50. Основные направления государственной ценовой политики в России

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 

Основные направления государственной ценовой политики в России на ближайший период установлены Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ.

Основные направления государственной политики цен в соответствии с данными документами:

1) последовательная либерализация цен и тарифов. Либерализация цен должна быть связана с развитием рыночной конкурентной среды;

2) государственное регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий. В отраслях, в которых присутствуют естественные монополии, развитие конкуренции нецелесообразно или невозможно. В связи с этим, чтобы предотвратить завышение цен и тарифов естественными монополиями и сокращение производства их продукции, необходимо государственное регулирование. Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены сферы деятельности естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию, в частности, ценовому.

Перечисленные документы составляют правовую базу государственного регулирования. На их основе Правительство РФ принимает решение в сфере государственного регулирования экономики, координирует действия органов исполнительной власти субъектов РФ, занимающихся регулированием цен; определяет и пересматривает перечни товаров, цены на которые должны регулироваться на внутренних товарных рынках.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование цен и тарифов на электроэнергию, газ, услуги железнодорожного транспорта, на услуги связи (в данной отрасли присутствует естественная монополия) и на товары, приобретаемые исключительно (преимущественно) государством.

Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий является необходимым условием для снижения уровня инфляции в промышленной сфере и увеличения темпов экономического роста – улучшения качества и конкурентоспособности продукции отечественного производства посредством снижения издержек.

Регулирование цен и тарифов локальных (местных) естественных монополий проводится органами исполнительной власти субъектов РФ.

Следующие тарифы и надбавки транспортных, снабженческо—сбытовых и торговых организаций уполномочены регулировать органы исполнительной власти субъектов РФ:

1) снабженческо—сбытовые и торговые надбавки на цены товаров, реализуемых в районах Крайнего Севера и аналогичных местностях с ограниченными сроками поставки товаров;

2) наценки и торговые надбавки на продукцию, которая реализуется на предприятиях общественного питания при профтехучилищах, общеобразовательных и высших учебных заведениях;

3) торговые надбавки и наценки на детское питание и др.

Перечень товаров и услуг, подлежащих прямому регулированию цен, существенно сократился за последние годы. Товары и услуги, цены на которые регулируются на федеральном и региональном уровнях, составляют 15–16 % от стоимости совокупного общественного продукта.

Основные направления государственной ценовой политики в России на ближайший период установлены Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ.

Основные направления государственной политики цен в соответствии с данными документами:

1) последовательная либерализация цен и тарифов. Либерализация цен должна быть связана с развитием рыночной конкурентной среды;

2) государственное регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий. В отраслях, в которых присутствуют естественные монополии, развитие конкуренции нецелесообразно или невозможно. В связи с этим, чтобы предотвратить завышение цен и тарифов естественными монополиями и сокращение производства их продукции, необходимо государственное регулирование. Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены сферы деятельности естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию, в частности, ценовому.

Перечисленные документы составляют правовую базу государственного регулирования. На их основе Правительство РФ принимает решение в сфере государственного регулирования экономики, координирует действия органов исполнительной власти субъектов РФ, занимающихся регулированием цен; определяет и пересматривает перечни товаров, цены на которые должны регулироваться на внутренних товарных рынках.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование цен и тарифов на электроэнергию, газ, услуги железнодорожного транспорта, на услуги связи (в данной отрасли присутствует естественная монополия) и на товары, приобретаемые исключительно (преимущественно) государством.

Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий является необходимым условием для снижения уровня инфляции в промышленной сфере и увеличения темпов экономического роста – улучшения качества и конкурентоспособности продукции отечественного производства посредством снижения издержек.

Регулирование цен и тарифов локальных (местных) естественных монополий проводится органами исполнительной власти субъектов РФ.

Следующие тарифы и надбавки транспортных, снабженческо—сбытовых и торговых организаций уполномочены регулировать органы исполнительной власти субъектов РФ:

1) снабженческо—сбытовые и торговые надбавки на цены товаров, реализуемых в районах Крайнего Севера и аналогичных местностях с ограниченными сроками поставки товаров;

2) наценки и торговые надбавки на продукцию, которая реализуется на предприятиях общественного питания при профтехучилищах, общеобразовательных и высших учебных заведениях;

3) торговые надбавки и наценки на детское питание и др.

Перечень товаров и услуг, подлежащих прямому регулированию цен, существенно сократился за последние годы. Товары и услуги, цены на которые регулируются на федеральном и региональном уровнях, составляют 15–16 % от стоимости совокупного общественного продукта.