1.ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

 

Предметная область информационно-психологической безопасности (ИПБ) была выделена из сферы информационной безопасности

(ИБ) в последние два года. Это выделение обусловлено особой важностью и специфичностью сохранности фундаментальных свойств

личности человека, социального характера и интеллекта различных множеств людей (социумов): этносов, определенных слоев

населения, профессиональных и других групп, общества в целом при информационных воздействиях различных видов.

 

Под ИПБ будем понимать такую ситуацию в системе "человек - информационная среда" (ЧИС), которая не вызывает снижения

индивидуального или популяционного психологического потенциала за допустимые пределы, (Под человеком в данном случае

понимается как индивид, так и любое множество индивидов - социум). Термин "ситуация" обозначает качественно своеобразное

состояние элементов системы, их связей между собой и динамических параметров информационного обмена. Согласно [1,2]:

"индивидуальный психологический потенциал - интегральная характеристика совокупности всех психологических свойств индивида,

лежащих в основе его возможностей осуществлять продуктивную жизнедеятельность" (ИПП); "популяционный психологический

потенциал - системное свойство социума, возникающее на базе психологических свойств и определенной организации составляющих

его людей, лежащее в основе возможностей социума осуществлять продуктивную жизнедеятельность" (ППП).

 

Основными характеристиками ИПП являются: базовая направленность личности, характерологические особенности и интеллект

человека, его психофизиологическое состояние Основными характеристиками ППП являются: базовые психологические установки

социума, социальный характер, социальный интеллект, психофизиологическое состояние социума и определенное распределение

людей разного психологического типа в слоях населения и организационных структурах общества.

 

Под продуктивной жизнедеятельностью в самом общем виде понимается устойчивая жизнедеятельность, направленная на

удовлетворение естественных биологических и духовных потребностей людей, их прогрессивное развитие и обеспечение все большей

независимости человеческого общества от неблагоприятных условий среды.

 

Таким образом, ИПБ как некоторую ситуацию в системе (ЧИС) следует рассматривать с позиций наличия в ней или во внешней по

отношению к ней факторов, которые могут негативно влиять на любую из названных характеристик ИПП или ППП. Разумеется, надо

знать критерии негативного влияния. По отношению к негативным потенциалам в целом, как интегральным свойствам индивида или

социума, такие критерии еще не выработаны. Но о допустимых пределах изменений ИПП на уровне целостной личности (в основном,

характера человека), то критериями ИПБ можно считать недопустимость появления в результате информационных воздействий

выраженных акцентуаций личности [3]. Возможно появление новых, не отмеченных К. Леонгардом, видов акцентуаций личности,

которые можно назвать: "виртуализм" (направленность личности на уход от реальных жизненных впечатлений и проблем в

виртуальный мир, создаваемый информационными средствами) и "авитализм" (потеря глубинных жизнесберегающих установок

личности, т.е. слом психологических барьеров личности, препятствующих немотивированному нанесению вреда другим живым

существам) или самому себе. Последнее может произойти вследствие доминантного восприятия и усвоения на подсознательном

уровне "развлекательных" убийств, разного рода жестокостей, которыми основательно заполнен телевизионный экран и которые

положены в основу многих компьютерных игр.

 

Сложнее решить вопрос о критериях допустимости изменений ППП. Достаточно очевидно, что одним из критериев должна быть

некоторая пороговая доля индивидов в социуме со сниженными ИПП. Но какой процент лиц, например, с психопатической или

параноидальной акцентуацией, следует считать опасным для жизнедеятельности общества, неясно. При этом надо еще иметь в виду

характер распределения индивидов с разной психологической типологией в различных слоях общества: во властной и

культуроформирующей элитах, в среднем классе, в контингенте военнослужащих и т.д. Что касается трудовых коллективов, то в

качестве критерия ИПБ может быть использован показатель рискованных социально-психологических ситуаций (РСПС). Для

социумов большого объема, например, населения страны, может быть использован критерий социального взрыва, предложенный В.

Печаком [4].

 

Из сформулированного подхода вытекает целесообразность операционализации предметной области ИПБ на основе парадигмы

факторов риска, успешно применяемой при оценках здоровья населения и прогнозировании природных и психологических катастроф.

Факторы риска - это такие объекты, явления или процессы, которые при определенных условиях могут стать опасными для чего-либо

в каком-то отношении. Их знание и отслеживание позволяет своевременно принять меры безопасности. Под

информационно-психологическими факторами риска (ИПФР) мы понимаем такие характеристики системы "человек -

информационная среда", которые потенциально опасны для нормальной жизнедеятельности общества по причинам, обусловленным

психологическими эффектами воздействия информации.

 

Основными факторами информационной среды, которые могут стать факторами риска и, следовательно, источниками

информационно-психологической опасности, являются:

 

      

     объем, полнота, количество циркулирующей информации, точность, доступность, своевременность поступления к реципиентам;

      

     адекватность эргономических характеристик информации и их потоков перцептивным параметрам органов чувств, свойствам

     внимания, памяти, мышления, диспозициям личности, поведенческим стереотипам, социально-психологическим установкам

     общества (соответствие кодов сообщений паттернам восприятия, наличие или отсутствие дефицита времени и перегрузки

     оперативной памяти человека, организация информационных потоков в соответствии с алгоритмами деятельности и т.д.);

      

     наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое

     состояние больших масс людей или лиц, принимающих важные для социума решения (слова, образы, сообщения,

     воздействующие на подсознательном уровне, интонационные составляющие речи и др.);

      

     наличие в информационной среде (или "примешивание" к информационным потокам) модифицированных физических

     носителей информации, воздействующих непосредственно на физиологические системы (световые и звуковые воздействия,

     специальные воздействия электромагнитных и звуковых колебаний, в том числе в частотно-амплитудных диапазонах, не

     воспринимаемых человеком осознанно [5]).

 

К основным факторам риска, присущим самому человеку, как элементу системы "человек - информационная среда", следует отнести:

 

      

     незрелость личности, выражающаяся в неспособности к самостоятельному осознанному выбору информации, релевантной

     своим интересам, убеждениям и планам;

      

     установки личности на конформизм, подражательство, на готовность к восприятию манипулятивных информационных

     воздействий;

      

     измененное в негативную сторону функциональное состояние головного мозга и психики (например, хронические изменения

     функций головного мозга, вызванные интоксикацией или радиационными воздействиями);

      

     состояния социума, способствующие повышенной внушаемости, массовому "заражению" идеями, призывами, исходящими от

     харизматической личности, и вызываемые на психофизиологическом уровне хроническим или острым психоэмоциональным

     стрессом, фрустрацией, тревожностью.

 

Можно выделить следующие основные виды потенциально опасных для личности и общества психологических эффектов

информационных воздействий:

 

      

     ошибки восприятия или понимания информации, нарушающие выполнение населением социальных, производственных или

     бытовых функций, и, как следствие, приводящие нарушениям деятельности и формированию установки на недоверие к

     источникам информации;

      

     изменение психического и физиологического состояния больших масс людей - возрастание напряженности, тревожности,

     чрезмерная экзальтация или, наоборот, депрессия, увеличение частоты и интенсивности рискованных

     социально-психологических ситуаций;

      

     снижение способности у людей к личностному самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию жизненно

     важных решений;

      

     увеличение психиатрической или психогенной соматической заболеваемости, рост числа пограничных нервно-психических

     расстройств;

      

     стойкие изменения личности типа акцентуаций характера, деформации структуры интеллекта и мотивационной

     направленности;

      

     снижение популяционного психологического потенциала населения за счет изменения в негативную сторону статистического

     распределения в обществе лиц разного психологического типа (по критериям продуктивности характера, акцентуаций личности,

     лидерских качеств, уровня интеллекта, пассионарности и др.).

 

Общая характеристика наиболее значимых ИПРФ приведены в [6,7]1.

 

В целом, основными источниками ИПФР в современном российском обществе являются:

 

1. Отставание психического и культурного развития значительной части населения от темпов демократизации общества и его

информатизации. Это выражается, во-первых, в жестко установочном отношении значительной части населения к массовой

информации: недоверие к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям и, наоборот, чрезмерное

доверие к сообщениям противоположного характера; во-вторых, в распространенности установки на "выгодную" неискренность в

деловых коммуникативных отношениях; в третьих, в недостаточной открытости и умышленной недоговоренности в сообщениях

политического характера; в-четвертых, доминирование в значительной части СМИ сообщений сенсационного характера, искажающих

в негативную сторону положение в стране, смысл и результативность правительственных решений, создающих необъективные образы

лиц, среди которых населению придется делать выбор во время выборной компании;

 

2. Недостаточная грамотность в области психологии массовых коммуникаций ряда специалистов, занимающихся информационной

деятельностью.

 

3. Умышленное использование отдельными лицами или группами, продуцирующими информацию, психологических

закономерностей восприятия информации в интересах формирования мнений, настроений и предпочтений населения,

противоречащих генеральным интересам общества, или же в целях манипулятивного воздействия на лиц, принимающих решения

государственного уровня, или на все население.

 

4. Расслоение человеческого общества в целом по признакам, которые в предыдущие эпохи исторического развития не были

значимыми в массовом масштабе, речь идет о расслоении, но таким критериям, как способность к быстрой психологической

адаптации (или переадаптации), к быстро изменяющимся социально-экономическим ситуациям, уровень активности, установка на

конфронтацию или консенсус, на чудо, на фюрера или на собственную разумную и солидарную деятельность. От того, какая типология

людей преобладает или будет преобладать в ближайшие годы, во многом будут зависеть судьбы не только отдельного государства, но

и, возможно, мира.

 

Литература к разделу 1

 

1. Медведев В.И., Зараковский Г.М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных

изменений природной среды и климата, //физиология человека, 1994, N 6, с.5-15.

 

2. Зараковский Г.М., Степанова Г.Б. Популяционный психологический потенциал: развитие концепции. //Человек, 1997, N 6 (в

печати).

 

3. Леонгард К. Акцентуированные личности. Вища школа, Киев, 1981, 279 с.

 

4. Печак В. Как произошел распад коммунизма. Психосоциальный анализ событий в социалистических странах. // Иностранная

психология, 1993, т.1, ? 1, с.53-60.

 

5. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война. "Мистерия", 1993, 365 с.

 

6. Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной

области). Препринт ИСА РАН. М., 1996, 52 с.

 

7. Зараковский Г.М., Смолян Г.Л. Типология информационно-психологических факторов риска. // Экологическая психология. Тезисы 1

Российской конференции. М., 1996.

 

 

Предметная область информационно-психологической безопасности (ИПБ) была выделена из сферы информационной безопасности

(ИБ) в последние два года. Это выделение обусловлено особой важностью и специфичностью сохранности фундаментальных свойств

личности человека, социального характера и интеллекта различных множеств людей (социумов): этносов, определенных слоев

населения, профессиональных и других групп, общества в целом при информационных воздействиях различных видов.

 

Под ИПБ будем понимать такую ситуацию в системе "человек - информационная среда" (ЧИС), которая не вызывает снижения

индивидуального или популяционного психологического потенциала за допустимые пределы, (Под человеком в данном случае

понимается как индивид, так и любое множество индивидов - социум). Термин "ситуация" обозначает качественно своеобразное

состояние элементов системы, их связей между собой и динамических параметров информационного обмена. Согласно [1,2]:

"индивидуальный психологический потенциал - интегральная характеристика совокупности всех психологических свойств индивида,

лежащих в основе его возможностей осуществлять продуктивную жизнедеятельность" (ИПП); "популяционный психологический

потенциал - системное свойство социума, возникающее на базе психологических свойств и определенной организации составляющих

его людей, лежащее в основе возможностей социума осуществлять продуктивную жизнедеятельность" (ППП).

 

Основными характеристиками ИПП являются: базовая направленность личности, характерологические особенности и интеллект

человека, его психофизиологическое состояние Основными характеристиками ППП являются: базовые психологические установки

социума, социальный характер, социальный интеллект, психофизиологическое состояние социума и определенное распределение

людей разного психологического типа в слоях населения и организационных структурах общества.

 

Под продуктивной жизнедеятельностью в самом общем виде понимается устойчивая жизнедеятельность, направленная на

удовлетворение естественных биологических и духовных потребностей людей, их прогрессивное развитие и обеспечение все большей

независимости человеческого общества от неблагоприятных условий среды.

 

Таким образом, ИПБ как некоторую ситуацию в системе (ЧИС) следует рассматривать с позиций наличия в ней или во внешней по

отношению к ней факторов, которые могут негативно влиять на любую из названных характеристик ИПП или ППП. Разумеется, надо

знать критерии негативного влияния. По отношению к негативным потенциалам в целом, как интегральным свойствам индивида или

социума, такие критерии еще не выработаны. Но о допустимых пределах изменений ИПП на уровне целостной личности (в основном,

характера человека), то критериями ИПБ можно считать недопустимость появления в результате информационных воздействий

выраженных акцентуаций личности [3]. Возможно появление новых, не отмеченных К. Леонгардом, видов акцентуаций личности,

которые можно назвать: "виртуализм" (направленность личности на уход от реальных жизненных впечатлений и проблем в

виртуальный мир, создаваемый информационными средствами) и "авитализм" (потеря глубинных жизнесберегающих установок

личности, т.е. слом психологических барьеров личности, препятствующих немотивированному нанесению вреда другим живым

существам) или самому себе. Последнее может произойти вследствие доминантного восприятия и усвоения на подсознательном

уровне "развлекательных" убийств, разного рода жестокостей, которыми основательно заполнен телевизионный экран и которые

положены в основу многих компьютерных игр.

 

Сложнее решить вопрос о критериях допустимости изменений ППП. Достаточно очевидно, что одним из критериев должна быть

некоторая пороговая доля индивидов в социуме со сниженными ИПП. Но какой процент лиц, например, с психопатической или

параноидальной акцентуацией, следует считать опасным для жизнедеятельности общества, неясно. При этом надо еще иметь в виду

характер распределения индивидов с разной психологической типологией в различных слоях общества: во властной и

культуроформирующей элитах, в среднем классе, в контингенте военнослужащих и т.д. Что касается трудовых коллективов, то в

качестве критерия ИПБ может быть использован показатель рискованных социально-психологических ситуаций (РСПС). Для

социумов большого объема, например, населения страны, может быть использован критерий социального взрыва, предложенный В.

Печаком [4].

 

Из сформулированного подхода вытекает целесообразность операционализации предметной области ИПБ на основе парадигмы

факторов риска, успешно применяемой при оценках здоровья населения и прогнозировании природных и психологических катастроф.

Факторы риска - это такие объекты, явления или процессы, которые при определенных условиях могут стать опасными для чего-либо

в каком-то отношении. Их знание и отслеживание позволяет своевременно принять меры безопасности. Под

информационно-психологическими факторами риска (ИПФР) мы понимаем такие характеристики системы "человек -

информационная среда", которые потенциально опасны для нормальной жизнедеятельности общества по причинам, обусловленным

психологическими эффектами воздействия информации.

 

Основными факторами информационной среды, которые могут стать факторами риска и, следовательно, источниками

информационно-психологической опасности, являются:

 

      

     объем, полнота, количество циркулирующей информации, точность, доступность, своевременность поступления к реципиентам;

      

     адекватность эргономических характеристик информации и их потоков перцептивным параметрам органов чувств, свойствам

     внимания, памяти, мышления, диспозициям личности, поведенческим стереотипам, социально-психологическим установкам

     общества (соответствие кодов сообщений паттернам восприятия, наличие или отсутствие дефицита времени и перегрузки

     оперативной памяти человека, организация информационных потоков в соответствии с алгоритмами деятельности и т.д.);

      

     наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое

     состояние больших масс людей или лиц, принимающих важные для социума решения (слова, образы, сообщения,

     воздействующие на подсознательном уровне, интонационные составляющие речи и др.);

      

     наличие в информационной среде (или "примешивание" к информационным потокам) модифицированных физических

     носителей информации, воздействующих непосредственно на физиологические системы (световые и звуковые воздействия,

     специальные воздействия электромагнитных и звуковых колебаний, в том числе в частотно-амплитудных диапазонах, не

     воспринимаемых человеком осознанно [5]).

 

К основным факторам риска, присущим самому человеку, как элементу системы "человек - информационная среда", следует отнести:

 

      

     незрелость личности, выражающаяся в неспособности к самостоятельному осознанному выбору информации, релевантной

     своим интересам, убеждениям и планам;

      

     установки личности на конформизм, подражательство, на готовность к восприятию манипулятивных информационных

     воздействий;

      

     измененное в негативную сторону функциональное состояние головного мозга и психики (например, хронические изменения

     функций головного мозга, вызванные интоксикацией или радиационными воздействиями);

      

     состояния социума, способствующие повышенной внушаемости, массовому "заражению" идеями, призывами, исходящими от

     харизматической личности, и вызываемые на психофизиологическом уровне хроническим или острым психоэмоциональным

     стрессом, фрустрацией, тревожностью.

 

Можно выделить следующие основные виды потенциально опасных для личности и общества психологических эффектов

информационных воздействий:

 

      

     ошибки восприятия или понимания информации, нарушающие выполнение населением социальных, производственных или

     бытовых функций, и, как следствие, приводящие нарушениям деятельности и формированию установки на недоверие к

     источникам информации;

      

     изменение психического и физиологического состояния больших масс людей - возрастание напряженности, тревожности,

     чрезмерная экзальтация или, наоборот, депрессия, увеличение частоты и интенсивности рискованных

     социально-психологических ситуаций;

      

     снижение способности у людей к личностному самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию жизненно

     важных решений;

      

     увеличение психиатрической или психогенной соматической заболеваемости, рост числа пограничных нервно-психических

     расстройств;

      

     стойкие изменения личности типа акцентуаций характера, деформации структуры интеллекта и мотивационной

     направленности;

      

     снижение популяционного психологического потенциала населения за счет изменения в негативную сторону статистического

     распределения в обществе лиц разного психологического типа (по критериям продуктивности характера, акцентуаций личности,

     лидерских качеств, уровня интеллекта, пассионарности и др.).

 

Общая характеристика наиболее значимых ИПРФ приведены в [6,7]1.

 

В целом, основными источниками ИПФР в современном российском обществе являются:

 

1. Отставание психического и культурного развития значительной части населения от темпов демократизации общества и его

информатизации. Это выражается, во-первых, в жестко установочном отношении значительной части населения к массовой

информации: недоверие к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям и, наоборот, чрезмерное

доверие к сообщениям противоположного характера; во-вторых, в распространенности установки на "выгодную" неискренность в

деловых коммуникативных отношениях; в третьих, в недостаточной открытости и умышленной недоговоренности в сообщениях

политического характера; в-четвертых, доминирование в значительной части СМИ сообщений сенсационного характера, искажающих

в негативную сторону положение в стране, смысл и результативность правительственных решений, создающих необъективные образы

лиц, среди которых населению придется делать выбор во время выборной компании;

 

2. Недостаточная грамотность в области психологии массовых коммуникаций ряда специалистов, занимающихся информационной

деятельностью.

 

3. Умышленное использование отдельными лицами или группами, продуцирующими информацию, психологических

закономерностей восприятия информации в интересах формирования мнений, настроений и предпочтений населения,

противоречащих генеральным интересам общества, или же в целях манипулятивного воздействия на лиц, принимающих решения

государственного уровня, или на все население.

 

4. Расслоение человеческого общества в целом по признакам, которые в предыдущие эпохи исторического развития не были

значимыми в массовом масштабе, речь идет о расслоении, но таким критериям, как способность к быстрой психологической

адаптации (или переадаптации), к быстро изменяющимся социально-экономическим ситуациям, уровень активности, установка на

конфронтацию или консенсус, на чудо, на фюрера или на собственную разумную и солидарную деятельность. От того, какая типология

людей преобладает или будет преобладать в ближайшие годы, во многом будут зависеть судьбы не только отдельного государства, но

и, возможно, мира.

 

Литература к разделу 1

 

1. Медведев В.И., Зараковский Г.М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных

изменений природной среды и климата, //физиология человека, 1994, N 6, с.5-15.

 

2. Зараковский Г.М., Степанова Г.Б. Популяционный психологический потенциал: развитие концепции. //Человек, 1997, N 6 (в

печати).

 

3. Леонгард К. Акцентуированные личности. Вища школа, Киев, 1981, 279 с.

 

4. Печак В. Как произошел распад коммунизма. Психосоциальный анализ событий в социалистических странах. // Иностранная

психология, 1993, т.1, ? 1, с.53-60.

 

5. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война. "Мистерия", 1993, 365 с.

 

6. Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной

области). Препринт ИСА РАН. М., 1996, 52 с.

 

7. Зараковский Г.М., Смолян Г.Л. Типология информационно-психологических факторов риска. // Экологическая психология. Тезисы 1

Российской конференции. М., 1996.