40. Цена земли. Особенности ценообразования на земельном рынке
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
С развитием рыночных отношений в России земля стала товаром, т. е. любой земельный участок может перейти в собственность, соответственно, у каждого земельного участка есть своя цена. Земля, как и всякий товар, имеет свою потребительскую и рыночную стоимости.
Потребительская стоимость является отражением стоимости земли для пользователя.
Рыночная стоимость – это цена земельного участка, которая является наиболее вероятной при его продаже на открытом рынке в условиях конкуренции.
Земля является, как и любой товар, объектом операций купли—продажи, удовлетворяет потребности потребителей и имеет набор качественных и количественных характеристик.
Цена на землю является капитализированной рентой. Цена на землю, как и цена на любой товар, формируется на основе взаимодействия спроса и предложения. Если цена на земельном рынке падает, то растет спрос на землю. Если цены на землю растут, то спрос падает.
Одна из основных особенностей земли в качестве товара заключается в том, что количество земли, предлагаемой на рынке, естественным образом ограничено. В связи с этим цена на землю определяется главным образом спросом. Спрос на землю, как правило, формируется на основе уровня цен на продукцию, производимую на земельных участках. Например, если понижаются цены на зерновые культуры, то и спрос, являющийся производным от этих цен, также понизится, а следовательно, упадет цена на землю. На величину спроса на землю воздействуют экономические, природно—климатические и другие факторы.
В процессе определения цены на землю также необходимо учитывать абсолютную неэластичность ее предложения. Т. е. любой собственник земли, который заинтересован в максимизации доходов, будет предлагать землю за любую цену, иначе он рискует лишиться ренты вообще.
Дж. Риккардо вывел следующие следствия из абсолютной неэластичности предложения земли на рынке:
1. Неверно мнение, что цены на продукцию, выращенную на земле (зерно), высокие, так как землевладельцы устанавливают высокую ренту. Здесь действует обратная связь: цена земли потому высокая, что устанавливаются высокие цены на продукцию, выращиваемую на ней.
2. Рост налогов на доходы собственников земли не вызывает повышения цен на продовольствие, а только уменьшает размер их ренты.
3. Стоимость земли целиком определяется стоимостью продукции, которая на ней выращивается, а не наоборот.
Земля представляет собой особый объект рыночных отношений. Земельный рынок позиционирует землю в качестве особой ценности, обладающей многообразным набором свойств, которые необходимо эффективно использовать. Земля классифицируется по категориям согласно ее целевому назначению, что дает возможность применять дифференцированный подход к рыночным сделкам.
С развитием рыночных отношений в России земля стала товаром, т. е. любой земельный участок может перейти в собственность, соответственно, у каждого земельного участка есть своя цена. Земля, как и всякий товар, имеет свою потребительскую и рыночную стоимости.
Потребительская стоимость является отражением стоимости земли для пользователя.
Рыночная стоимость – это цена земельного участка, которая является наиболее вероятной при его продаже на открытом рынке в условиях конкуренции.
Земля является, как и любой товар, объектом операций купли—продажи, удовлетворяет потребности потребителей и имеет набор качественных и количественных характеристик.
Цена на землю является капитализированной рентой. Цена на землю, как и цена на любой товар, формируется на основе взаимодействия спроса и предложения. Если цена на земельном рынке падает, то растет спрос на землю. Если цены на землю растут, то спрос падает.
Одна из основных особенностей земли в качестве товара заключается в том, что количество земли, предлагаемой на рынке, естественным образом ограничено. В связи с этим цена на землю определяется главным образом спросом. Спрос на землю, как правило, формируется на основе уровня цен на продукцию, производимую на земельных участках. Например, если понижаются цены на зерновые культуры, то и спрос, являющийся производным от этих цен, также понизится, а следовательно, упадет цена на землю. На величину спроса на землю воздействуют экономические, природно—климатические и другие факторы.
В процессе определения цены на землю также необходимо учитывать абсолютную неэластичность ее предложения. Т. е. любой собственник земли, который заинтересован в максимизации доходов, будет предлагать землю за любую цену, иначе он рискует лишиться ренты вообще.
Дж. Риккардо вывел следующие следствия из абсолютной неэластичности предложения земли на рынке:
1. Неверно мнение, что цены на продукцию, выращенную на земле (зерно), высокие, так как землевладельцы устанавливают высокую ренту. Здесь действует обратная связь: цена земли потому высокая, что устанавливаются высокие цены на продукцию, выращиваемую на ней.
2. Рост налогов на доходы собственников земли не вызывает повышения цен на продовольствие, а только уменьшает размер их ренты.
3. Стоимость земли целиком определяется стоимостью продукции, которая на ней выращивается, а не наоборот.
Земля представляет собой особый объект рыночных отношений. Земельный рынок позиционирует землю в качестве особой ценности, обладающей многообразным набором свойств, которые необходимо эффективно использовать. Земля классифицируется по категориям согласно ее целевому назначению, что дает возможность применять дифференцированный подход к рыночным сделкам.