49. Государственное регулирование цен
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия—монополисты. То есть регулирование экономики имеет два уровня: макроуровень, в роли субъекта регулирования на котором выступает государство, и микроуровень, где субъектами регулирования являются частные фирмы. Таким образом, от экономической, в частности ценовой политики государства зависит рыночная стратегия фирмы.
Политика цен – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и субъектов ценообразования, осуществляемая с целью регулирования и контроля цен в народном хозяйстве, сфере торговли. Политика цен проводится посредством анализа практики и применяемых стратегий ценообразования, надзора за соблюдением требований государственной дисциплины цен, а также путем ограничения отрицательных последствий деятельности монополий в установленном антимонополистическим законодательством порядке.
Политика цен входит в состав экономической политики государства и в рыночной экономике играет очень важную роль. Ценовая политика выполняет следующие задачи:
1) пособствует развитию рыночных отношений;
2) является средством защиты частной, государственной и других форм собственности;
3) способствует снижению темпов инфляции и смягчению ее отрицательных последствий;
4) содействует развитию конкуренции;
5) создает условия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых потоков, а также для свободной экономической деятельности.
Органы, формирующие и осуществляющие ценовую политику, входят в структуру органов исполнительной власти. На федеральном уровне такими органами являются правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В частности, такими органами являются Министерство экономики РФ и Департамент цен, являющийся его составной частью.
Департамент цен является центральным органом федеральной исполнительной власти и осуществляет, помимо государственного регулирования, еще и межотраслевую координацию цен.
Основные задачи Департамента цен:
1) разработка и внесение предложений по проведению государственной ценовой политики;
2) совершенствование ценового механизма для большей действенности цен в развитии рыночных отношений;
3) повышение эффективности решения социальных проблем посредством механизмов ценообразования;
4) анализ практики ценообразования в народном хозяйстве и подготовка проектов усовершенствования государственной ценовой политики;
5) совершенствование применения регулируемых государством рыночных цен;
6) составление прогнозов изменения цен в различных отраслях народного хозяйства;
7) регулирование ценообразования на товары предприятий—монополистов;
8) надзор за соблюдением законодательства по ценообразованию;
9) осуществление руководства органами ценообразования;
10) изучение опыта ценовой политики стран ближнего и дальнего зарубежья.
В субъектах РФ ценовую политику проводят соответствующие законодательные и исполнительные органы.
В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия—монополисты. То есть регулирование экономики имеет два уровня: макроуровень, в роли субъекта регулирования на котором выступает государство, и микроуровень, где субъектами регулирования являются частные фирмы. Таким образом, от экономической, в частности ценовой политики государства зависит рыночная стратегия фирмы.
Политика цен – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и субъектов ценообразования, осуществляемая с целью регулирования и контроля цен в народном хозяйстве, сфере торговли. Политика цен проводится посредством анализа практики и применяемых стратегий ценообразования, надзора за соблюдением требований государственной дисциплины цен, а также путем ограничения отрицательных последствий деятельности монополий в установленном антимонополистическим законодательством порядке.
Политика цен входит в состав экономической политики государства и в рыночной экономике играет очень важную роль. Ценовая политика выполняет следующие задачи:
1) пособствует развитию рыночных отношений;
2) является средством защиты частной, государственной и других форм собственности;
3) способствует снижению темпов инфляции и смягчению ее отрицательных последствий;
4) содействует развитию конкуренции;
5) создает условия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых потоков, а также для свободной экономической деятельности.
Органы, формирующие и осуществляющие ценовую политику, входят в структуру органов исполнительной власти. На федеральном уровне такими органами являются правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В частности, такими органами являются Министерство экономики РФ и Департамент цен, являющийся его составной частью.
Департамент цен является центральным органом федеральной исполнительной власти и осуществляет, помимо государственного регулирования, еще и межотраслевую координацию цен.
Основные задачи Департамента цен:
1) разработка и внесение предложений по проведению государственной ценовой политики;
2) совершенствование ценового механизма для большей действенности цен в развитии рыночных отношений;
3) повышение эффективности решения социальных проблем посредством механизмов ценообразования;
4) анализ практики ценообразования в народном хозяйстве и подготовка проектов усовершенствования государственной ценовой политики;
5) совершенствование применения регулируемых государством рыночных цен;
6) составление прогнозов изменения цен в различных отраслях народного хозяйства;
7) регулирование ценообразования на товары предприятий—монополистов;
8) надзор за соблюдением законодательства по ценообразованию;
9) осуществление руководства органами ценообразования;
10) изучение опыта ценовой политики стран ближнего и дальнего зарубежья.
В субъектах РФ ценовую политику проводят соответствующие законодательные и исполнительные органы.