ПО ТУ СТОРОНУ...

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 

     Ты  можешь  реально  помогать.  Посади  перед  собой человека, имеющего

внутренние  кризисные  переживания.  Произведи присоединение  и после  этого

скажи: "Я ничего не хочу  слышать о том, что тебя  тревожит, это твое, и оно

может остаться  при  тебе, а  может, ты  от этого откажешься. Все,  что тебе

нужно  сделать,  это  подумать,  вспомнить, поразмыслить  о  том,  что  тебя

беспокоит. Мне говорить  ничего не  надо. Только  вспоминай...". В то время,

когда ты говоришь эту  фразу, положи,  допустим, правую руку ему на колено и

надави с небольшим усилием, не забывая запоминать, какие зацепки ты делаешь.

В  данном  случае  ты  зацепляешься  за  "систему  ощущения". Голову  можешь

повернуть в левую  сторону (зрительная система) и при этом говорить текст  с

определенной интонацией, не торопясь, сочувственно. Когда человек вспоминает

отрицательные события, поведение мышц его тела, лица будет говорить об этом,

отслеживай "клиента" для того, чтобы он вошел в не слишком тяжелое  для себя

состояние.  По  времени  процесс  запоминания  информации может продолжаться

несколько минут. При этом ты можешь периодически помогать объекту вспоминать

информацию: спроси его об  одежде в том воспоминании, о времени года, и т.д.

и  повтори,  что  ему  не  обязательно  на  эти вопросы  отвечать.  Закрепив

зацепками воспоминания, тебе  нужно  вывести объект из воспоминаний.Хлопни в

ладоши, скажи, что пока достаточно, спой песню,  скорчи физиономию, расскажи

анекдот.  Твоя  задача  -  перевести  его  в   нейтральное   или  позитивное

настроение.  Когда  ты увидишь,  что  его  состояние  изменилось,  объяви  о

продолжении "снятия  проблемы",  но в этот раз  твой  темп речи должен  быть

более быстрым, энергичным, уверенным. Скажи  ему бодрым голосом: "А сейчас я

хочу,  чтобы  ты вспомнил события в  твоей жизни,  когда ты ощущал себя  "на

коне", когда ты был уверен  в себе. Когда ты был доволен собой, когда у тебя

все получалось.  Вспомни радостное, позитивное  событие.Мне  так  же  можешь

ничего не говорить". Произведи при этом перекрестную "зацепку" - другую руку

положи на другое колено, поворот головы в другую сторону.  Проделай все, что

в  первый  раз.  Закрепи  воспоминания.  Теперь  ты  имеешь в  арсенале  два

состояния "клиента" -  негативное и позитивное. После небольшой паузы  скажи

ему: "А сейчас ты поймешь нечто важное:вспомни о том, что тебя тревожило", а

сам произведи сразу включение всех зацепок - надави обеими руками на колени,

поворачивай голову из  стороны в сторону, продолжай говорить в бодром ритме.

Не удивляйся, если вдруг твой  подопечный  теперь, вспоминая о плохом, вдруг

засмеется, и не удивляйся,  если вдруг он  скажет, что ничего  не произошло.

Если ничего  не  произошло  на  уровне сознания, это  не говорит  о том, что

подсознание  на данный  момент "не переучилось" реагировать на происходящее.

Происходит  эффект смешивания:  как если  бы соленое смешать со сладким  - в

итоге получаются "непонятные" вкусовые ощущения.

     Однажды  ко мне пришел приятель. У  него на протяжении многих лет почти

ежедневно  происходили  семейные ссоры.  Его  отличительной  чертой  являлся

циничный скептицизм, иными словами - "не верю ничему, не верю никому". Я ему

предложил: "Давай  я за пять минут исправлю ваши семейные отношения". У него

был свой шаблонный  способ  реагирования: "Это все ерунда". И я сказал  ему:

"Да, это ерунда.И  если это ерунда, значит,  тебе не составит  особого труда

комфортно посидеть в  кресле,  расслабленно слушая мой голос, и при этом  ты

можешь скептически улыбаться и не верить, что с тобой уже начали происходить

изменения. И тебе не составит труда  вспомнить,  что  именно тревожит тебя в

семейной  жизни,  что  бы  ты хотел  в  ней изменить.  (При  этом  произвожу

"зацепку"). И ты  можешь вспомнить моменты, которые не  нравятся тебе, и это

не помешает тебе увидеть эту картину ярче, контрастнее (мой друг - Зритель),

и в то же время ты видишь эту картину целиком". Полицу приятеля я понял, что

он погрузился в  тревожащие его  воспоминания:  характерно  нахмурил  брови,

дыхание  стало  прерывистым,  руки  сжались  в  кулаки,  лицо  "окаменело".Я

закрепил  это,  а  затем  вывел  друга  в  нейтральное состояние,  рассказав

анекдот:

     Две собаки сидят в клинике.

     Одна у другой спрашивает:

     - Что такое рефлекс Павлова?

     Вторая отвечает:

     - Видишь - лампочка, вот  как она загорится, нам чуваки в белых халатах

пожрать принесут.

     Я перевел его в другое состояние и проделал то же самое, что и Павлов с

собаками, но закрепив при этом позитивное состояние и т.д.

     После пятиминутного сеанса  я попросил его вернуться к первым событиям,

он  захохотал,  вспоминая  прошлые  семейные  проблемы. Но  его сознательное

отношение к  тому,  что  произошло,  пока  не  изменилось: приятель  так  же

скептически относился  к моим действиям, не  веря в изменения, которые с ним

могут произойти.

     И  я  подумал:  "А почему бы  не закрепить изменения и  на сознательном

уровне?" Тогда я взял с полки книжку и сказал ему: "Я буду читать, а ты сиди

и слушай, и мне  совсем не обязательно знать, что ты будешь думать по поводу

услышанного".

     Пигмалион

     ..."Когда-то  жил на острове  Кипр  замечательный  скульптор,  которого

звали Пигмалион. Он решил полностью  посвятить себя искусству, потому что не

смог найти женщины, которая соответствовала бы его идеалу красоты. Вскоре  у

него  в мастерской  появился кусок  белого  мрамора,  и  он  изваял из  него

прекрасную женщину, воплощавшую все, что  он считал красивым. Пигмалион  был

так  поражен  красотой  своего  собственного  творения, что  вознес  молитву

Афродите с просьбой  помочь ему найти женщину, которая была так  же красива,

как  и  его  статуя.  Но Афродита поняла, что  только  статуя может  подойти

Пигмалиону,  и поэтому она  вдохнула  жизнь  в  ту, к  которой Пигмалион так

стремился.  Пигмалион  назвал  ее  Галатеей  и  женился  на  ней,  на  своем

собственном создании".

     Конечно,   не   только  у  Пигмалиона  есть   стандарты  и   верования,

относительно того, что красиво, а  что  нет. Верования возникают по-разному,

но  у всех они  есть: о том, что красиво,  умно, какое  поведение адекватно,

какие цели полезны и так  далее. Никто из нас не  может думать, говорить или

действовать на ПУСТОМ  месте. Всегда в мире будут некие возможности, которые

человек будет как-то выделять (даже человек, который считает, что нужно быть

"открытым  для  всего",  выделяет   возможность  быть  открытым  только  для

определенных вещей или не быть открытым  для  чего-то  другого). И, конечно,

именно  различия  индивидуальных стандартов  или верований делают каждого из

нас в какой-то степени уникальным.

     Мы  еще  в одном  похожи  на  Пигмалиона.  Иногда  сознательно,  иногда

невольно  мы наполняем окружающий мир  собственными представлениями  о  том,

каков он или каким  должен быть.  Всякий раз,  когда вы общаетесь  с  другим

человеком,  то,  что  вы   ему  сообщаете,  будет  выражением,   проявлением

верований,  из  которых  состоит ваша модель мира. И если, как Пигмалион, вы

искусно  применяете  свои  коммуникативные  навыки  и  инструменты,  которые

находятся в вашем распоряжении, то вы сможете воссоздать в вашем партнере по

общению  то  верование  или   тот  стандарт,  который  соответствует   вашим

собственным. Так  случается, когда  ваш  друг  объявляет  новую  моду,  и вы

начинаете рыться в чулане,  или  когда  ваш врач говорит вам,  что поплакать

будет полезно для вас, и вы начинаете лить слезы...".

     Закончив, я сказал  ему: "Иди домой, и когда ты придешь туда, возможно,

ты заметишь,  что произошли изменения, и ты можешь посмотреть  на ситуацию с

другой стороны". Приятель ушел, а на следующий день, при встрече, рассказал,

что как только он увидел  жену, ее позу,  говорящую о предстоящем конфликте,

он,  вместо  привычного  шаблонного  поведения,  с  другого  ракурса  увидел

отношения  со  своей  супругой.  Вместо  обычной  перебранки  он ответил  ей

улыбкой.  Он  подсознательно научился еще  одному  способу  реагирования  на

слова, действия своей жены, избегая при этом прежнего эмоционального окраса.

И  постепенно  эта  семейная  пара  научилась  договариваться  между  собой,

выявлять общие цели  и задачи, прекратив тратить время на создание конфликта

и потом на его ликвидацию.

     Есть такая мысль:  если появилась  необходимость с кем-то договориться,

это можно  сделать всегда, если этого РЕАЛЬНО захотеть и РЕАЛЬНО производить

действия  для изменений. Так  же, как и я  получаю удовольствие, рассказывая

тебе о том, что знаю, и я не могу точно знать,  КАК ты поймешь написанное, и

я не могу точно знать, КАКИЕ изменения  происходят внутри тебя,  -  ведь это

твои изменения.

 

     Помощь 10

     Есть действенный  прием  - разрыв  стереотипа,  который позволяет очень

быстро  вывести  человека из  одного  состояние  и  перевести его в  другое.

Допустим,  от тебя  ожидают  определенного поведения, определенных действий,

определенных  слов, а ты  говоришь, делаешь  вещи,  совсем не  подходящие  к

данной ситуации,  и  тем самым переводишь  нежелательное для тебя  состояние

собеседника (агрессивность,  категоричность) в  состояние недоумения.  После

этого   продолжаешь  разговор  в  том  русле,  которое  тебе  кажется  менее

конфликтным. Этот  прием часто  помогает в жизни избежать конфликтов. Многие

автомобилисты  знают  "дружелюбие"  некоторых  сотрудников  ГИБДД.  Однажды,

возвращаясь с охоты, я не вписался в поворот, и произошла авария. К счастью,

пострадал лишь автомобиль, однако на  обратном пути  мне на двух милицейских

постах приходилось по 10-15 минут объяснять произошедшее, дышать в трубку на

определение алкоголя в крови. Как сэкономить время? Я воспользовался приемом

разрыва  стереотипов.  На  следующем  посту  меня  остановили,  как  обычно,

попросили предъявить  водительские документы. Вместо объяснения "нетоварного

вида" автомобиля я обратился к "гибэдэдэшнику" с вопросом:

     - Товарищ старший сержант, а вы КАК к Родине относитесь?

     Он остолбенел и вопросительно посмотрел на меня:

     - А что?

     -  Да  я  это  вот к  чему.  Представляете, три часа  назад  автомобиль

перевернул, видите, какие дрова, а к Родине относиться хуже не стал. А вы?

     Он отдал мне документы, и я поехал дальше.  Возможно, он подумал, что у

меня с головой не все в порядке. Возможно, он подумал, чтоавария повлияла на

мое душевное состояние. А  может,  он  тоже неплохо к Родине относится. Я не

могу знать, что он придумал для  себя, но  прием,  как всегда,  сработал.  Я

сэкономил около 13 минут личного времени, не затратив эмоции, доказывая, что

трезв и т.д. Иногда мы интуитивно пользуемся данным приемом. Делаем какое-то

действие - повышаем голос, стучим рукой по столу, закрывая доступы  к другим

состояниям и предлагая свое.

     Помощь 11

     Ты  можешь  реально  помогать.  Посади  перед  собой человека, имеющего

внутренние  кризисные  переживания.  Произведи присоединение  и после  этого

скажи: "Я ничего не хочу  слышать о том, что тебя  тревожит, это твое, и оно

может остаться  при  тебе, а  может, ты  от этого откажешься. Все,  что тебе

нужно  сделать,  это  подумать,  вспомнить, поразмыслить  о  том,  что  тебя

беспокоит. Мне говорить  ничего не  надо. Только  вспоминай...". В то время,

когда ты говоришь эту  фразу, положи,  допустим, правую руку ему на колено и

надави с небольшим усилием, не забывая запоминать, какие зацепки ты делаешь.

В  данном  случае  ты  зацепляешься  за  "систему  ощущения". Голову  можешь

повернуть в левую  сторону (зрительная система) и при этом говорить текст  с

определенной интонацией, не торопясь, сочувственно. Когда человек вспоминает

отрицательные события, поведение мышц его тела, лица будет говорить об этом,

отслеживай "клиента" для того, чтобы он вошел в не слишком тяжелое  для себя

состояние.  По  времени  процесс  запоминания  информации может продолжаться

несколько минут. При этом ты можешь периодически помогать объекту вспоминать

информацию: спроси его об  одежде в том воспоминании, о времени года, и т.д.

и  повтори,  что  ему  не  обязательно  на  эти вопросы  отвечать.  Закрепив

зацепками воспоминания, тебе  нужно  вывести объект из воспоминаний.Хлопни в

ладоши, скажи, что пока достаточно, спой песню,  скорчи физиономию, расскажи

анекдот.  Твоя  задача  -  перевести  его  в   нейтральное   или  позитивное

настроение.  Когда  ты увидишь,  что  его  состояние  изменилось,  объяви  о

продолжении "снятия  проблемы",  но в этот раз  твой  темп речи должен  быть

более быстрым, энергичным, уверенным. Скажи  ему бодрым голосом: "А сейчас я

хочу,  чтобы  ты вспомнил события в  твоей жизни,  когда ты ощущал себя  "на

коне", когда ты был уверен  в себе. Когда ты был доволен собой, когда у тебя

все получалось.  Вспомни радостное, позитивное  событие.Мне  так  же  можешь

ничего не говорить". Произведи при этом перекрестную "зацепку" - другую руку

положи на другое колено, поворот головы в другую сторону.  Проделай все, что

в  первый  раз.  Закрепи  воспоминания.  Теперь  ты  имеешь в  арсенале  два

состояния "клиента" -  негативное и позитивное. После небольшой паузы  скажи

ему: "А сейчас ты поймешь нечто важное:вспомни о том, что тебя тревожило", а

сам произведи сразу включение всех зацепок - надави обеими руками на колени,

поворачивай голову из  стороны в сторону, продолжай говорить в бодром ритме.

Не удивляйся, если вдруг твой  подопечный  теперь, вспоминая о плохом, вдруг

засмеется, и не удивляйся,  если вдруг он  скажет, что ничего  не произошло.

Если ничего  не  произошло  на  уровне сознания, это  не говорит  о том, что

подсознание  на данный  момент "не переучилось" реагировать на происходящее.

Происходит  эффект смешивания:  как если  бы соленое смешать со сладким  - в

итоге получаются "непонятные" вкусовые ощущения.

     Однажды  ко мне пришел приятель. У  него на протяжении многих лет почти

ежедневно  происходили  семейные ссоры.  Его  отличительной  чертой  являлся

циничный скептицизм, иными словами - "не верю ничему, не верю никому". Я ему

предложил: "Давай  я за пять минут исправлю ваши семейные отношения". У него

был свой шаблонный  способ  реагирования: "Это все ерунда". И я сказал  ему:

"Да, это ерунда.И  если это ерунда, значит,  тебе не составит  особого труда

комфортно посидеть в  кресле,  расслабленно слушая мой голос, и при этом  ты

можешь скептически улыбаться и не верить, что с тобой уже начали происходить

изменения. И тебе не составит труда  вспомнить,  что  именно тревожит тебя в

семейной  жизни,  что  бы  ты хотел  в  ней изменить.  (При  этом  произвожу

"зацепку"). И ты  можешь вспомнить моменты, которые не  нравятся тебе, и это

не помешает тебе увидеть эту картину ярче, контрастнее (мой друг - Зритель),

и в то же время ты видишь эту картину целиком". Полицу приятеля я понял, что

он погрузился в  тревожащие его  воспоминания:  характерно  нахмурил  брови,

дыхание  стало  прерывистым,  руки  сжались  в  кулаки,  лицо  "окаменело".Я

закрепил  это,  а  затем  вывел  друга  в  нейтральное состояние,  рассказав

анекдот:

     Две собаки сидят в клинике.

     Одна у другой спрашивает:

     - Что такое рефлекс Павлова?

     Вторая отвечает:

     - Видишь - лампочка, вот  как она загорится, нам чуваки в белых халатах

пожрать принесут.

     Я перевел его в другое состояние и проделал то же самое, что и Павлов с

собаками, но закрепив при этом позитивное состояние и т.д.

     После пятиминутного сеанса  я попросил его вернуться к первым событиям,

он  захохотал,  вспоминая  прошлые  семейные  проблемы. Но  его сознательное

отношение к  тому,  что  произошло,  пока  не  изменилось: приятель  так  же

скептически относился  к моим действиям, не  веря в изменения, которые с ним

могут произойти.

     И  я  подумал:  "А почему бы  не закрепить изменения и  на сознательном

уровне?" Тогда я взял с полки книжку и сказал ему: "Я буду читать, а ты сиди

и слушай, и мне  совсем не обязательно знать, что ты будешь думать по поводу

услышанного".

     Пигмалион

     ..."Когда-то  жил на острове  Кипр  замечательный  скульптор,  которого

звали Пигмалион. Он решил полностью  посвятить себя искусству, потому что не

смог найти женщины, которая соответствовала бы его идеалу красоты. Вскоре  у

него  в мастерской  появился кусок  белого  мрамора,  и  он  изваял из  него

прекрасную женщину, воплощавшую все, что  он считал красивым. Пигмалион  был

так  поражен  красотой  своего  собственного  творения, что  вознес  молитву

Афродите с просьбой  помочь ему найти женщину, которая была так  же красива,

как  и  его  статуя.  Но Афродита поняла, что  только  статуя может  подойти

Пигмалиону,  и поэтому она  вдохнула  жизнь  в  ту, к  которой Пигмалион так

стремился.  Пигмалион  назвал  ее  Галатеей  и  женился  на  ней,  на  своем

собственном создании".

     Конечно,   не   только  у  Пигмалиона  есть   стандарты  и   верования,

относительно того, что красиво, а  что  нет. Верования возникают по-разному,

но  у всех они  есть: о том, что красиво,  умно, какое  поведение адекватно,

какие цели полезны и так  далее. Никто из нас не  может думать, говорить или

действовать на ПУСТОМ  месте. Всегда в мире будут некие возможности, которые

человек будет как-то выделять (даже человек, который считает, что нужно быть

"открытым  для  всего",  выделяет   возможность  быть  открытым  только  для

определенных вещей или не быть открытым  для  чего-то  другого). И, конечно,

именно  различия  индивидуальных стандартов  или верований делают каждого из

нас в какой-то степени уникальным.

     Мы  еще  в одном  похожи  на  Пигмалиона.  Иногда  сознательно,  иногда

невольно  мы наполняем окружающий мир  собственными представлениями  о  том,

каков он или каким  должен быть.  Всякий раз,  когда вы общаетесь  с  другим

человеком,  то,  что  вы   ему  сообщаете,  будет  выражением,   проявлением

верований,  из  которых  состоит ваша модель мира. И если, как Пигмалион, вы

искусно  применяете  свои  коммуникативные  навыки  и  инструменты,  которые

находятся в вашем распоряжении, то вы сможете воссоздать в вашем партнере по

общению  то  верование  или   тот  стандарт,  который  соответствует   вашим

собственным. Так  случается, когда  ваш  друг  объявляет  новую  моду,  и вы

начинаете рыться в чулане,  или  когда  ваш врач говорит вам,  что поплакать

будет полезно для вас, и вы начинаете лить слезы...".

     Закончив, я сказал  ему: "Иди домой, и когда ты придешь туда, возможно,

ты заметишь,  что произошли изменения, и ты можешь посмотреть  на ситуацию с

другой стороны". Приятель ушел, а на следующий день, при встрече, рассказал,

что как только он увидел  жену, ее позу,  говорящую о предстоящем конфликте,

он,  вместо  привычного  шаблонного  поведения,  с  другого  ракурса  увидел

отношения  со  своей  супругой.  Вместо  обычной  перебранки  он ответил  ей

улыбкой.  Он  подсознательно научился еще  одному  способу  реагирования  на

слова, действия своей жены, избегая при этом прежнего эмоционального окраса.

И  постепенно  эта  семейная  пара  научилась  договариваться  между  собой,

выявлять общие цели  и задачи, прекратив тратить время на создание конфликта

и потом на его ликвидацию.

     Есть такая мысль:  если появилась  необходимость с кем-то договориться,

это можно  сделать всегда, если этого РЕАЛЬНО захотеть и РЕАЛЬНО производить

действия  для изменений. Так  же, как и я  получаю удовольствие, рассказывая

тебе о том, что знаю, и я не могу точно знать,  КАК ты поймешь написанное, и

я не могу точно знать, КАКИЕ изменения  происходят внутри тебя,  -  ведь это

твои изменения.

 

     Помощь 10

     Есть действенный  прием  - разрыв  стереотипа,  который позволяет очень

быстро  вывести  человека из  одного  состояние  и  перевести его в  другое.

Допустим,  от тебя  ожидают  определенного поведения, определенных действий,

определенных  слов, а ты  говоришь, делаешь  вещи,  совсем не  подходящие  к

данной ситуации,  и  тем самым переводишь  нежелательное для тебя  состояние

собеседника (агрессивность,  категоричность) в  состояние недоумения.  После

этого   продолжаешь  разговор  в  том  русле,  которое  тебе  кажется  менее

конфликтным. Этот  прием часто  помогает в жизни избежать конфликтов. Многие

автомобилисты  знают  "дружелюбие"  некоторых  сотрудников  ГИБДД.  Однажды,

возвращаясь с охоты, я не вписался в поворот, и произошла авария. К счастью,

пострадал лишь автомобиль, однако на  обратном пути  мне на двух милицейских

постах приходилось по 10-15 минут объяснять произошедшее, дышать в трубку на

определение алкоголя в крови. Как сэкономить время? Я воспользовался приемом

разрыва  стереотипов.  На  следующем  посту  меня  остановили,  как  обычно,

попросили предъявить  водительские документы. Вместо объяснения "нетоварного

вида" автомобиля я обратился к "гибэдэдэшнику" с вопросом:

     - Товарищ старший сержант, а вы КАК к Родине относитесь?

     Он остолбенел и вопросительно посмотрел на меня:

     - А что?

     -  Да  я  это  вот к  чему.  Представляете, три часа  назад  автомобиль

перевернул, видите, какие дрова, а к Родине относиться хуже не стал. А вы?

     Он отдал мне документы, и я поехал дальше.  Возможно, он подумал, что у

меня с головой не все в порядке. Возможно, он подумал, чтоавария повлияла на

мое душевное состояние. А  может,  он  тоже неплохо к Родине относится. Я не

могу знать, что он придумал для  себя, но  прием,  как всегда,  сработал.  Я

сэкономил около 13 минут личного времени, не затратив эмоции, доказывая, что

трезв и т.д. Иногда мы интуитивно пользуемся данным приемом. Делаем какое-то

действие - повышаем голос, стучим рукой по столу, закрывая доступы  к другим

состояниям и предлагая свое.

     Помощь 11