ГЛАВА 1
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14Каждому из нас приходится бывать руководителем проекта, но не все знают, как осуществляется его планирование и управление им. Проекты различаются по размеру и масштабу - от запуска космического корабля Space Shuttle NASA до строительства лодки, планирования свадьбы или получения ученой степени. Людям, которым приходится выполнять проекты без соответствующей подготовки, обычно не хватает практических навыков и приемов для эффективного и рационального выполнения работы.
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ?
Программа, проект, задача и рабочее задание - это термины, которые часто путают между собой. Ниже приведено определение, которое поможет отличить их друг от друга. По определению, проект имеет следующие характеристики:
Наличие сложных и многочисленных заданий
Уникальная последовательность событий
Конечность - даты начала и окончания работ установлены
Ограниченность ресурсов и бюджета
Участие большого числа людей, обычно из нескольких функциональных подразделений организации.
Установленный порядок выполнения заданий
Ориентация на достижение конечной цели
Результат - получение конечного продукта или предоставление услуг
Задача или набор рабочих заданий могут быть выполнены одним или несколькими лицами с помощью простого списка, задающего последовательность действий. Однако очевидно, что задача превращается в проект, если перечисленные выше факторы начнут доминировать и, как следствие, отдельные сотрудники уже будут не в состоянии выполнить работу в установленные сроки, оставаясь в рамках бюджета, и получить ожидаемые результаты, работая в одиночку.
Программа отличается от проекта тем, что она больше по масштабу и может состоять из множества проектов. Так, например, у правительства США есть космическая программа, которая включает в себя несколько проектов, таких как проект Challenger. Строительная компания заключает контракт на строительство промышленного технопарка - программа, состоящая из нескольких отдельных проектов.
ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ?
Когда речь идет о принципах управления, они обычно связываются с управлением людьми. Ниже будет показано, что те же принципы применимы и к проектам.
Планирование - это определение ясных и точных задач (и составляющих их рабочих заданий), служащих для достижения конечной, поставленной цели. Цель может представлять собой решение какой-нибудь проблемы или достижение некоторого состояния или условия, отличного от существующего.
Кроме организации людей, управление проектом включает в себя подбор необходимых ресурсов (людских, материальных и денежных) для выполнения запланированной работы. Составной частью управления проектом также является создание структуры, требуемой для реализации плана.
После объединения всех ресурсов в единую структуру, необходимо осуществлять ее контроль и сопровождение в процессе реализации проекта. Контроль также предполагает определение и создание системы отчетности для предоставления информации о состоянии проекта в заданные моменты его жизненного цикла. Отчеты предназначены не только для отражения хронологии событий, но и для раннего предупреждения случаев и ситуаций, указывающих на отклонения от плана.
После обнаружения ситуаций, требующих внесения изменения в план работ, руководитель проекта должен сделать это. В главе 9 будут рассмотрены механизмы внесения изменений, которые являются составными частями процесса управления проектом.
Таким образом, управление проектом рассматривается как метод и набор процедур, основанных на принятых принципах управления, которые используются для планирования, оценки и контроля рабочих заданий, с целью получить желаемый конечный результат в установленные сроки, в рамках выделенных средств и в соответствии с требованиями к проекту.
Для планирования и реализации проекта на основе этих принципов был разработан метод, состоящий из пяти стадий. Каждая стадия включает в себя конкретные этапы, которые позволяют разбить общий процесс на отдельные процедуры. На рис. 1-1 представлен поэтапный метод, которым мы будем руководствоваться при разработке процесса управления проектом.
Десять основных причин провала проекта
Нет необходимости запоминать каждый из 25 этапов процесса управления проектом, состоящего из 5 стадий; все они позволяют предотвратить провал проекта. Знание "врага" дает серьезные преимущества перед конкурентами. Проекты, реализуемые без использования каких-либо методов, часто терпят крах по следующим десяти причинам:
Проект представляет собой решение, приводящее к проблеме
В конечном результате заинтересована только группа, работающая над проектом
Никто ни за что не отвечает
План проекта недостаточно структурирован
План проекта недостаточно детализирован
На реализацию проекта выделено недостаточно средств
Выделенных ресурсов недостаточно для выполнения работ
Проект не сверяется с планом его реализации
Отсутствует взаимодействие между членами рабочей группы проекта
Проект отклоняется от поставленной цели
Каждый, кто работал над проектом, наверняка сталкивался в своей практической деятельности с каждой из вышеуказанных причин. Читателям этой книги следует держать эти причины в поле зрения и постоянно спрашивать себя, как их можно избежать.
Рис. 1-1. Жизненный цикл процесса управления проектом, состоящий из 5 стадий и 25 этапов
ВЫБОР СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Предлагаемый подход к процессу управления проектом представляет собой метод, состоящий из 5 стадий и 25 этапов. Важно помнить с самого начала, что проект - это нечто большее, чем начало работ; он имеет определенный жизненный цикл, состоящий из начала, середины и конца. Следующие анекдотичные мудрые высказывания послужат хорошим введением в суть дела. Эти факторы определяют процесс управления проектом и задают его направление:
"Провал планирования; планирование провала."
"Если Вы не знаете, куда направляетесь, то все дороги ведут туда", или нечто подобное.
"Если Вы не знаете, куда направляетесь, то как Вы узнаете, когда придете туда?"
"Возможно мы приплыли сюда на отдельных кораблях, но сейчас мы в одной лодке."
Планирование проекта может потребовать значительных затрат времени, сил и ресурсов, в зависимости от его размера. Возможно, это будет рассматриваться теми, кто не умеет или не привык оценивать конечный результат в терминах затрат времени, денежных средств и усилий до начала работ по проекту, как недостаток. Согласно Американской культурной традиции, американцы сначала действуют, а затем уже думают о результатах и развитии проекта. Японцы более искусны в вопросах планирования и тратят значительное время и усилия на достижение консенсуса до начала работ по проекту. Опыт показывает, что усилия и ресурсы могут быть потрачены впустую, если не осуществить надлежащего планирования конкретного проекта перед принятием решения о том, реализовывать ли его или нет. Таким образом, важно с самого начала серьезно отнестись к планированию проекта. Это первый шаг в процессе принятия решения о том, продолжать его или нет. После разработки плана он становится руководящим документом. Хотя план представляет собой динамичный документ, в который можно вносить изменения и в составлении которого принимало участие множество людей, он существует независимо от любого сотрудника или рабочей группы. План должен определять ход всех работ, выполняемых в рамках проекта.
Большое значение имеет также ориентация на достижение поставленной цели. Без цели проекта, которая определяет и задает направление работ и взаимодействие сотрудников, люди будут топтаться на месте, а ресурсы - бездействовать. Основная цель и частные цели имеют важное значение. Необходимо помнить, "что посеешь, то и пожнешь!". Будем надеяться, что постановка цели станет основной вехой в жизненном цикле проекта.
В заключение следует отметить, что управление проектом невозможно без тесного взаимодействия сотрудников. Люди, работающие над сложными проектами в одиночку, иногда могут вносить героический вклад в общее дело, но именно как единая команда они в состоянии добиться успеха и славы.
Каждому из нас приходится бывать руководителем проекта, но не все знают, как осуществляется его планирование и управление им. Проекты различаются по размеру и масштабу - от запуска космического корабля Space Shuttle NASA до строительства лодки, планирования свадьбы или получения ученой степени. Людям, которым приходится выполнять проекты без соответствующей подготовки, обычно не хватает практических навыков и приемов для эффективного и рационального выполнения работы.
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ?
Программа, проект, задача и рабочее задание - это термины, которые часто путают между собой. Ниже приведено определение, которое поможет отличить их друг от друга. По определению, проект имеет следующие характеристики:
Наличие сложных и многочисленных заданий
Уникальная последовательность событий
Конечность - даты начала и окончания работ установлены
Ограниченность ресурсов и бюджета
Участие большого числа людей, обычно из нескольких функциональных подразделений организации.
Установленный порядок выполнения заданий
Ориентация на достижение конечной цели
Результат - получение конечного продукта или предоставление услуг
Задача или набор рабочих заданий могут быть выполнены одним или несколькими лицами с помощью простого списка, задающего последовательность действий. Однако очевидно, что задача превращается в проект, если перечисленные выше факторы начнут доминировать и, как следствие, отдельные сотрудники уже будут не в состоянии выполнить работу в установленные сроки, оставаясь в рамках бюджета, и получить ожидаемые результаты, работая в одиночку.
Программа отличается от проекта тем, что она больше по масштабу и может состоять из множества проектов. Так, например, у правительства США есть космическая программа, которая включает в себя несколько проектов, таких как проект Challenger. Строительная компания заключает контракт на строительство промышленного технопарка - программа, состоящая из нескольких отдельных проектов.
ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ?
Когда речь идет о принципах управления, они обычно связываются с управлением людьми. Ниже будет показано, что те же принципы применимы и к проектам.
Планирование - это определение ясных и точных задач (и составляющих их рабочих заданий), служащих для достижения конечной, поставленной цели. Цель может представлять собой решение какой-нибудь проблемы или достижение некоторого состояния или условия, отличного от существующего.
Кроме организации людей, управление проектом включает в себя подбор необходимых ресурсов (людских, материальных и денежных) для выполнения запланированной работы. Составной частью управления проектом также является создание структуры, требуемой для реализации плана.
После объединения всех ресурсов в единую структуру, необходимо осуществлять ее контроль и сопровождение в процессе реализации проекта. Контроль также предполагает определение и создание системы отчетности для предоставления информации о состоянии проекта в заданные моменты его жизненного цикла. Отчеты предназначены не только для отражения хронологии событий, но и для раннего предупреждения случаев и ситуаций, указывающих на отклонения от плана.
После обнаружения ситуаций, требующих внесения изменения в план работ, руководитель проекта должен сделать это. В главе 9 будут рассмотрены механизмы внесения изменений, которые являются составными частями процесса управления проектом.
Таким образом, управление проектом рассматривается как метод и набор процедур, основанных на принятых принципах управления, которые используются для планирования, оценки и контроля рабочих заданий, с целью получить желаемый конечный результат в установленные сроки, в рамках выделенных средств и в соответствии с требованиями к проекту.
Для планирования и реализации проекта на основе этих принципов был разработан метод, состоящий из пяти стадий. Каждая стадия включает в себя конкретные этапы, которые позволяют разбить общий процесс на отдельные процедуры. На рис. 1-1 представлен поэтапный метод, которым мы будем руководствоваться при разработке процесса управления проектом.
Десять основных причин провала проекта
Нет необходимости запоминать каждый из 25 этапов процесса управления проектом, состоящего из 5 стадий; все они позволяют предотвратить провал проекта. Знание "врага" дает серьезные преимущества перед конкурентами. Проекты, реализуемые без использования каких-либо методов, часто терпят крах по следующим десяти причинам:
Проект представляет собой решение, приводящее к проблеме
В конечном результате заинтересована только группа, работающая над проектом
Никто ни за что не отвечает
План проекта недостаточно структурирован
План проекта недостаточно детализирован
На реализацию проекта выделено недостаточно средств
Выделенных ресурсов недостаточно для выполнения работ
Проект не сверяется с планом его реализации
Отсутствует взаимодействие между членами рабочей группы проекта
Проект отклоняется от поставленной цели
Каждый, кто работал над проектом, наверняка сталкивался в своей практической деятельности с каждой из вышеуказанных причин. Читателям этой книги следует держать эти причины в поле зрения и постоянно спрашивать себя, как их можно избежать.
Рис. 1-1. Жизненный цикл процесса управления проектом, состоящий из 5 стадий и 25 этапов
ВЫБОР СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Предлагаемый подход к процессу управления проектом представляет собой метод, состоящий из 5 стадий и 25 этапов. Важно помнить с самого начала, что проект - это нечто большее, чем начало работ; он имеет определенный жизненный цикл, состоящий из начала, середины и конца. Следующие анекдотичные мудрые высказывания послужат хорошим введением в суть дела. Эти факторы определяют процесс управления проектом и задают его направление:
"Провал планирования; планирование провала."
"Если Вы не знаете, куда направляетесь, то все дороги ведут туда", или нечто подобное.
"Если Вы не знаете, куда направляетесь, то как Вы узнаете, когда придете туда?"
"Возможно мы приплыли сюда на отдельных кораблях, но сейчас мы в одной лодке."
Планирование проекта может потребовать значительных затрат времени, сил и ресурсов, в зависимости от его размера. Возможно, это будет рассматриваться теми, кто не умеет или не привык оценивать конечный результат в терминах затрат времени, денежных средств и усилий до начала работ по проекту, как недостаток. Согласно Американской культурной традиции, американцы сначала действуют, а затем уже думают о результатах и развитии проекта. Японцы более искусны в вопросах планирования и тратят значительное время и усилия на достижение консенсуса до начала работ по проекту. Опыт показывает, что усилия и ресурсы могут быть потрачены впустую, если не осуществить надлежащего планирования конкретного проекта перед принятием решения о том, реализовывать ли его или нет. Таким образом, важно с самого начала серьезно отнестись к планированию проекта. Это первый шаг в процессе принятия решения о том, продолжать его или нет. После разработки плана он становится руководящим документом. Хотя план представляет собой динамичный документ, в который можно вносить изменения и в составлении которого принимало участие множество людей, он существует независимо от любого сотрудника или рабочей группы. План должен определять ход всех работ, выполняемых в рамках проекта.
Большое значение имеет также ориентация на достижение поставленной цели. Без цели проекта, которая определяет и задает направление работ и взаимодействие сотрудников, люди будут топтаться на месте, а ресурсы - бездействовать. Основная цель и частные цели имеют важное значение. Необходимо помнить, "что посеешь, то и пожнешь!". Будем надеяться, что постановка цели станет основной вехой в жизненном цикле проекта.
В заключение следует отметить, что управление проектом невозможно без тесного взаимодействия сотрудников. Люди, работающие над сложными проектами в одиночку, иногда могут вносить героический вклад в общее дело, но именно как единая команда они в состоянии добиться успеха и славы.