34. Ценообразование и ценовая политика в топливно—энергетическом комплексе
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
Цены на продукцию топливно—энергетического комплекса формируются под воздействием множества факторов и критериев. К ним относятся:
1) издержки;
2) соотношение спроса и предложения;
3) государственная политика регулирования деятельности предприятий топливно—энергетического комплекса;
4) цены на мировом рынке;
5) инвестиционная политика и т. д.
С дальнейшим развитием рыночных отношений число регулируемых государственными органами цен уменьшается, растет доля свободных рыночных цен. На процесс ценообразования все больше оказывает влияние конкуренция как между отдельными видами энергоносителей, так и между топливодобывающими предприятиями.
На сегодня цены на продукцию топливно—энергетического комплекса не являются в полной мере свободными и рыночными. На динамику цен большое влияние оказывают инфляционные ожидания и интересы производителей, но в то же время на нее практически не влияют изменения спроса со стороны потребителей. Для текущих оптовых цен производителей топливно—энергетического комплекса характерно непрерывное повышение. Такая динамика цен привела к устойчивому неравенству как между ценами на отдельные виды энергии, так и между ценами на энергию и большей частью товаров и услуг.
Цены на топливно—энергетические ресурсы для потребителей значительно различаются (приблизительно, в 8—10 раз). Это происходит по следующим причинам:
1) неравномерное распределение ресурсов;
2) большая территория страны;
3) высокие транспортные издержки. Существенно различаются также цены топливодобывающих предприятий (примерно в 2–4 раза) и цены на продукты нефтепереработки (приблизительно в 2 раза).
Для топливно—энергетических отраслей развитых стран с рыночной экономикой характерно наличие естественных монополий. Монополия дает производителям возможность завышать издержки, неоправданно повышать цены, ухудшать качество и т. п. Такие действия необходимо пресекать посредством государственного регулирования.
В РФ в газовой отрасли на протяжении 1993–1995 гг. использовалась стратегия ценообразования, в соответствии с которой цены на газ для промышленных покупателей каждый месяц корректировались соответственно росту цен на продукцию промышленности за предыдущий месяц. Цены не различались ни в сезонном, ни в региональном разрезах.
Во внешней торговле цены оптовых закупок газа обычно определяются в соответствии с ценовыми формулами, в которых учитываются цены так называемой «корзины» энергоресурсов, в частности мазута (цена на который является производной от цены нефти) и угля.
Цены на нефть определяются на основе сложного соотношения интересов и сил, включающего в себя и механизмы квотирования добычи.
В настоящее время действующее антимонопольное регулирование цен встречает мощное сопротивление заинтересованных сил (политических и экономических) и не способно пока изменить ценовую конъюнктуру и ситуацию на рынке.
Цены на продукцию топливно—энергетического комплекса формируются под воздействием множества факторов и критериев. К ним относятся:
1) издержки;
2) соотношение спроса и предложения;
3) государственная политика регулирования деятельности предприятий топливно—энергетического комплекса;
4) цены на мировом рынке;
5) инвестиционная политика и т. д.
С дальнейшим развитием рыночных отношений число регулируемых государственными органами цен уменьшается, растет доля свободных рыночных цен. На процесс ценообразования все больше оказывает влияние конкуренция как между отдельными видами энергоносителей, так и между топливодобывающими предприятиями.
На сегодня цены на продукцию топливно—энергетического комплекса не являются в полной мере свободными и рыночными. На динамику цен большое влияние оказывают инфляционные ожидания и интересы производителей, но в то же время на нее практически не влияют изменения спроса со стороны потребителей. Для текущих оптовых цен производителей топливно—энергетического комплекса характерно непрерывное повышение. Такая динамика цен привела к устойчивому неравенству как между ценами на отдельные виды энергии, так и между ценами на энергию и большей частью товаров и услуг.
Цены на топливно—энергетические ресурсы для потребителей значительно различаются (приблизительно, в 8—10 раз). Это происходит по следующим причинам:
1) неравномерное распределение ресурсов;
2) большая территория страны;
3) высокие транспортные издержки. Существенно различаются также цены топливодобывающих предприятий (примерно в 2–4 раза) и цены на продукты нефтепереработки (приблизительно в 2 раза).
Для топливно—энергетических отраслей развитых стран с рыночной экономикой характерно наличие естественных монополий. Монополия дает производителям возможность завышать издержки, неоправданно повышать цены, ухудшать качество и т. п. Такие действия необходимо пресекать посредством государственного регулирования.
В РФ в газовой отрасли на протяжении 1993–1995 гг. использовалась стратегия ценообразования, в соответствии с которой цены на газ для промышленных покупателей каждый месяц корректировались соответственно росту цен на продукцию промышленности за предыдущий месяц. Цены не различались ни в сезонном, ни в региональном разрезах.
Во внешней торговле цены оптовых закупок газа обычно определяются в соответствии с ценовыми формулами, в которых учитываются цены так называемой «корзины» энергоресурсов, в частности мазута (цена на который является производной от цены нефти) и угля.
Цены на нефть определяются на основе сложного соотношения интересов и сил, включающего в себя и механизмы квотирования добычи.
В настоящее время действующее антимонопольное регулирование цен встречает мощное сопротивление заинтересованных сил (политических и экономических) и не способно пока изменить ценовую конъюнктуру и ситуацию на рынке.