50. Основные направления государственной ценовой политики в России
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
Основные направления государственной ценовой политики в России на ближайший период установлены Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ.
Основные направления государственной политики цен в соответствии с данными документами:
1) последовательная либерализация цен и тарифов. Либерализация цен должна быть связана с развитием рыночной конкурентной среды;
2) государственное регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий. В отраслях, в которых присутствуют естественные монополии, развитие конкуренции нецелесообразно или невозможно. В связи с этим, чтобы предотвратить завышение цен и тарифов естественными монополиями и сокращение производства их продукции, необходимо государственное регулирование. Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены сферы деятельности естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию, в частности, ценовому.
Перечисленные документы составляют правовую базу государственного регулирования. На их основе Правительство РФ принимает решение в сфере государственного регулирования экономики, координирует действия органов исполнительной власти субъектов РФ, занимающихся регулированием цен; определяет и пересматривает перечни товаров, цены на которые должны регулироваться на внутренних товарных рынках.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование цен и тарифов на электроэнергию, газ, услуги железнодорожного транспорта, на услуги связи (в данной отрасли присутствует естественная монополия) и на товары, приобретаемые исключительно (преимущественно) государством.
Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий является необходимым условием для снижения уровня инфляции в промышленной сфере и увеличения темпов экономического роста – улучшения качества и конкурентоспособности продукции отечественного производства посредством снижения издержек.
Регулирование цен и тарифов локальных (местных) естественных монополий проводится органами исполнительной власти субъектов РФ.
Следующие тарифы и надбавки транспортных, снабженческо—сбытовых и торговых организаций уполномочены регулировать органы исполнительной власти субъектов РФ:
1) снабженческо—сбытовые и торговые надбавки на цены товаров, реализуемых в районах Крайнего Севера и аналогичных местностях с ограниченными сроками поставки товаров;
2) наценки и торговые надбавки на продукцию, которая реализуется на предприятиях общественного питания при профтехучилищах, общеобразовательных и высших учебных заведениях;
3) торговые надбавки и наценки на детское питание и др.
Перечень товаров и услуг, подлежащих прямому регулированию цен, существенно сократился за последние годы. Товары и услуги, цены на которые регулируются на федеральном и региональном уровнях, составляют 15–16 % от стоимости совокупного общественного продукта.
Основные направления государственной ценовой политики в России на ближайший период установлены Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ.
Основные направления государственной политики цен в соответствии с данными документами:
1) последовательная либерализация цен и тарифов. Либерализация цен должна быть связана с развитием рыночной конкурентной среды;
2) государственное регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий. В отраслях, в которых присутствуют естественные монополии, развитие конкуренции нецелесообразно или невозможно. В связи с этим, чтобы предотвратить завышение цен и тарифов естественными монополиями и сокращение производства их продукции, необходимо государственное регулирование. Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены сферы деятельности естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию, в частности, ценовому.
Перечисленные документы составляют правовую базу государственного регулирования. На их основе Правительство РФ принимает решение в сфере государственного регулирования экономики, координирует действия органов исполнительной власти субъектов РФ, занимающихся регулированием цен; определяет и пересматривает перечни товаров, цены на которые должны регулироваться на внутренних товарных рынках.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование цен и тарифов на электроэнергию, газ, услуги железнодорожного транспорта, на услуги связи (в данной отрасли присутствует естественная монополия) и на товары, приобретаемые исключительно (преимущественно) государством.
Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий является необходимым условием для снижения уровня инфляции в промышленной сфере и увеличения темпов экономического роста – улучшения качества и конкурентоспособности продукции отечественного производства посредством снижения издержек.
Регулирование цен и тарифов локальных (местных) естественных монополий проводится органами исполнительной власти субъектов РФ.
Следующие тарифы и надбавки транспортных, снабженческо—сбытовых и торговых организаций уполномочены регулировать органы исполнительной власти субъектов РФ:
1) снабженческо—сбытовые и торговые надбавки на цены товаров, реализуемых в районах Крайнего Севера и аналогичных местностях с ограниченными сроками поставки товаров;
2) наценки и торговые надбавки на продукцию, которая реализуется на предприятиях общественного питания при профтехучилищах, общеобразовательных и высших учебных заведениях;
3) торговые надбавки и наценки на детское питание и др.
Перечень товаров и услуг, подлежащих прямому регулированию цен, существенно сократился за последние годы. Товары и услуги, цены на которые регулируются на федеральном и региональном уровнях, составляют 15–16 % от стоимости совокупного общественного продукта.