6.4. Стратегический стоимостный анализ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании — ее ценовая позиция по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников, иначе они рискуют потерять конкурентную позицию. Различия в издержках соперников могут вызваться:
— разницей цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т. д.
— разницей в базовых технологиях, возрасте оборудования,
— разницей во внутренних себестоимостях из-за различных размеров производственных единиц, кумулятивного эффекта выпуска, уровней производительности, различных налоговых условиях, уровней организации производства и т. д.
— разницей в чувствительности к инфляции и изменениям курсов валют,
— разницей в транспортных расходах,
— разницей затрат в каналах распределения.
Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину стоимости от сырья до цены конечных потребителей (табл.6.2). Эта таблица показывает, что имеется три главных области в цепи действия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения, передовые части каналов распределения, собственно внутренняя деятельность компании. Если фирма теряет конкурентоспособность в задней или передней частях цепи, она может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности.
Таблица 6.2
Стоимостная цепь в отраслевом разрезе действий
Когда стоимостные пробелы лежат в основном в задней части цепи, фирма может использовать шесть стратегических действий:
— добиваться более благоприятных цен у поставщиков,
— работать с поставщиками с целью снижения их издержек,
— предпринять интеграцию назад для контроля над материальными затратами,
— попытаться использовать более дешевые заменители,
— найти новые источники снабжения с приемлемыми ценами,
— попытаться уменьшить разницу путем экономии в других частях цепи.
В случае, если это характерно для передней части цепи, возможны три корректирующие воздействия:
— использовать более привлекательные формы для участников каналов распространения,
— изменить экономическую стратегию, включая возможность передней интеграции,
— попытаться скомпенсировать разницу снижением издержек в других частях цепи.
Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних областях цепи целесообразно рассмотреть возможность следующих действий:
— ревизия внутренних статей бюджета;
— попытка поднять производительность труда рабочих и дорогостоящего оборудования;
— исследование, не будет ли выгоднее выполнение некоторых технологических процессов на стороне, чем самой фирмой;
— инвестирование ресурсосберегающих технологических улучшений;
— рассмотрение вызывающих опасения компонентов стоимости как объектов новых инвестиций в производство и оборудование;
— модификация продукции с целью снижения ее стоимости;
— балансировка больших внутренних издержек экономией в передней и задней частях цепи.
Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании — ее ценовая позиция по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников, иначе они рискуют потерять конкурентную позицию. Различия в издержках соперников могут вызваться:
— разницей цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т. д.
— разницей в базовых технологиях, возрасте оборудования,
— разницей во внутренних себестоимостях из-за различных размеров производственных единиц, кумулятивного эффекта выпуска, уровней производительности, различных налоговых условиях, уровней организации производства и т. д.
— разницей в чувствительности к инфляции и изменениям курсов валют,
— разницей в транспортных расходах,
— разницей затрат в каналах распределения.
Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину стоимости от сырья до цены конечных потребителей (табл.6.2). Эта таблица показывает, что имеется три главных области в цепи действия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения, передовые части каналов распределения, собственно внутренняя деятельность компании. Если фирма теряет конкурентоспособность в задней или передней частях цепи, она может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности.
Таблица 6.2
Стоимостная цепь в отраслевом разрезе действий
Когда стоимостные пробелы лежат в основном в задней части цепи, фирма может использовать шесть стратегических действий:
— добиваться более благоприятных цен у поставщиков,
— работать с поставщиками с целью снижения их издержек,
— предпринять интеграцию назад для контроля над материальными затратами,
— попытаться использовать более дешевые заменители,
— найти новые источники снабжения с приемлемыми ценами,
— попытаться уменьшить разницу путем экономии в других частях цепи.
В случае, если это характерно для передней части цепи, возможны три корректирующие воздействия:
— использовать более привлекательные формы для участников каналов распространения,
— изменить экономическую стратегию, включая возможность передней интеграции,
— попытаться скомпенсировать разницу снижением издержек в других частях цепи.
Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних областях цепи целесообразно рассмотреть возможность следующих действий:
— ревизия внутренних статей бюджета;
— попытка поднять производительность труда рабочих и дорогостоящего оборудования;
— исследование, не будет ли выгоднее выполнение некоторых технологических процессов на стороне, чем самой фирмой;
— инвестирование ресурсосберегающих технологических улучшений;
— рассмотрение вызывающих опасения компонентов стоимости как объектов новых инвестиций в производство и оборудование;
— модификация продукции с целью снижения ее стоимости;
— балансировка больших внутренних издержек экономией в передней и задней частях цепи.