4.6. Конкретные ситуации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88
Ситуация 1
Вы – заместитель начальника отдела, все сотрудники которого – женщины. В силу своего характера или по каким‑то другим причинам вы не нравитесь никому в этом отделе. Руководитель предлагает вам занять отдельный кабинет, но это будет затруднять вашу работу, так как вам необходима информация, поступающая от остальных сотрудников отдела. Как вы поступите?
Ситуация 2
Директор кафе прочитал книгу жалоб и предложений и выяснил следующее:
• посетителей устраивает ассортимент;
• посетители довольны качеством приготовленной пищи;
• им нравится качество обслуживания и вежливость персонала;
• тем не менее посетители не хотели бы прийти в это кафе еще раз в связи с тем, что персонал кафе плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой, и у посетителей создается впечатление, что персонал кафе не любит свою работу, свою организацию.
Какие действия должен предпринять директор заведения для сплочения коллектива, становления благоприятной психологической атмосферы?
Ситуация 3
Коллега, с которым вам приходится тесно сотрудничать, в последнее время находится «не в форме», делая множество ошибок.
Некоторое время вы исправляете ошибки сами. Наконец, вашему терпению наступает предел.
Вы говорите:______________________
Ситуация 4
На сборочном конвейере освободившееся место заняла молодая работница. Она прилагает много сил, чтобы успеть за ритмом работы ее новых подруг, но пока не может трудиться так, как остальные члены бригады, задерживая передачу деталей. Работницы стали нервничать, в бригаде начались ссоры.
Что должен предпринять мастер?
Ситуация 5
Работа с группой
1. Может ли одна и та же группа в одно и то же время относиться к разным типам групп? Аргументируйте свой ответ.
2. Могут ли формировать группу два человека, которые не поддерживают между собой личных контактов, но обмениваются письмами, меморандумами и т. п.?
3. К каким группам вы принадлежите? Что это за группы, к каким типам они принадлежат? Почему вы входите в эти группы? Можете ли вы выйти из них?
4. Можете ли вы назвать шесть групп, в которых вам довелось участвовать и которые прошли в своем развитии определенные этапы? Можете ли вы назвать группу, которая не прошла эти этапы?
5. Всегда ли плохи амбициозность, конфликтность и повышенная эмоциональность? Почему?
6. Определите наиболее явные характеристики группы, членом которой вы являетесь.
7. Предположим, вас назначили руководителем рабочей группы, отличающейся слабой сплоченностью. Что вы станете делать в этой ситуации?
8. По каким признакам вы можете распознать неформального лидера рабочей группы? Сколько таких признаков?
4.7. Контрольные вопросы
1. Что такое производственный коллектив?
2. Каково влияние социально‑демографических факторов (пола, возраста) на формирование трудового коллектива?
3. Что такое количественный состав трудового коллектива и какова его управляемость?
4. Чем определяется социально‑психологический климат в коллективе?
5. На каком методе сбора информации основана социометрия?
6. Что такое социометрическая матрица?
7. Что такое социограмма?
8. По какой формуле рассчитывается коэффициент сплоченности коллектива?
9. Что такое формальный лидер?
10. Что такое неформальный лидер?
11. По каким формулам рассчитываются положительный статус индивида (уровень престижности) и его отрицательный статус?
Ситуация 1
Вы – заместитель начальника отдела, все сотрудники которого – женщины. В силу своего характера или по каким‑то другим причинам вы не нравитесь никому в этом отделе. Руководитель предлагает вам занять отдельный кабинет, но это будет затруднять вашу работу, так как вам необходима информация, поступающая от остальных сотрудников отдела. Как вы поступите?
Ситуация 2
Директор кафе прочитал книгу жалоб и предложений и выяснил следующее:
• посетителей устраивает ассортимент;
• посетители довольны качеством приготовленной пищи;
• им нравится качество обслуживания и вежливость персонала;
• тем не менее посетители не хотели бы прийти в это кафе еще раз в связи с тем, что персонал кафе плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой, и у посетителей создается впечатление, что персонал кафе не любит свою работу, свою организацию.
Какие действия должен предпринять директор заведения для сплочения коллектива, становления благоприятной психологической атмосферы?
Ситуация 3
Коллега, с которым вам приходится тесно сотрудничать, в последнее время находится «не в форме», делая множество ошибок.
Некоторое время вы исправляете ошибки сами. Наконец, вашему терпению наступает предел.
Вы говорите:______________________
Ситуация 4
На сборочном конвейере освободившееся место заняла молодая работница. Она прилагает много сил, чтобы успеть за ритмом работы ее новых подруг, но пока не может трудиться так, как остальные члены бригады, задерживая передачу деталей. Работницы стали нервничать, в бригаде начались ссоры.
Что должен предпринять мастер?
Ситуация 5
Работа с группой
1. Может ли одна и та же группа в одно и то же время относиться к разным типам групп? Аргументируйте свой ответ.
2. Могут ли формировать группу два человека, которые не поддерживают между собой личных контактов, но обмениваются письмами, меморандумами и т. п.?
3. К каким группам вы принадлежите? Что это за группы, к каким типам они принадлежат? Почему вы входите в эти группы? Можете ли вы выйти из них?
4. Можете ли вы назвать шесть групп, в которых вам довелось участвовать и которые прошли в своем развитии определенные этапы? Можете ли вы назвать группу, которая не прошла эти этапы?
5. Всегда ли плохи амбициозность, конфликтность и повышенная эмоциональность? Почему?
6. Определите наиболее явные характеристики группы, членом которой вы являетесь.
7. Предположим, вас назначили руководителем рабочей группы, отличающейся слабой сплоченностью. Что вы станете делать в этой ситуации?
8. По каким признакам вы можете распознать неформального лидера рабочей группы? Сколько таких признаков?
4.7. Контрольные вопросы
1. Что такое производственный коллектив?
2. Каково влияние социально‑демографических факторов (пола, возраста) на формирование трудового коллектива?
3. Что такое количественный состав трудового коллектива и какова его управляемость?
4. Чем определяется социально‑психологический климат в коллективе?
5. На каком методе сбора информации основана социометрия?
6. Что такое социометрическая матрица?
7. Что такое социограмма?
8. По какой формуле рассчитывается коэффициент сплоченности коллектива?
9. Что такое формальный лидер?
10. Что такое неформальный лидер?
11. По каким формулам рассчитываются положительный статус индивида (уровень престижности) и его отрицательный статус?