4.1. Особенности современной аудиовизуальной информации

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

 

Не будет преувеличением утверждать, что в последние десятилетия в области передачи визуальной информации произошли почти

революционные изменения: колоссально возросли объем и качество передаваемой информации, сложились новые виды визуальной

информации, а также способы ее передачи Визуальная информация используется с разными целями, одна из них - использование

визуальной информации с целью воздействия на сознание, чувства и поведение человека. Политики сегодня понимают, что

визуальные системы и произведения - плакат, реклама, одежда, внешний облик машин и предметов обихода, интерьер и экстерьер,

газеты, журналы, кино и телевидение, произведения искусства являются достаточно эффективными средствами формирования

установок, симпатий и антипатий человека, влияют на принятие им решений, ценностные ориентации, мироощущение, настроение,

чувства и эмоции.

 

Предполагается, что визуальные средства в отличие от вербальных или интеллектуальных (слово, понятия, теории) позволяют

человеку практически мгновенно воспринимать запрограммированное воздействие (хотя сработать оно может значительно позднее),

причем это воздействие является и более глубоким, поскольку визуальные системы влияют не только на интеллект, но и на

эмоционально-чувственный базис человека.

 

Часто приводится и другое соображение, уходящее своими корнями еще в средневековую культуру, визуальные средства позволяют

компактно, целостно передать и воспринять различные идеи, достаточно сложное высказывание, обращение, любое вербально или

письменно оформленное (выраженное) содержание Рассматривая плакат или рекламу в журнале, искусственную композицию в кино

или на экране телевизора, портрет кандидата в президенты на майке и т.п., человек проникается мыслями, чувствами,

переживаниями, которые бы он испытал в случае, если бы ему долго рассказывали об изображенных явлениях и логически их

объясняли, или если бы он прочел о том же самом в книге и все хорошо обдумал.

 

Но вряд ли это так. Визуальный ряд, вероятно, лишь завершает, закрепляет в сознании, символизирует большой объем вербального и

понятийного материала, который человек уже получил и освоил. В этом плане он выступает как своеобразный "пусковой механизм"

для большого массива вербально-понятийной информации. Но, конечно, нельзя сбрасывать со счетов и вторичную организацию и

значение, которые визуальные описания и выражения накладывают на эту вербально-понятийную информацию.

 

Проблема визуального, конечно, не выдумана теоретиками, она реальна и стоит весьма остро. Особенно актуально проблемы

визуального стоят в сфере массовой культуры, где визуальные средства и системы обеспечивают ряд важных функций, прежде всего

непосредственного общения и вторичной репрезентации вербально-понятийных знаний. Существенны эти проблемы и для ряда

новых профессий, имеющих дело с визуальным материалом и системами, а также в сфере массового визуального искусства. Осознание

и даже идеологизация всех этих моментов, вероятно, приводит к глобальным визуальным программам и определенной

мифологизации всего визуального - ценностей, процессов, форм и т.п.

 

Нужно заметить, что экспансия идеологов визуальной культуры встречает оппозицию сторонников вербального и интеллектуального

мышления. Сторонники вербальной культуры подчеркивают неспособность визуальных языков выражать и передавать абстрактные

понятия и реальное богатство слова, устной и письменной речи: они считают и вполне справедливо, что содержание, выраженное в

слове, знании или понятии, не может быть визуализировано без существенной потери смысла. Кроме того сторонники вербального и

научно-понятийного мышления оценивают визуальное восприятие как поверхностный способ человеческой активности. Широкое

распространение в современной культуре визуальных систем рассматривается ими как временное явление, вызванное

отрицательными сторонами массовой культуры.

 

С этим трудно согласиться. Отрицание глубокого значения в современном мире визуальной культуры - это, вероятно, следствие

преувеличения уже вербально-понятийного мышления. Спор о том, что более важно в современной культуре - слово (понятие),

изображение или музыка, вряд ли осмыслен. Так, например, визуальные искусства и музыка предполагают осознание их

произведений, что невозможно без вербально-понятийного мышления. Одновременно и само вербально-понятийное мышление

включает сегодня в себя визуальные системы.

 

 

Не будет преувеличением утверждать, что в последние десятилетия в области передачи визуальной информации произошли почти

революционные изменения: колоссально возросли объем и качество передаваемой информации, сложились новые виды визуальной

информации, а также способы ее передачи Визуальная информация используется с разными целями, одна из них - использование

визуальной информации с целью воздействия на сознание, чувства и поведение человека. Политики сегодня понимают, что

визуальные системы и произведения - плакат, реклама, одежда, внешний облик машин и предметов обихода, интерьер и экстерьер,

газеты, журналы, кино и телевидение, произведения искусства являются достаточно эффективными средствами формирования

установок, симпатий и антипатий человека, влияют на принятие им решений, ценностные ориентации, мироощущение, настроение,

чувства и эмоции.

 

Предполагается, что визуальные средства в отличие от вербальных или интеллектуальных (слово, понятия, теории) позволяют

человеку практически мгновенно воспринимать запрограммированное воздействие (хотя сработать оно может значительно позднее),

причем это воздействие является и более глубоким, поскольку визуальные системы влияют не только на интеллект, но и на

эмоционально-чувственный базис человека.

 

Часто приводится и другое соображение, уходящее своими корнями еще в средневековую культуру, визуальные средства позволяют

компактно, целостно передать и воспринять различные идеи, достаточно сложное высказывание, обращение, любое вербально или

письменно оформленное (выраженное) содержание Рассматривая плакат или рекламу в журнале, искусственную композицию в кино

или на экране телевизора, портрет кандидата в президенты на майке и т.п., человек проникается мыслями, чувствами,

переживаниями, которые бы он испытал в случае, если бы ему долго рассказывали об изображенных явлениях и логически их

объясняли, или если бы он прочел о том же самом в книге и все хорошо обдумал.

 

Но вряд ли это так. Визуальный ряд, вероятно, лишь завершает, закрепляет в сознании, символизирует большой объем вербального и

понятийного материала, который человек уже получил и освоил. В этом плане он выступает как своеобразный "пусковой механизм"

для большого массива вербально-понятийной информации. Но, конечно, нельзя сбрасывать со счетов и вторичную организацию и

значение, которые визуальные описания и выражения накладывают на эту вербально-понятийную информацию.

 

Проблема визуального, конечно, не выдумана теоретиками, она реальна и стоит весьма остро. Особенно актуально проблемы

визуального стоят в сфере массовой культуры, где визуальные средства и системы обеспечивают ряд важных функций, прежде всего

непосредственного общения и вторичной репрезентации вербально-понятийных знаний. Существенны эти проблемы и для ряда

новых профессий, имеющих дело с визуальным материалом и системами, а также в сфере массового визуального искусства. Осознание

и даже идеологизация всех этих моментов, вероятно, приводит к глобальным визуальным программам и определенной

мифологизации всего визуального - ценностей, процессов, форм и т.п.

 

Нужно заметить, что экспансия идеологов визуальной культуры встречает оппозицию сторонников вербального и интеллектуального

мышления. Сторонники вербальной культуры подчеркивают неспособность визуальных языков выражать и передавать абстрактные

понятия и реальное богатство слова, устной и письменной речи: они считают и вполне справедливо, что содержание, выраженное в

слове, знании или понятии, не может быть визуализировано без существенной потери смысла. Кроме того сторонники вербального и

научно-понятийного мышления оценивают визуальное восприятие как поверхностный способ человеческой активности. Широкое

распространение в современной культуре визуальных систем рассматривается ими как временное явление, вызванное

отрицательными сторонами массовой культуры.

 

С этим трудно согласиться. Отрицание глубокого значения в современном мире визуальной культуры - это, вероятно, следствие

преувеличения уже вербально-понятийного мышления. Спор о том, что более важно в современной культуре - слово (понятие),

изображение или музыка, вряд ли осмыслен. Так, например, визуальные искусства и музыка предполагают осознание их

произведений, что невозможно без вербально-понятийного мышления. Одновременно и само вербально-понятийное мышление

включает сегодня в себя визуальные системы.