать реакцию фрустрации с точки зрения
их прямоты. Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фру-
стрирующей ситуацией и остается продолжением начальных по-
требностей. Реакции непрямые, в которых ответ более или менее
заместительный и в максимальном случае символический.
И наконец, можно рассматривать реакции на фрустрации с
точки зрения адекватности реакций. В самом деле, всякая реакция
на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения,
адаптивна. Можно сказать, что реакции адекватны в той мере, в
какой они представляют прогрессивные тенденции личности ско-
рее, чем регрессивные.
В ответах продолжения потребностей можно различить два
крайних типа.
1. Адаптивная персистенция. Поведение продолжается по
прямой линии вопреки препятствиям.
2. Неадаптивная персистенция. Поведение повторяется не-
определенно и глупо.
В ответах защиты «я» также различают два типа.
1. Адаптивный ответ. Ответ существующими обстоятельст-
вами оправдан. Например, индивид не обладает необходимыми
способностями и проваливается в своём предприятии. Если он
обвиняет в провале себя – его ответ адаптивен.
2. Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими
обстоятельствами. Например, индивид обвиняет себя в провале,
который вызван на самом деле ошибками других людей.
Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов.
Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.
• К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необхо-
димых средств для достижения цели или удовлетворения потреб-
ности.
Лишения бывают двух видов – внутренние и внешние. В ка-
честве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда
фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит
ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. При-
мером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся
в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувст-
вует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он на-
столько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаим-
ность.
• Второй тип составляют потери, которые также бывают
двух видов – внутренние и внешние. Примерами внешних потерь
являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом).
В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит сле-
дующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде
заключалась вся его сила (внутренняя потеря).
• Третий тип фрустратора – конфликт: внешний и внутрен-
ний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг при-
водит пример с человеком, который любит женщину, остающую-
ся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек
хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блоки-
руется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь
соблазнил его мать или сестру.
Приведённая типология ситуаций, провоцирующих фруст-
рацию, вызывает большие возражения: в один ряд поставлены
смерь близкого человека и любовные эпизоды, неудачно выделе-
ны конфликты, которые относятся к борьбе мотивов, к состояни-
ям, которые часто не сопровождаются фрустрацией.
Однако, оставив в стороне эти замечания, следует сказать,
что психические состояния при потере, лишении и конфликте
весьма различны. Они далеко не одинаковы и при различных по-
терях, лишениях и конфликтах в зависимости от содержания, си-
лы и значимости их.
Важную роль играют индивидуальные особенности субъек-
та: один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей
совершенно разные реакции.
Активной формой проявления фрустрации является также
уход в отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность.
Наряду со стеническими проявлениями фрустрации суще-
ствуют и астенические реакции – депрессивные состояния. Для
депрессивных состояний типичны чувство печали, сознание не-
уверенности, бессилия, иногда отчаяния. Особой разновидностью
депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы вре-
менного оцепенения.
Регрессия как одна из форм проявления фрустрации – это
возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным
формам поведения, а также понижение под влиянием фрустрато-
ра уровня деятельности.
Выделяя регрессию как универсальное выражение фруст-
рации, не следует отрицать того, что случаи выражения фрустра-
ции в известной примитивности переживаний и поведения суще-
ствуют (при препятствиях, например, слёзы).
Подобно агрессии, регрессия не обязательно является ре-
зультатом фрустрации. Она может возникать и по другим причи-
нам.
Эмоциональность также является одной из типичных форм
фрустрации.
Фрустрация различается не только по своему психологиче-
скому содержанию или направленности, но и по длительности.
Характеризующие формы психического состояния могут быть
краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть про-
должительными настроениями.
Фрустрация как психическое состояние может быть:
1) типичной для характера человека;
2) нетипичной, но выражающей начало возникновения но-
вых черт характера;
3) эпизодической, преходящей (например, агрессия типична
для человека несдержанного, грубого, а депрессия – для человека
неуверенного в себе).
Розенцвейг ввёл в свою концепцию понятие большой важ-
ности: фрустрационную толерантность, или устойчивость к
фрустрирующим ситуациям. Она определяется способностью
индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиоло-
гической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных от-
ветов.
Существуют разные формы толерантности.
1. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать
психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие
фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью
использовать случившееся как жизненный урок, но без любых
сетований на себя.
2. Толерантность может быть выражена в напряжении, уси-
лии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.
3. Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым рав-
нодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скры-
ваемое озлобление или уныние.
В связи с этим встаёт вопрос о воспитании толерантности.
Исторические или ситуационные факторы ведут к фрустрацион-
ной толерантности?
Существует гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет
на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается даль-
нейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других ас-
пектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормаль-
ный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не
приобретает способности разрешить благоприятным способом
проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограниче-
ния, лишения. При этом не нужно смешивать нормальное сопро-
тивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фруст-
рации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное
значение. Можно сказать, что одна из задач психотерапии заклю-
чается в том, чтобы помочь человеку обнаружить прошлый или
настоящий источник фрустрации и обучить, каким образом нуж-
но вести себя по отношению к нему.
Такова в общих чертах теория фрустрации Розенцвейга, на
основе которой был создан тест, описанный впервые в 1944 году под названием тест «рисуночной ассоциации», или «тест фруст-
рационных реакций».