38. НОРМИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Норма оборотных средств на сырье и материалы складывается из следующих элементов:
– времени пребывания оплаченных предприятием материальных ценностей в пути (транспортный запас);
– времени, необходимого для выгрузки, доставки материала на предприятие, приемки и складирования;
– времени для подготовки материалов к производству;
– времени пребывания материалов в составе текущего и страхового запасов.
Транспортный запас включает в себя пребывание материалов в пути с момента оплаты счета поставщика до прибытия груза на склад потребителя.
В течение определенного периода времени материальные ценности изъяты из сферы производства: поставщик отправил их потребителю и уже не может ими воспользоваться, а покупатель еще не получил их и не может их употребить для целей производства продукции.
На время отвлечения материальных ценностей из сферы производства требуются оборотные средства и для поставщика, и для потребителя. Для поставщика – на время от отгрузки до оплаты покупателем, а для потребителя – с момента оплаты до поступления материалов на склад покупателя.
Отгрузка сырья и материалов поставщиком приводит к одновременному движению материальных ценностей различными видами транспорта (материало-оборот) и платежных документов (документооборот), причем движение материальных ценностей и платежных документов по времени может не совпадать, что чаще всего и бывает.
Возможны следующие варианты:
– предприятие получает платежные документы, оплачивает стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, а материальные ценности еще не поступили. В этом случае предприятию требуется определенная сумма оборотных средств, чтобы оплатить материальные ценности, которые еще какое-то время будут находиться в пути;
– платежные документы и материальные ценности прибывают одновременно;
– материальные ценности прибывают раньше, чем платежные документы.
Во втором и третьем случаях предприятию не требуется оборотных средств для оплаты материалов в пути.
Размер транспортного запаса рассчитывается с учетом стоимости материальных ценностей, находящихся в пути, и однодневного расхода материалов, рассчитанного на основе фактических данных.
Второй элемент нормы оборотных средств по сырью, материалам и покупным изделиям – время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки и складирования этих материальных ценностей.
Это время может определяться методом технического нормирования с использованием хронометража. Указанная норма зависит от особенностей материально-технического обеспечения, организации погрузоч-но-разгрузочных работ, вида материалов и т. п.
Наибольшую трудность представляет расчет текущих запасов сырья материалов. Текущие запасы являются основной частью нормы оборотных средств. Текущий (складской) запас – это постоянный запас материалов, полностью подготовленных к запуску в производство. Его назначение – обеспечение бесперебойной производственной деятельности предприятия, а величина его зависит от частоты поставок данного вида сырья и материалов.
Норма оборотных средств на сырье и материалы складывается из следующих элементов:
– времени пребывания оплаченных предприятием материальных ценностей в пути (транспортный запас);
– времени, необходимого для выгрузки, доставки материала на предприятие, приемки и складирования;
– времени для подготовки материалов к производству;
– времени пребывания материалов в составе текущего и страхового запасов.
Транспортный запас включает в себя пребывание материалов в пути с момента оплаты счета поставщика до прибытия груза на склад потребителя.
В течение определенного периода времени материальные ценности изъяты из сферы производства: поставщик отправил их потребителю и уже не может ими воспользоваться, а покупатель еще не получил их и не может их употребить для целей производства продукции.
На время отвлечения материальных ценностей из сферы производства требуются оборотные средства и для поставщика, и для потребителя. Для поставщика – на время от отгрузки до оплаты покупателем, а для потребителя – с момента оплаты до поступления материалов на склад покупателя.
Отгрузка сырья и материалов поставщиком приводит к одновременному движению материальных ценностей различными видами транспорта (материало-оборот) и платежных документов (документооборот), причем движение материальных ценностей и платежных документов по времени может не совпадать, что чаще всего и бывает.
Возможны следующие варианты:
– предприятие получает платежные документы, оплачивает стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, а материальные ценности еще не поступили. В этом случае предприятию требуется определенная сумма оборотных средств, чтобы оплатить материальные ценности, которые еще какое-то время будут находиться в пути;
– платежные документы и материальные ценности прибывают одновременно;
– материальные ценности прибывают раньше, чем платежные документы.
Во втором и третьем случаях предприятию не требуется оборотных средств для оплаты материалов в пути.
Размер транспортного запаса рассчитывается с учетом стоимости материальных ценностей, находящихся в пути, и однодневного расхода материалов, рассчитанного на основе фактических данных.
Второй элемент нормы оборотных средств по сырью, материалам и покупным изделиям – время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки и складирования этих материальных ценностей.
Это время может определяться методом технического нормирования с использованием хронометража. Указанная норма зависит от особенностей материально-технического обеспечения, организации погрузоч-но-разгрузочных работ, вида материалов и т. п.
Наибольшую трудность представляет расчет текущих запасов сырья материалов. Текущие запасы являются основной частью нормы оборотных средств. Текущий (складской) запас – это постоянный запас материалов, полностью подготовленных к запуску в производство. Его назначение – обеспечение бесперебойной производственной деятельности предприятия, а величина его зависит от частоты поставок данного вида сырья и материалов.