9.7. Определение оптимальной стратегии диверсифицированной фирмы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
На практике большинство диверсифицированных компаний можно классифицировать следующим образом:
— предпринимательство с «главным» бизнесом по объемам продаж с умеренно дифференцированной частью связанного или несвязанного бизнеса (приблизительно треть или менее от полного объема продаж корпорации);
— узко диверсифицированное предпринимательство с небольшим числом (2–5) связанных СЗХ;
— строго дифференцированное дело из многих связанных СЗХ;
— узко дифференцированное дело из немногих (2–5) СЗХ в несвязанных отраслях;
— строго дифференцированное дело из многих СЗХ во многих несвязанных областях;
— дело из многих СЗХ в несвязанных отраслях, но в пределах каждой отрасли СЗХ связаны в группы.
Процедура оценки принятой корпорацией стратегии должна включать следующие шаги:
— идентификация существующей стратегии;
— конструирование одной или более матриц портфеля СЗХ для его анализа;
— оценка и сравнение долговременных привлекательностей каждой СЗХ;
— оценка и сравнение конкурентной силы компании в каждой СЗХ с целью определения, какие из них наиболее соответствуют отраслевым условиям;
— ранжирование СЗХ по истории их деятельности (стадиям эволюции) и перспективам;
— оценка каждой СЗХ на соответствие корпоративной стратегии и определение их относительной стратегической значимости для корпорации;
— ранжирование СЗХ по приоритетам для новых инвестиций, определение для каждой СЗХ генерального направления развития и стратегических действий (агрессивное развитие, защита достигнутого, «раздевание», «сбор урожая», ликвидация);
— определение состояния диверсификации в целом в корпорации (соотношение объемов продаж в СЗХ, в целом по корпорации, текущей прибыли в них);
— оценка значимости для корпорации расширения или сужения базы диверсификации;
— оценка соотношений связанных и несвязанных СЗХ в портфеле фирмы;
— тенденции развития корпорации в национальных рамках и при интернационализации бизнеса;
— результаты последних действий по развитию ключевых СЗХ и/или усилению существующих позиций в бизнесе;
— действия по дополнению портфеля новыми СЗХ;
— действия по сокращению слабых и непривлекательных СЗХ;
— оценка пропорций инвестиций в СЗХ;
— оценка эффективности управления корпорацией по реализации стратегических целей и роста конкурентных преимуществ.
В результате анализа по этим направлениям должны быть получены ответы на следующие вопросы:
— содержит ли портфель фирмы необходимые СЗХ в привлекательных отраслях?
— содержит ли портфель достаточное число прибыльных СЗХ?
— присутствует ли баланс развивающихся и затухающих СЗХ?
— достаточно ли «производителей прибыли» для финансирования «развивающихся победителей» и «знаков вопроса»?
— имеет ли главный бизнес компании достаточную прибыльность и перспективу или он представляет собой «дойную корову»?
— может ли портфель СЗХ фирмы демпфировать сезонные и иные колебания бизнеса?
— действительно ли фирме нужно столько СЗХ или реально их надо сокращать?
— имеется ли в фирме отраслевой лидер, занимающий в объеме корпорации значительную долю, или фирма состоит из многих СЗХ в средне-слабой позициях?
— что нужно удалить из портфеля СЗХ, чтобы улучшить позиции корпорации в целом?
На практике большинство диверсифицированных компаний можно классифицировать следующим образом:
— предпринимательство с «главным» бизнесом по объемам продаж с умеренно дифференцированной частью связанного или несвязанного бизнеса (приблизительно треть или менее от полного объема продаж корпорации);
— узко диверсифицированное предпринимательство с небольшим числом (2–5) связанных СЗХ;
— строго дифференцированное дело из многих связанных СЗХ;
— узко дифференцированное дело из немногих (2–5) СЗХ в несвязанных отраслях;
— строго дифференцированное дело из многих СЗХ во многих несвязанных областях;
— дело из многих СЗХ в несвязанных отраслях, но в пределах каждой отрасли СЗХ связаны в группы.
Процедура оценки принятой корпорацией стратегии должна включать следующие шаги:
— идентификация существующей стратегии;
— конструирование одной или более матриц портфеля СЗХ для его анализа;
— оценка и сравнение долговременных привлекательностей каждой СЗХ;
— оценка и сравнение конкурентной силы компании в каждой СЗХ с целью определения, какие из них наиболее соответствуют отраслевым условиям;
— ранжирование СЗХ по истории их деятельности (стадиям эволюции) и перспективам;
— оценка каждой СЗХ на соответствие корпоративной стратегии и определение их относительной стратегической значимости для корпорации;
— ранжирование СЗХ по приоритетам для новых инвестиций, определение для каждой СЗХ генерального направления развития и стратегических действий (агрессивное развитие, защита достигнутого, «раздевание», «сбор урожая», ликвидация);
— определение состояния диверсификации в целом в корпорации (соотношение объемов продаж в СЗХ, в целом по корпорации, текущей прибыли в них);
— оценка значимости для корпорации расширения или сужения базы диверсификации;
— оценка соотношений связанных и несвязанных СЗХ в портфеле фирмы;
— тенденции развития корпорации в национальных рамках и при интернационализации бизнеса;
— результаты последних действий по развитию ключевых СЗХ и/или усилению существующих позиций в бизнесе;
— действия по дополнению портфеля новыми СЗХ;
— действия по сокращению слабых и непривлекательных СЗХ;
— оценка пропорций инвестиций в СЗХ;
— оценка эффективности управления корпорацией по реализации стратегических целей и роста конкурентных преимуществ.
В результате анализа по этим направлениям должны быть получены ответы на следующие вопросы:
— содержит ли портфель фирмы необходимые СЗХ в привлекательных отраслях?
— содержит ли портфель достаточное число прибыльных СЗХ?
— присутствует ли баланс развивающихся и затухающих СЗХ?
— достаточно ли «производителей прибыли» для финансирования «развивающихся победителей» и «знаков вопроса»?
— имеет ли главный бизнес компании достаточную прибыльность и перспективу или он представляет собой «дойную корову»?
— может ли портфель СЗХ фирмы демпфировать сезонные и иные колебания бизнеса?
— действительно ли фирме нужно столько СЗХ или реально их надо сокращать?
— имеется ли в фирме отраслевой лидер, занимающий в объеме корпорации значительную долю, или фирма состоит из многих СЗХ в средне-слабой позициях?
— что нужно удалить из портфеля СЗХ, чтобы улучшить позиции корпорации в целом?