ГЛАВА 4

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ПРОЕКТУ

Итак, проект представлен в виде списка заданий. Каким должен быть следующий шаг? Теперь необходимо определить последовательность выполнения этих заданий. Можно было бы просто выполнять задания по одному в некотором логическом порядке. Однако использование такого подхода при реализации всех проектов, кроме простейших, приводит к тому, что время выполнения проекта оказывается значительно большим, чем можно было бы ожидать. Другой путь - провести анализ всех заданий и определить, какие из них необходимо завершить до начала выполнения других. Такой анализ позволяет выявить порядок, в котором можно одновременно выполнять несколько заданий. В настоящей главе описывается простой поэтапный процесс, называемый методом критического пути (МКП), для определения последовательности одновременно выполняемых заданий, который позволяет завершить проект в установленные сроки. Метод критического пути дает возможность руководителю проекта эффективно и квалифицированно управлять проектами. Объяснение этого метода дается ниже.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ПРОЕКТУ

Воспользовавшись представлением заданий в виде СРРЗ, можно построить последовательность, в которой будут выполняться задания по проекту. Поскольку с каждым заданием связываются определенные затраты и предполагаемое время реализации, можно оценить суммарные затраты на проект и время его выполнения. Для крупных проектов, включающих в себя 50 заданий и более, необходимо использовать компьютер. Хотя это подход здесь не рассматривается, заинтересованный читатель без труда найдет соответствующие программы (см. Приложение, где обсуждаются вопросы программного обеспечения для управления проектами.)

Не требующий "передовых технологий" подход для новичков в области управлением проектами основан на использовании липких этикеток, предназначенных для составления схемы проекта. На каждой из этикеток записано одно из заданий по проекту. Переставляя этикетки можно найти подходящую (реалистичную) последовательность выполнения заданий по проекту посредством процесса итераций.

Представление заданий по проекту в виде схемы взаимосвязанных заданий - это мощное средство оценки времени выполнения проекта (а также решения множества других задач). Первый шаг при построении такой схемы - определить для каждого задания те задания, которые должны быть завершены к моменту его начала. Они называются непосредственно предшествующими заданиями. После выполнения этой процедуры для всех заданий, информация, необходимая для построения схемы, собирается воедино. Результат выполнения вышеописанной процедуры для проекта планирования конференции приведен на рис. 4-1. Неплохой идеей является включение предполагаемого времени выполнения каждого задания, как это сделано на рис. 4-1. По мере построения схемы и проведения анализа заданий по проекту, на этом рисунке будут представлены дополнительные данные.

 

ЗАДАНИЕ

Непоср. предшес. задания

ВРЕМЯ (НЕДЕЛИ)

 

 

(O)

(M)

(P)

(E)

A

Назначить дату проведения конференции

-

1.0

2.0

3.0

2.0

B

Определить тему и программу

-

2.0

5.0

8.0

5.0

C

Выбрать место проведения конференции

A

4.0

5.0

6.0

5.0

D

Пригласить докладчиков

B

4.0

6.0

8.0

6.0

E

Разработать брошюру

C,D

3.0

10.0

11.0

9.0

F

Получить ярлыки с адресами

C,D

3.0

4.5

9.0

5.0

G

Разослать брошюры по почте

E,F

1.0

2.0

3.0

2.0

H

Получить материалы от докладчиков

D

3.0

3.5

7.0

4.0

I

Получить подтверждение участия

G

4.0

6.0

8.0

6.0

J

Подтвердить все приглашения

H, I

0.5

1.0

1.5

1.0

K

Подготовить комплекты для конференции

J

1.0

2.0

3.0

2.0

Рис. 4-1. Последовательность выполнения заданий для проекта планирования конференции

Методы составления диаграммы приоритетов

Итак, "упорядоченный список" заданий по проекту составлен. Каким должен быть следующий шаг? Этот упорядоченный список содержит всю необходимую информацию для продолжения выполнения проекта, однако формат представления этой информации не дает "общую картину" проекта. Наша цель - представить проект в графическом виде, а для этого необходимо освоить несколько простых правил построения схем проектов.

Задание является основной "единицей анализа" в упорядоченной схеме. Задания представляются на схеме в виде прямоугольников, называемых "узлами заданий", как это показано на рис. 4-2. Не обращайте пока внимание на символы в углах прямоугольника. Они будут описаны ниже. Каждое задание в проекте имеет свой собственный узел. Символы, изображенные в прямоугольнике, описывают временные свойства задания. Некоторые из них описывают характеристики самого задания (например, номер задания), тогда как другие представляют собой расчетные величины (ES, EF, LS, LF), связанные с заданием. Этот формат и условные обозначения определены ниже.

ES

EF

Номер

задания

E

LS

LF

Рис. 4-2. Формат узла задания

Схема будет состоять из таких узлов заданий и соединяющих их линий, которые представляют собой приоритетные связи между заданиями. В таких схемах время учитывается так, что читать ее следует слева направо. Например, на рис. 4-3 (а) видно, что задание A должно быть закончено до того, как приступить к выполнению задания С. Как видно на рис. 4-3 (б), необходимо закончить и задание E, и задание F, прежде чем начать выполнение задания G. Наконец, рис. 4-3 (в) показывает, что к выполнению заданий E и F можно приступить только после завершения заданий C и D. На рис. 4-3 (с) приведен также пример ситуации, когда два задания (E и F) можно выполнять одновременно. С помощью этих несложных правил можно построить схему проекта планирования конференции. Она представлена на рис. 4-4. Ниже перечислены несколько правил, которыми следует руководствоваться при построении схем:

Начинайте схему с узла "начало" и заканчивайте ее узлом "конец".

Располагайте узлы по порядку слева направо, т.е. все предшествующие задания должны находиться на схеме левее последующих заданий.

На схеме не должно быть петель или обратных последовательностей.

У каждого узла (кроме узлов "начало" и "конец") должен быть хотя бы один предшествующий и один последующий узел.

На схеме не должно быть изолированных узлов; все узлы соединены между собой.

"Путь" - это последовательность всех заданий вдоль каждого направления от узла "начало" к узлу "конец". Каждая схема может иметь несколько путей.

Рис. 4-3. Примеры условных обозначений для схем

Рис. 4-4. Схема планирования конференции

ВЫЯВЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Самое важное применение вышеописанной схемы - определение времени, необходимого для выполнения проекта, и выявление заданий по проекту, которые имеют определяющее значение для завершения проекта в установленные сроки. Время выполнения проекта - это самый длинный временной путь на схеме. Последовательность заданий, составляющая самый длинный путь, называется критическим путем. До тех пор пока задания, находящиеся на критическом пути, выполняются в срок, проект идет по графику. Однако если для выполнения любого из этих заданий потребуется больше времени, чем предполагалось, время выполнения проекта увеличится. Конечно, руководитель может попытаться получить дополнительные ресурсы для выполнения заданий, находящихся на критическом пути, в установленные сроки. Если же дополнительные ресурсы доступны (например, могут быть получены от заданий по проекту, которые не находятся на критическом пути), то руководитель может перебросить их на критические задания и ликвидировать отставание проекта от графика.

Время начала и завершения задания

Определим теперь четыре расчетных параметра (ES, LS, EF, LF; см. рис. 4-2), связанные с каждым узлом задания. Эти расчетные величины будут использованы для определения времени выполнения проекта и критического пути.

Самое раннее время начала и окончания

Самое раннее время начала (ES) выполнения задания - это самый ранний момент времени, когда все предшествующие ему задания уже завершены и можно приступать к выполнению данного задания. Время ES для задания, у которого нет предшествующих заданий, условно принимается равным нулю. Самое раннее время окончания (EF) задания равно времени ES плюс предполагаемое время выполнения задания. Время ES для задания, которому предшествует одно задание, представляет собой время EF для этого предшествующего задания. Время ES для заданий, которым предшествуют два и больше заданий, является максимальным из времен EF для этих предшествующих заданий. Времена ES и EF для проекта планирования конференции показаны в верхнем левом и правом углах каждого узла задания (см. рис. 4-5).

Самое позднее время начала и окончания

Самое позднее время начала (LS) и самое позднее время окончания (LF) задания - это самые поздние моменты времени, когда можно начать (LS) или закончить (LF) задание, не увеличивая время выполнения проекта в целом. Чтобы рассчитать эти моменты, будем двигаться по схеме назад. Сначала примем время LF для последнего задания на схеме в качестве времени EF рассматриваемого задания. Время LS для данного задания равно его времени LF минус предполагаемое время выполнения этого задания. Время LF для всех непосредственно предшествующих заданий является минимальным из времен LS для всех заданий, для которых рассматриваемое задание является предшествующим. Времена LS и LF для проекта планирования конференции показаны в нижних левом и правом углах каждого их узлов заданий (см. рис. 4-5). Последний числовой параметр в узле - это среднее время выполнения задания (E), которое рассчитывается по формуле, приведенной в главе 3:

E = (O + 4M + P) / 6

Рис. 4-5. Схема проекта планирования конференции,

на которой для всех заданий показаны времена ES, LS, EF и ES

Определение критического пути

Есть два способа определения критического пути на схеме. Первый состоит в том, чтобы найти все возможные последовательности заданий на схеме и рассчитать время, необходимое для выполнения проекта по каждому их этих путей. Последовательность, для которой время выполнение проекта окажется наибольшим, и будет критическим путем. Этот способ применим для небольших проектов, а также для проектов, задания которых имеют в основном только одно предшествующее задание. На рис. 4-6 представлен расчет продолжительности выполнения всех последовательностей заданий для проекта планирования конференции. Отметим, что последовательность B-D-E-G-I-J-K, продолжительность которой равна 31 неделя, самая длинная по времени и, следовательно, является критическим путем.

Для большинства проектов такой перебор вариантов не годится и приходится искать критический путь другим способом, описанным ниже. Сначала необходимо рассчитать еще одну величину, называемую резервом времени для задания. Резерв времени - это допустимая величина задержки начала или окончания задания, которая не приводит к задержке выполнения проекта в целом. Резерв времени математически представляет собой разность LS - ES (или LF - EF, что то же самое). По определению, последовательность заданий, имеющая нулевой резерв, является критический путь. На рис. 4-7 выделен критический путь для проекта планирования конференции. На этом рисунке также показан резерв времени над каждым из узлов заданий.

ПУТЬ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

A - C - E - G - I - J - K

27 недель

A - C - F - G - I - J - K

23 недели

B - D - E - G - I - J - K

31 неделя Критический путь

B - D - F - G - I - J - K

27 недель

B - D - H - J - K

18 недель

Рис. 4-6. Все возможные последовательности заданий

Рис. 4-7. Критический путь и резерв времени для проекта планирования конференции

Использование блок-схемы и критического пути

Схема проекта является инструментом, который руководитель и рабочая группа проекта будут использовать на протяжении всего его жизненного цикла. Для руководителя проекта, эта схема является средством планирования, реализации и контроля работ. Для рабочей группы, она служит в качестве источника информации для ознакомления новых членов группы с проектом и его текущим состоянием.

Планирование

Поскольку схема показывает взаимосвязи между всеми заданиями по проекту, она позволяет руководителю получить целостное представление о проекте. Этот "взгляд с птичьего полета" дает возможность руководителю назначить сроки начала выполнения заданий, распределить обязанности между членов рабочей группы по выполнению заданий и перераспределять ресурсы в процессе реализации проекта. Проект неизбежно будет отклоняться от плана, поэтому руководителю придется перебрасывать ресурсы с одного задания на другое и вносить другие коррективы для завершения проекта в срок.

Реализация

В процессе реализации проекта в схему можно вносить изменения с целью отразить фактический ход работ. Некоторые задания будут закончены раньше предполагаемой даты. Это позволит руководителю проекта составлять более гибкий график работ и даст ему возможность перераспределить ресурсы, чтобы завершить проект раньше намеченного срока или с меньшими затратами. В то же время, выполнение некоторых из заданий может потребовать больше времени, чем предполагалось. В таких случаях руководитель проекта в первую очередь попытается перебросить ресурсы с заданий, не находящихся на критическом пути. Если это не обеспечит достаточных дополнительных ресурсов, то следует подать заявку на выделение дополнительных ресурсов для ликвидации отставания работ от графика.

Контроль

Сравнивая график заданий с фактическим ходом работ, руководитель проекта будет знать об отклонениях от плана и сможет принять соответствующие корректирующие меры. В главе 9 этот вопрос будет рассмотрен более подробно и будут описаны дополнительные средства отчетности для анализа и контроля состояния проекта.

Критический путь

Предполагаемая продолжительность проекта, определенная из анализа критического пути, и намеченная дата его завершения представляют важную информацию для принятия решений руководством. Например:

Намеченные даты начала и окончания каждого задания.

Задания, которые должны выполняться точно по графику для завершения всего проекта в срок.

Допустимая задержка в выполнении заданий, не лежащих на критическом пути, которая не приводит к смещению срока окончания проекта.

Задания, ресурсы от которых можно, при необходимости, перебросить на задания, находящиеся на критического пути.

Контрольный список для проверки качества блок-схемы проекта

ДА или НЕТ

__1. Первый узел или задание - это "начало", он расположен на схеме слева;

последний узел - это "конец", он находится на правом краю схемы.

__2. Узлы заданий расположены в порядке, который определяется ответом на вопрос "Выполнение какого следующего задания можно начать только после завершения предшествующего задания?"

__3. "Время" не принимается во внимание на этом этапе; интерес представляет только то, какое задание предшествует другое задание, а какое следует за ним.

__4. Ни один узел задания не должен накладываться на другой узел. Если имеет место наложение, следует разбить задание на два отдельных задания.

__5. Все узлы заданий следуют друг за другом в линейном порядке, слева направо; на схеме не должно быть обратных связей, петель.

__6. Все узлы заданий на схеме соединены линиями; не должно быть ни одного не соединенного с другими узла.

__7. Все задания логически укладываются в схему схему; если это не так, то такое задание следует отбросить или определить заново.

__8. Любой из путей можно легко проследить от начального до конечного узла.

__9. Параллельные узлы заданий, находящиеся на параллельных путях, возможны в том случае, если работу (задания) можно выполнить одновременно.

Окончательный тест для блок-схемы проекта

Любой посторонний человек может без труда понять порядок выполнения проекта, изучив его схему.

Каждый путь можно легко проследить.

Какие задания можно выполнять одновременно очевидно из схемы.

Все задания расположены в логическом порядке.

Схема готова к представлению на рассмотрения высшего руководства для утверждения.

Специалисты, составляющие ядро рабочей группы проекта, проанализировали и утвердили эту схему.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ПРОЕКТУ

Итак, проект представлен в виде списка заданий. Каким должен быть следующий шаг? Теперь необходимо определить последовательность выполнения этих заданий. Можно было бы просто выполнять задания по одному в некотором логическом порядке. Однако использование такого подхода при реализации всех проектов, кроме простейших, приводит к тому, что время выполнения проекта оказывается значительно большим, чем можно было бы ожидать. Другой путь - провести анализ всех заданий и определить, какие из них необходимо завершить до начала выполнения других. Такой анализ позволяет выявить порядок, в котором можно одновременно выполнять несколько заданий. В настоящей главе описывается простой поэтапный процесс, называемый методом критического пути (МКП), для определения последовательности одновременно выполняемых заданий, который позволяет завершить проект в установленные сроки. Метод критического пути дает возможность руководителю проекта эффективно и квалифицированно управлять проектами. Объяснение этого метода дается ниже.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ПРОЕКТУ

Воспользовавшись представлением заданий в виде СРРЗ, можно построить последовательность, в которой будут выполняться задания по проекту. Поскольку с каждым заданием связываются определенные затраты и предполагаемое время реализации, можно оценить суммарные затраты на проект и время его выполнения. Для крупных проектов, включающих в себя 50 заданий и более, необходимо использовать компьютер. Хотя это подход здесь не рассматривается, заинтересованный читатель без труда найдет соответствующие программы (см. Приложение, где обсуждаются вопросы программного обеспечения для управления проектами.)

Не требующий "передовых технологий" подход для новичков в области управлением проектами основан на использовании липких этикеток, предназначенных для составления схемы проекта. На каждой из этикеток записано одно из заданий по проекту. Переставляя этикетки можно найти подходящую (реалистичную) последовательность выполнения заданий по проекту посредством процесса итераций.

Представление заданий по проекту в виде схемы взаимосвязанных заданий - это мощное средство оценки времени выполнения проекта (а также решения множества других задач). Первый шаг при построении такой схемы - определить для каждого задания те задания, которые должны быть завершены к моменту его начала. Они называются непосредственно предшествующими заданиями. После выполнения этой процедуры для всех заданий, информация, необходимая для построения схемы, собирается воедино. Результат выполнения вышеописанной процедуры для проекта планирования конференции приведен на рис. 4-1. Неплохой идеей является включение предполагаемого времени выполнения каждого задания, как это сделано на рис. 4-1. По мере построения схемы и проведения анализа заданий по проекту, на этом рисунке будут представлены дополнительные данные.

 

ЗАДАНИЕ

Непоср. предшес. задания

ВРЕМЯ (НЕДЕЛИ)

 

 

(O)

(M)

(P)

(E)

A

Назначить дату проведения конференции

-

1.0

2.0

3.0

2.0

B

Определить тему и программу

-

2.0

5.0

8.0

5.0

C

Выбрать место проведения конференции

A

4.0

5.0

6.0

5.0

D

Пригласить докладчиков

B

4.0

6.0

8.0

6.0

E

Разработать брошюру

C,D

3.0

10.0

11.0

9.0

F

Получить ярлыки с адресами

C,D

3.0

4.5

9.0

5.0

G

Разослать брошюры по почте

E,F

1.0

2.0

3.0

2.0

H

Получить материалы от докладчиков

D

3.0

3.5

7.0

4.0

I

Получить подтверждение участия

G

4.0

6.0

8.0

6.0

J

Подтвердить все приглашения

H, I

0.5

1.0

1.5

1.0

K

Подготовить комплекты для конференции

J

1.0

2.0

3.0

2.0

Рис. 4-1. Последовательность выполнения заданий для проекта планирования конференции

Методы составления диаграммы приоритетов

Итак, "упорядоченный список" заданий по проекту составлен. Каким должен быть следующий шаг? Этот упорядоченный список содержит всю необходимую информацию для продолжения выполнения проекта, однако формат представления этой информации не дает "общую картину" проекта. Наша цель - представить проект в графическом виде, а для этого необходимо освоить несколько простых правил построения схем проектов.

Задание является основной "единицей анализа" в упорядоченной схеме. Задания представляются на схеме в виде прямоугольников, называемых "узлами заданий", как это показано на рис. 4-2. Не обращайте пока внимание на символы в углах прямоугольника. Они будут описаны ниже. Каждое задание в проекте имеет свой собственный узел. Символы, изображенные в прямоугольнике, описывают временные свойства задания. Некоторые из них описывают характеристики самого задания (например, номер задания), тогда как другие представляют собой расчетные величины (ES, EF, LS, LF), связанные с заданием. Этот формат и условные обозначения определены ниже.

ES

EF

Номер

задания

E

LS

LF

Рис. 4-2. Формат узла задания

Схема будет состоять из таких узлов заданий и соединяющих их линий, которые представляют собой приоритетные связи между заданиями. В таких схемах время учитывается так, что читать ее следует слева направо. Например, на рис. 4-3 (а) видно, что задание A должно быть закончено до того, как приступить к выполнению задания С. Как видно на рис. 4-3 (б), необходимо закончить и задание E, и задание F, прежде чем начать выполнение задания G. Наконец, рис. 4-3 (в) показывает, что к выполнению заданий E и F можно приступить только после завершения заданий C и D. На рис. 4-3 (с) приведен также пример ситуации, когда два задания (E и F) можно выполнять одновременно. С помощью этих несложных правил можно построить схему проекта планирования конференции. Она представлена на рис. 4-4. Ниже перечислены несколько правил, которыми следует руководствоваться при построении схем:

Начинайте схему с узла "начало" и заканчивайте ее узлом "конец".

Располагайте узлы по порядку слева направо, т.е. все предшествующие задания должны находиться на схеме левее последующих заданий.

На схеме не должно быть петель или обратных последовательностей.

У каждого узла (кроме узлов "начало" и "конец") должен быть хотя бы один предшествующий и один последующий узел.

На схеме не должно быть изолированных узлов; все узлы соединены между собой.

"Путь" - это последовательность всех заданий вдоль каждого направления от узла "начало" к узлу "конец". Каждая схема может иметь несколько путей.

Рис. 4-3. Примеры условных обозначений для схем

Рис. 4-4. Схема планирования конференции

ВЫЯВЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Самое важное применение вышеописанной схемы - определение времени, необходимого для выполнения проекта, и выявление заданий по проекту, которые имеют определяющее значение для завершения проекта в установленные сроки. Время выполнения проекта - это самый длинный временной путь на схеме. Последовательность заданий, составляющая самый длинный путь, называется критическим путем. До тех пор пока задания, находящиеся на критическом пути, выполняются в срок, проект идет по графику. Однако если для выполнения любого из этих заданий потребуется больше времени, чем предполагалось, время выполнения проекта увеличится. Конечно, руководитель может попытаться получить дополнительные ресурсы для выполнения заданий, находящихся на критическом пути, в установленные сроки. Если же дополнительные ресурсы доступны (например, могут быть получены от заданий по проекту, которые не находятся на критическом пути), то руководитель может перебросить их на критические задания и ликвидировать отставание проекта от графика.

Время начала и завершения задания

Определим теперь четыре расчетных параметра (ES, LS, EF, LF; см. рис. 4-2), связанные с каждым узлом задания. Эти расчетные величины будут использованы для определения времени выполнения проекта и критического пути.

Самое раннее время начала и окончания

Самое раннее время начала (ES) выполнения задания - это самый ранний момент времени, когда все предшествующие ему задания уже завершены и можно приступать к выполнению данного задания. Время ES для задания, у которого нет предшествующих заданий, условно принимается равным нулю. Самое раннее время окончания (EF) задания равно времени ES плюс предполагаемое время выполнения задания. Время ES для задания, которому предшествует одно задание, представляет собой время EF для этого предшествующего задания. Время ES для заданий, которым предшествуют два и больше заданий, является максимальным из времен EF для этих предшествующих заданий. Времена ES и EF для проекта планирования конференции показаны в верхнем левом и правом углах каждого узла задания (см. рис. 4-5).

Самое позднее время начала и окончания

Самое позднее время начала (LS) и самое позднее время окончания (LF) задания - это самые поздние моменты времени, когда можно начать (LS) или закончить (LF) задание, не увеличивая время выполнения проекта в целом. Чтобы рассчитать эти моменты, будем двигаться по схеме назад. Сначала примем время LF для последнего задания на схеме в качестве времени EF рассматриваемого задания. Время LS для данного задания равно его времени LF минус предполагаемое время выполнения этого задания. Время LF для всех непосредственно предшествующих заданий является минимальным из времен LS для всех заданий, для которых рассматриваемое задание является предшествующим. Времена LS и LF для проекта планирования конференции показаны в нижних левом и правом углах каждого их узлов заданий (см. рис. 4-5). Последний числовой параметр в узле - это среднее время выполнения задания (E), которое рассчитывается по формуле, приведенной в главе 3:

E = (O + 4M + P) / 6

Рис. 4-5. Схема проекта планирования конференции,

на которой для всех заданий показаны времена ES, LS, EF и ES

Определение критического пути

Есть два способа определения критического пути на схеме. Первый состоит в том, чтобы найти все возможные последовательности заданий на схеме и рассчитать время, необходимое для выполнения проекта по каждому их этих путей. Последовательность, для которой время выполнение проекта окажется наибольшим, и будет критическим путем. Этот способ применим для небольших проектов, а также для проектов, задания которых имеют в основном только одно предшествующее задание. На рис. 4-6 представлен расчет продолжительности выполнения всех последовательностей заданий для проекта планирования конференции. Отметим, что последовательность B-D-E-G-I-J-K, продолжительность которой равна 31 неделя, самая длинная по времени и, следовательно, является критическим путем.

Для большинства проектов такой перебор вариантов не годится и приходится искать критический путь другим способом, описанным ниже. Сначала необходимо рассчитать еще одну величину, называемую резервом времени для задания. Резерв времени - это допустимая величина задержки начала или окончания задания, которая не приводит к задержке выполнения проекта в целом. Резерв времени математически представляет собой разность LS - ES (или LF - EF, что то же самое). По определению, последовательность заданий, имеющая нулевой резерв, является критический путь. На рис. 4-7 выделен критический путь для проекта планирования конференции. На этом рисунке также показан резерв времени над каждым из узлов заданий.

ПУТЬ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

A - C - E - G - I - J - K

27 недель

A - C - F - G - I - J - K

23 недели

B - D - E - G - I - J - K

31 неделя Критический путь

B - D - F - G - I - J - K

27 недель

B - D - H - J - K

18 недель

Рис. 4-6. Все возможные последовательности заданий

Рис. 4-7. Критический путь и резерв времени для проекта планирования конференции

Использование блок-схемы и критического пути

Схема проекта является инструментом, который руководитель и рабочая группа проекта будут использовать на протяжении всего его жизненного цикла. Для руководителя проекта, эта схема является средством планирования, реализации и контроля работ. Для рабочей группы, она служит в качестве источника информации для ознакомления новых членов группы с проектом и его текущим состоянием.

Планирование

Поскольку схема показывает взаимосвязи между всеми заданиями по проекту, она позволяет руководителю получить целостное представление о проекте. Этот "взгляд с птичьего полета" дает возможность руководителю назначить сроки начала выполнения заданий, распределить обязанности между членов рабочей группы по выполнению заданий и перераспределять ресурсы в процессе реализации проекта. Проект неизбежно будет отклоняться от плана, поэтому руководителю придется перебрасывать ресурсы с одного задания на другое и вносить другие коррективы для завершения проекта в срок.

Реализация

В процессе реализации проекта в схему можно вносить изменения с целью отразить фактический ход работ. Некоторые задания будут закончены раньше предполагаемой даты. Это позволит руководителю проекта составлять более гибкий график работ и даст ему возможность перераспределить ресурсы, чтобы завершить проект раньше намеченного срока или с меньшими затратами. В то же время, выполнение некоторых из заданий может потребовать больше времени, чем предполагалось. В таких случаях руководитель проекта в первую очередь попытается перебросить ресурсы с заданий, не находящихся на критическом пути. Если это не обеспечит достаточных дополнительных ресурсов, то следует подать заявку на выделение дополнительных ресурсов для ликвидации отставания работ от графика.

Контроль

Сравнивая график заданий с фактическим ходом работ, руководитель проекта будет знать об отклонениях от плана и сможет принять соответствующие корректирующие меры. В главе 9 этот вопрос будет рассмотрен более подробно и будут описаны дополнительные средства отчетности для анализа и контроля состояния проекта.

Критический путь

Предполагаемая продолжительность проекта, определенная из анализа критического пути, и намеченная дата его завершения представляют важную информацию для принятия решений руководством. Например:

Намеченные даты начала и окончания каждого задания.

Задания, которые должны выполняться точно по графику для завершения всего проекта в срок.

Допустимая задержка в выполнении заданий, не лежащих на критическом пути, которая не приводит к смещению срока окончания проекта.

Задания, ресурсы от которых можно, при необходимости, перебросить на задания, находящиеся на критического пути.

Контрольный список для проверки качества блок-схемы проекта

ДА или НЕТ

__1. Первый узел или задание - это "начало", он расположен на схеме слева;

последний узел - это "конец", он находится на правом краю схемы.

__2. Узлы заданий расположены в порядке, который определяется ответом на вопрос "Выполнение какого следующего задания можно начать только после завершения предшествующего задания?"

__3. "Время" не принимается во внимание на этом этапе; интерес представляет только то, какое задание предшествует другое задание, а какое следует за ним.

__4. Ни один узел задания не должен накладываться на другой узел. Если имеет место наложение, следует разбить задание на два отдельных задания.

__5. Все узлы заданий следуют друг за другом в линейном порядке, слева направо; на схеме не должно быть обратных связей, петель.

__6. Все узлы заданий на схеме соединены линиями; не должно быть ни одного не соединенного с другими узла.

__7. Все задания логически укладываются в схему схему; если это не так, то такое задание следует отбросить или определить заново.

__8. Любой из путей можно легко проследить от начального до конечного узла.

__9. Параллельные узлы заданий, находящиеся на параллельных путях, возможны в том случае, если работу (задания) можно выполнить одновременно.

Окончательный тест для блок-схемы проекта

Любой посторонний человек может без труда понять порядок выполнения проекта, изучив его схему.

Каждый путь можно легко проследить.

Какие задания можно выполнять одновременно очевидно из схемы.

Все задания расположены в логическом порядке.

Схема готова к представлению на рассмотрения высшего руководства для утверждения.

Специалисты, составляющие ядро рабочей группы проекта, проанализировали и утвердили эту схему.