2.2. Каналы и содержание информационных воздействий

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

 

Если раньше (40-50 годы) на подрастающее поколение влияли главным образом книги и радио, отчасти кино, а также сами педагоги,

то в настоящее время к этому добавились такие мощные средства информационного влияния как кино, телевидение, аудиовизуальные

средства и, в частности, разнообразная проигрывающая техника (магнитофоны, плееры, видеомагнитофоны и т.п.). Важны и другие

отличия - широкая доступность этих средств, множественность программ, свобода их выбора, отсутствия контроля за их

использованием. На очереди Интернет и в некоторой перспективе - техника виртуальных реальностей, обещающая поистине

фантастические перспективы визуальных воздействий.

 

Следует отметить и такой момент как предельное разнообразие программ и сюжетов, многие из которых не выдерживают критики в

этическом отношении. Сегодня и школьнику и юноше доступны книги и фильмы, в которых изображается или даже пропагандируется

насилие, садизм, секс.

 

На экране телевидения мы и наши дети в настоящее время можем получить вполне доброжелательную информацию относительно

магии, колдовства, мистики или каких-нибудь необычных религий и эзотерических учений. Потоки пошлости, дезинформации и

дурного вкуса демонстрирует не только реклама, но и многие развлекательные программы.

 

К сожалению, и сама сфера образования не отстает здесь от СМИ. Чтобы убедиться в этом и понять, какие здесь возникают проблемы,

рассмотрим один характерный пример - пропаганду и программы полового воспитания.

 

Проект "Половое воспитание российских школьников" реализуется Министерством общего и профессионального образования РФ,

Министерством здравоохранения РФ, Московским государственным педагогическим университетом, Институтом социологии РАН и

голландской неправительственной организацией - Институтом содействия здоровью и профилактике заболеваний

 

Выступая на подкомитете по образованию Думы (21.03.1997), научный руководитель этого проекта Б. Ю. Шапиро специально

подчеркнул информационное назначение всего проекта. В частности он сказал: "Но я бы хотел зафиксироваться не на содержании

предоставляемых материалов, а на том, что краеугольным камнем этой программы будет предоставление детям и родителям

информации. А вот что дети и родители будут с этой информацией делать это их личное дело". В ответ на это разъяснение Б.С.

Драпкин - детский психиатр, возразил, сказав, что "не следует путать половое воспитание с тем, что предлагается в программах

Министерства образования РФ. То, что имеет сейчас место, - это сексуальное совращение". "Я, - продолжал Б.Драпкин, - слушал Б.Ю.

Шапиро не в первый раз. Раньше он заявлял: "Мы внушим, мы заставим". А сегодня: наше дело дать информацию, а дальше как хотят".

 

Сразу же нужно заметить, что информация за редким исключением не может быть нейтральной, тем более касающаяся полового

воспитания.

 

Показательны результаты эксперимента, проведенного в г. Александрове, где проходил российско-американский семинар "Подростки

обучают подростков". Вот часть беседы одной из александровских школьниц с автором статьи, посвященной семинару, Аллой

Добросоцких ("Тверская, 13", 13-19 марта 1997 г.)

 

"Наша классная руководительница тоже сначала очень конфузилась, когда услышала, как свободно нас научили говорить о сексе. Но

игра нас раскрепостила. В совместной игре мы друг друга узнали, привыкли и уже особенно не стеснялись. Ролевые игры проводили".

 

В заключение Алла Добросоцкая пишет, что "александровские педагоги, лишенные правдивой информации в том числе о том, чем

закончились такого рода мероприятия на Западе, а главное - статистических данных, невольно становятся послушными марионетками"

 

Надо заметить, что реакция общественности и специалистов на этот проект была достаточно эффективной. Мнение было

единодушным: этот проект и программы не учитывают особенностей и культуры России, могут вызвать тяжелые последствия,

противоречат ряду положений Конвенции о правах ребенка (например, статье 17 - "Государства-участники поощряют разработку

надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию"), навязывают школьникам

установки, провоцирующие сексуальную распущенность.

 

Образовательная информация никогда не бывает нейтральной. По сути, школьник еще не в состоянии разобраться, что хорошо, а что

плохо Чаще всего его интересует все необычное или развлекательное. На это рассчитаны многочисленные кинофильмы и

развлекательные передачи, заполненные драками, насилием, эротикой, сексом, ужасами, болезненной фантастикой и мистикой.

 

Совершенно очевидно, что огромное влияние на восприятие информации имеет заложенная автором данной информации концепция.

В рассматриваемом примере концепция полового воспитания предполагала редукцию последнего к получению информации о сексе и

половой гигиене. В тоже время современные гуманитарные исследования показывают, что половое воспитание предполагает прежде

всего развитие личности и культурного поведения человека, формирование представлений о любви и только внутри этого контекста

как подчиненный момент знакомство с феноменами секса и интимной гигиены.

 

Таким образом, можно говорить о трех основных планах информационного воздействия: один задается отдельными учебными и

образовательными предметами и программами; другой план определяется общей структурой образования, в рамках которого все

основные потоки образовательной информации должны быть координированы; третий план, формируется СМИ, а также другими

внешкольными информационными влияниями (в рамках семьи, улицы, клубной жизни и т.п.). Сегодня все эти три плана не

скоординированы и наряду с положительными образовательными воздействиями создают условия для разнообразных деструкций,

отрицательно влияющих на сознание и личность школьника.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. Вероятно при РАО должна быть создана координирующая группа, одна из целей которой должна состоять в разработке единой

информационной образовательной политики, a также координации информационных усилий разных образовательных инстанций.

 

2. Важно соединить усилия в области информационной работы двух основных социальных институтов - государства и общества.

Например, координировать информационную работу, которую ведут РАО и подкомитет Государственной Думы РФ, с различными

общественными образовательными организациями и прессой.

 

3. В современной ситуации, когда образовательные учреждения получили беспрецедентную свободу и определенную независимость

от государства, необходимо предусмотреть лицензирование новых программ, содержащих образовательную информацию.

 

4. Необходимо предусмотреть участие представителей государственных и общественных образовательных институтов в работе СМИ,

например, в качестве членов советов, определяющих формирование программ и передач.

 

5. В рамках образовательных программ должны быть предусмотрены темы или отдельные образовательные приемы, направленные на

формирование у учащегося адекватного восприятия и понимания современной сложной информации.

 

 

Если раньше (40-50 годы) на подрастающее поколение влияли главным образом книги и радио, отчасти кино, а также сами педагоги,

то в настоящее время к этому добавились такие мощные средства информационного влияния как кино, телевидение, аудиовизуальные

средства и, в частности, разнообразная проигрывающая техника (магнитофоны, плееры, видеомагнитофоны и т.п.). Важны и другие

отличия - широкая доступность этих средств, множественность программ, свобода их выбора, отсутствия контроля за их

использованием. На очереди Интернет и в некоторой перспективе - техника виртуальных реальностей, обещающая поистине

фантастические перспективы визуальных воздействий.

 

Следует отметить и такой момент как предельное разнообразие программ и сюжетов, многие из которых не выдерживают критики в

этическом отношении. Сегодня и школьнику и юноше доступны книги и фильмы, в которых изображается или даже пропагандируется

насилие, садизм, секс.

 

На экране телевидения мы и наши дети в настоящее время можем получить вполне доброжелательную информацию относительно

магии, колдовства, мистики или каких-нибудь необычных религий и эзотерических учений. Потоки пошлости, дезинформации и

дурного вкуса демонстрирует не только реклама, но и многие развлекательные программы.

 

К сожалению, и сама сфера образования не отстает здесь от СМИ. Чтобы убедиться в этом и понять, какие здесь возникают проблемы,

рассмотрим один характерный пример - пропаганду и программы полового воспитания.

 

Проект "Половое воспитание российских школьников" реализуется Министерством общего и профессионального образования РФ,

Министерством здравоохранения РФ, Московским государственным педагогическим университетом, Институтом социологии РАН и

голландской неправительственной организацией - Институтом содействия здоровью и профилактике заболеваний

 

Выступая на подкомитете по образованию Думы (21.03.1997), научный руководитель этого проекта Б. Ю. Шапиро специально

подчеркнул информационное назначение всего проекта. В частности он сказал: "Но я бы хотел зафиксироваться не на содержании

предоставляемых материалов, а на том, что краеугольным камнем этой программы будет предоставление детям и родителям

информации. А вот что дети и родители будут с этой информацией делать это их личное дело". В ответ на это разъяснение Б.С.

Драпкин - детский психиатр, возразил, сказав, что "не следует путать половое воспитание с тем, что предлагается в программах

Министерства образования РФ. То, что имеет сейчас место, - это сексуальное совращение". "Я, - продолжал Б.Драпкин, - слушал Б.Ю.

Шапиро не в первый раз. Раньше он заявлял: "Мы внушим, мы заставим". А сегодня: наше дело дать информацию, а дальше как хотят".

 

Сразу же нужно заметить, что информация за редким исключением не может быть нейтральной, тем более касающаяся полового

воспитания.

 

Показательны результаты эксперимента, проведенного в г. Александрове, где проходил российско-американский семинар "Подростки

обучают подростков". Вот часть беседы одной из александровских школьниц с автором статьи, посвященной семинару, Аллой

Добросоцких ("Тверская, 13", 13-19 марта 1997 г.)

 

"Наша классная руководительница тоже сначала очень конфузилась, когда услышала, как свободно нас научили говорить о сексе. Но

игра нас раскрепостила. В совместной игре мы друг друга узнали, привыкли и уже особенно не стеснялись. Ролевые игры проводили".

 

В заключение Алла Добросоцкая пишет, что "александровские педагоги, лишенные правдивой информации в том числе о том, чем

закончились такого рода мероприятия на Западе, а главное - статистических данных, невольно становятся послушными марионетками"

 

Надо заметить, что реакция общественности и специалистов на этот проект была достаточно эффективной. Мнение было

единодушным: этот проект и программы не учитывают особенностей и культуры России, могут вызвать тяжелые последствия,

противоречат ряду положений Конвенции о правах ребенка (например, статье 17 - "Государства-участники поощряют разработку

надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию"), навязывают школьникам

установки, провоцирующие сексуальную распущенность.

 

Образовательная информация никогда не бывает нейтральной. По сути, школьник еще не в состоянии разобраться, что хорошо, а что

плохо Чаще всего его интересует все необычное или развлекательное. На это рассчитаны многочисленные кинофильмы и

развлекательные передачи, заполненные драками, насилием, эротикой, сексом, ужасами, болезненной фантастикой и мистикой.

 

Совершенно очевидно, что огромное влияние на восприятие информации имеет заложенная автором данной информации концепция.

В рассматриваемом примере концепция полового воспитания предполагала редукцию последнего к получению информации о сексе и

половой гигиене. В тоже время современные гуманитарные исследования показывают, что половое воспитание предполагает прежде

всего развитие личности и культурного поведения человека, формирование представлений о любви и только внутри этого контекста

как подчиненный момент знакомство с феноменами секса и интимной гигиены.

 

Таким образом, можно говорить о трех основных планах информационного воздействия: один задается отдельными учебными и

образовательными предметами и программами; другой план определяется общей структурой образования, в рамках которого все

основные потоки образовательной информации должны быть координированы; третий план, формируется СМИ, а также другими

внешкольными информационными влияниями (в рамках семьи, улицы, клубной жизни и т.п.). Сегодня все эти три плана не

скоординированы и наряду с положительными образовательными воздействиями создают условия для разнообразных деструкций,

отрицательно влияющих на сознание и личность школьника.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. Вероятно при РАО должна быть создана координирующая группа, одна из целей которой должна состоять в разработке единой

информационной образовательной политики, a также координации информационных усилий разных образовательных инстанций.

 

2. Важно соединить усилия в области информационной работы двух основных социальных институтов - государства и общества.

Например, координировать информационную работу, которую ведут РАО и подкомитет Государственной Думы РФ, с различными

общественными образовательными организациями и прессой.

 

3. В современной ситуации, когда образовательные учреждения получили беспрецедентную свободу и определенную независимость

от государства, необходимо предусмотреть лицензирование новых программ, содержащих образовательную информацию.

 

4. Необходимо предусмотреть участие представителей государственных и общественных образовательных институтов в работе СМИ,

например, в качестве членов советов, определяющих формирование программ и передач.

 

5. В рамках образовательных программ должны быть предусмотрены темы или отдельные образовательные приемы, направленные на

формирование у учащегося адекватного восприятия и понимания современной сложной информации.