26. Реакция потребителей, фирм и конкурентов на изменение цен
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
Реакция потребителей на изменение цен.
Потребители могут по—разному понимать изменение цен, причем не всегда адекватно.
Снижение цен потребители могут понять следующим образом:
1) данная модель товара морально устарела;
2) в товаре есть определенные изъяны;
3) у фирмы финансовые затруднения;
4) в ближайшее время цена еще понизится, а значит, с приобретением товара следует подождать;
6) качество товара ниже, чем качество товаров, которые продавались по нормальной цене. Повышение цены может быть истолковано покупателями и положительно:
1) на данный товар повысился спрос, и нужно быстрее его приобрести, пока он не стал дефицитом;
2) у товара особая ценностная значимость, и продавец в силу этого будет стремиться установить максимальную для данного сегмента рынка цену на данный товар.
Реакция конкурентов на изменение цен. Фирма, если она собирается изменить цену на свой товар, должна учитывать реакцию на изменение не только потребителей, но и конкурирующих фирм. Как правило, конкуренты предпринимают ответные действия, если продавцов на данном сегменте рынка мало, их продукция незначительно дифференцирована, а покупатели достоверно информированы. Такая ситуация характерна для рынка олигополистической конкуренции.
Прежде чем изменять цены на свою продукцию, фирма должна спрогнозировать и учесть вероятные реакции конкурентов. Если на рынке присутствуют только две фирмы (дуополия) и конкурент всегда одинаково реагирует на изменение цен, то его действия можно предугадать. Но конкурент может воспринять изменение цен как вызов и исходить в дальнейших своих действиях из сиюминутных интересов. Для составления прогнозов реакции конкурентов необходимо знать их интересы (увеличение объемов реализации, стимулирование спроса и т. п.).
Если у фирмы много конкурентов, то ей необходимо учитывать, что они могут действовать как одинаково, так и по—разному в силу разной финансовой ситуации, занимаемой доли рынка и др.
Если некоторое количество конкурентов одинаково отреагирует на изменение цен, то другие конкуренты, вероятнее всего, поведут себя таким же образом.
Реакция фирмы на изменение цен конкурентами.
Для того чтобы разработать стратегию своего дальнейшего поведения в ответ на изменение цен конкурентами, фирме необходимо знать:
1) какие цели преследовал конкурент, изменяя цены. Цели могут быть следующими: занять доминирующее положение на рынке, полностью загрузить свои производственные мощности, полностью покрыть возросшие издержки или изменить цены во всей отрасли;
2) планирует ли конкурент изменить цены на длительный период времени или это изменение будет действовать только в краткосрочном периоде;
3) изменится ли доля рынка фирмы и ее прибыль, если она ничего не предпримет в ответ; что собираются предпринимать другие фирмы;
4) какая реакция будет у конкурента и других фирм на каждую из возможных ответных мер.
Реакция потребителей на изменение цен.
Потребители могут по—разному понимать изменение цен, причем не всегда адекватно.
Снижение цен потребители могут понять следующим образом:
1) данная модель товара морально устарела;
2) в товаре есть определенные изъяны;
3) у фирмы финансовые затруднения;
4) в ближайшее время цена еще понизится, а значит, с приобретением товара следует подождать;
6) качество товара ниже, чем качество товаров, которые продавались по нормальной цене. Повышение цены может быть истолковано покупателями и положительно:
1) на данный товар повысился спрос, и нужно быстрее его приобрести, пока он не стал дефицитом;
2) у товара особая ценностная значимость, и продавец в силу этого будет стремиться установить максимальную для данного сегмента рынка цену на данный товар.
Реакция конкурентов на изменение цен. Фирма, если она собирается изменить цену на свой товар, должна учитывать реакцию на изменение не только потребителей, но и конкурирующих фирм. Как правило, конкуренты предпринимают ответные действия, если продавцов на данном сегменте рынка мало, их продукция незначительно дифференцирована, а покупатели достоверно информированы. Такая ситуация характерна для рынка олигополистической конкуренции.
Прежде чем изменять цены на свою продукцию, фирма должна спрогнозировать и учесть вероятные реакции конкурентов. Если на рынке присутствуют только две фирмы (дуополия) и конкурент всегда одинаково реагирует на изменение цен, то его действия можно предугадать. Но конкурент может воспринять изменение цен как вызов и исходить в дальнейших своих действиях из сиюминутных интересов. Для составления прогнозов реакции конкурентов необходимо знать их интересы (увеличение объемов реализации, стимулирование спроса и т. п.).
Если у фирмы много конкурентов, то ей необходимо учитывать, что они могут действовать как одинаково, так и по—разному в силу разной финансовой ситуации, занимаемой доли рынка и др.
Если некоторое количество конкурентов одинаково отреагирует на изменение цен, то другие конкуренты, вероятнее всего, поведут себя таким же образом.
Реакция фирмы на изменение цен конкурентами.
Для того чтобы разработать стратегию своего дальнейшего поведения в ответ на изменение цен конкурентами, фирме необходимо знать:
1) какие цели преследовал конкурент, изменяя цены. Цели могут быть следующими: занять доминирующее положение на рынке, полностью загрузить свои производственные мощности, полностью покрыть возросшие издержки или изменить цены во всей отрасли;
2) планирует ли конкурент изменить цены на длительный период времени или это изменение будет действовать только в краткосрочном периоде;
3) изменится ли доля рынка фирмы и ее прибыль, если она ничего не предпримет в ответ; что собираются предпринимать другие фирмы;
4) какая реакция будет у конкурента и других фирм на каждую из возможных ответных мер.