5.6. Проблема частной собственности на землю.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Необходимо преодолеть стереотипы мышления, доставшиеся нам от советской
хозяйственной системы в отношении к сельскому хозяйству. Роль с/х в рыночной
экономике для всей хозяйственной системы не меньшая, а пожалуй даже большая,
чем роль топливно-энергетического комплекса для промышленности.
Кроме того, Запад не заинтересован в проведении реформ, направленных на
восстановление экономической мощи России. Значит шантажа, политического и
экономического давления не избежать. И здесь у нас слабость -
продовольственная зависимость от поставок Запада, которую предстоит в
кратчайший срок ликвидировать. Каким образом? Мы должны разобраться, как с/х
функционирует в рыночной экономике. Узловым моментом для понимания является
земельная рента, которой в советской экономике не было.
Экономической теорией эта проблема хорошо изучена. Суть ее заключается
в следующем. Все земли грубо можно разбить на 3 группы по плодородию: а)
лучшие земли; б) средние земли; г) худшие земли.
Базой рыночной цены на с/х продукцию является индивидуальная цена
производства на худших землях. Фермер, работающий на средних землях и лучших
землях, получает сверхприбыли, которые изымаются в виде рентной платы за
землю в пользу землевладельца. А у землевладельца государство забирает
сверхприбыль путем земельного налогообложения. Это теория, но практика
несколько иная, особенно в США.
При урожайных годах фермеры лучших и средних земель имеют возможность
повлиять на оптовые цены зерновых в сторону их снижения, что может привести
к разорению фермеров, работающих на худших землях, и таким образом часть
земли может быть выведена из севооборота в урожайные годы, которых затем
будет не хватать в неурожайные.Поэтому правительство США в урожайные годы
производит закупки зерновых из бюджета, не давая опуститься ценам до
заданного минимума, определенного практикой. Сезонное кредитование фермера
производится не банками, а переработчиками и посредниками через систему
фьючерсных и форвардных контрактов, которых, в свою очередь, кредитуют уже
банки. Поэтому бюджет США вынужден поддерживать определенный уровень оптовых
цен, потому что банкротство фермера, работающего на худших землях, потянет
за собой длинную цепочку.
Проблема земельной ренты в условиях России из-за ее огромной территории
многократно усложняется. Из-за климатических особенностей и низкой
агрокультуры урожайность на худших землях в 4-5 раза ниже, чем на лучших.
Урожайные годы чередуются с неурожайными, и разброс валового сбора зерна в
целом по стране из года в год имеет значительный диапазон. Из-за погодных
условийна одних землях может быть урожай, а на других неурожай.
Республики бывшего Советского Союза, в первую очередь, такие как
Казахстан, Украина, Белоруссия могут также повлиять на формирование оптовых
цен на зерновые. Поэтому в условиях России активное и значительное по объему
финансовых вложений государственное регулирование оптовых цен на зерновые
обязательно. Только такое регулирование должно быть направлено в сторону
повышения закупочных цен, а не наоборот.
Если государство ставит задачу обеспечить продовольственную
независимость страны, то оно должно прекратить порочную практику грабежа
села городом. Государство должно помогать с/х не в период посевной и
уборочной, обеспечивая его горюче-смазочными материалами, загоняя его в
кабалу к губернаторам, а тогда, когда урожай убран, закупая у фермеров,
работающих на худших землях, зерно по завышенным ценам, тем самым
обеспечивая будущую посевнуюи уборочную. В рыночной экономике деньги
поступают к производителю через продажу.Никто никого не дотирует.
Исходя из правильного понимания сущности земельной ренты, мы можем дать
ответ на вопрос о частной собственности на землю. Нет никакой экономической
необходимости вводить частную собственность на землю, пригодную для с/х
землепользования. На Западе существует частная собственность на землю,
потому что так сложилось исторически. Напротив, частная собственность на
землю только запутывает рентное налогообложение и вводит паразита -
посредника - землевладельца.
Собственником с/х земли должно быть государство, ни край, ни область, а
именно центральное государство, которое сдает в аренду фермеру землю на 25
лет с испытательным сроком в 5 лет. Если конкретный фермер не может
обеспечить прибыльность своего хозяйства, то земля у него отбирается и
передается другому фермеру.
Фермер платит после уборки урожая рентный налог в федеральный бюджет.
Фермер, работающий на худших землях, должен быть освобожден от этого налога,
либо для того, чтобы сохранить единство бух. учета и стат. отчетности,
размер этого налога должен быть для него чисто символическим. Собранные
рентные налогибюджет обязан немедленно возвращать в с/х, закупая по
завышенным ценам зерно, выращенное на худших землях.
Необходимо преодолеть стереотипы мышления, доставшиеся нам от советской
хозяйственной системы в отношении к сельскому хозяйству. Роль с/х в рыночной
экономике для всей хозяйственной системы не меньшая, а пожалуй даже большая,
чем роль топливно-энергетического комплекса для промышленности.
Кроме того, Запад не заинтересован в проведении реформ, направленных на
восстановление экономической мощи России. Значит шантажа, политического и
экономического давления не избежать. И здесь у нас слабость -
продовольственная зависимость от поставок Запада, которую предстоит в
кратчайший срок ликвидировать. Каким образом? Мы должны разобраться, как с/х
функционирует в рыночной экономике. Узловым моментом для понимания является
земельная рента, которой в советской экономике не было.
Экономической теорией эта проблема хорошо изучена. Суть ее заключается
в следующем. Все земли грубо можно разбить на 3 группы по плодородию: а)
лучшие земли; б) средние земли; г) худшие земли.
Базой рыночной цены на с/х продукцию является индивидуальная цена
производства на худших землях. Фермер, работающий на средних землях и лучших
землях, получает сверхприбыли, которые изымаются в виде рентной платы за
землю в пользу землевладельца. А у землевладельца государство забирает
сверхприбыль путем земельного налогообложения. Это теория, но практика
несколько иная, особенно в США.
При урожайных годах фермеры лучших и средних земель имеют возможность
повлиять на оптовые цены зерновых в сторону их снижения, что может привести
к разорению фермеров, работающих на худших землях, и таким образом часть
земли может быть выведена из севооборота в урожайные годы, которых затем
будет не хватать в неурожайные.Поэтому правительство США в урожайные годы
производит закупки зерновых из бюджета, не давая опуститься ценам до
заданного минимума, определенного практикой. Сезонное кредитование фермера
производится не банками, а переработчиками и посредниками через систему
фьючерсных и форвардных контрактов, которых, в свою очередь, кредитуют уже
банки. Поэтому бюджет США вынужден поддерживать определенный уровень оптовых
цен, потому что банкротство фермера, работающего на худших землях, потянет
за собой длинную цепочку.
Проблема земельной ренты в условиях России из-за ее огромной территории
многократно усложняется. Из-за климатических особенностей и низкой
агрокультуры урожайность на худших землях в 4-5 раза ниже, чем на лучших.
Урожайные годы чередуются с неурожайными, и разброс валового сбора зерна в
целом по стране из года в год имеет значительный диапазон. Из-за погодных
условийна одних землях может быть урожай, а на других неурожай.
Республики бывшего Советского Союза, в первую очередь, такие как
Казахстан, Украина, Белоруссия могут также повлиять на формирование оптовых
цен на зерновые. Поэтому в условиях России активное и значительное по объему
финансовых вложений государственное регулирование оптовых цен на зерновые
обязательно. Только такое регулирование должно быть направлено в сторону
повышения закупочных цен, а не наоборот.
Если государство ставит задачу обеспечить продовольственную
независимость страны, то оно должно прекратить порочную практику грабежа
села городом. Государство должно помогать с/х не в период посевной и
уборочной, обеспечивая его горюче-смазочными материалами, загоняя его в
кабалу к губернаторам, а тогда, когда урожай убран, закупая у фермеров,
работающих на худших землях, зерно по завышенным ценам, тем самым
обеспечивая будущую посевнуюи уборочную. В рыночной экономике деньги
поступают к производителю через продажу.Никто никого не дотирует.
Исходя из правильного понимания сущности земельной ренты, мы можем дать
ответ на вопрос о частной собственности на землю. Нет никакой экономической
необходимости вводить частную собственность на землю, пригодную для с/х
землепользования. На Западе существует частная собственность на землю,
потому что так сложилось исторически. Напротив, частная собственность на
землю только запутывает рентное налогообложение и вводит паразита -
посредника - землевладельца.
Собственником с/х земли должно быть государство, ни край, ни область, а
именно центральное государство, которое сдает в аренду фермеру землю на 25
лет с испытательным сроком в 5 лет. Если конкретный фермер не может
обеспечить прибыльность своего хозяйства, то земля у него отбирается и
передается другому фермеру.
Фермер платит после уборки урожая рентный налог в федеральный бюджет.
Фермер, работающий на худших землях, должен быть освобожден от этого налога,
либо для того, чтобы сохранить единство бух. учета и стат. отчетности,
размер этого налога должен быть для него чисто символическим. Собранные
рентные налогибюджет обязан немедленно возвращать в с/х, закупая по
завышенным ценам зерно, выращенное на худших землях.