2.2. Каналы и содержание информационных воздействий
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Если раньше (40-50 годы) на подрастающее поколение влияли главным образом книги и радио, отчасти кино, а также сами педагоги,
то в настоящее время к этому добавились такие мощные средства информационного влияния как кино, телевидение, аудиовизуальные
средства и, в частности, разнообразная проигрывающая техника (магнитофоны, плееры, видеомагнитофоны и т.п.). Важны и другие
отличия - широкая доступность этих средств, множественность программ, свобода их выбора, отсутствия контроля за их
использованием. На очереди Интернет и в некоторой перспективе - техника виртуальных реальностей, обещающая поистине
фантастические перспективы визуальных воздействий.
Следует отметить и такой момент как предельное разнообразие программ и сюжетов, многие из которых не выдерживают критики в
этическом отношении. Сегодня и школьнику и юноше доступны книги и фильмы, в которых изображается или даже пропагандируется
насилие, садизм, секс.
На экране телевидения мы и наши дети в настоящее время можем получить вполне доброжелательную информацию относительно
магии, колдовства, мистики или каких-нибудь необычных религий и эзотерических учений. Потоки пошлости, дезинформации и
дурного вкуса демонстрирует не только реклама, но и многие развлекательные программы.
К сожалению, и сама сфера образования не отстает здесь от СМИ. Чтобы убедиться в этом и понять, какие здесь возникают проблемы,
рассмотрим один характерный пример - пропаганду и программы полового воспитания.
Проект "Половое воспитание российских школьников" реализуется Министерством общего и профессионального образования РФ,
Министерством здравоохранения РФ, Московским государственным педагогическим университетом, Институтом социологии РАН и
голландской неправительственной организацией - Институтом содействия здоровью и профилактике заболеваний
Выступая на подкомитете по образованию Думы (21.03.1997), научный руководитель этого проекта Б. Ю. Шапиро специально
подчеркнул информационное назначение всего проекта. В частности он сказал: "Но я бы хотел зафиксироваться не на содержании
предоставляемых материалов, а на том, что краеугольным камнем этой программы будет предоставление детям и родителям
информации. А вот что дети и родители будут с этой информацией делать это их личное дело". В ответ на это разъяснение Б.С.
Драпкин - детский психиатр, возразил, сказав, что "не следует путать половое воспитание с тем, что предлагается в программах
Министерства образования РФ. То, что имеет сейчас место, - это сексуальное совращение". "Я, - продолжал Б.Драпкин, - слушал Б.Ю.
Шапиро не в первый раз. Раньше он заявлял: "Мы внушим, мы заставим". А сегодня: наше дело дать информацию, а дальше как хотят".
Сразу же нужно заметить, что информация за редким исключением не может быть нейтральной, тем более касающаяся полового
воспитания.
Показательны результаты эксперимента, проведенного в г. Александрове, где проходил российско-американский семинар "Подростки
обучают подростков". Вот часть беседы одной из александровских школьниц с автором статьи, посвященной семинару, Аллой
Добросоцких ("Тверская, 13", 13-19 марта 1997 г.)
"Наша классная руководительница тоже сначала очень конфузилась, когда услышала, как свободно нас научили говорить о сексе. Но
игра нас раскрепостила. В совместной игре мы друг друга узнали, привыкли и уже особенно не стеснялись. Ролевые игры проводили".
В заключение Алла Добросоцкая пишет, что "александровские педагоги, лишенные правдивой информации в том числе о том, чем
закончились такого рода мероприятия на Западе, а главное - статистических данных, невольно становятся послушными марионетками"
Надо заметить, что реакция общественности и специалистов на этот проект была достаточно эффективной. Мнение было
единодушным: этот проект и программы не учитывают особенностей и культуры России, могут вызвать тяжелые последствия,
противоречат ряду положений Конвенции о правах ребенка (например, статье 17 - "Государства-участники поощряют разработку
надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию"), навязывают школьникам
установки, провоцирующие сексуальную распущенность.
Образовательная информация никогда не бывает нейтральной. По сути, школьник еще не в состоянии разобраться, что хорошо, а что
плохо Чаще всего его интересует все необычное или развлекательное. На это рассчитаны многочисленные кинофильмы и
развлекательные передачи, заполненные драками, насилием, эротикой, сексом, ужасами, болезненной фантастикой и мистикой.
Совершенно очевидно, что огромное влияние на восприятие информации имеет заложенная автором данной информации концепция.
В рассматриваемом примере концепция полового воспитания предполагала редукцию последнего к получению информации о сексе и
половой гигиене. В тоже время современные гуманитарные исследования показывают, что половое воспитание предполагает прежде
всего развитие личности и культурного поведения человека, формирование представлений о любви и только внутри этого контекста
как подчиненный момент знакомство с феноменами секса и интимной гигиены.
Таким образом, можно говорить о трех основных планах информационного воздействия: один задается отдельными учебными и
образовательными предметами и программами; другой план определяется общей структурой образования, в рамках которого все
основные потоки образовательной информации должны быть координированы; третий план, формируется СМИ, а также другими
внешкольными информационными влияниями (в рамках семьи, улицы, клубной жизни и т.п.). Сегодня все эти три плана не
скоординированы и наряду с положительными образовательными воздействиями создают условия для разнообразных деструкций,
отрицательно влияющих на сознание и личность школьника.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Вероятно при РАО должна быть создана координирующая группа, одна из целей которой должна состоять в разработке единой
информационной образовательной политики, a также координации информационных усилий разных образовательных инстанций.
2. Важно соединить усилия в области информационной работы двух основных социальных институтов - государства и общества.
Например, координировать информационную работу, которую ведут РАО и подкомитет Государственной Думы РФ, с различными
общественными образовательными организациями и прессой.
3. В современной ситуации, когда образовательные учреждения получили беспрецедентную свободу и определенную независимость
от государства, необходимо предусмотреть лицензирование новых программ, содержащих образовательную информацию.
4. Необходимо предусмотреть участие представителей государственных и общественных образовательных институтов в работе СМИ,
например, в качестве членов советов, определяющих формирование программ и передач.
5. В рамках образовательных программ должны быть предусмотрены темы или отдельные образовательные приемы, направленные на
формирование у учащегося адекватного восприятия и понимания современной сложной информации.
Если раньше (40-50 годы) на подрастающее поколение влияли главным образом книги и радио, отчасти кино, а также сами педагоги,
то в настоящее время к этому добавились такие мощные средства информационного влияния как кино, телевидение, аудиовизуальные
средства и, в частности, разнообразная проигрывающая техника (магнитофоны, плееры, видеомагнитофоны и т.п.). Важны и другие
отличия - широкая доступность этих средств, множественность программ, свобода их выбора, отсутствия контроля за их
использованием. На очереди Интернет и в некоторой перспективе - техника виртуальных реальностей, обещающая поистине
фантастические перспективы визуальных воздействий.
Следует отметить и такой момент как предельное разнообразие программ и сюжетов, многие из которых не выдерживают критики в
этическом отношении. Сегодня и школьнику и юноше доступны книги и фильмы, в которых изображается или даже пропагандируется
насилие, садизм, секс.
На экране телевидения мы и наши дети в настоящее время можем получить вполне доброжелательную информацию относительно
магии, колдовства, мистики или каких-нибудь необычных религий и эзотерических учений. Потоки пошлости, дезинформации и
дурного вкуса демонстрирует не только реклама, но и многие развлекательные программы.
К сожалению, и сама сфера образования не отстает здесь от СМИ. Чтобы убедиться в этом и понять, какие здесь возникают проблемы,
рассмотрим один характерный пример - пропаганду и программы полового воспитания.
Проект "Половое воспитание российских школьников" реализуется Министерством общего и профессионального образования РФ,
Министерством здравоохранения РФ, Московским государственным педагогическим университетом, Институтом социологии РАН и
голландской неправительственной организацией - Институтом содействия здоровью и профилактике заболеваний
Выступая на подкомитете по образованию Думы (21.03.1997), научный руководитель этого проекта Б. Ю. Шапиро специально
подчеркнул информационное назначение всего проекта. В частности он сказал: "Но я бы хотел зафиксироваться не на содержании
предоставляемых материалов, а на том, что краеугольным камнем этой программы будет предоставление детям и родителям
информации. А вот что дети и родители будут с этой информацией делать это их личное дело". В ответ на это разъяснение Б.С.
Драпкин - детский психиатр, возразил, сказав, что "не следует путать половое воспитание с тем, что предлагается в программах
Министерства образования РФ. То, что имеет сейчас место, - это сексуальное совращение". "Я, - продолжал Б.Драпкин, - слушал Б.Ю.
Шапиро не в первый раз. Раньше он заявлял: "Мы внушим, мы заставим". А сегодня: наше дело дать информацию, а дальше как хотят".
Сразу же нужно заметить, что информация за редким исключением не может быть нейтральной, тем более касающаяся полового
воспитания.
Показательны результаты эксперимента, проведенного в г. Александрове, где проходил российско-американский семинар "Подростки
обучают подростков". Вот часть беседы одной из александровских школьниц с автором статьи, посвященной семинару, Аллой
Добросоцких ("Тверская, 13", 13-19 марта 1997 г.)
"Наша классная руководительница тоже сначала очень конфузилась, когда услышала, как свободно нас научили говорить о сексе. Но
игра нас раскрепостила. В совместной игре мы друг друга узнали, привыкли и уже особенно не стеснялись. Ролевые игры проводили".
В заключение Алла Добросоцкая пишет, что "александровские педагоги, лишенные правдивой информации в том числе о том, чем
закончились такого рода мероприятия на Западе, а главное - статистических данных, невольно становятся послушными марионетками"
Надо заметить, что реакция общественности и специалистов на этот проект была достаточно эффективной. Мнение было
единодушным: этот проект и программы не учитывают особенностей и культуры России, могут вызвать тяжелые последствия,
противоречат ряду положений Конвенции о правах ребенка (например, статье 17 - "Государства-участники поощряют разработку
надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию"), навязывают школьникам
установки, провоцирующие сексуальную распущенность.
Образовательная информация никогда не бывает нейтральной. По сути, школьник еще не в состоянии разобраться, что хорошо, а что
плохо Чаще всего его интересует все необычное или развлекательное. На это рассчитаны многочисленные кинофильмы и
развлекательные передачи, заполненные драками, насилием, эротикой, сексом, ужасами, болезненной фантастикой и мистикой.
Совершенно очевидно, что огромное влияние на восприятие информации имеет заложенная автором данной информации концепция.
В рассматриваемом примере концепция полового воспитания предполагала редукцию последнего к получению информации о сексе и
половой гигиене. В тоже время современные гуманитарные исследования показывают, что половое воспитание предполагает прежде
всего развитие личности и культурного поведения человека, формирование представлений о любви и только внутри этого контекста
как подчиненный момент знакомство с феноменами секса и интимной гигиены.
Таким образом, можно говорить о трех основных планах информационного воздействия: один задается отдельными учебными и
образовательными предметами и программами; другой план определяется общей структурой образования, в рамках которого все
основные потоки образовательной информации должны быть координированы; третий план, формируется СМИ, а также другими
внешкольными информационными влияниями (в рамках семьи, улицы, клубной жизни и т.п.). Сегодня все эти три плана не
скоординированы и наряду с положительными образовательными воздействиями создают условия для разнообразных деструкций,
отрицательно влияющих на сознание и личность школьника.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Вероятно при РАО должна быть создана координирующая группа, одна из целей которой должна состоять в разработке единой
информационной образовательной политики, a также координации информационных усилий разных образовательных инстанций.
2. Важно соединить усилия в области информационной работы двух основных социальных институтов - государства и общества.
Например, координировать информационную работу, которую ведут РАО и подкомитет Государственной Думы РФ, с различными
общественными образовательными организациями и прессой.
3. В современной ситуации, когда образовательные учреждения получили беспрецедентную свободу и определенную независимость
от государства, необходимо предусмотреть лицензирование новых программ, содержащих образовательную информацию.
4. Необходимо предусмотреть участие представителей государственных и общественных образовательных институтов в работе СМИ,
например, в качестве членов советов, определяющих формирование программ и передач.
5. В рамках образовательных программ должны быть предусмотрены темы или отдельные образовательные приемы, направленные на
формирование у учащегося адекватного восприятия и понимания современной сложной информации.