5. ЗАЩИТА МАССОВОГО СОЗНАНИЯ ОТ МАНИПУЛЯТЛВНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Массовое сознание формируется, прежде всего, жизненным опытом и уж затем вследствие информационных воздействий. Тем не
менее, характер информационной среды и особенно манипулятивные воздействия на людей могут существенно изменять массовое
сознание и поведение больших групп населения.
Необходимо уточнить, что мы будем понимать под массами людей и под массовым сознанием. Население любого государства всегда
представляет собой сложный конгломерат разных классов, слоев населения, других множеств людей, объединенных по различным
свойствам общности: этническим, экономическим и т.п. Но всегда существуют, как на уровне государства, так и на уровне классов,
слоев и т.д. элитарная и неэлитарная части населения Элитарная часть является инициирующим, ведущим, управляющим,
властвующим или борющимся за власть ядром определенного объединения людей (социума). Она относительно малочисленна.
Остальная часть социума занимает подчиненное положение, но представляет собой основную по количеству часть социума. Это -
народ. Именно по отношению к народу в указанном смысле мы будем применять термины масса людей и массовое сознание.
По отношению к информационной среде массы могут находиться в трех разных организационных формах: как население - социум, как
толпа, как коллектив. Основными источниками информации, влияющими на сознание населения, являются СМИ и слухи. Для толпы
главный источник информации - лидер и его ближайшее окружение (харизматическое ядро), а также слухи и особо экзальтированные
лица в самой толпе. В коллективе ведущее значение имеет информация, поступающая от должностных лиц и, в ряде случаев, от
неформальных лидеров. Любой из названных источников информации может быть и генератором манипулятивных воздействий на
массы.
Согласно Е.Л. Доценко, "Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому
возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями" ([l], с.59). В практических
целях автор предлагает пользоваться следующим упрощенным метафорическим определением: "манипуляция - это действия,
направленные на ''прибирание к рукам" другого человека, помыкание им, производимое настолько искусно, что создается
впечатление, будто он сам управляет своим поведением" (с. 60).
По отношению к массовому сознанию основным непосредственным источником информационно-психологических воздействий
(ИПВ) являются СМИ. О психологических и социокультурных закономерностях любых информационных воздействий со стороны
СМИ написано много (см. например [2-5]).
Меньше, но все же достаточно содержательно в литературе представлены данные об этих закономерностях в отношении слухов [6-8].
Совсем мало известно об особенностях воздействия информации на массы, находящиеся в состояниях, отличающихся от нормального,
т.е. характерных для рискованных социально-психологических ситуаций (РСПС). Факторы риска создают основные предпосылки для
эффективного манипулирования массовым сознанием. Поэтому знание психологических механизмов возникновения и развития РСПС
важно для разработки способов защиты масс от манипулятивных воздействий.
Под РСПС понимаются такие состояния и действия масс, которые с большой вероятностью могут привести или фактически приводят
к нарушению нравственных, правовых или технологических норм, и в результате этого являются опасными для нормальной
жизнедеятельности данного социума [9]. Значительная часть населения России в настоящее время находится в разных стадиях РСПС.
Это проявляется в состоянии психической напряженности, в протестных акциях, импульсивных действиях, обусловленных
несоответствием социальных ожиданий и реальности, а также неопределенностью перспектив. Последняя причина в наибольшей
степени связана с характером сообщений, поступающих через СМИ и способствующих возникновению отрицательных эмоций,
стрессов.
Наиболее опасной в социально-психологическом плане формой организации масс является толпа. Толпа это часть населения,
оказавшаяся на улице и объединенная в ситуационный социум под влиянием единого мотива и настроения. Во многих случаях
формирование толпы является результатом информационных манипулятивных воздействий на массовое сознание. Примером может
быть "смоделированное общественное мнение" в Кузбасе, приведшее к ряду протестных, не всегда объективных по причинам и
направленности митингов на площадях осенью 1997 года ("Известия", 11.10.97).
Развитие РСПС в массах подчиняется определенным закономерностям. Большинство психологов внутреннюю причину
возникновения стрессовых состояний. Лежащих в основе РСПС, видит в фрустрационных переживаниях, вызванных наличием
труднопреодолимых препятствий на пути достижения групповых целей. Эти трудности могут быть реальными, имеющими
объективную основу, и воображаемыми, вызванными слухами, искаженной или специально продуцируемой информацией (например,
в форме "образа врага", что является одним из ведущих манипулятивных приемов некоторых опозиционных партий).
Динамику зарождения и развития РСПС можно представить в виде следующей схемы: Первая стадия - "брожение масс", недовольство
ситуацией, выявление групповых потребностей, осознание и принятие большинством членов социума общей цели и единого мнения
о наличии препятствия или угроз со стороны противостоящего социума или отдельного лица. Вторая стадия - осознание что и когда
нужно делать для удовлетворения групповых потребностей и преодоления препятствия или устранения угрозы, формирование
ролевой групповой структуры и общего эмоционального настроя на борьбу. Третья стадия - активные действия по достижению цели с
использованием легитимных информационно-психологических способов воздействия на противостоящую группу. Четвертая стадия -
активные действия с использованием нелегитимных способов воздействия вплоть до силовой борьбы. Пятая стадия - (в случае
недостижения цеди) - спад настроения или возникновение паники, прекращение активных действий, переосмысливание программы
действий и, возможно, перестройка ролевой структуры социума.
Движущей силой РСПС является внутреннее состояние социума, которое можно назвать целевым напряжением. Это та
мотивационно-энергетическая составляющая "души" социума, которая объединяет стремления, чувства, переживания членов социума
и побуждает их совместно действовать, преодолевая препятствие. Субъективно такое напряжение выражается в душевном подъеме,
энтузиазме, готовности идти на риск, в гневе, ненависти к противостоящему социуму, в вере в справедливость своей позиции, в
чувстве восхищения и доверия к своему лидеру. Величина целевого напряжения тем больше, чем значимее цель, чем больше (до
определенного предела) препятствие и чем выше оценка своих сил. На нелепое напряжение влияет ряд психологических факторов:
уровень психологического потенциала социума [10]: психофизиологическое состояние социума; наличие и степень выраженности
индуцирующих эффектов (эффект "заражения" толпы, психологическое воздействие лидера и т.п.); появление провоцирующих событий
или воздействий. Нетрудно видеть, что информационные воздействия могут влиять на все факторы и характеристики социума,
определяющие возникновение или невозникновение той или иной стадии РСПС. Особо критичным является появление
провоцирующих воздействий. Им может стать любая информация о действиях противоборствующей стороны, критика в адрес лидера,
сообщение о реальных или выдуманных угрозах. Специфичность воздействия информации на социум, находящийся в стрессовых
состояниях соответствующих 2, 3, или 4 стадиям РСПС, обусловлена рядом психологических особенностей таких состояний. Это -
единство настроения, высокая возбудимость, потеря чувства личной ответственности за происходящее, подражательство,
импульсивность, стремление к подчиненности эмоционально яркому, активно действующему лидеру, выдвигающему простую, всем
понятную идею [11].
Г.М. Андреева [12] в психологических особенностях стрессового состояния и поведения масс выделяет ряд факторов: "заражение"
через передачу от человека к человеку эмоционального состояния, психического настроя, азарт, паника из-за дефицита или избытка
информации, внушение, подражание. Дж.Робертс [13] пишет, что масса людей может находиться в состоянии хронического стресса и
вести себя неадекватно нормам общества не только под влиянием настроения, внушения и т.п., но и в результате "эпидемии" веры в
какую-то идею. Дж.Перри и М.Пуг [14] подчеркивают еще одну особенность стрессового состояния масс: наличие параноидальной
установки. Это выражается в том, что членами социума воспринимается лишь та информация, которая соответствует их ожиданиям,
настрою. Объективность оценки ситуации и поступающей информации становится почти невозможной [15].
Знание перечисленных особенностей "коллективной души" социума даст возможность эффективно регулировать сознание и сознание
и последствия информационных воздействий.
Разумеется, эта регуляция может быть направлена как в сторону возрастания популяционного психологического потенциала
населения, так и наоборот. Поэтому решение
проблемы ИПБ быть увязано со стратегическими решениями элитарной части общества и нравственными качествами работников
"четвертой власти".
Способы защиты массового и индивидуального сознания от нежелательных информационно-психологических воздействий вытекают
из существа рассмотренных факторов риска и должны опираться на знание механизмов психологической защиты личности. Эти
способы могут относиться к любому элементу и к любой характеристике системы "человек - информационная среда".
В психологии проблема психологической защиты личности разработана довольно хорошо [16]. Но цели и способы психологической
защиты личности в традиционном смысле и защиты от информационно-психологической опасности (ИПО) не вполне совпадают.
Согласно структурной теории механизмов психологической защиты Р.Плучека, объектом защиты является позитивный образ
(самообраз) "Я". Под психологической защитой понимается "последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющих
образа реальной эксвизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в случае, если бы
ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью" ([16], с.29-30). Защита личности от ИПО это
отнюдь не только и не столько "искажение образа реальной ситуации", сколько сохранение базовых свойств своей психики и
нормальной духовности, т.е. формально-динамических качеств психических процессов, индивидуальности характера, структуры
ценностных ориентации, нравственных критериев, свойств интеллекта и т.д. Поэтому главным условием самосохранения личности,
ее устойчивости по отношению к ИПО является способность человека проявлять свое "Я" при ориентации в информационной среде.
Отсюда вытекает, что среди известных восьми способов психологической зашиты личности: замещение, проекция, компенсация,
регрессия, подавление, отрицание, образование реакции и интеллектуализация ведущим будет последний способ. Лишь глубокий
интеллектуальный анализ информационной ситуации (естественно, при условии достаточно высоких уровней других
характерологических компонентов личности) может позволить выявить манипулятивные воздействия, оценить достоверность
информации и выработать способы защиты от нежелательных воздействий. Имманентно присущие человеку защитные свойства
личности формируются в процессе жизненного опыта, воспитания и самовоспитания. Могут быть использованы и новые, пока еще не
очень известные приемы психотренинга, гештальт-терапии и т.п. [16].
Сложнее обстоит дело со способами психологической защиты от ИПО больших масс людей. Естественно, что чем больше в этой массе
будет индивидов с хорошей личностной защитой, тем устойчивее окажется и социум. Но есть и значительная специфика. Она
заключается в том, что, во-первых, у социума должен быть высокий позитивный самообраз "Мы", во-вторых, у социума должна быть
невысокая внушаемость и "заражаемость", свойственная толпе [17]. Позитивный самообраз "Мы" формируется, в первую очередь, на
основе самоидентификации людей с определенным социумом, т.е., если говорить о России, то самоидентификация означает наличие у
населения сильно выраженного сознания того, что "Я - гражданин России, Я горжусь этим и Я солидарен с другими гражданами". К
сожалению, такое сознание сейчас не является характерным для жителей нашей страны. Определенная идеолого-информационная со
стороны властных структур работа в направлении укрепления гражданского самосознания ведется, но явно недостаточно и не всегда
эффективными приемами. Рассмотрение и совершенствование таких приемов - специальная задача, выходящая за пределы темы
настоящего исследования.
Е.Доценко дает многомерную классификацию способов защиты от информационно-психологических манипуляционных воздействий
[1]. Он считает, что существует шесть прототипных защитных действий; объединенных в комплементарные пары, а именно: убежать -
изгнать, спрятаться - овладеть, затаиться - игнорировать. На их базе у человека развились следующие способы психологической
защиты, реализуемые в определенных тактиках общения, поведения и контрманипулятивных действий:
1) уход - увеличение дистанции, прерывание контакта с агрессором, например, смена темы беседы с ним и т.д.;
2) изгнание - удаление агрессора, его унижение, "психологическое убийство" и т.д.;
3) блокировка - выставление преград на пути воздействия, например, выставление семантических барьеров при беседе, задержка
своего первого автоматического побуждения в ответ на воздействие и т.д.;
4) управление - контроль воздействия, исходящего от агрессора, влияние на его личностные характеристики, например воздействием
на его уязвимые стороны психики (возможность разжалобить или испугать, спровоцировать другое желаемое поведение), попытаться
умилостивить его, подружиться, ввести в свою общность людей, сделать свое поведение непредсказуемым для агрессора и т.д.;
5) замирание - маскировка, сокрытие чувств, отказ от действий, чтобы не проявить себя, сокрытие от агрессора слабых мест своей
личности и т д.;
6) игнорирование - контроль информации об агрессоре, умаление степени угрозы и т.д.
Главная цель защиты от манипуляции - сохранение целостности своей личности, "...сопротивление созданию "пятой колонны" в ней,
уничтожение или изгнание "перебежчиков" - структур, объективно работающих на пользу агрессору, поддавшихся на его посулы и
провокации."([1] с.211).
Следует, однако, иметь в виду, что не все информационно-психологические воздействия являются опасными. Более того, некоторые
из них могут быть полезными для повышения устойчивости населения к деструктивным ИПВ и для повышения популяционного
психологического потенциала. В детском возрасте многие воспитательные мероприятия, по существу, являются позитивными ИПВ
манипулятивного типа. И не только в смысле формирования культуры поведения, идейного развития ребенка, но и в прямом
психологическом смысле формирование характера, развитие познавательных способностей, базовой направленности личности Но и в
отношении взрослых людей позитивные манипулятивные воздействия имеют место. Это ИПВ, направленные на укрепление
социального характера, на психологическую мобилизацию населения для преодоления общих для социума трудностей (например, в
условиях войны, о чем аргументирование, опираясь на психологические исследования, написал В.Печак [18]).
Литература к разделу 5
1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции - феномены, механизмы, защита. ЧеРо, изд-во МГУ. М.; 1996, 143 с.
2. Моль А. Социодинамика культуры. Перев. с франц., Прогресс, 1973, 406 с.
3. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. Мысль, М., 1973, 215 с.
4. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Перев. с англ.. Мысль, 1980, 326 с.
5. Хлопьев А.Т. Средства массовой информации как источник информационно-психологической неустойчивости В кн.: Проблемы
информационно психологической безопасности. / Под ред. А.В.Брушлинского и В.Е.Лепского. - М.. Институт психологии РАН, 1996,
с.47-52.
6. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня. // Психол.ж-л, 1990, ?5, с.3-7.
7. Хлопьев А.Т. Групповое и массовое сознание в поле слухов, (см. в кн. [5], с. 53-59).
8. Латынов В.В. Профилактика и дезавуирование слухов, (см. в кн. [5], с. 60-65).
9. Зараковский Г.М., Львов В.М .Фадеев В.В. Социально-психологические механизмы возникновения и развития групповых
конфликтов на предприятиях оборонного комплекса. // Вопросы экономики и конверсии. 1994, вып.3, с.56-65.
10. Зараковский Г.М., Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Социально-психологические последствия глобальных изменений природной
среды. // Человек, 1995, ? 3, с.97-104.
11. Le Bon.Gustave. The Craud. A study of the popular mind. Bailantine books. N.Y. 1969,193 p.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник, 2-е изд., М.' МГУ, 1988, 432с.
13. Roberts Jane. The Individuals and the Mass Events. Prentise-Hall, lnc. Englewood Cliffs. New Jersy. 1982, 304р.
14. Perry J.and Pugh М. Collective Behavior.Response to Social Stress. West Publishing Comp. St.Paul, 1978, 324р.
15. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности. ОНС, 1993, ? 3. с.183-190; ?4, с.184-190.
16. Романова Е.С., Гребенников Л..Р. Механизмы психологической защиты. Генезис, функционирование, диагностика. МГПУ,
Мытищи, 1996, 140 с
17. Московичи Серж. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Пер, с фр. Центр психологии и психотерапии. М., 1996, 478
с.
18. Печак Вид. Психологические аспекты войны.// Иностранная психология, 1997, ? 8, с.6-11.
19. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология, Феникс, Ростов-на-Дону, 1996, 445 с.
Массовое сознание формируется, прежде всего, жизненным опытом и уж затем вследствие информационных воздействий. Тем не
менее, характер информационной среды и особенно манипулятивные воздействия на людей могут существенно изменять массовое
сознание и поведение больших групп населения.
Необходимо уточнить, что мы будем понимать под массами людей и под массовым сознанием. Население любого государства всегда
представляет собой сложный конгломерат разных классов, слоев населения, других множеств людей, объединенных по различным
свойствам общности: этническим, экономическим и т.п. Но всегда существуют, как на уровне государства, так и на уровне классов,
слоев и т.д. элитарная и неэлитарная части населения Элитарная часть является инициирующим, ведущим, управляющим,
властвующим или борющимся за власть ядром определенного объединения людей (социума). Она относительно малочисленна.
Остальная часть социума занимает подчиненное положение, но представляет собой основную по количеству часть социума. Это -
народ. Именно по отношению к народу в указанном смысле мы будем применять термины масса людей и массовое сознание.
По отношению к информационной среде массы могут находиться в трех разных организационных формах: как население - социум, как
толпа, как коллектив. Основными источниками информации, влияющими на сознание населения, являются СМИ и слухи. Для толпы
главный источник информации - лидер и его ближайшее окружение (харизматическое ядро), а также слухи и особо экзальтированные
лица в самой толпе. В коллективе ведущее значение имеет информация, поступающая от должностных лиц и, в ряде случаев, от
неформальных лидеров. Любой из названных источников информации может быть и генератором манипулятивных воздействий на
массы.
Согласно Е.Л. Доценко, "Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому
возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями" ([l], с.59). В практических
целях автор предлагает пользоваться следующим упрощенным метафорическим определением: "манипуляция - это действия,
направленные на ''прибирание к рукам" другого человека, помыкание им, производимое настолько искусно, что создается
впечатление, будто он сам управляет своим поведением" (с. 60).
По отношению к массовому сознанию основным непосредственным источником информационно-психологических воздействий
(ИПВ) являются СМИ. О психологических и социокультурных закономерностях любых информационных воздействий со стороны
СМИ написано много (см. например [2-5]).
Меньше, но все же достаточно содержательно в литературе представлены данные об этих закономерностях в отношении слухов [6-8].
Совсем мало известно об особенностях воздействия информации на массы, находящиеся в состояниях, отличающихся от нормального,
т.е. характерных для рискованных социально-психологических ситуаций (РСПС). Факторы риска создают основные предпосылки для
эффективного манипулирования массовым сознанием. Поэтому знание психологических механизмов возникновения и развития РСПС
важно для разработки способов защиты масс от манипулятивных воздействий.
Под РСПС понимаются такие состояния и действия масс, которые с большой вероятностью могут привести или фактически приводят
к нарушению нравственных, правовых или технологических норм, и в результате этого являются опасными для нормальной
жизнедеятельности данного социума [9]. Значительная часть населения России в настоящее время находится в разных стадиях РСПС.
Это проявляется в состоянии психической напряженности, в протестных акциях, импульсивных действиях, обусловленных
несоответствием социальных ожиданий и реальности, а также неопределенностью перспектив. Последняя причина в наибольшей
степени связана с характером сообщений, поступающих через СМИ и способствующих возникновению отрицательных эмоций,
стрессов.
Наиболее опасной в социально-психологическом плане формой организации масс является толпа. Толпа это часть населения,
оказавшаяся на улице и объединенная в ситуационный социум под влиянием единого мотива и настроения. Во многих случаях
формирование толпы является результатом информационных манипулятивных воздействий на массовое сознание. Примером может
быть "смоделированное общественное мнение" в Кузбасе, приведшее к ряду протестных, не всегда объективных по причинам и
направленности митингов на площадях осенью 1997 года ("Известия", 11.10.97).
Развитие РСПС в массах подчиняется определенным закономерностям. Большинство психологов внутреннюю причину
возникновения стрессовых состояний. Лежащих в основе РСПС, видит в фрустрационных переживаниях, вызванных наличием
труднопреодолимых препятствий на пути достижения групповых целей. Эти трудности могут быть реальными, имеющими
объективную основу, и воображаемыми, вызванными слухами, искаженной или специально продуцируемой информацией (например,
в форме "образа врага", что является одним из ведущих манипулятивных приемов некоторых опозиционных партий).
Динамику зарождения и развития РСПС можно представить в виде следующей схемы: Первая стадия - "брожение масс", недовольство
ситуацией, выявление групповых потребностей, осознание и принятие большинством членов социума общей цели и единого мнения
о наличии препятствия или угроз со стороны противостоящего социума или отдельного лица. Вторая стадия - осознание что и когда
нужно делать для удовлетворения групповых потребностей и преодоления препятствия или устранения угрозы, формирование
ролевой групповой структуры и общего эмоционального настроя на борьбу. Третья стадия - активные действия по достижению цели с
использованием легитимных информационно-психологических способов воздействия на противостоящую группу. Четвертая стадия -
активные действия с использованием нелегитимных способов воздействия вплоть до силовой борьбы. Пятая стадия - (в случае
недостижения цеди) - спад настроения или возникновение паники, прекращение активных действий, переосмысливание программы
действий и, возможно, перестройка ролевой структуры социума.
Движущей силой РСПС является внутреннее состояние социума, которое можно назвать целевым напряжением. Это та
мотивационно-энергетическая составляющая "души" социума, которая объединяет стремления, чувства, переживания членов социума
и побуждает их совместно действовать, преодолевая препятствие. Субъективно такое напряжение выражается в душевном подъеме,
энтузиазме, готовности идти на риск, в гневе, ненависти к противостоящему социуму, в вере в справедливость своей позиции, в
чувстве восхищения и доверия к своему лидеру. Величина целевого напряжения тем больше, чем значимее цель, чем больше (до
определенного предела) препятствие и чем выше оценка своих сил. На нелепое напряжение влияет ряд психологических факторов:
уровень психологического потенциала социума [10]: психофизиологическое состояние социума; наличие и степень выраженности
индуцирующих эффектов (эффект "заражения" толпы, психологическое воздействие лидера и т.п.); появление провоцирующих событий
или воздействий. Нетрудно видеть, что информационные воздействия могут влиять на все факторы и характеристики социума,
определяющие возникновение или невозникновение той или иной стадии РСПС. Особо критичным является появление
провоцирующих воздействий. Им может стать любая информация о действиях противоборствующей стороны, критика в адрес лидера,
сообщение о реальных или выдуманных угрозах. Специфичность воздействия информации на социум, находящийся в стрессовых
состояниях соответствующих 2, 3, или 4 стадиям РСПС, обусловлена рядом психологических особенностей таких состояний. Это -
единство настроения, высокая возбудимость, потеря чувства личной ответственности за происходящее, подражательство,
импульсивность, стремление к подчиненности эмоционально яркому, активно действующему лидеру, выдвигающему простую, всем
понятную идею [11].
Г.М. Андреева [12] в психологических особенностях стрессового состояния и поведения масс выделяет ряд факторов: "заражение"
через передачу от человека к человеку эмоционального состояния, психического настроя, азарт, паника из-за дефицита или избытка
информации, внушение, подражание. Дж.Робертс [13] пишет, что масса людей может находиться в состоянии хронического стресса и
вести себя неадекватно нормам общества не только под влиянием настроения, внушения и т.п., но и в результате "эпидемии" веры в
какую-то идею. Дж.Перри и М.Пуг [14] подчеркивают еще одну особенность стрессового состояния масс: наличие параноидальной
установки. Это выражается в том, что членами социума воспринимается лишь та информация, которая соответствует их ожиданиям,
настрою. Объективность оценки ситуации и поступающей информации становится почти невозможной [15].
Знание перечисленных особенностей "коллективной души" социума даст возможность эффективно регулировать сознание и сознание
и последствия информационных воздействий.
Разумеется, эта регуляция может быть направлена как в сторону возрастания популяционного психологического потенциала
населения, так и наоборот. Поэтому решение
проблемы ИПБ быть увязано со стратегическими решениями элитарной части общества и нравственными качествами работников
"четвертой власти".
Способы защиты массового и индивидуального сознания от нежелательных информационно-психологических воздействий вытекают
из существа рассмотренных факторов риска и должны опираться на знание механизмов психологической защиты личности. Эти
способы могут относиться к любому элементу и к любой характеристике системы "человек - информационная среда".
В психологии проблема психологической защиты личности разработана довольно хорошо [16]. Но цели и способы психологической
защиты личности в традиционном смысле и защиты от информационно-психологической опасности (ИПО) не вполне совпадают.
Согласно структурной теории механизмов психологической защиты Р.Плучека, объектом защиты является позитивный образ
(самообраз) "Я". Под психологической защитой понимается "последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющих
образа реальной эксвизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в случае, если бы
ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью" ([16], с.29-30). Защита личности от ИПО это
отнюдь не только и не столько "искажение образа реальной ситуации", сколько сохранение базовых свойств своей психики и
нормальной духовности, т.е. формально-динамических качеств психических процессов, индивидуальности характера, структуры
ценностных ориентации, нравственных критериев, свойств интеллекта и т.д. Поэтому главным условием самосохранения личности,
ее устойчивости по отношению к ИПО является способность человека проявлять свое "Я" при ориентации в информационной среде.
Отсюда вытекает, что среди известных восьми способов психологической зашиты личности: замещение, проекция, компенсация,
регрессия, подавление, отрицание, образование реакции и интеллектуализация ведущим будет последний способ. Лишь глубокий
интеллектуальный анализ информационной ситуации (естественно, при условии достаточно высоких уровней других
характерологических компонентов личности) может позволить выявить манипулятивные воздействия, оценить достоверность
информации и выработать способы защиты от нежелательных воздействий. Имманентно присущие человеку защитные свойства
личности формируются в процессе жизненного опыта, воспитания и самовоспитания. Могут быть использованы и новые, пока еще не
очень известные приемы психотренинга, гештальт-терапии и т.п. [16].
Сложнее обстоит дело со способами психологической защиты от ИПО больших масс людей. Естественно, что чем больше в этой массе
будет индивидов с хорошей личностной защитой, тем устойчивее окажется и социум. Но есть и значительная специфика. Она
заключается в том, что, во-первых, у социума должен быть высокий позитивный самообраз "Мы", во-вторых, у социума должна быть
невысокая внушаемость и "заражаемость", свойственная толпе [17]. Позитивный самообраз "Мы" формируется, в первую очередь, на
основе самоидентификации людей с определенным социумом, т.е., если говорить о России, то самоидентификация означает наличие у
населения сильно выраженного сознания того, что "Я - гражданин России, Я горжусь этим и Я солидарен с другими гражданами". К
сожалению, такое сознание сейчас не является характерным для жителей нашей страны. Определенная идеолого-информационная со
стороны властных структур работа в направлении укрепления гражданского самосознания ведется, но явно недостаточно и не всегда
эффективными приемами. Рассмотрение и совершенствование таких приемов - специальная задача, выходящая за пределы темы
настоящего исследования.
Е.Доценко дает многомерную классификацию способов защиты от информационно-психологических манипуляционных воздействий
[1]. Он считает, что существует шесть прототипных защитных действий; объединенных в комплементарные пары, а именно: убежать -
изгнать, спрятаться - овладеть, затаиться - игнорировать. На их базе у человека развились следующие способы психологической
защиты, реализуемые в определенных тактиках общения, поведения и контрманипулятивных действий:
1) уход - увеличение дистанции, прерывание контакта с агрессором, например, смена темы беседы с ним и т.д.;
2) изгнание - удаление агрессора, его унижение, "психологическое убийство" и т.д.;
3) блокировка - выставление преград на пути воздействия, например, выставление семантических барьеров при беседе, задержка
своего первого автоматического побуждения в ответ на воздействие и т.д.;
4) управление - контроль воздействия, исходящего от агрессора, влияние на его личностные характеристики, например воздействием
на его уязвимые стороны психики (возможность разжалобить или испугать, спровоцировать другое желаемое поведение), попытаться
умилостивить его, подружиться, ввести в свою общность людей, сделать свое поведение непредсказуемым для агрессора и т.д.;
5) замирание - маскировка, сокрытие чувств, отказ от действий, чтобы не проявить себя, сокрытие от агрессора слабых мест своей
личности и т д.;
6) игнорирование - контроль информации об агрессоре, умаление степени угрозы и т.д.
Главная цель защиты от манипуляции - сохранение целостности своей личности, "...сопротивление созданию "пятой колонны" в ней,
уничтожение или изгнание "перебежчиков" - структур, объективно работающих на пользу агрессору, поддавшихся на его посулы и
провокации."([1] с.211).
Следует, однако, иметь в виду, что не все информационно-психологические воздействия являются опасными. Более того, некоторые
из них могут быть полезными для повышения устойчивости населения к деструктивным ИПВ и для повышения популяционного
психологического потенциала. В детском возрасте многие воспитательные мероприятия, по существу, являются позитивными ИПВ
манипулятивного типа. И не только в смысле формирования культуры поведения, идейного развития ребенка, но и в прямом
психологическом смысле формирование характера, развитие познавательных способностей, базовой направленности личности Но и в
отношении взрослых людей позитивные манипулятивные воздействия имеют место. Это ИПВ, направленные на укрепление
социального характера, на психологическую мобилизацию населения для преодоления общих для социума трудностей (например, в
условиях войны, о чем аргументирование, опираясь на психологические исследования, написал В.Печак [18]).
Литература к разделу 5
1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции - феномены, механизмы, защита. ЧеРо, изд-во МГУ. М.; 1996, 143 с.
2. Моль А. Социодинамика культуры. Перев. с франц., Прогресс, 1973, 406 с.
3. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. Мысль, М., 1973, 215 с.
4. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Перев. с англ.. Мысль, 1980, 326 с.
5. Хлопьев А.Т. Средства массовой информации как источник информационно-психологической неустойчивости В кн.: Проблемы
информационно психологической безопасности. / Под ред. А.В.Брушлинского и В.Е.Лепского. - М.. Институт психологии РАН, 1996,
с.47-52.
6. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня. // Психол.ж-л, 1990, ?5, с.3-7.
7. Хлопьев А.Т. Групповое и массовое сознание в поле слухов, (см. в кн. [5], с. 53-59).
8. Латынов В.В. Профилактика и дезавуирование слухов, (см. в кн. [5], с. 60-65).
9. Зараковский Г.М., Львов В.М .Фадеев В.В. Социально-психологические механизмы возникновения и развития групповых
конфликтов на предприятиях оборонного комплекса. // Вопросы экономики и конверсии. 1994, вып.3, с.56-65.
10. Зараковский Г.М., Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Социально-психологические последствия глобальных изменений природной
среды. // Человек, 1995, ? 3, с.97-104.
11. Le Bon.Gustave. The Craud. A study of the popular mind. Bailantine books. N.Y. 1969,193 p.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник, 2-е изд., М.' МГУ, 1988, 432с.
13. Roberts Jane. The Individuals and the Mass Events. Prentise-Hall, lnc. Englewood Cliffs. New Jersy. 1982, 304р.
14. Perry J.and Pugh М. Collective Behavior.Response to Social Stress. West Publishing Comp. St.Paul, 1978, 324р.
15. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности. ОНС, 1993, ? 3. с.183-190; ?4, с.184-190.
16. Романова Е.С., Гребенников Л..Р. Механизмы психологической защиты. Генезис, функционирование, диагностика. МГПУ,
Мытищи, 1996, 140 с
17. Московичи Серж. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Пер, с фр. Центр психологии и психотерапии. М., 1996, 478
с.
18. Печак Вид. Психологические аспекты войны.// Иностранная психология, 1997, ? 8, с.6-11.
19. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология, Феникс, Ростов-на-Дону, 1996, 445 с.