11.5. Тест «Владеете ли вы аудиторией?»
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88
Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями, но всех выступающих можно разделить на две группы.
Представители первой группы подчиняют аудиторию себе. Они учитывают ее непосредственную реакцию, но предпочитают держать «бразды» правления в своих руках, не допускают вольностей в поведении и речи. Назовем этот стиль публичного выступления «авторитарным».
Принадлежащие ко второй группе в известной мере сами подчиняются аудитории, располагают более разнообразным выбором вариантов общения, ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую, «личностную» манеру общения. Назовем этот стиль публичного выступления «демократическим».
Оба стиля имеют свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может сделать выступающего нечувствительным к интересам слушателей, а стремление во всем следовать настроению аудитории – привести к потере авторитета. Вы должны сами выбрать нужный тип общения в зависимости от своего темперамента, характера, индивидуальных качеств.
Но неплохо все же знать, к какой категории вы относитесь, дабы избежать крайностей. Вы можете определить это, ответив «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?
2. Ощущаете ли вы после выступления резкое падение работоспособности?
3. Волнуетесь ли перед выступлением настолько, что должны «преодолеть» себя?
4. Всегда ли одинаково вы начинаете выступление?
5. Приходите ли задолго до начала выступления?
6. Нужно ли вам несколько минут, чтобы установить контакт с аудиторией и завладеть ее вниманием?
7. Придерживаетесь ли вы намеченного плана?
8. Предпочитаете ли вы двигаться во время выступления?
9. Отвечаете ли на записки с вопросами по ходу их поступления, не группируя их?
10. Любите ли вы пошутить во время выступления?
11.6. Ключи и результаты тестов
Ключ к тесту 11.1«Определение причин трудностей в общении с подчиненными»
Если вы ответили положительно хотя бы на три вопроса, то не исключено, что некоторые черты вашего характера весьма болезненно воспринимаются окружающими.
Если вы дали шесть положительных ответов, то весьма вероятно, что ваши отношения с коллегами несколько напряженнее, чем вам хотелось бы.
О большем числе ответов «да» нечего и говорить.
Ключ к тесту 11.2 «Умеете ли вы влиять на других?»
Подсчитайте набранное вами количество баллов, воспользовавшись приведенной таблицей.
35–65 баллов. Вы обладаете великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить их, управлять ими, наставлять на путь истинный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что‑то для других, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой стиль отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
30 баллов и менее. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и ход вашей жизни должен быть вполне предсказуем.
Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанным, не достигая из‑за этого желанной цели и даже оказываясь и неправильно понятым.
Ключ к тесту 11.3 «Выявление ориентации руководителя на задание и на людей»
1. Выделите ответы на вопросы 8, 11, 15, 16, 17, 27, 31.
2. В выделенных ответах придайте значение 1 выделенным ответам Р – «редко» или Н – «никогда».
3. Придайте значение 1 ответам на неназванные в п. 1 вопросы, на которые вы ответили В – «всегда» и Ч – «часто».
4. Выделите те ответы со значением 1, которые вы дали на вопросы 3, 5, 7, 9, 16, 17, 20, 21, 23, 25, 27, 29, 31.
5. Подсчитайте выделенные единицы – это количество очков показывает степень вашей направленности на людей.
Подсчитайте теперь количество невыделенных единиц – это отражает степень вашей направленности на дело.
6. Изобразите графически прямой угол. На одном его луче отложите количество очков, показывающее вашу направленность на людей, на другом – вашу направленность на дело. На биссектрисе угла определите равнодействующую. Она будет характеризовать вашу ориентацию на результат, способность обеспечить определенные уровень производства и трудовую мораль.
Ключ к тесту 11.4 «Умеете ли вы вести деловые совещания?»
Оценки означают:
а) нет, так не бывает – 1;
б) нет, как правило, так не бывает – 2;
в) не знаю – 3;
г) да, как правило, так бывает – 4;
д) да, так бывает всегда.
Суммируйте баллы, поставленные вами против утверждений: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 28, и обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100). Для получения суммы В прибавляйте баллы к утверждениям 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28. Эта величина также должна находиться в интервале от 20 до 100.
Результаты этого теста показывают, является ли ваше поведение на совещаниях дипломатическим или авторитарным.
Если сумма А не менее чем на 10 баллов превышает сумму В, то вы хороший дипломат. У вас есть стремление учитывать мнение других и согласовывать свои идеи с идеями других сотрудников. При этом неизбежны компромиссы, зато сотрудники убеждаются в том, что и они внесли вклад в принятие решения, что их сотрудничество вам как руководителю небезразлично. У всех появляется желание «тянуть в одну сторону».
Если сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно. При таком авторитарном стиле ведения совещаний руководитель уверенно держит бразды правления, генерирует множество предложений, сообщает новую информацию, формулирует свое мнение категорично, не допуская возражений, не добивается всеобщего согласия, не ищет поддержки.
Если же обе суммы различаются менее чем 10 баллами, то ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе, – она может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от обстоятельств.
Психологи подтверждают, что оба стиля поведения – дипломатичный и авторитарный – могут привести к успеху. Однако авторитарное ведение совещания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с его участниками придется работать и дальше. В противном случае в дальнейшем вам не поможет никакая дипломатия.
Ключ к тесту 11.5 «Владеете ли вы аудиторией?»
Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит, вы владеете индивидуальным стилем публичного выступления.
Положительные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и отрицательные на вопросы 2, 3, 8, 10 свидетельствуют о том, что вы предпочитаете авторитарный стиль, и наоборот, отрицательные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и положительные на вопросы 2, 3, 8, 10 свидетельствуют о том, что вы предпочитаете демократический стиль. Если вы ответили «нет» на вопросы 2, 3 и 5, значит, у вас сильный тип нервной системы. Ответ «нет» на вопросы 1, 4, 6, 10 свидетельствует о подвижности ваших эмоций.
Если вы предпочитаете авторитарный стиль, то не пытайтесь копировать манеру общения, характерную для демократического стиля, – ничего не получится! Вы должны предварительно проработать свою тему так, чтобы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку, составить подробный конспект, даже если не собираетесь им пользоваться. Совет руководителям, предпочитающим демократический стиль: максимально контролируйте свое поведение, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.
Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями, но всех выступающих можно разделить на две группы.
Представители первой группы подчиняют аудиторию себе. Они учитывают ее непосредственную реакцию, но предпочитают держать «бразды» правления в своих руках, не допускают вольностей в поведении и речи. Назовем этот стиль публичного выступления «авторитарным».
Принадлежащие ко второй группе в известной мере сами подчиняются аудитории, располагают более разнообразным выбором вариантов общения, ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую, «личностную» манеру общения. Назовем этот стиль публичного выступления «демократическим».
Оба стиля имеют свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может сделать выступающего нечувствительным к интересам слушателей, а стремление во всем следовать настроению аудитории – привести к потере авторитета. Вы должны сами выбрать нужный тип общения в зависимости от своего темперамента, характера, индивидуальных качеств.
Но неплохо все же знать, к какой категории вы относитесь, дабы избежать крайностей. Вы можете определить это, ответив «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?
2. Ощущаете ли вы после выступления резкое падение работоспособности?
3. Волнуетесь ли перед выступлением настолько, что должны «преодолеть» себя?
4. Всегда ли одинаково вы начинаете выступление?
5. Приходите ли задолго до начала выступления?
6. Нужно ли вам несколько минут, чтобы установить контакт с аудиторией и завладеть ее вниманием?
7. Придерживаетесь ли вы намеченного плана?
8. Предпочитаете ли вы двигаться во время выступления?
9. Отвечаете ли на записки с вопросами по ходу их поступления, не группируя их?
10. Любите ли вы пошутить во время выступления?
11.6. Ключи и результаты тестов
Ключ к тесту 11.1«Определение причин трудностей в общении с подчиненными»
Если вы ответили положительно хотя бы на три вопроса, то не исключено, что некоторые черты вашего характера весьма болезненно воспринимаются окружающими.
Если вы дали шесть положительных ответов, то весьма вероятно, что ваши отношения с коллегами несколько напряженнее, чем вам хотелось бы.
О большем числе ответов «да» нечего и говорить.
Ключ к тесту 11.2 «Умеете ли вы влиять на других?»
Подсчитайте набранное вами количество баллов, воспользовавшись приведенной таблицей.
35–65 баллов. Вы обладаете великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить их, управлять ими, наставлять на путь истинный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что‑то для других, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой стиль отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
30 баллов и менее. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и ход вашей жизни должен быть вполне предсказуем.
Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанным, не достигая из‑за этого желанной цели и даже оказываясь и неправильно понятым.
Ключ к тесту 11.3 «Выявление ориентации руководителя на задание и на людей»
1. Выделите ответы на вопросы 8, 11, 15, 16, 17, 27, 31.
2. В выделенных ответах придайте значение 1 выделенным ответам Р – «редко» или Н – «никогда».
3. Придайте значение 1 ответам на неназванные в п. 1 вопросы, на которые вы ответили В – «всегда» и Ч – «часто».
4. Выделите те ответы со значением 1, которые вы дали на вопросы 3, 5, 7, 9, 16, 17, 20, 21, 23, 25, 27, 29, 31.
5. Подсчитайте выделенные единицы – это количество очков показывает степень вашей направленности на людей.
Подсчитайте теперь количество невыделенных единиц – это отражает степень вашей направленности на дело.
6. Изобразите графически прямой угол. На одном его луче отложите количество очков, показывающее вашу направленность на людей, на другом – вашу направленность на дело. На биссектрисе угла определите равнодействующую. Она будет характеризовать вашу ориентацию на результат, способность обеспечить определенные уровень производства и трудовую мораль.
Ключ к тесту 11.4 «Умеете ли вы вести деловые совещания?»
Оценки означают:
а) нет, так не бывает – 1;
б) нет, как правило, так не бывает – 2;
в) не знаю – 3;
г) да, как правило, так бывает – 4;
д) да, так бывает всегда.
Суммируйте баллы, поставленные вами против утверждений: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 28, и обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100). Для получения суммы В прибавляйте баллы к утверждениям 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28. Эта величина также должна находиться в интервале от 20 до 100.
Результаты этого теста показывают, является ли ваше поведение на совещаниях дипломатическим или авторитарным.
Если сумма А не менее чем на 10 баллов превышает сумму В, то вы хороший дипломат. У вас есть стремление учитывать мнение других и согласовывать свои идеи с идеями других сотрудников. При этом неизбежны компромиссы, зато сотрудники убеждаются в том, что и они внесли вклад в принятие решения, что их сотрудничество вам как руководителю небезразлично. У всех появляется желание «тянуть в одну сторону».
Если сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно. При таком авторитарном стиле ведения совещаний руководитель уверенно держит бразды правления, генерирует множество предложений, сообщает новую информацию, формулирует свое мнение категорично, не допуская возражений, не добивается всеобщего согласия, не ищет поддержки.
Если же обе суммы различаются менее чем 10 баллами, то ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе, – она может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от обстоятельств.
Психологи подтверждают, что оба стиля поведения – дипломатичный и авторитарный – могут привести к успеху. Однако авторитарное ведение совещания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с его участниками придется работать и дальше. В противном случае в дальнейшем вам не поможет никакая дипломатия.
Ключ к тесту 11.5 «Владеете ли вы аудиторией?»
Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит, вы владеете индивидуальным стилем публичного выступления.
Положительные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и отрицательные на вопросы 2, 3, 8, 10 свидетельствуют о том, что вы предпочитаете авторитарный стиль, и наоборот, отрицательные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и положительные на вопросы 2, 3, 8, 10 свидетельствуют о том, что вы предпочитаете демократический стиль. Если вы ответили «нет» на вопросы 2, 3 и 5, значит, у вас сильный тип нервной системы. Ответ «нет» на вопросы 1, 4, 6, 10 свидетельствует о подвижности ваших эмоций.
Если вы предпочитаете авторитарный стиль, то не пытайтесь копировать манеру общения, характерную для демократического стиля, – ничего не получится! Вы должны предварительно проработать свою тему так, чтобы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку, составить подробный конспект, даже если не собираетесь им пользоваться. Совет руководителям, предпочитающим демократический стиль: максимально контролируйте свое поведение, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.