9.5. Стратегия входа на рынок
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Можно рассматривать следующие основные стратегии входа в новую сферу бизнеса:
— приобретение;
— новое внутреннее предприятие;
— совместное предпринимательство.
Приобретать можно развитую компанию с оборудованием, персоналом. Новое внутреннее предприятие начинается с полного отсутствия чего-либо (зданий, оборудования, персонала, каналов распространения), иначе говоря, «с чистого листа». Выбор той или иной стратегии зависит от ряда факторов:
— барьеров входа (они зависят от степени продуктовой дифференциации, стоимостных преимуществ и возможностей экономии на масштабе производства; чем они существеннее, тем более выгодным становится приобретение);
— степени связи нового бизнеса с существующими в компании (чем она больше, тем ниже барьеры входа);
— скорости окупаемости капиталовложений (здесь приобретение может оказаться более выгодным);
— риска, присущего конкретной модели входа;
— факторов, связанных с жизненным циклом отрасли.
В целом, новое внутреннее предприятие может быть более приемлемым при следующих условиях:
— отрасль находится в стадиях зарождения или роста;
— входные барьеры низки;
— новая СЗХ тесно связана с существующим бизнесом компании;
— компания согласна получить добавочные заботы по возврату инвестиций и риску.
Приобретение будет более приемлемым:
— при отрасли, находящейся в стадии зрелости;
— высоких барьерах входа;
— несвязанности нового бизнеса с существующими СЗХ (компания придерживается стратегии несвязанной диверсификации);
— компания не желает дополнительных забот по возврату инвестиций и риску нового предпринимательства.
В терминологии анализа портфеля новое внутреннее предприятие привлекательно для компании, которой требуется больше «знаков вопроса» в портфеле или имеется настоятельная необходимость укрепления «развивающихся победителей» в стадии зарождения или роста. Приобретение целесообразно при нужде компании в «развитых победителях» или «производителях прибыли» (табл. 9.2).
Таблица 9.2
Признаки дисбаланса портфеля СЗХ и предпочтительные стратегии входа
Следует иметь в виду, что при недостаточной проработке стратегии приобретения компании может обнаружиться, что вместо приобретения «победителей» или «производителей прибыли» в портфеле добавились «собаки». Это может произойти по следующим причинам:
— компания часто испытывает трудности при попытках интегрировать разные корпорационные культуры;
— компании переоценивают потенциальный эффект синергизма;
— приобретения связаны с большими издержками;
— компании часто неадекватно представляют цели приобретения.
Как указывалось выше, в терминах техники управления портфелем новые внутренние предприятия выступают как «знаки вопроса». Вероятность ошибок может быть уменьшена при учете возможности следующих типичных просчетов:
— вход мал по масштабу;
— плохая коммерциализация нового предпринимательства;
— плохое управление со стороны менеджмента корпорации процессом предпринимательства.
На рис. 16 показано соотношение между объемом входа, прибыльностью и денежными потоками при малом и больших объемах бизнеса. Малые объемы бизнеса ведут к меньшим потерям, но в долгосрочной перспективе большие объемы генерируют большую скорость возврата.
В некоторых ситуациях компании предпочитают внутреннее новое предпринимательство стратегии приобретения, однако они опасаются необходимости новых инвестиций и риска (например, в случае «развивающегося победителя» в стадиях зарождения и роста). Это ведет к использованию ими совместного предпринимательства, которое способствует страхованию от риска и инвестиций в новые проекты.
Рис. 16. Влияние объема бизнеса на прибыльность и денежные потоки
Однако надо отметить следующие недостатки этого способа входа:
— кроме страхования инвестиций и риска, требуется гарантия достаточной прибыльности нового дела;
— компании, вступающие в такое сотрудничество, имеют риск потерять приоритет в» ноу-хау»;
— партнеры должны контролировать друг друга, особенно при разных философиях бизнеса, горизонтах планирования, инвестиционных приоритетах и т. д., иначе возможны конфликты.
Можно рассматривать следующие основные стратегии входа в новую сферу бизнеса:
— приобретение;
— новое внутреннее предприятие;
— совместное предпринимательство.
Приобретать можно развитую компанию с оборудованием, персоналом. Новое внутреннее предприятие начинается с полного отсутствия чего-либо (зданий, оборудования, персонала, каналов распространения), иначе говоря, «с чистого листа». Выбор той или иной стратегии зависит от ряда факторов:
— барьеров входа (они зависят от степени продуктовой дифференциации, стоимостных преимуществ и возможностей экономии на масштабе производства; чем они существеннее, тем более выгодным становится приобретение);
— степени связи нового бизнеса с существующими в компании (чем она больше, тем ниже барьеры входа);
— скорости окупаемости капиталовложений (здесь приобретение может оказаться более выгодным);
— риска, присущего конкретной модели входа;
— факторов, связанных с жизненным циклом отрасли.
В целом, новое внутреннее предприятие может быть более приемлемым при следующих условиях:
— отрасль находится в стадиях зарождения или роста;
— входные барьеры низки;
— новая СЗХ тесно связана с существующим бизнесом компании;
— компания согласна получить добавочные заботы по возврату инвестиций и риску.
Приобретение будет более приемлемым:
— при отрасли, находящейся в стадии зрелости;
— высоких барьерах входа;
— несвязанности нового бизнеса с существующими СЗХ (компания придерживается стратегии несвязанной диверсификации);
— компания не желает дополнительных забот по возврату инвестиций и риску нового предпринимательства.
В терминологии анализа портфеля новое внутреннее предприятие привлекательно для компании, которой требуется больше «знаков вопроса» в портфеле или имеется настоятельная необходимость укрепления «развивающихся победителей» в стадии зарождения или роста. Приобретение целесообразно при нужде компании в «развитых победителях» или «производителях прибыли» (табл. 9.2).
Таблица 9.2
Признаки дисбаланса портфеля СЗХ и предпочтительные стратегии входа
Следует иметь в виду, что при недостаточной проработке стратегии приобретения компании может обнаружиться, что вместо приобретения «победителей» или «производителей прибыли» в портфеле добавились «собаки». Это может произойти по следующим причинам:
— компания часто испытывает трудности при попытках интегрировать разные корпорационные культуры;
— компании переоценивают потенциальный эффект синергизма;
— приобретения связаны с большими издержками;
— компании часто неадекватно представляют цели приобретения.
Как указывалось выше, в терминах техники управления портфелем новые внутренние предприятия выступают как «знаки вопроса». Вероятность ошибок может быть уменьшена при учете возможности следующих типичных просчетов:
— вход мал по масштабу;
— плохая коммерциализация нового предпринимательства;
— плохое управление со стороны менеджмента корпорации процессом предпринимательства.
На рис. 16 показано соотношение между объемом входа, прибыльностью и денежными потоками при малом и больших объемах бизнеса. Малые объемы бизнеса ведут к меньшим потерям, но в долгосрочной перспективе большие объемы генерируют большую скорость возврата.
В некоторых ситуациях компании предпочитают внутреннее новое предпринимательство стратегии приобретения, однако они опасаются необходимости новых инвестиций и риска (например, в случае «развивающегося победителя» в стадиях зарождения и роста). Это ведет к использованию ими совместного предпринимательства, которое способствует страхованию от риска и инвестиций в новые проекты.
Рис. 16. Влияние объема бизнеса на прибыльность и денежные потоки
Однако надо отметить следующие недостатки этого способа входа:
— кроме страхования инвестиций и риска, требуется гарантия достаточной прибыльности нового дела;
— компании, вступающие в такое сотрудничество, имеют риск потерять приоритет в» ноу-хау»;
— партнеры должны контролировать друг друга, особенно при разных философиях бизнеса, горизонтах планирования, инвестиционных приоритетах и т. д., иначе возможны конфликты.