17.3. Деловая игра «Распределение ролей»
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88
Сформируйте рабочую группу для решения разных категорий задач, предложенных преподавателем, используя методику распределения ролей. Проанализируйте полученный опыт.
Чтобы организовать, а затем и управлять дискуссиями, полезно заранее распределить роли между несколькими их участниками: два человека получают роли людей, находящихся в оппозиции, а третий – промежуточную роль. Таких триад может быть несколько.
Триады ролей, распределяемых на различных этапах обсуждения:
1. Восприятие предмета дискуссии.
Роль: Интегратор.
Действия: воспринимает предмет дискуссии в целом и создает о нем обобщенное представление.
Средства: обобщенная информация, общенаучные понятия и категории, установка на решение проблемы в целом.
Роль: Аналитик.
Действия: воспринимает специальный аспект предмета дискуссии, создает детальное представление об одной его стороне.
Средства: специальные знания, установка на решение общей задачи.
Роль: Системный аналитик.
Действия: те же, что у Интегратора и Аналитика, но используемые в оптимальном соотношении.
Средства: те же, что у Интегратора и Аналитика, но используемые в оптимальном соотношении.
2. Анализ предмета дискуссии.
Роль: футуролог.
Действия: дополняет имеющуюся информацию прогнозами, вводит предмет дискуссии в сценарий будущего, анализирует последствия и значение для будущего.
Средства: интуиция, воображение, методы прогнозирования.
Роль: Историк.
Действия: дополняет имеющуюся информацию ретроспективным анализом, выводит следствия о предмете дискуссии из прошлого, определяет происхождение, преемственность, историческое значение предмета дискуссии.
Средства: знание истории и развития предмета дискуссии.
Роль: Синхронист.
Действия: на основе имеющейся информации создает вневременное представление о предмете дискуссии, описывает его общую структуру.
Средства: функциональный анализ, обобщенное представление о предмете дискуссии, каким он есть, был и будет.
3. Оценка предмета дискуссии.
Роль: Оптимист.
Действия: преувеличенно хвалит и наиболее высоко оценивает предмет дискуссий, склонен к рискованным поспешным действиям и выводам.
Средства: установка преувеличивать все положительное, отсутствие осторожности, приуменьшение риска и опасности.
Роль: Пессимист.
Действия: осторожен в оценках предмета дискуссии, не склонен рисковать и спешить с окончательными выводами, оценивает новые идеи наиболее низко.
Средства: установка преувеличивать все отрицательное, склонность к чрезвычайной осторожности.
Роль: Реалист.
Действия: реалистическая оценка всех составляющих предмета дискуссии, взвешивание риска.
Средства: установки, позволяющие не впадать в крайние оценки, владение способами, позволяющими компенсировать возможные отрицательные откровения.
4. Принятие решения.
Роль: Критик.
Действия: суммирует недостатки предмета дискуссии и формулирует решение «против» новой идеи, выдвигает обвинение.
Средства: вывод из анализа недостатков, их причин и следствий.
Роль: Защитник.
Действия: суммирует достоинства и формулирует решение «за» новую идею, отклоняет обвинения.
Средства: вывод из анализа достоинств, их причин и следствий.
Роль: Судья.
Действия: суммирует достоинства и недостатки, по возможности компенсирует недостатки достоинствами и выносит решение.
Средства: способы совмещения структур достоинств и недостатков.
1. С какими трудностями может столкнуться руководитель при внедрении методики распределения ролей?
2. Какие стратегии борьбы с деструктивными конфликтами можно выработать?
17.4. Конкретные ситуации
Ситуация 1
В вашей команде появился неформальный лидер, не согласный с проводимой вами политикой и вашими действиями. Из‑за этого коллектив начал распадаться на две группировки. Чтобы предотвратить негативные последствия такой ситуации, вы приглашаете неформального лидера на встречу.
Вы говорите:_____________
Ситуация 2
На предприятие пришел молодой директор (35 лет), который хорошо ориентируется в современной рыночной ситуации. Он достаточно быстро вникает в суть дела. Его заместитель – человек, проработавший всю жизнь на этом предприятии (ему 50 лет), снискавший уважение работников. Довольно часто он саботирует действия директора, срывая выполняемые договоры и принося тем самым убытки предприятию. Но делает это так, чтобы нельзя было указать на него как на виновного. Директор случайно узнает об этом. Как ему поступить?
Ситуация 3
У вас дружная команда в организации, но вы принимаете двух работников, которые необходимы фирме на данном этапе развития и которые оказываются непримиримыми друг к другу, начиная «делить власть». Коллектив распадается на ваших глазах.
Вы вызываете обоих и говорите:______________
Ситуация 4
Рабочий – активный общественник. Общественные дела часто отвлекают его от работы. Товарищи по бригаде откровенно выражают недовольство. Им приходится часто выполнять большой объем работы, а при распределении премии делить ее на равные доли.
Как вы оцениваете ситуацию? Какие меры или действия предполагаете осуществить?
17.5. Контрольные вопросы
1. Что такое команда менеджера?
2. Как распределяются роли в команде?
3. На каких принципах формируется команда менеджера?
4. Какие функции выполняет лидер в команде?
5. Каковы основные характеристики команды менеджера?
Сформируйте рабочую группу для решения разных категорий задач, предложенных преподавателем, используя методику распределения ролей. Проанализируйте полученный опыт.
Чтобы организовать, а затем и управлять дискуссиями, полезно заранее распределить роли между несколькими их участниками: два человека получают роли людей, находящихся в оппозиции, а третий – промежуточную роль. Таких триад может быть несколько.
Триады ролей, распределяемых на различных этапах обсуждения:
1. Восприятие предмета дискуссии.
Роль: Интегратор.
Действия: воспринимает предмет дискуссии в целом и создает о нем обобщенное представление.
Средства: обобщенная информация, общенаучные понятия и категории, установка на решение проблемы в целом.
Роль: Аналитик.
Действия: воспринимает специальный аспект предмета дискуссии, создает детальное представление об одной его стороне.
Средства: специальные знания, установка на решение общей задачи.
Роль: Системный аналитик.
Действия: те же, что у Интегратора и Аналитика, но используемые в оптимальном соотношении.
Средства: те же, что у Интегратора и Аналитика, но используемые в оптимальном соотношении.
2. Анализ предмета дискуссии.
Роль: футуролог.
Действия: дополняет имеющуюся информацию прогнозами, вводит предмет дискуссии в сценарий будущего, анализирует последствия и значение для будущего.
Средства: интуиция, воображение, методы прогнозирования.
Роль: Историк.
Действия: дополняет имеющуюся информацию ретроспективным анализом, выводит следствия о предмете дискуссии из прошлого, определяет происхождение, преемственность, историческое значение предмета дискуссии.
Средства: знание истории и развития предмета дискуссии.
Роль: Синхронист.
Действия: на основе имеющейся информации создает вневременное представление о предмете дискуссии, описывает его общую структуру.
Средства: функциональный анализ, обобщенное представление о предмете дискуссии, каким он есть, был и будет.
3. Оценка предмета дискуссии.
Роль: Оптимист.
Действия: преувеличенно хвалит и наиболее высоко оценивает предмет дискуссий, склонен к рискованным поспешным действиям и выводам.
Средства: установка преувеличивать все положительное, отсутствие осторожности, приуменьшение риска и опасности.
Роль: Пессимист.
Действия: осторожен в оценках предмета дискуссии, не склонен рисковать и спешить с окончательными выводами, оценивает новые идеи наиболее низко.
Средства: установка преувеличивать все отрицательное, склонность к чрезвычайной осторожности.
Роль: Реалист.
Действия: реалистическая оценка всех составляющих предмета дискуссии, взвешивание риска.
Средства: установки, позволяющие не впадать в крайние оценки, владение способами, позволяющими компенсировать возможные отрицательные откровения.
4. Принятие решения.
Роль: Критик.
Действия: суммирует недостатки предмета дискуссии и формулирует решение «против» новой идеи, выдвигает обвинение.
Средства: вывод из анализа недостатков, их причин и следствий.
Роль: Защитник.
Действия: суммирует достоинства и формулирует решение «за» новую идею, отклоняет обвинения.
Средства: вывод из анализа достоинств, их причин и следствий.
Роль: Судья.
Действия: суммирует достоинства и недостатки, по возможности компенсирует недостатки достоинствами и выносит решение.
Средства: способы совмещения структур достоинств и недостатков.
1. С какими трудностями может столкнуться руководитель при внедрении методики распределения ролей?
2. Какие стратегии борьбы с деструктивными конфликтами можно выработать?
17.4. Конкретные ситуации
Ситуация 1
В вашей команде появился неформальный лидер, не согласный с проводимой вами политикой и вашими действиями. Из‑за этого коллектив начал распадаться на две группировки. Чтобы предотвратить негативные последствия такой ситуации, вы приглашаете неформального лидера на встречу.
Вы говорите:_____________
Ситуация 2
На предприятие пришел молодой директор (35 лет), который хорошо ориентируется в современной рыночной ситуации. Он достаточно быстро вникает в суть дела. Его заместитель – человек, проработавший всю жизнь на этом предприятии (ему 50 лет), снискавший уважение работников. Довольно часто он саботирует действия директора, срывая выполняемые договоры и принося тем самым убытки предприятию. Но делает это так, чтобы нельзя было указать на него как на виновного. Директор случайно узнает об этом. Как ему поступить?
Ситуация 3
У вас дружная команда в организации, но вы принимаете двух работников, которые необходимы фирме на данном этапе развития и которые оказываются непримиримыми друг к другу, начиная «делить власть». Коллектив распадается на ваших глазах.
Вы вызываете обоих и говорите:______________
Ситуация 4
Рабочий – активный общественник. Общественные дела часто отвлекают его от работы. Товарищи по бригаде откровенно выражают недовольство. Им приходится часто выполнять большой объем работы, а при распределении премии делить ее на равные доли.
Как вы оцениваете ситуацию? Какие меры или действия предполагаете осуществить?
17.5. Контрольные вопросы
1. Что такое команда менеджера?
2. Как распределяются роли в команде?
3. На каких принципах формируется команда менеджера?
4. Какие функции выполняет лидер в команде?
5. Каковы основные характеристики команды менеджера?