56. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Основной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.

Прибыль – экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими затратами, разница между доходами и расходами. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Для предприятия прибыль является основным источником пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, финансирования социальной сферы и т. д.

Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет следующие функции:

– характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

– является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

– является источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.

В условиях коммерческого расчета прибыль предприятия выступает не только в качестве главного результата (основного показателя, критерия оценки) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и источника его развития, финансирования инновационных и инвестиционных проектов, удовлетворения других потребностей, включая и материальные, как членов данного трудового коллектива и собственника, так и общества в целом. Поэтому главным в системе ее распределения должно быть сочетание интересов субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обусловливает основные принципы ее распределения: первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства), максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного производства, использование ее на материальное стимулирование работающих, направление на развитие непроизводственной сферы.

В странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Налогооблагаемая прибыль представляет собой валовую прибыль, за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль.

Чистая прибыль – это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов.

Чистая прибыль предприятия используется на собственные хозяйственные цели. Чистая прибыль – это единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

В условиях рыночных отношений каждое предприятие стремится к увеличению объема прибыли, который позволил бы ему прочно удерживать позиции на рынке сбыта своей продукции и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. К мероприятиям по увеличению прибыли можно отнести: увеличение выпуска продукции; увеличение качества продукции; продажу излишнего оборудования и другого имущества или сдачу его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, рабочей силы и рабочего времени; расширение рынка сбыта и др.

Основной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.

Прибыль – экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими затратами, разница между доходами и расходами. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Для предприятия прибыль является основным источником пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, финансирования социальной сферы и т. д.

Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет следующие функции:

– характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

– является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

– является источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.

В условиях коммерческого расчета прибыль предприятия выступает не только в качестве главного результата (основного показателя, критерия оценки) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и источника его развития, финансирования инновационных и инвестиционных проектов, удовлетворения других потребностей, включая и материальные, как членов данного трудового коллектива и собственника, так и общества в целом. Поэтому главным в системе ее распределения должно быть сочетание интересов субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обусловливает основные принципы ее распределения: первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства), максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного производства, использование ее на материальное стимулирование работающих, направление на развитие непроизводственной сферы.

В странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Налогооблагаемая прибыль представляет собой валовую прибыль, за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль.

Чистая прибыль – это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов.

Чистая прибыль предприятия используется на собственные хозяйственные цели. Чистая прибыль – это единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

В условиях рыночных отношений каждое предприятие стремится к увеличению объема прибыли, который позволил бы ему прочно удерживать позиции на рынке сбыта своей продукции и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. К мероприятиям по увеличению прибыли можно отнести: увеличение выпуска продукции; увеличение качества продукции; продажу излишнего оборудования и другого имущества или сдачу его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, рабочей силы и рабочего времени; расширение рынка сбыта и др.