25. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Концентрация производства – это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг.

Концентрация выражается в создании и развитии крупных предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда.

Концентрация на каждом предприятии оптимизируется с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, в каких формах развивается этот процесс.

Концентрация на предприятии может развиваться в следующих формах:

– увеличение производства однородной продукции (на специализированных предприятиях);

– увеличение производства разнородной продукции (на универсальных предприятиях);

– развитие концентрации на основе комбинирования производства (на предприятиях типа комбинатов);

– развитие концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма концентрации может осуществляться как на основе перечисленных выше форм, так и за счет расширения профиля деятельности предприятия.

Концентрация производства может быть достигнута:

– при увеличении количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

– применении машин, оборудования и агрегатов с большей единичной мощностью;

– одновременном увеличении количества машин и оборудования как прежнего технического уровня, так и более прогрессивного;

– развитии комбинирования взаимосвязанныхпроизводств.

Экономические преимущества концентрации производства следующие:

– концентрация производства является обязательной предпосылкой развития научно-технического прогресса;

– в условиях концентрации производства, как правило, растет производительность труда;

– в условиях концентрации производства наиболее эффективно используются высокопроизводительные машины и оборудование;

– в крупном производстве существует большая возможность для внедрения прогрессивных технологий, а также имеют место большие возможности для организации ресурсосберегающего производства;

– при увеличении объемов производства за счет сокращения удельного веса условно-постоянных расходов происходит непропорционально меньший рост издержек, вследствие чего увеличивается рентабельность высококонцентрированного производства. Недостатками высококонцентрированных предприятий являются следующие: возможность увеличения транспортных расходов на доставку сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки; необходимость привлечения значительных инвестиций для сооружения крупных предприятий; продолжительный срок их строительства и освоения проектных мощностей; неизбежное усложнение процесса управления при возрастании масштабов предприятия; повышение нагрузки на окружающую природную среду вследствие значительного увеличения выбросов и сбросов; возможность монополизации производства определенных видов продукции.

Концентрация производства не может быть единственным путем развития предприятий. Для каждой отрасли необходимо искать свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и малых предприятий.

Концентрация производства – это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг.

Концентрация выражается в создании и развитии крупных предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда.

Концентрация на каждом предприятии оптимизируется с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, в каких формах развивается этот процесс.

Концентрация на предприятии может развиваться в следующих формах:

– увеличение производства однородной продукции (на специализированных предприятиях);

– увеличение производства разнородной продукции (на универсальных предприятиях);

– развитие концентрации на основе комбинирования производства (на предприятиях типа комбинатов);

– развитие концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма концентрации может осуществляться как на основе перечисленных выше форм, так и за счет расширения профиля деятельности предприятия.

Концентрация производства может быть достигнута:

– при увеличении количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

– применении машин, оборудования и агрегатов с большей единичной мощностью;

– одновременном увеличении количества машин и оборудования как прежнего технического уровня, так и более прогрессивного;

– развитии комбинирования взаимосвязанныхпроизводств.

Экономические преимущества концентрации производства следующие:

– концентрация производства является обязательной предпосылкой развития научно-технического прогресса;

– в условиях концентрации производства, как правило, растет производительность труда;

– в условиях концентрации производства наиболее эффективно используются высокопроизводительные машины и оборудование;

– в крупном производстве существует большая возможность для внедрения прогрессивных технологий, а также имеют место большие возможности для организации ресурсосберегающего производства;

– при увеличении объемов производства за счет сокращения удельного веса условно-постоянных расходов происходит непропорционально меньший рост издержек, вследствие чего увеличивается рентабельность высококонцентрированного производства. Недостатками высококонцентрированных предприятий являются следующие: возможность увеличения транспортных расходов на доставку сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки; необходимость привлечения значительных инвестиций для сооружения крупных предприятий; продолжительный срок их строительства и освоения проектных мощностей; неизбежное усложнение процесса управления при возрастании масштабов предприятия; повышение нагрузки на окружающую природную среду вследствие значительного увеличения выбросов и сбросов; возможность монополизации производства определенных видов продукции.

Концентрация производства не может быть единственным путем развития предприятий. Для каждой отрасли необходимо искать свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и малых предприятий.