6.4. Стратегический стоимостный анализ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 

Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании — ее ценовая позиция по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников, иначе они рискуют потерять конкурентную позицию. Различия в издержках соперников могут вызваться:

— разницей цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т. д.

— разницей в базовых технологиях, возрасте оборудования,

— разницей во внутренних себестоимостях из-за различных размеров производственных единиц, кумулятивного эффекта выпуска, уровней производительности, различных налоговых условиях, уровней организации производства и т. д.

— разницей в чувствительности к инфляции и изменениям курсов валют,

— разницей в транспортных расходах,

— разницей затрат в каналах распределения.

Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину стоимости от сырья до цены конечных потребителей (табл.6.2). Эта таблица показывает, что имеется три главных области в цепи действия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения, передовые части каналов распределения, собственно внутренняя деятельность компании. Если фирма теряет конкурентоспособность в задней или передней частях цепи, она может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности.

Таблица 6.2

Стоимостная цепь в отраслевом разрезе действий

Когда стоимостные пробелы лежат в основном в задней части цепи, фирма может использовать шесть стратегических действий:

— добиваться более благоприятных цен у поставщиков,

— работать с поставщиками с целью снижения их издержек,

— предпринять интеграцию назад для контроля над материальными затратами,

— попытаться использовать более дешевые заменители,

— найти новые источники снабжения с приемлемыми ценами,

— попытаться уменьшить разницу путем экономии в других частях цепи.

В случае, если это характерно для передней части цепи, возможны три корректирующие воздействия:

— использовать более привлекательные формы для участников каналов распространения,

— изменить экономическую стратегию, включая возможность передней интеграции,

— попытаться скомпенсировать разницу снижением издержек в других частях цепи.

Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних областях цепи целесообразно рассмотреть возможность следующих действий:

— ревизия внутренних статей бюджета;

— попытка поднять производительность труда рабочих и дорогостоящего оборудования;

— исследование, не будет ли выгоднее выполнение некоторых технологических процессов на стороне, чем самой фирмой;

— инвестирование ресурсосберегающих технологических улучшений;

— рассмотрение вызывающих опасения компонентов стоимости как объектов новых инвестиций в производство и оборудование;

— модификация продукции с целью снижения ее стоимости;

— балансировка больших внутренних издержек экономией в передней и задней частях цепи.

Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании — ее ценовая позиция по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников, иначе они рискуют потерять конкурентную позицию. Различия в издержках соперников могут вызваться:

— разницей цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т. д.

— разницей в базовых технологиях, возрасте оборудования,

— разницей во внутренних себестоимостях из-за различных размеров производственных единиц, кумулятивного эффекта выпуска, уровней производительности, различных налоговых условиях, уровней организации производства и т. д.

— разницей в чувствительности к инфляции и изменениям курсов валют,

— разницей в транспортных расходах,

— разницей затрат в каналах распределения.

Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину стоимости от сырья до цены конечных потребителей (табл.6.2). Эта таблица показывает, что имеется три главных области в цепи действия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения, передовые части каналов распределения, собственно внутренняя деятельность компании. Если фирма теряет конкурентоспособность в задней или передней частях цепи, она может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности.

Таблица 6.2

Стоимостная цепь в отраслевом разрезе действий

Когда стоимостные пробелы лежат в основном в задней части цепи, фирма может использовать шесть стратегических действий:

— добиваться более благоприятных цен у поставщиков,

— работать с поставщиками с целью снижения их издержек,

— предпринять интеграцию назад для контроля над материальными затратами,

— попытаться использовать более дешевые заменители,

— найти новые источники снабжения с приемлемыми ценами,

— попытаться уменьшить разницу путем экономии в других частях цепи.

В случае, если это характерно для передней части цепи, возможны три корректирующие воздействия:

— использовать более привлекательные формы для участников каналов распространения,

— изменить экономическую стратегию, включая возможность передней интеграции,

— попытаться скомпенсировать разницу снижением издержек в других частях цепи.

Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних областях цепи целесообразно рассмотреть возможность следующих действий:

— ревизия внутренних статей бюджета;

— попытка поднять производительность труда рабочих и дорогостоящего оборудования;

— исследование, не будет ли выгоднее выполнение некоторых технологических процессов на стороне, чем самой фирмой;

— инвестирование ресурсосберегающих технологических улучшений;

— рассмотрение вызывающих опасения компонентов стоимости как объектов новых инвестиций в производство и оборудование;

— модификация продукции с целью снижения ее стоимости;

— балансировка больших внутренних издержек экономией в передней и задней частях цепи.