4.3. Социально-психологические последствия проживания событий в аудиовизуальных реальностях
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Анализ показывает, что виртуальные реальности были вызваны к жизни не только практическими потребностями: в сфере обучения,
коммуникации, методологии решения новых задач и другими (см. [3]), но и новыми возможностями, которые открываются в сфере
досуга и культуры. Виртуальные реальности обещают новые миры и переживания; снова становятся актуальными идеи "путешествий",
но уже не географических, а в иных реальностях - виртуальных. Однако виртуальное путешествие небезобидно для личности, оно
может влиять на нее и существенно. По сути виртуальные реальности вовлекают человека в новые формы существования, в
определенной мере могут формировать его. Могут они породить и новые формы социального контроля. Нельзя отрицать, что при
желании виртуальные имитационные реальности можно использовать, в частности, в целях манипулирования сознанием.
Так, политик может предъявлять свидетелю нужного кандидата в президенты, психолог с антигуманистическими ориентациями
может погружать человека в состояния, фрустрирующие его психику, эзотерики могут предъявлять своим адептам подлинный мир и
т.п. Кроме того, сами пользователи ВР-систем могут употреблять технику этих систем для экспериментирования над своей психикой.
Может показаться, что сегодня подобные задачи решаются без всяких виртуальных реальностей, например, с помощью средств
массовой информации или психотренинга. Однако с точки зрения практического воздействия виртуальные реальности имеют то
преимущество, что позволяют сделать воздействие индивидуальным, ориентированным на сознание конкретной личности.
Для системы властных отношений технологии виртуальных реальностей также открывают новые возможности. Во-первых, они
позволяют заменить прямой социальный контроль и воздействие опосредованными. Вместо прямых требований и ограничений
виртуальные реальности приглашают нас в интересные миры и путешествия вместо грубого пли более или менее мягкого подавления
- свободное вовлечешь. Во-вторых, властные отношения здесь облекаются в сверхсовременную форму: техническую,
психотехническую, отчасти, мистическую; ведь позволяя создавать несуществующие в физическом смысле явления, виртуальные
технологии вводят человека в мир тайны и мечты.
Суммируем негативные социально-психологические последствия развития современных символических визуальных систем.
Во-первых, в этих системах как в полноценных реальностях человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что
реально, а что иллюзорно, что необходимо учитывать, а на что можно не обращать внимание. Особенно эта тенденция может
усилиться при широком внедрении технологий ВР-систем. Многие наблюдатели отмечают, что, попробовав виртуальной "пищи",
многие люди быстро к ней привыкают и далее предпочитают ее обычной "еде". Правда, и в других символических реальностях
человек может уходить в соответствующие мании (кино, видео), предпочитать события символического мира событиям обычного
мира. Тем не менее, исследователей пугает высокая степень иллюзорности, достигаемая в виртуальных реальностях, а также
повальное увлечение новой техникой.
Уже сейчас американские журналисты спрашивают, сможет ли человеческая психика безболезненно приспособиться к пребыванию в
кибернетическом мире, будет ли он для нас безвредным, не отступит ли реальный мир под натиском иллюзорного? В частности, не
стирают ли он последнюю границу между миром реальным и вымышленным? Есио Цукио в связи с этим пишет, что когда технология
виртуальной реальности распространится в обществе, не будет никаких гарантий, что это не породит хаос, что не появятся люди,
использующие эту технологию во зло [4]. Ведь технология виртуальной реальности, замечает он, целью которой изначально является
создание ложных объектов, подобно подлинным, станет благоприятной возможностью того, что общество еще больше захлестнет
информация, распознавание истинности которой будет затруднено.
Далее, в настоящее время резко возросли возможности влияния на сознание человека и манипулирования им. Реклама, прямое
внушение, визуальное искусство, визуальный фон среды - только отдельные примеры подобного воздействия
Визуальные системы вовлекают современного человека в миры и реальности, не только помогающие ему жить (полезная информация,
помощь в снятии напряжений и стрессов, возможность реализовать свои желания и т.п.), но и разрушающие его психику. Именно в
рамках визуальных систем человек получает легкий доступ к сексуальным событиям и сюжетам, может наблюдать и смаковать акты
насилия, болезненные фантазии, извращения и т.п. деструктивные для психики события. Современный человек все больше
погружается в эти реальности, не отдавая себе отчета, куда это его может завести.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. В рамках РАН и исследовательских центров СМИ создать группы визуальной проблематики и политики. Они должны изучать
состояние дел в областях визуальной культуры и визуально значимых производств и осуществлять разработки, помогающие
предотвращать или минимизировать негативные информационно-психологические воздействия, осуществляемы посредством
аудивизуальных технологий ВР-систем и СМИ.
2. В средней и высшей школе ввести факультативное преподавание визуально значимых дисциплин (визуалогии, дизайна, экранной
культуры, теории и технологии ВР-систем и другие).
3. В рамках разработки профессиональных этических кодексов ввести разделы, касающиеся ограничений и установок в сфере
визуальной профессиональной деятельности.
Литература к разделу 4
1. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М., 1966
2. Технологии виртуальной реальности. Состояние и перспективы развития. М.,1966
3. Розин В.М. Существование и реальность: смысл и эволюция понятий в европейской культуре // Вопросы методологии, ? 3-4, 1994
4. Бизнес Уик ?1, 1966.
Анализ показывает, что виртуальные реальности были вызваны к жизни не только практическими потребностями: в сфере обучения,
коммуникации, методологии решения новых задач и другими (см. [3]), но и новыми возможностями, которые открываются в сфере
досуга и культуры. Виртуальные реальности обещают новые миры и переживания; снова становятся актуальными идеи "путешествий",
но уже не географических, а в иных реальностях - виртуальных. Однако виртуальное путешествие небезобидно для личности, оно
может влиять на нее и существенно. По сути виртуальные реальности вовлекают человека в новые формы существования, в
определенной мере могут формировать его. Могут они породить и новые формы социального контроля. Нельзя отрицать, что при
желании виртуальные имитационные реальности можно использовать, в частности, в целях манипулирования сознанием.
Так, политик может предъявлять свидетелю нужного кандидата в президенты, психолог с антигуманистическими ориентациями
может погружать человека в состояния, фрустрирующие его психику, эзотерики могут предъявлять своим адептам подлинный мир и
т.п. Кроме того, сами пользователи ВР-систем могут употреблять технику этих систем для экспериментирования над своей психикой.
Может показаться, что сегодня подобные задачи решаются без всяких виртуальных реальностей, например, с помощью средств
массовой информации или психотренинга. Однако с точки зрения практического воздействия виртуальные реальности имеют то
преимущество, что позволяют сделать воздействие индивидуальным, ориентированным на сознание конкретной личности.
Для системы властных отношений технологии виртуальных реальностей также открывают новые возможности. Во-первых, они
позволяют заменить прямой социальный контроль и воздействие опосредованными. Вместо прямых требований и ограничений
виртуальные реальности приглашают нас в интересные миры и путешествия вместо грубого пли более или менее мягкого подавления
- свободное вовлечешь. Во-вторых, властные отношения здесь облекаются в сверхсовременную форму: техническую,
психотехническую, отчасти, мистическую; ведь позволяя создавать несуществующие в физическом смысле явления, виртуальные
технологии вводят человека в мир тайны и мечты.
Суммируем негативные социально-психологические последствия развития современных символических визуальных систем.
Во-первых, в этих системах как в полноценных реальностях человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что
реально, а что иллюзорно, что необходимо учитывать, а на что можно не обращать внимание. Особенно эта тенденция может
усилиться при широком внедрении технологий ВР-систем. Многие наблюдатели отмечают, что, попробовав виртуальной "пищи",
многие люди быстро к ней привыкают и далее предпочитают ее обычной "еде". Правда, и в других символических реальностях
человек может уходить в соответствующие мании (кино, видео), предпочитать события символического мира событиям обычного
мира. Тем не менее, исследователей пугает высокая степень иллюзорности, достигаемая в виртуальных реальностях, а также
повальное увлечение новой техникой.
Уже сейчас американские журналисты спрашивают, сможет ли человеческая психика безболезненно приспособиться к пребыванию в
кибернетическом мире, будет ли он для нас безвредным, не отступит ли реальный мир под натиском иллюзорного? В частности, не
стирают ли он последнюю границу между миром реальным и вымышленным? Есио Цукио в связи с этим пишет, что когда технология
виртуальной реальности распространится в обществе, не будет никаких гарантий, что это не породит хаос, что не появятся люди,
использующие эту технологию во зло [4]. Ведь технология виртуальной реальности, замечает он, целью которой изначально является
создание ложных объектов, подобно подлинным, станет благоприятной возможностью того, что общество еще больше захлестнет
информация, распознавание истинности которой будет затруднено.
Далее, в настоящее время резко возросли возможности влияния на сознание человека и манипулирования им. Реклама, прямое
внушение, визуальное искусство, визуальный фон среды - только отдельные примеры подобного воздействия
Визуальные системы вовлекают современного человека в миры и реальности, не только помогающие ему жить (полезная информация,
помощь в снятии напряжений и стрессов, возможность реализовать свои желания и т.п.), но и разрушающие его психику. Именно в
рамках визуальных систем человек получает легкий доступ к сексуальным событиям и сюжетам, может наблюдать и смаковать акты
насилия, болезненные фантазии, извращения и т.п. деструктивные для психики события. Современный человек все больше
погружается в эти реальности, не отдавая себе отчета, куда это его может завести.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. В рамках РАН и исследовательских центров СМИ создать группы визуальной проблематики и политики. Они должны изучать
состояние дел в областях визуальной культуры и визуально значимых производств и осуществлять разработки, помогающие
предотвращать или минимизировать негативные информационно-психологические воздействия, осуществляемы посредством
аудивизуальных технологий ВР-систем и СМИ.
2. В средней и высшей школе ввести факультативное преподавание визуально значимых дисциплин (визуалогии, дизайна, экранной
культуры, теории и технологии ВР-систем и другие).
3. В рамках разработки профессиональных этических кодексов ввести разделы, касающиеся ограничений и установок в сфере
визуальной профессиональной деятельности.
Литература к разделу 4
1. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М., 1966
2. Технологии виртуальной реальности. Состояние и перспективы развития. М.,1966
3. Розин В.М. Существование и реальность: смысл и эволюция понятий в европейской культуре // Вопросы методологии, ? 3-4, 1994
4. Бизнес Уик ?1, 1966.