25. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Концентрация производства – это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг.
Концентрация выражается в создании и развитии крупных предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда.
Концентрация на каждом предприятии оптимизируется с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, в каких формах развивается этот процесс.
Концентрация на предприятии может развиваться в следующих формах:
– увеличение производства однородной продукции (на специализированных предприятиях);
– увеличение производства разнородной продукции (на универсальных предприятиях);
– развитие концентрации на основе комбинирования производства (на предприятиях типа комбинатов);
– развитие концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма концентрации может осуществляться как на основе перечисленных выше форм, так и за счет расширения профиля деятельности предприятия.
Концентрация производства может быть достигнута:
– при увеличении количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
– применении машин, оборудования и агрегатов с большей единичной мощностью;
– одновременном увеличении количества машин и оборудования как прежнего технического уровня, так и более прогрессивного;
– развитии комбинирования взаимосвязанныхпроизводств.
Экономические преимущества концентрации производства следующие:
– концентрация производства является обязательной предпосылкой развития научно-технического прогресса;
– в условиях концентрации производства, как правило, растет производительность труда;
– в условиях концентрации производства наиболее эффективно используются высокопроизводительные машины и оборудование;
– в крупном производстве существует большая возможность для внедрения прогрессивных технологий, а также имеют место большие возможности для организации ресурсосберегающего производства;
– при увеличении объемов производства за счет сокращения удельного веса условно-постоянных расходов происходит непропорционально меньший рост издержек, вследствие чего увеличивается рентабельность высококонцентрированного производства. Недостатками высококонцентрированных предприятий являются следующие: возможность увеличения транспортных расходов на доставку сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки; необходимость привлечения значительных инвестиций для сооружения крупных предприятий; продолжительный срок их строительства и освоения проектных мощностей; неизбежное усложнение процесса управления при возрастании масштабов предприятия; повышение нагрузки на окружающую природную среду вследствие значительного увеличения выбросов и сбросов; возможность монополизации производства определенных видов продукции.
Концентрация производства не может быть единственным путем развития предприятий. Для каждой отрасли необходимо искать свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и малых предприятий.
Концентрация производства – это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг.
Концентрация выражается в создании и развитии крупных предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда.
Концентрация на каждом предприятии оптимизируется с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, в каких формах развивается этот процесс.
Концентрация на предприятии может развиваться в следующих формах:
– увеличение производства однородной продукции (на специализированных предприятиях);
– увеличение производства разнородной продукции (на универсальных предприятиях);
– развитие концентрации на основе комбинирования производства (на предприятиях типа комбинатов);
– развитие концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма концентрации может осуществляться как на основе перечисленных выше форм, так и за счет расширения профиля деятельности предприятия.
Концентрация производства может быть достигнута:
– при увеличении количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
– применении машин, оборудования и агрегатов с большей единичной мощностью;
– одновременном увеличении количества машин и оборудования как прежнего технического уровня, так и более прогрессивного;
– развитии комбинирования взаимосвязанныхпроизводств.
Экономические преимущества концентрации производства следующие:
– концентрация производства является обязательной предпосылкой развития научно-технического прогресса;
– в условиях концентрации производства, как правило, растет производительность труда;
– в условиях концентрации производства наиболее эффективно используются высокопроизводительные машины и оборудование;
– в крупном производстве существует большая возможность для внедрения прогрессивных технологий, а также имеют место большие возможности для организации ресурсосберегающего производства;
– при увеличении объемов производства за счет сокращения удельного веса условно-постоянных расходов происходит непропорционально меньший рост издержек, вследствие чего увеличивается рентабельность высококонцентрированного производства. Недостатками высококонцентрированных предприятий являются следующие: возможность увеличения транспортных расходов на доставку сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки; необходимость привлечения значительных инвестиций для сооружения крупных предприятий; продолжительный срок их строительства и освоения проектных мощностей; неизбежное усложнение процесса управления при возрастании масштабов предприятия; повышение нагрузки на окружающую природную среду вследствие значительного увеличения выбросов и сбросов; возможность монополизации производства определенных видов продукции.
Концентрация производства не может быть единственным путем развития предприятий. Для каждой отрасли необходимо искать свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и малых предприятий.