38. НОРМИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Норма оборотных средств на сырье и материалы складывается из следующих элементов:

– времени пребывания оплаченных предприятием материальных ценностей в пути (транспортный запас);

– времени, необходимого для выгрузки, доставки материала на предприятие, приемки и складирования;

– времени для подготовки материалов к производству;

– времени пребывания материалов в составе текущего и страхового запасов.

Транспортный запас включает в себя пребывание материалов в пути с момента оплаты счета поставщика до прибытия груза на склад потребителя.

В течение определенного периода времени материальные ценности изъяты из сферы производства: поставщик отправил их потребителю и уже не может ими воспользоваться, а покупатель еще не получил их и не может их употребить для целей производства продукции.

На время отвлечения материальных ценностей из сферы производства требуются оборотные средства и для поставщика, и для потребителя. Для поставщика – на время от отгрузки до оплаты покупателем, а для потребителя – с момента оплаты до поступления материалов на склад покупателя.

Отгрузка сырья и материалов поставщиком приводит к одновременному движению материальных ценностей различными видами транспорта (материало-оборот) и платежных документов (документооборот), причем движение материальных ценностей и платежных документов по времени может не совпадать, что чаще всего и бывает.

Возможны следующие варианты:

– предприятие получает платежные документы, оплачивает стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, а материальные ценности еще не поступили. В этом случае предприятию требуется определенная сумма оборотных средств, чтобы оплатить материальные ценности, которые еще какое-то время будут находиться в пути;

– платежные документы и материальные ценности прибывают одновременно;

– материальные ценности прибывают раньше, чем платежные документы.

Во втором и третьем случаях предприятию не требуется оборотных средств для оплаты материалов в пути.

Размер транспортного запаса рассчитывается с учетом стоимости материальных ценностей, находящихся в пути, и однодневного расхода материалов, рассчитанного на основе фактических данных.

Второй элемент нормы оборотных средств по сырью, материалам и покупным изделиям – время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки и складирования этих материальных ценностей.

Это время может определяться методом технического нормирования с использованием хронометража. Указанная норма зависит от особенностей материально-технического обеспечения, организации погрузоч-но-разгрузочных работ, вида материалов и т. п.

Наибольшую трудность представляет расчет текущих запасов сырья материалов. Текущие запасы являются основной частью нормы оборотных средств. Текущий (складской) запас – это постоянный запас материалов, полностью подготовленных к запуску в производство. Его назначение – обеспечение бесперебойной производственной деятельности предприятия, а величина его зависит от частоты поставок данного вида сырья и материалов.

Норма оборотных средств на сырье и материалы складывается из следующих элементов:

– времени пребывания оплаченных предприятием материальных ценностей в пути (транспортный запас);

– времени, необходимого для выгрузки, доставки материала на предприятие, приемки и складирования;

– времени для подготовки материалов к производству;

– времени пребывания материалов в составе текущего и страхового запасов.

Транспортный запас включает в себя пребывание материалов в пути с момента оплаты счета поставщика до прибытия груза на склад потребителя.

В течение определенного периода времени материальные ценности изъяты из сферы производства: поставщик отправил их потребителю и уже не может ими воспользоваться, а покупатель еще не получил их и не может их употребить для целей производства продукции.

На время отвлечения материальных ценностей из сферы производства требуются оборотные средства и для поставщика, и для потребителя. Для поставщика – на время от отгрузки до оплаты покупателем, а для потребителя – с момента оплаты до поступления материалов на склад покупателя.

Отгрузка сырья и материалов поставщиком приводит к одновременному движению материальных ценностей различными видами транспорта (материало-оборот) и платежных документов (документооборот), причем движение материальных ценностей и платежных документов по времени может не совпадать, что чаще всего и бывает.

Возможны следующие варианты:

– предприятие получает платежные документы, оплачивает стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, а материальные ценности еще не поступили. В этом случае предприятию требуется определенная сумма оборотных средств, чтобы оплатить материальные ценности, которые еще какое-то время будут находиться в пути;

– платежные документы и материальные ценности прибывают одновременно;

– материальные ценности прибывают раньше, чем платежные документы.

Во втором и третьем случаях предприятию не требуется оборотных средств для оплаты материалов в пути.

Размер транспортного запаса рассчитывается с учетом стоимости материальных ценностей, находящихся в пути, и однодневного расхода материалов, рассчитанного на основе фактических данных.

Второй элемент нормы оборотных средств по сырью, материалам и покупным изделиям – время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки и складирования этих материальных ценностей.

Это время может определяться методом технического нормирования с использованием хронометража. Указанная норма зависит от особенностей материально-технического обеспечения, организации погрузоч-но-разгрузочных работ, вида материалов и т. п.

Наибольшую трудность представляет расчет текущих запасов сырья материалов. Текущие запасы являются основной частью нормы оборотных средств. Текущий (складской) запас – это постоянный запас материалов, полностью подготовленных к запуску в производство. Его назначение – обеспечение бесперебойной производственной деятельности предприятия, а величина его зависит от частоты поставок данного вида сырья и материалов.