3.1. Интернет как средство массовой информации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Не так просто подобрать аналог Интернету со всеми его функциями: это и канал личной переписки, и дополнение к библиотечным
фондам, и медиатор в групповых совещаниях или в совместной трудовой деятельности, и способ распространения "листовок" либо их
аналогов для поиска и вербовки единомышленников, и продукт активности информационных агентств либо редакций и
телерадиостудий, и способ осуществления опросов мнения самых разных популяций по злободневным проблемам, и канал
взаимодействия между участниками тесно между собой связанных и спаянных групп, и приобретающий все большее значение
инструмент public relations для корпораций и государств, а в последнее время - еще и неожиданно возникшее и разросшееся
"виртуальное кладбище" для безвременно (или временно) "усопших" электронных игрушек Томогочи, моделирующих живые существа.
Список применений Интернета далеко не полон. Остановимся на тех моментах, которые сближают Интернет со средствами массовой
информации.
Прежде всего, бросается в глаза, что большинство газет, журналов, теле- и радиостудий, информационных агентств и т.п. помещают
рекламную и оперативную информацию на принадлежащие им серверы (Web-сайты) Интернета и открывают доступ к этим
материалам для всех желающих. В ряде газет и журналов каждая статья, каждая информационная заметка снабжены Web-адресом
(URL) этой статьи или заметки. Тем самым не только предоставляется любому желающему дополнительная возможность извлечения
информации - и из печатного текста, и из электронной версии, но и попутно создается электронный архив газетно-журнальных
публикаций. Более того, обновление информации на размещенных в Интернете электронных ресурсах производится оперативнее и
чаще, чем на газетных страницах. Подобная высокая оперативность служит привлекательным моментом для обращения
заинтересованных лиц и организаций к Интернету как к своеобразному, однако пока непривычному средству массовой информации.
Особое место занимает Интернет в планах реорганизации тех радиостанций, которые традиционно пользовались коротковолновыми
передатчиками - среди них "Голос Америки", "Немецкая волна", "Свобода" и другие. Постепенный переход на высококачественный
цифровой способ вещания закономерно привел их к размещению своих программ в Интернете новейшей генерации "слушателей"
предоставляется возможность свободно перекачивать в свои мультимедийные компьютеры любую радиопередачу. Уже подсчитано,
что активнее всего пользуются этой возможностью послушать радио те, кто говорит на китайском языке.
В случае оперативного поступления зрительских, слушательских или читательских сообщений ("реакций") - пока чаще по телефону, но
уже нередко и по электронной почте - они могут быть учтены непосредственно в ходе передачи или в газетной статье, публикуемой с
продолжением. Таким образом, современные электронные телекоммуникации способствуют приобретению средствами массовой
информации такого высокоценимого качества, как интерактивность. Во всем мире, как правило, интерактивные передачи и материалы
вызывают повышенный интерес у слушателей, читателей и зрителей, что ведет к увеличению рейтинга производителей передач и
информационных источников, а в качестве желанного побочного эффекта привлекают рекламодателей.
Любая тематика, которая привлекает общественное внимание, служит предметом обсуждения в многочисленных телеконференциях,
или ньюс-группах Интернета. Весьма оживленные обсуждения как актуальных, так и "вечных" проблем ведутся в телеконференциях,
посвященных политике, религии, спорту, науке, культуре (в особенности модной музыке), продвижению на рывок товаров и услуг,
маргинальным способам поведения, современному состоянию и перспективам развития "киберпространства", информатике и
компьютерам и т.д. и т.п.
Списки рассылки подобных тематических телеконференций функционируют в Интернете беспрерывно и в гигантских масштабах. В
отдельных случаях они способны подменить средства массовой информации. Так случилось в 1991 г. в России во время недолгого
августовского путча. Хотя путчистами была введена цензура, однако Интернет никак не контролировался. Рядовые пользователи
компьютерных сетей в СССР по собственной воле выполняли функции, присущие СМИ, информируя отечественных и зарубежных
участников телеконференций о происходящих событиях с большей оперативностью и пользуясь заведомо большим доверием, чем
цензурированные официальные информационные службы.
Для редакций, агентств, программ и студий Интернет представляет собой реальную возможность обеспечения оперативной обратной
связи со зрителями, слушателями и читателями. Аудитории систематически сообщаются электронные адреса сотрудников,
корреспондентов и авторов сообщений, часто сообщаются адреса электронной почты также и тех лиц, репортаж о которых помещается
в издании, или которых интервьюируют корреспонденты. По радио электронные адреса не диктуются, однако телестудии, бывает, с
помощью "бегущей строки" информируют зрителей о возможном способе обратной связи с ведущими или с участниками передачи в
студии посредством Интернета.
Наряду с постоянно обновляемой оперативной информацией разнообразные СМИ хранят в электронном виде архив всех сообщений и
зачастую снабжают такой архив средствами поиска информации по запросам. Тем самым архив превращается в текстовую либо
мультимедийную базу данных, в которой может быть осуществлен поиск нужных записей, текстов, изображений и т.п., например, с
помощью ключевых слов, упоминаемых имен, дат или событий; возможен и контекстный поиск. В отдельных случаях находят
применение ультрасовременные методы поиска и переработки данных, разработанные специалистами по искусственному интеллекту.
Современные СМИ заняты не просто оперативным отражением предварительно отфильтрованных мировых событий, а в
значительной степени - созиданием и конструированием новостей. Психологические ожидания значительной части общества таковы,
что вне сферы охвата СМИ никаких событий и новостей как бы вообще не существует. Достаточно напомнить широко
распространенный - во всяком случае, в развитых странах - обычай интересоваться не только прогнозируемой на длительный период
времени, но даже и сиюминутной погодой не путем выглядывания в окно, а путем обращения к радио, телевидению или, к примеру, к
метеорологической странице телетекста.
Это объяснимо: во-первых, стремительно расширяющееся "население киберпространства" выказывает очень малую готовность
отвлекаться от компьютеров ради традиционных методов извлечения полезной информации. Во-вторых, никакое обычное
информационное издание не в состоянии столь оперативно и столь подробно осветить какое-либо всемирное либо местное событие в
эфире или в печатном виде, как это возможно сделать с помощью Web-сайта, практически лишенного ограничений по объему
информации или по оперативности изменения и обновления текстового и изобразительного материала. Тем С недавних пор о погоде, об оперативной загруженности автотрасс, о спортивных и политических событиях, о разнообразных
транспортных расписаниях, о работе развлекательных или официально-бюрократических учреждений, да и вообще о всевозможных
новостях (в том числе - о самых "горячих") стало возможно и, более того, стало принято интересоваться с помощью Интернета.
Вероятно, это обусловлено возможностью получения таких дополнительных услуг, которые вообще недоступны традиционным СМИ.
В общем складывается ситуация, в которой ни одно реальное событие, ни одна новость не имеют шансов привлечь общественное
внимание, если они не получили оперативного и адекватного отражения в Интернете.
Сам Интернет
сравнительно недавно стал фактически приравнен (в восприятии наиболее активных потребителей многочисленных сервисных услуг,
предоставляемых компьютерными сетями) к современным СМИ.
Тем не менее, Интернет все еще официально считается информационным источником, обладающим существенными (во всяком
случае, в юридическом аспекте) отличиями от традиционных СМИ и сохраняющим среди них специфическое положение, которое
существенно сказывается на проблемах защиты от негативных (с позиции общественной морали) информационно-психологических
воздействий.
Практика размещения на Web-сайтах порнографических изображений и/или других материалов безусловно нарушает сложившиеся в
обществе представления о приличиях и пристойности Поскольку Интернет в целом никому конкретно не принадлежит, а потому
никем конкретно не регулируется, то нет и не может быть отвечающей за Интернет административной инстанции, которая могла бы в
глобальном порядке, централизованно запретить эту практику. Рекомендации же местных администраторов и/или провайдеров
сетевых услуг, как и прямые обращения официальных, моральных или религиозных авторитетов не возымели на сегодняшний день
сколько-то заметного эффекта.
Считается, что сканированием соответствующих картинок и размещением их на каком-либо Web-сервере (часто анонимном) активно
занимаются и "профессионалы", и "любители". Действительно, редакции журналов "Playboy" или "Penthouse" активно и охотно
размещают на принадлежащих им Web-серверах эротические изображения; при этом не вызывает сомнений, что такого рода
профессиональные издания способны оказать мощную юридическую поддержку своим действиям и уже в силу этого не могут быть
официально обвинены в распространении непристойной (т.е. порнографической, в отличие от эротической) информации. В отличие
от них, никаким юридическим, равно как и морально-этическим нормам не следуют изготовители похабных бульварных листков или
подпольных изданий, которые вносят в Интернет крутую порнографию.
Следует сразу же заметить, что довольно-таки многочисленные Web-серверы с "клубничкой" составляют, безусловно, наиболее
привлекательный для населения "киберпространства" сектор Интернета. Эти серверы - наиболее посещаемые. По-видимому, многие
сообразили, что знакомство с "клубничкой" посредством Интернета гарантирует им куда большую конфиденциальность и
анонимность, чем физическое посещение соответствующих кинотеатров или других мест, где продаются - легально или нелегально -
порнолитература и порновидеофильмы. Очевидное различие между физическим и виртуальным посещением, особенно если
последнее опосредствовано не офисным, а домашним компьютером, - в том, что при этом практически отсутствует риск быть
замеченным или узнанным.
Если взрослые пользователи Интернета вправе открыто либо втайне обозревать предлагаемые их вниманию непристойности, то в
отношении несовершеннолетних законодательство большинства государств требует перекрыть доступ к такого рода информации.
Между тем известно, что дети и подростки все шире и все более квалифицированно пользуются Интернетом. Перед
заинтересованным в свободном (не вступающем в противоречие с законом) развитии Интернета мировым сообществом встал
нелегкий вопрос: каким образом - в полном соответствии с законодательством многих стран - предотвратить возможность обращения
несовершеннолетних к Web-сайтам с порнографической информацией?
Если взрослые пользователи Интернета вправе открыто либо втайне обозревать предлагаемые их вниманию непристойности, то в
отношении несовершеннолетних законодательство большинства государств требует перекрыть доступ к такого рода информации.
Между тем известно, что дети и подростки все шире и все более квалифицированно пользуются Интернетом. Перед
заинтересованным в свободном (не вступающем в противоречие с законом) развитии Интернета мировым сообществом встал
нелегкий вопрос: каким образом - в полном соответствии с законодательством многих стран - предотвратить возможность обращения
несовершеннолетних к Web-сайтам с порнографической информацией?
Так, Конгресс США в 1996 г. принял "Акт о соблюдении пристойности в средствах связи" (Communications Decency Act, или - пользуясь
распространенной аббревиатурой - CDA) как составную часть Закона о телекоммуникациях. Согласно CDA, несовершеннолетние
должны быть ограждены от "непристойной и несущей явно оскорбительный характер" информации в Интернете. С самого начала
было очевидно, что обеспечивающие доступ к Интернету фирмы-провайдеры не в состоянии обеспечить выполнение требований
нового Акта. Выполнение записанных в CDA требований потребовало бы введения в "киберпространстве" повсеместной цензуры, что
неприемлемо для граждан США едва ли не в большей степени, чем мысль о доступности для несовершеннолетних порнографических
сцен. Уже в день появления CDA ряд организаций, включая Американский союз гражданских свобод, Центр защиты
конфиденциальности электронной информации и другие, обратился с иском о несоответствии CDA Первой поправке к Конституции
США, утверждающей свободу слова в Америке. С аналогичными исками обратились и другие компании - телекоммуникационные
операторы, производители программного обеспечения, компьютеров и новостей, т.е. СМИ.
В итоге Верховный Суд США отменил CDA как вступающий в явное противоречие с положениями о свободе слова и фактически
узаконивающий некое подобие цензуры в "киберпространстве". "Пытаясь блокировать доступ детей к вредной информации, CDA по
сути подавляет все виды самовыражения, на которые совершеннолетние имеют право в соответствии с Конституцией" - таков был
один из главных прозвучавших при рассмотрении дела тезисов. При этом Верховный Суд пренебрег аргументами, согласно которым
Интернет и Всемирная Паутина (WWW) подобны электронным медиа, для которых давно уже существуют - и не противоречат Первой
поправке к Конституции - специальные законодательные положения, призванные ограничивать и регулировать предъявление
аудитории непристойных и порнографических материалов. Тем самым, подтверждается мысль о том, Интернет все же отличается от
СМИ, ибо на него не распространяются выработанные для медиа регулятивные положения.
Верховный Суд США высказал надежду и уверенность в том, что ныне существующие программные фильтры удастся радикально
усовершенствовать с тем, чтобы они надежно ограждали несовершеннолетних от имеющейся в Интернете порнографической
информации. Возможно, прогресс технологии приведет к появлению иных принципов фильтрации доступа к информации, отличных
от методов фильтрации. Так или иначе, с порожденными развитием информационных технологий непростыми проблемами,
связанными с допущением или недопущением цензуры. Верховный Суд США предполагает бороться технологическими средствами,
не рассчитывая и не уповая на возможность морального совершенствования сообщества пользователей Интернета. Кроме того, была
высказана уверенность а том, что уже имеющихся нормативных положений, ставящих вне закона порнографию и непристойности в
разных сферах жизни, вполне достаточно для борьбы с этими явлениями, где бы они ни находили проявление - в том числе и в
Интернете.
С проблемами ограничения доступа пользователей Интернета к несанкционированной информации сталкиваются не только в США,
но и в других странах. Так, в Германии принцип свободы слова не рассматривается как высший приоритет: недавно принятый закон о
мультимедиа запрещает распространение в Интернете каких бы то ни было данных, которые запрещено распространять вообще, т.е. на
основании всего корпуса законов. Более того, закон предписывает провайдерам услуг Интернета (согласно новому закону, они
разделяют ответственность за содержание информации, доступ к которой они обеспечивают) анализировать предназначенную для
несовершеннолетних информацию и блокировать распространение запрещенных имеющимися законами сведений.
Положение значительно осложняется тем, что передаваемая информация может - да так оно чаще всего и бывает - храниться на
Web-сайте в другой стране или на другом континенте, а там законодательство может менее тщательно регулировать ответственность
за хранение и распространение непристойной информации. Законодатели Германии решили данный непростой вопрос радикально:
ответственность несет составитель (либо автор) информации, а заодно с ним провайдер. Сейчас немецкие и международные
организации, озабоченные защитой свободы слова, протестуют против выдвижения прокуратурой Баварии обвинения в
распространении порнографии против руководителя одного из крупнейших мировых провайдеров сетевых услуг CompuServe.
Если непристойности, порнография, нарушение общественной нравственности преследуются во всем мире, то в разных государствах
имеются дополнительные ограничения на свободу передачи информации. Так, в Германии к числу запрещенных относятся не только
непристойная информация, но и пропаганда неонацистских и вообще экстремистских воззрений. Во Франции законы предписывают
снабжать все источники информации - и Web-сайты не исключение, даже если представляют собой не более чем "зеркальные
отражения" зарубежных информационных ресурсов - текстами на французском языке. Кроме того, во Франции ломают голову, каким
образом обеспечить запрет на ведение предвыборной агитации - запрет наступает за неделю до выборов; национальные органы
надзора не в силах предписать администраторам зарубежных Web-серверов убрать ранее помещенные на них агитационные
материалы, а самим гражданам Франции можно лишь рекомендовать не обращаться к такого рода информации, но нет возможности
контролировать, насколько жестко следуют этой рекомендации французские пользователи Интернета.
В Сингапуре имели место процессы против распространителей "морально и этически неприемлемой информации"; помимо этого,
провайдерам предписано блокировать доступ к информации, способствующей разжиганию религиозной и расовой вражды.
Гражданам Южной Кореи законодательно запрещены контакты с северо-корейцами - в том числе и средствами электронной почты. А
в Мньяме для пользования модемом вообще требуется получение специальной лицензии.
В России законодателями делаются попытки усиления регламентирования видов деятельности, связанных с эротическими услугами, а
также ужесточения контроля и ответственности за несоблюдение вводимых ограничений. Предполагается, что деятельность
пользователей и провайдеров Интернета должна будет подчинена этим новым правовым нормам.
Резюмируя, следует сделать вывод, согласно которому Интернет во многом действует аналогично средствам массовой информации и
воспринимается людьми именно в таком качестве. С юридической точки зрения, предпринято немало попыток, не всегда успешных,
подвергнуть основных партнеров по применению Интернета - пользователей, производителей информационных ресурсов для WWW
и провайдеров - дополнительному регулированию. Основанием для таких "юридических наскоков" на Интернет является тот факт, что
Интернет - не только средство массовой информации, но и нечто большее: орудие свободного высказывания своего мнения в
телеконференциях либо в авторских "электронных страницах" (home page).
Поскольку на Интернет не распространяются правовые нормы, карающие традиционные СМИ за помещение материалов, не
соответствующих действительности, ошибочных или вредных, то в Интернете - полное раздолье для обманщиков, маскирующихся под
респектабельный информационный орган. Поэтому размещенным в Интернете рекомендациям, "народным" либо новомодным
рецептам, объявлениям, "эксклюзивным" предложениям и т.п. нельзя всецело доверяться:
например, облюбовали Интернет составители финансовых пирамид, предлагающие "заработать 5 тысяч долларов, затратив всего 5"
Посредством Интернета все шире осуществляют сбор пожертвований бесприбыльные, к примеру, благотворительные организации,
среди них даже достаточно авторитетные типа "Красного Креста". Нетрудно натолкнуться в Интернете и на требование переслать
письмо религиозного содержания трем или пяти разным адресатам - кто не выполнит это требование, того постигнет-де быстрая кара
или наказание. Если "пирамидальные" предложения рассылаются на английском языке - видимо, из-за своей малочисленности
популяция россиян в Интернете пока не представляет специального интереса для зарубежных составителей "пирамид", - то
религиозные письма время от времени рассылаются на русском языке.
Наконец, нередко рекламируются посредством серверов Интернета. Не прошедшие проверку медицинские, кулинарные или
ветеринарные рецепты. Так, по сообщению информационных агентств, некий молодой американец натолкнулся в Интернете на
рецепт изготовления абсента, известного в прошлом алкогольного напитка, в отдельных случаях способного привести к
галлюцинаторным состояниям Доверчивый молодой человек впал в подобие "белой горячки" и его еле сумели спасти в
неврологической клинике. На пример небескорыстного рекламирования в Интернете медикаментов натолкнулись специалисты
Управления по контролю за качеством продуктов питания и медикаментов в США. Не прошедший еще полную клиническую проверку
и совершенно не предназначенный для самостоятельного применения метод чисто медикаментозного прерывания беременности
рекламировался как безопасный, апробированный и высоконадежный. Никем еще не проанализированы отдаленные последствия
доверчивого следования данному методу. Однако попытка возбуждения уголовного преследования распространителей потенциально
опасной для здоровья информации зашла в тупик: Web-сайт, как и следовало ожидать, оказался анонимным
Можно придти к выводу, согласно которому степень доверия населения к информации, размещенной в Интернете или
распространяемой традиционными СМИ одинакова. По-видимому, Интернет обязан таким доверием именно СМИ, с которыми его
столь часто отождествляют Действительно, в глазах многих Интернет мало чем отличается от электронных средств массовой
информации - тем более, что последние охотно предоставляют желающим доступ к информации посредством Интернета. В силу
подобного смешения правовое регулирование Интернета должно быть, с одной стороны, аналогичным правовому регулированию
традиционных СМИ, а с другой стороны, включать дополнительные тщательно продуманные положения, которые бы регулировали те
аспекты применения Интернета, которые отличают его от СМИ Мировое сообщество, правда, еще не выработало механизмы
проведения в жизнь даже наиболее назревших норм, призванных регулировать связанную с применением Интернета деятельность
организаций и частных лиц.
Не так просто подобрать аналог Интернету со всеми его функциями: это и канал личной переписки, и дополнение к библиотечным
фондам, и медиатор в групповых совещаниях или в совместной трудовой деятельности, и способ распространения "листовок" либо их
аналогов для поиска и вербовки единомышленников, и продукт активности информационных агентств либо редакций и
телерадиостудий, и способ осуществления опросов мнения самых разных популяций по злободневным проблемам, и канал
взаимодействия между участниками тесно между собой связанных и спаянных групп, и приобретающий все большее значение
инструмент public relations для корпораций и государств, а в последнее время - еще и неожиданно возникшее и разросшееся
"виртуальное кладбище" для безвременно (или временно) "усопших" электронных игрушек Томогочи, моделирующих живые существа.
Список применений Интернета далеко не полон. Остановимся на тех моментах, которые сближают Интернет со средствами массовой
информации.
Прежде всего, бросается в глаза, что большинство газет, журналов, теле- и радиостудий, информационных агентств и т.п. помещают
рекламную и оперативную информацию на принадлежащие им серверы (Web-сайты) Интернета и открывают доступ к этим
материалам для всех желающих. В ряде газет и журналов каждая статья, каждая информационная заметка снабжены Web-адресом
(URL) этой статьи или заметки. Тем самым не только предоставляется любому желающему дополнительная возможность извлечения
информации - и из печатного текста, и из электронной версии, но и попутно создается электронный архив газетно-журнальных
публикаций. Более того, обновление информации на размещенных в Интернете электронных ресурсах производится оперативнее и
чаще, чем на газетных страницах. Подобная высокая оперативность служит привлекательным моментом для обращения
заинтересованных лиц и организаций к Интернету как к своеобразному, однако пока непривычному средству массовой информации.
Особое место занимает Интернет в планах реорганизации тех радиостанций, которые традиционно пользовались коротковолновыми
передатчиками - среди них "Голос Америки", "Немецкая волна", "Свобода" и другие. Постепенный переход на высококачественный
цифровой способ вещания закономерно привел их к размещению своих программ в Интернете новейшей генерации "слушателей"
предоставляется возможность свободно перекачивать в свои мультимедийные компьютеры любую радиопередачу. Уже подсчитано,
что активнее всего пользуются этой возможностью послушать радио те, кто говорит на китайском языке.
В случае оперативного поступления зрительских, слушательских или читательских сообщений ("реакций") - пока чаще по телефону, но
уже нередко и по электронной почте - они могут быть учтены непосредственно в ходе передачи или в газетной статье, публикуемой с
продолжением. Таким образом, современные электронные телекоммуникации способствуют приобретению средствами массовой
информации такого высокоценимого качества, как интерактивность. Во всем мире, как правило, интерактивные передачи и материалы
вызывают повышенный интерес у слушателей, читателей и зрителей, что ведет к увеличению рейтинга производителей передач и
информационных источников, а в качестве желанного побочного эффекта привлекают рекламодателей.
Любая тематика, которая привлекает общественное внимание, служит предметом обсуждения в многочисленных телеконференциях,
или ньюс-группах Интернета. Весьма оживленные обсуждения как актуальных, так и "вечных" проблем ведутся в телеконференциях,
посвященных политике, религии, спорту, науке, культуре (в особенности модной музыке), продвижению на рывок товаров и услуг,
маргинальным способам поведения, современному состоянию и перспективам развития "киберпространства", информатике и
компьютерам и т.д. и т.п.
Списки рассылки подобных тематических телеконференций функционируют в Интернете беспрерывно и в гигантских масштабах. В
отдельных случаях они способны подменить средства массовой информации. Так случилось в 1991 г. в России во время недолгого
августовского путча. Хотя путчистами была введена цензура, однако Интернет никак не контролировался. Рядовые пользователи
компьютерных сетей в СССР по собственной воле выполняли функции, присущие СМИ, информируя отечественных и зарубежных
участников телеконференций о происходящих событиях с большей оперативностью и пользуясь заведомо большим доверием, чем
цензурированные официальные информационные службы.
Для редакций, агентств, программ и студий Интернет представляет собой реальную возможность обеспечения оперативной обратной
связи со зрителями, слушателями и читателями. Аудитории систематически сообщаются электронные адреса сотрудников,
корреспондентов и авторов сообщений, часто сообщаются адреса электронной почты также и тех лиц, репортаж о которых помещается
в издании, или которых интервьюируют корреспонденты. По радио электронные адреса не диктуются, однако телестудии, бывает, с
помощью "бегущей строки" информируют зрителей о возможном способе обратной связи с ведущими или с участниками передачи в
студии посредством Интернета.
Наряду с постоянно обновляемой оперативной информацией разнообразные СМИ хранят в электронном виде архив всех сообщений и
зачастую снабжают такой архив средствами поиска информации по запросам. Тем самым архив превращается в текстовую либо
мультимедийную базу данных, в которой может быть осуществлен поиск нужных записей, текстов, изображений и т.п., например, с
помощью ключевых слов, упоминаемых имен, дат или событий; возможен и контекстный поиск. В отдельных случаях находят
применение ультрасовременные методы поиска и переработки данных, разработанные специалистами по искусственному интеллекту.
Современные СМИ заняты не просто оперативным отражением предварительно отфильтрованных мировых событий, а в
значительной степени - созиданием и конструированием новостей. Психологические ожидания значительной части общества таковы,
что вне сферы охвата СМИ никаких событий и новостей как бы вообще не существует. Достаточно напомнить широко
распространенный - во всяком случае, в развитых странах - обычай интересоваться не только прогнозируемой на длительный период
времени, но даже и сиюминутной погодой не путем выглядывания в окно, а путем обращения к радио, телевидению или, к примеру, к
метеорологической странице телетекста.
Это объяснимо: во-первых, стремительно расширяющееся "население киберпространства" выказывает очень малую готовность
отвлекаться от компьютеров ради традиционных методов извлечения полезной информации. Во-вторых, никакое обычное
информационное издание не в состоянии столь оперативно и столь подробно осветить какое-либо всемирное либо местное событие в
эфире или в печатном виде, как это возможно сделать с помощью Web-сайта, практически лишенного ограничений по объему
информации или по оперативности изменения и обновления текстового и изобразительного материала. Тем С недавних пор о погоде, об оперативной загруженности автотрасс, о спортивных и политических событиях, о разнообразных
транспортных расписаниях, о работе развлекательных или официально-бюрократических учреждений, да и вообще о всевозможных
новостях (в том числе - о самых "горячих") стало возможно и, более того, стало принято интересоваться с помощью Интернета.
Вероятно, это обусловлено возможностью получения таких дополнительных услуг, которые вообще недоступны традиционным СМИ.
В общем складывается ситуация, в которой ни одно реальное событие, ни одна новость не имеют шансов привлечь общественное
внимание, если они не получили оперативного и адекватного отражения в Интернете.
Сам Интернет
сравнительно недавно стал фактически приравнен (в восприятии наиболее активных потребителей многочисленных сервисных услуг,
предоставляемых компьютерными сетями) к современным СМИ.
Тем не менее, Интернет все еще официально считается информационным источником, обладающим существенными (во всяком
случае, в юридическом аспекте) отличиями от традиционных СМИ и сохраняющим среди них специфическое положение, которое
существенно сказывается на проблемах защиты от негативных (с позиции общественной морали) информационно-психологических
воздействий.
Практика размещения на Web-сайтах порнографических изображений и/или других материалов безусловно нарушает сложившиеся в
обществе представления о приличиях и пристойности Поскольку Интернет в целом никому конкретно не принадлежит, а потому
никем конкретно не регулируется, то нет и не может быть отвечающей за Интернет административной инстанции, которая могла бы в
глобальном порядке, централизованно запретить эту практику. Рекомендации же местных администраторов и/или провайдеров
сетевых услуг, как и прямые обращения официальных, моральных или религиозных авторитетов не возымели на сегодняшний день
сколько-то заметного эффекта.
Считается, что сканированием соответствующих картинок и размещением их на каком-либо Web-сервере (часто анонимном) активно
занимаются и "профессионалы", и "любители". Действительно, редакции журналов "Playboy" или "Penthouse" активно и охотно
размещают на принадлежащих им Web-серверах эротические изображения; при этом не вызывает сомнений, что такого рода
профессиональные издания способны оказать мощную юридическую поддержку своим действиям и уже в силу этого не могут быть
официально обвинены в распространении непристойной (т.е. порнографической, в отличие от эротической) информации. В отличие
от них, никаким юридическим, равно как и морально-этическим нормам не следуют изготовители похабных бульварных листков или
подпольных изданий, которые вносят в Интернет крутую порнографию.
Следует сразу же заметить, что довольно-таки многочисленные Web-серверы с "клубничкой" составляют, безусловно, наиболее
привлекательный для населения "киберпространства" сектор Интернета. Эти серверы - наиболее посещаемые. По-видимому, многие
сообразили, что знакомство с "клубничкой" посредством Интернета гарантирует им куда большую конфиденциальность и
анонимность, чем физическое посещение соответствующих кинотеатров или других мест, где продаются - легально или нелегально -
порнолитература и порновидеофильмы. Очевидное различие между физическим и виртуальным посещением, особенно если
последнее опосредствовано не офисным, а домашним компьютером, - в том, что при этом практически отсутствует риск быть
замеченным или узнанным.
Если взрослые пользователи Интернета вправе открыто либо втайне обозревать предлагаемые их вниманию непристойности, то в
отношении несовершеннолетних законодательство большинства государств требует перекрыть доступ к такого рода информации.
Между тем известно, что дети и подростки все шире и все более квалифицированно пользуются Интернетом. Перед
заинтересованным в свободном (не вступающем в противоречие с законом) развитии Интернета мировым сообществом встал
нелегкий вопрос: каким образом - в полном соответствии с законодательством многих стран - предотвратить возможность обращения
несовершеннолетних к Web-сайтам с порнографической информацией?
Если взрослые пользователи Интернета вправе открыто либо втайне обозревать предлагаемые их вниманию непристойности, то в
отношении несовершеннолетних законодательство большинства государств требует перекрыть доступ к такого рода информации.
Между тем известно, что дети и подростки все шире и все более квалифицированно пользуются Интернетом. Перед
заинтересованным в свободном (не вступающем в противоречие с законом) развитии Интернета мировым сообществом встал
нелегкий вопрос: каким образом - в полном соответствии с законодательством многих стран - предотвратить возможность обращения
несовершеннолетних к Web-сайтам с порнографической информацией?
Так, Конгресс США в 1996 г. принял "Акт о соблюдении пристойности в средствах связи" (Communications Decency Act, или - пользуясь
распространенной аббревиатурой - CDA) как составную часть Закона о телекоммуникациях. Согласно CDA, несовершеннолетние
должны быть ограждены от "непристойной и несущей явно оскорбительный характер" информации в Интернете. С самого начала
было очевидно, что обеспечивающие доступ к Интернету фирмы-провайдеры не в состоянии обеспечить выполнение требований
нового Акта. Выполнение записанных в CDA требований потребовало бы введения в "киберпространстве" повсеместной цензуры, что
неприемлемо для граждан США едва ли не в большей степени, чем мысль о доступности для несовершеннолетних порнографических
сцен. Уже в день появления CDA ряд организаций, включая Американский союз гражданских свобод, Центр защиты
конфиденциальности электронной информации и другие, обратился с иском о несоответствии CDA Первой поправке к Конституции
США, утверждающей свободу слова в Америке. С аналогичными исками обратились и другие компании - телекоммуникационные
операторы, производители программного обеспечения, компьютеров и новостей, т.е. СМИ.
В итоге Верховный Суд США отменил CDA как вступающий в явное противоречие с положениями о свободе слова и фактически
узаконивающий некое подобие цензуры в "киберпространстве". "Пытаясь блокировать доступ детей к вредной информации, CDA по
сути подавляет все виды самовыражения, на которые совершеннолетние имеют право в соответствии с Конституцией" - таков был
один из главных прозвучавших при рассмотрении дела тезисов. При этом Верховный Суд пренебрег аргументами, согласно которым
Интернет и Всемирная Паутина (WWW) подобны электронным медиа, для которых давно уже существуют - и не противоречат Первой
поправке к Конституции - специальные законодательные положения, призванные ограничивать и регулировать предъявление
аудитории непристойных и порнографических материалов. Тем самым, подтверждается мысль о том, Интернет все же отличается от
СМИ, ибо на него не распространяются выработанные для медиа регулятивные положения.
Верховный Суд США высказал надежду и уверенность в том, что ныне существующие программные фильтры удастся радикально
усовершенствовать с тем, чтобы они надежно ограждали несовершеннолетних от имеющейся в Интернете порнографической
информации. Возможно, прогресс технологии приведет к появлению иных принципов фильтрации доступа к информации, отличных
от методов фильтрации. Так или иначе, с порожденными развитием информационных технологий непростыми проблемами,
связанными с допущением или недопущением цензуры. Верховный Суд США предполагает бороться технологическими средствами,
не рассчитывая и не уповая на возможность морального совершенствования сообщества пользователей Интернета. Кроме того, была
высказана уверенность а том, что уже имеющихся нормативных положений, ставящих вне закона порнографию и непристойности в
разных сферах жизни, вполне достаточно для борьбы с этими явлениями, где бы они ни находили проявление - в том числе и в
Интернете.
С проблемами ограничения доступа пользователей Интернета к несанкционированной информации сталкиваются не только в США,
но и в других странах. Так, в Германии принцип свободы слова не рассматривается как высший приоритет: недавно принятый закон о
мультимедиа запрещает распространение в Интернете каких бы то ни было данных, которые запрещено распространять вообще, т.е. на
основании всего корпуса законов. Более того, закон предписывает провайдерам услуг Интернета (согласно новому закону, они
разделяют ответственность за содержание информации, доступ к которой они обеспечивают) анализировать предназначенную для
несовершеннолетних информацию и блокировать распространение запрещенных имеющимися законами сведений.
Положение значительно осложняется тем, что передаваемая информация может - да так оно чаще всего и бывает - храниться на
Web-сайте в другой стране или на другом континенте, а там законодательство может менее тщательно регулировать ответственность
за хранение и распространение непристойной информации. Законодатели Германии решили данный непростой вопрос радикально:
ответственность несет составитель (либо автор) информации, а заодно с ним провайдер. Сейчас немецкие и международные
организации, озабоченные защитой свободы слова, протестуют против выдвижения прокуратурой Баварии обвинения в
распространении порнографии против руководителя одного из крупнейших мировых провайдеров сетевых услуг CompuServe.
Если непристойности, порнография, нарушение общественной нравственности преследуются во всем мире, то в разных государствах
имеются дополнительные ограничения на свободу передачи информации. Так, в Германии к числу запрещенных относятся не только
непристойная информация, но и пропаганда неонацистских и вообще экстремистских воззрений. Во Франции законы предписывают
снабжать все источники информации - и Web-сайты не исключение, даже если представляют собой не более чем "зеркальные
отражения" зарубежных информационных ресурсов - текстами на французском языке. Кроме того, во Франции ломают голову, каким
образом обеспечить запрет на ведение предвыборной агитации - запрет наступает за неделю до выборов; национальные органы
надзора не в силах предписать администраторам зарубежных Web-серверов убрать ранее помещенные на них агитационные
материалы, а самим гражданам Франции можно лишь рекомендовать не обращаться к такого рода информации, но нет возможности
контролировать, насколько жестко следуют этой рекомендации французские пользователи Интернета.
В Сингапуре имели место процессы против распространителей "морально и этически неприемлемой информации"; помимо этого,
провайдерам предписано блокировать доступ к информации, способствующей разжиганию религиозной и расовой вражды.
Гражданам Южной Кореи законодательно запрещены контакты с северо-корейцами - в том числе и средствами электронной почты. А
в Мньяме для пользования модемом вообще требуется получение специальной лицензии.
В России законодателями делаются попытки усиления регламентирования видов деятельности, связанных с эротическими услугами, а
также ужесточения контроля и ответственности за несоблюдение вводимых ограничений. Предполагается, что деятельность
пользователей и провайдеров Интернета должна будет подчинена этим новым правовым нормам.
Резюмируя, следует сделать вывод, согласно которому Интернет во многом действует аналогично средствам массовой информации и
воспринимается людьми именно в таком качестве. С юридической точки зрения, предпринято немало попыток, не всегда успешных,
подвергнуть основных партнеров по применению Интернета - пользователей, производителей информационных ресурсов для WWW
и провайдеров - дополнительному регулированию. Основанием для таких "юридических наскоков" на Интернет является тот факт, что
Интернет - не только средство массовой информации, но и нечто большее: орудие свободного высказывания своего мнения в
телеконференциях либо в авторских "электронных страницах" (home page).
Поскольку на Интернет не распространяются правовые нормы, карающие традиционные СМИ за помещение материалов, не
соответствующих действительности, ошибочных или вредных, то в Интернете - полное раздолье для обманщиков, маскирующихся под
респектабельный информационный орган. Поэтому размещенным в Интернете рекомендациям, "народным" либо новомодным
рецептам, объявлениям, "эксклюзивным" предложениям и т.п. нельзя всецело доверяться:
например, облюбовали Интернет составители финансовых пирамид, предлагающие "заработать 5 тысяч долларов, затратив всего 5"
Посредством Интернета все шире осуществляют сбор пожертвований бесприбыльные, к примеру, благотворительные организации,
среди них даже достаточно авторитетные типа "Красного Креста". Нетрудно натолкнуться в Интернете и на требование переслать
письмо религиозного содержания трем или пяти разным адресатам - кто не выполнит это требование, того постигнет-де быстрая кара
или наказание. Если "пирамидальные" предложения рассылаются на английском языке - видимо, из-за своей малочисленности
популяция россиян в Интернете пока не представляет специального интереса для зарубежных составителей "пирамид", - то
религиозные письма время от времени рассылаются на русском языке.
Наконец, нередко рекламируются посредством серверов Интернета. Не прошедшие проверку медицинские, кулинарные или
ветеринарные рецепты. Так, по сообщению информационных агентств, некий молодой американец натолкнулся в Интернете на
рецепт изготовления абсента, известного в прошлом алкогольного напитка, в отдельных случаях способного привести к
галлюцинаторным состояниям Доверчивый молодой человек впал в подобие "белой горячки" и его еле сумели спасти в
неврологической клинике. На пример небескорыстного рекламирования в Интернете медикаментов натолкнулись специалисты
Управления по контролю за качеством продуктов питания и медикаментов в США. Не прошедший еще полную клиническую проверку
и совершенно не предназначенный для самостоятельного применения метод чисто медикаментозного прерывания беременности
рекламировался как безопасный, апробированный и высоконадежный. Никем еще не проанализированы отдаленные последствия
доверчивого следования данному методу. Однако попытка возбуждения уголовного преследования распространителей потенциально
опасной для здоровья информации зашла в тупик: Web-сайт, как и следовало ожидать, оказался анонимным
Можно придти к выводу, согласно которому степень доверия населения к информации, размещенной в Интернете или
распространяемой традиционными СМИ одинакова. По-видимому, Интернет обязан таким доверием именно СМИ, с которыми его
столь часто отождествляют Действительно, в глазах многих Интернет мало чем отличается от электронных средств массовой
информации - тем более, что последние охотно предоставляют желающим доступ к информации посредством Интернета. В силу
подобного смешения правовое регулирование Интернета должно быть, с одной стороны, аналогичным правовому регулированию
традиционных СМИ, а с другой стороны, включать дополнительные тщательно продуманные положения, которые бы регулировали те
аспекты применения Интернета, которые отличают его от СМИ Мировое сообщество, правда, еще не выработало механизмы
проведения в жизнь даже наиболее назревших норм, призванных регулировать связанную с применением Интернета деятельность
организаций и частных лиц.