9.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Методика агитационно-массовой работы (учебный план курса «Методика агитационно-массовой работы для университетов марксизма-ленинизма и факультетов общественных профессий высших учебных заведений») – Уфа, 1985.

Оказание научно-методической помощи в организации работы по эксплуатации ИАС ИР в производственном коллективе. Отчет, 8 п.л. (депонировано)

Пути совершенствования экономического образования в школах коммунистического труда. Отчет, 10 п.л. (депонировано)

Обратная связь в системе политической и экономической учебы трудящихся. – Уфа, 1987, коллектив авторов.

Обратная связь в агитационно-массовой работе трудового коллектива. (Материал в помощь лекторам и пропагандистам) – Уфа, 1986, коллектив авторов.

Обратная связь в идейно-воспитательной работе трудового коллектива. (Материал в помощь лекторам и пропагандистам). – Уфа, 1987, коллектив авторов.

Обратная связь в идейно-воспитательной работе комсомольской организации трудового коллектива. - Уфа., 1987.

Обратная связь в идейно-воспитательной работе профсоюзной организации  среди молодежи трудового коллектива. – Уфа, 1987, коллектив авторов.

С использованием социологического материала на основе проведенных исследований были проведены научные, научно-методические, научно-практические конференции различных уровней, от городских до всесоюзных. Например «XXVI съезд КПСС  и пути повышения роли общественного мнения в воспитательной работе в трудовых коллективах», «Пути повышения эффективности нравственного воспитания в трудовых коллективах в свете решений XXVI съезда КПСС и постановления июньского (1983) Пленума ЦК КПСС», всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы внедрения результатов научных исследований в практику идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах в свете решений XXVI съезда партии и июньского (1983)  Пленума ЦК КПСС». В работе конференции участвовало более 500 человек из 27 городов страны. Конференция прошла на высоком научно-методическом и организационном уровне и получила положительную оценку научного сообщества. Состоялась Всесоюзная конференция по теме «Проблема определения эффективности преподавания общественных наук».

Проводились конференции в Уфе, Салавате, Туймазы, Кумертау и других городах республики. Так в г. Салавате республиканская научно-практическая конференция «Пути усиления роли идейно-воспитательной работы в активизации человеческого фактора в производственных коллективах» и многие другие.

Весьма существенными были показатели кафедры при использовании хоздоговорных научно-исследовательских работ для подготовки научных кадров. Многие преподаватели кафедры прошли в свое время этап работы  в социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации. На материалах социологических исследований или с их частичным использованием защитили кандидатские диссертации преподаватели общественных кафедр БГПИ и других вузов республики Ибрагимова М.Р., Адигамов И.А., Иксанова Ф.А., Сафиуллина (Кадикова) Р.Ш., Латыпова Ф.Б., Галиев Г.Т., Гареев Э.С., Болтушкин А.В., Каримова З.З. Егорышев С.В     Бенин В.Л., Десяткина М.В. и другие. Многие начинали свой путь  в стенах лаборатории, поступая затем в аспирантуры других научных подразделений  и высших учебных заведений, например в ИСИ АН СССР (Рахимов Р.А., Червяков В.), БФАН СССР (Хамадеева Р.Х., Файнштейн А.И.), МГПИ им. Ленина (Сафиуллина Р.Ш.), ЛГУ им. Жданова (Иксанова Ф.А), Казанский государственный университет (Садриева Ф.Н.), Уфимский авиационный институт (Адигамов И.А.), Башкирский государственный университет (Масягутова А.К., Десяткина М.В.), Институт Философии АН СССР (Петрук Т.В.)  и другие.

Необходимо подробнее остановиться и на результатах проводившейся, кроме хозрасчетной, госбюджетной научно-исследовательской работе.  Как уже отмечалось ранее, госбюджетная тема связана с теорией, методологией и методикой определения эффективности преподавания общественных наук.

Госбюджетная научно-исследовательская работа в содержательном плане заключалась, во-первых, в разработке теоретических и методологических проблем определения эффективности преподавания общественных наук, во-вторых,  в разработке методики и инструментария подобных исследований, в-третьих, в проведении конкретных исследований эффективности преподавания общественных наук в ВУЗе.

Результаты этой работы были подведены в изданном межвузовском сборнике научных трудов «Проблемы определения эффективности преподавания общественных наук в высшей школе», обобщены в публикациях научных статей, тезисов докладов членов кафедры и сотрудников лаборатории, разработанном и запущенном в научный оборот социологическом инструментарии для изучения эффективности преподавания научного коммунизма, в ряде защищенных диссертаций по этой проблематике, например, Ибрагимовой М.Р. «Методологические проблемы определения эффективности преподавания общественных наук», Садриевой Ф.Н. «Критерии и условия эффективности преподавания общественных наук в высшей школе», в проведенной Всесоюзной научно-методической конференции.

После перехода в 1988 году профессора Гилязитдинова Дж.М. в БГУ, кафедру возглавил кандидат философских наук, доцент Адигамов И.А. его ученик, единомышленник, последователь, который осуществлял и научное руководство исследовательской работы  кафедры и лаборатории. Впоследствии заложенные творческие традиции работы кафедры развили (после перехода Адигамова И.А. в аппарат администрации президента РБ) заведующие кафедрой доцент Шайхисламов Р.Б. (с 1995 года до перехода на должность СНС для работы над докторской диссертацией) и доцент Антошкин В.Н. В этот же период кафедра была усилена рядом опытных и высокопрофессиональных специалистов, ее пополнили Садриев М.М., Шайхисламов Р.Б., защитившиеся молодые ученые Масягутова А.К., Антошкин В.Н. научные интересы которых не могли не найти воплощение в проблематике научно-исследовательской работы кафедры.

На фоне общих перестроечных процессов, происходивших  в обществе, особенно актуальным стала и проблема перестройки научно-исследовательской работы в области общественных наук, необходимость которой отмечалась на всех уровнях. Так, например коллегия Министерства высшего и среднего специального образования СССР отметила в решении, разосланном высшим учебным заведениям страны, что недостаточные усилия  предпринимаются по повышению практической значимости проводимых научных разработок, расширению объемов исследований, выполняемых обществоведами по хозяйственным договорам по заказам партийных, советских, хозяйственных органов. Такое положение в значительной мере обусловлено слабостью развития прикладных социальных исследований.

В плане такой постановки вопроса, как нельзя лучше соответствовали исследования и вся направленность деятельности кафедры и лаборатории.

Продолжались исследования по госбюджетной теме «Факторы эффективности преподавания общественных наук». Ежегодно проводились полевые исследования, создавались новые документы, например, по исследованию эффективности самостоятельной работы студентов. Материалы этих исследований были обработаны на ЭВМ и результаты получены в виде таблиц. Преподаватели   кафедры, анализируя полученные данные, постоянно использовали их в публикациях, при проведении занятий со студентами, чтении спецкурсов и т.д.

В хоздоговорных исследованиях также упор делался на практический аспект проводимых работ, повышение ее эффективности и внедрении результатов в практику, что неоднократно отмечалось, например, в постановлениях ученого совета Башгоспединститута по научно-исследовательской работе. Так, было отмечено, что наиболее значительные госбюджетные исследования по общественным наукам проводятся кафедрой научного коммунизма, а также  хоздоговорные работы, которые  ведутся с предприятиями Башкирии и имеют большое народно-хозяйственное значение, способствуют повышению эффективности общественного производства, ускорению социально-экономического развития. Научно-исследовательские работы проводились на ряде предприятий Башкирии. Так, в городе Стерлитамаке на п/о «Сода» проведено «Исследование состояния трудовой и производственной дисциплины в коллективе. Изучение текучести кадров на уровне рабочих и ИТР и разработка рекомендаций для кадров» - научный руководитель Адигамов И.А., в локомотивном депо этого же города осуществлена работа по изучению профессиональных качеств руководителей по теме «Проведение социологических и социально-психологических исследований высшего и среднего руководящего звена и рекомендации для повышения эффективности управленческой деятельности» - научный руководитель Антипов Л.А.

Материалы социологических исследований были использованы Башкирским Обкомом партии, горкомами партии г. Стерлитамака, Салавата, Октябрьского, Ишимбая, Белебея при принятии соответствующих постановлений. По итогам научных исследований кафедры и лаборатории приняты также решения парткомов производственных объединений и изданы приказы генеральных директоров этих объединений. Доценты Хайруллин Ф.Г., Адигамов И.А., Егорышев С.В. использовали данные социологических исследований при обучении идеологических кадров, публичных лекциях на предприятиях и колхозах республики, был проведен семинар для актива объединения «Каустик», проведены научно-практические конференции.

В 90-е годы были проведены ряд исследований отличительной особенностью которых стала одна из первых попыток соединить методы социологического и социально-типологического (соционического) анализа. К таким работам можно отнести исследования по темам «Оптимизация управленческой структуры, менеджмент и маркетинг в условиях Стерлитамакского комбината молочных продуктов» (1993) - научный руководитель доцент Антошкин В.Н.; «Пути повышения эффективности труда специалистов Гафурийского района в рыночных условиях» (1994) – научные руководители профессор Садриев М.М и доцент Антошкин В.Н.; «Социоанализ управленческой команды администрации города Туймазы» (1995) – научные руководители профессор Садриев М.М. и доцент Антошкин В.Н.

Была начата работа по изучению общественного мнения на уровне городов, районов, предприятий. Под научным руководством доцента кафедры социологии и политологии Салиева Р.З. и других на Сибайском горно-обогатительном комбинате было проведено «Изучение общественного мнения и использование его для оптимизации социально-экономической деятельности предприятия».По заданию ССА АН СССР с начала 90-х проводились массовые опросы общественного мнения в республике, к проведению которых привлекались для сбора и обработки информации студенты старших курсов БГПИ.

Результаты научных исследований регулярно представлялись в СМ БССР и  ВС БССР (информация о политическом лидерстве в Башкирии, общественное мнение по проблемам рыночных отношений и т.д.). сотрудники и преподаватели вошли в территориальное подразделение ССА АН СССР – Башкирский центр социальных исследований созданный для координации научной деятельности социологов республики.

Направления исследований последнего десятилетия сосредоточились в основном на задачах изучения духовных процессов, изменения общественного сознания в республике, развитие народного образования, социальных проблем учительства, развития личности. Достаточно масштабным было исследование 1993 года по заказу Министерства образования РБ, охватившее 6 городов и 16 сельских районов республики по теме «Проблемы развития национальной культуры и интернационального воспитания школьников».

Работа ориентировалась на изучение путей и средств совершенствования интернационального воспитания школьников в условиях обновления всех сфер жизни общества на основе выявления уровня и результатов воспитательной работы в районах и школах Башкортостана, развитие интернациональной культуры.

В число наиболее важных исследовательских задач входили:

определение эффективности имеющихся средств и методов интернационального воспитания;

исследование степени практической реализации возможностей повышения уровня интернациональной и национальной культуры школьников;

выяснение условий формирования и определения уровня интернациональной культуры школьников, учителей и родителей, выявление их ценностных ориентаций и идеалов;

анализ главных детерминирующих факторов негативных форм поведенческой практики в сфере межнационального общения;

разработка рекомендаций о путях, методах, средствах совершенствования интернационального воспитания школьников.

Методика агитационно-массовой работы (учебный план курса «Методика агитационно-массовой работы для университетов марксизма-ленинизма и факультетов общественных профессий высших учебных заведений») – Уфа, 1985.

Оказание научно-методической помощи в организации работы по эксплуатации ИАС ИР в производственном коллективе. Отчет, 8 п.л. (депонировано)

Пути совершенствования экономического образования в школах коммунистического труда. Отчет, 10 п.л. (депонировано)

Обратная связь в системе политической и экономической учебы трудящихся. – Уфа, 1987, коллектив авторов.

Обратная связь в агитационно-массовой работе трудового коллектива. (Материал в помощь лекторам и пропагандистам) – Уфа, 1986, коллектив авторов.

Обратная связь в идейно-воспитательной работе трудового коллектива. (Материал в помощь лекторам и пропагандистам). – Уфа, 1987, коллектив авторов.

Обратная связь в идейно-воспитательной работе комсомольской организации трудового коллектива. - Уфа., 1987.

Обратная связь в идейно-воспитательной работе профсоюзной организации  среди молодежи трудового коллектива. – Уфа, 1987, коллектив авторов.

С использованием социологического материала на основе проведенных исследований были проведены научные, научно-методические, научно-практические конференции различных уровней, от городских до всесоюзных. Например «XXVI съезд КПСС  и пути повышения роли общественного мнения в воспитательной работе в трудовых коллективах», «Пути повышения эффективности нравственного воспитания в трудовых коллективах в свете решений XXVI съезда КПСС и постановления июньского (1983) Пленума ЦК КПСС», всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы внедрения результатов научных исследований в практику идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах в свете решений XXVI съезда партии и июньского (1983)  Пленума ЦК КПСС». В работе конференции участвовало более 500 человек из 27 городов страны. Конференция прошла на высоком научно-методическом и организационном уровне и получила положительную оценку научного сообщества. Состоялась Всесоюзная конференция по теме «Проблема определения эффективности преподавания общественных наук».

Проводились конференции в Уфе, Салавате, Туймазы, Кумертау и других городах республики. Так в г. Салавате республиканская научно-практическая конференция «Пути усиления роли идейно-воспитательной работы в активизации человеческого фактора в производственных коллективах» и многие другие.

Весьма существенными были показатели кафедры при использовании хоздоговорных научно-исследовательских работ для подготовки научных кадров. Многие преподаватели кафедры прошли в свое время этап работы  в социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации. На материалах социологических исследований или с их частичным использованием защитили кандидатские диссертации преподаватели общественных кафедр БГПИ и других вузов республики Ибрагимова М.Р., Адигамов И.А., Иксанова Ф.А., Сафиуллина (Кадикова) Р.Ш., Латыпова Ф.Б., Галиев Г.Т., Гареев Э.С., Болтушкин А.В., Каримова З.З. Егорышев С.В     Бенин В.Л., Десяткина М.В. и другие. Многие начинали свой путь  в стенах лаборатории, поступая затем в аспирантуры других научных подразделений  и высших учебных заведений, например в ИСИ АН СССР (Рахимов Р.А., Червяков В.), БФАН СССР (Хамадеева Р.Х., Файнштейн А.И.), МГПИ им. Ленина (Сафиуллина Р.Ш.), ЛГУ им. Жданова (Иксанова Ф.А), Казанский государственный университет (Садриева Ф.Н.), Уфимский авиационный институт (Адигамов И.А.), Башкирский государственный университет (Масягутова А.К., Десяткина М.В.), Институт Философии АН СССР (Петрук Т.В.)  и другие.

Необходимо подробнее остановиться и на результатах проводившейся, кроме хозрасчетной, госбюджетной научно-исследовательской работе.  Как уже отмечалось ранее, госбюджетная тема связана с теорией, методологией и методикой определения эффективности преподавания общественных наук.

Госбюджетная научно-исследовательская работа в содержательном плане заключалась, во-первых, в разработке теоретических и методологических проблем определения эффективности преподавания общественных наук, во-вторых,  в разработке методики и инструментария подобных исследований, в-третьих, в проведении конкретных исследований эффективности преподавания общественных наук в ВУЗе.

Результаты этой работы были подведены в изданном межвузовском сборнике научных трудов «Проблемы определения эффективности преподавания общественных наук в высшей школе», обобщены в публикациях научных статей, тезисов докладов членов кафедры и сотрудников лаборатории, разработанном и запущенном в научный оборот социологическом инструментарии для изучения эффективности преподавания научного коммунизма, в ряде защищенных диссертаций по этой проблематике, например, Ибрагимовой М.Р. «Методологические проблемы определения эффективности преподавания общественных наук», Садриевой Ф.Н. «Критерии и условия эффективности преподавания общественных наук в высшей школе», в проведенной Всесоюзной научно-методической конференции.

После перехода в 1988 году профессора Гилязитдинова Дж.М. в БГУ, кафедру возглавил кандидат философских наук, доцент Адигамов И.А. его ученик, единомышленник, последователь, который осуществлял и научное руководство исследовательской работы  кафедры и лаборатории. Впоследствии заложенные творческие традиции работы кафедры развили (после перехода Адигамова И.А. в аппарат администрации президента РБ) заведующие кафедрой доцент Шайхисламов Р.Б. (с 1995 года до перехода на должность СНС для работы над докторской диссертацией) и доцент Антошкин В.Н. В этот же период кафедра была усилена рядом опытных и высокопрофессиональных специалистов, ее пополнили Садриев М.М., Шайхисламов Р.Б., защитившиеся молодые ученые Масягутова А.К., Антошкин В.Н. научные интересы которых не могли не найти воплощение в проблематике научно-исследовательской работы кафедры.

На фоне общих перестроечных процессов, происходивших  в обществе, особенно актуальным стала и проблема перестройки научно-исследовательской работы в области общественных наук, необходимость которой отмечалась на всех уровнях. Так, например коллегия Министерства высшего и среднего специального образования СССР отметила в решении, разосланном высшим учебным заведениям страны, что недостаточные усилия  предпринимаются по повышению практической значимости проводимых научных разработок, расширению объемов исследований, выполняемых обществоведами по хозяйственным договорам по заказам партийных, советских, хозяйственных органов. Такое положение в значительной мере обусловлено слабостью развития прикладных социальных исследований.

В плане такой постановки вопроса, как нельзя лучше соответствовали исследования и вся направленность деятельности кафедры и лаборатории.

Продолжались исследования по госбюджетной теме «Факторы эффективности преподавания общественных наук». Ежегодно проводились полевые исследования, создавались новые документы, например, по исследованию эффективности самостоятельной работы студентов. Материалы этих исследований были обработаны на ЭВМ и результаты получены в виде таблиц. Преподаватели   кафедры, анализируя полученные данные, постоянно использовали их в публикациях, при проведении занятий со студентами, чтении спецкурсов и т.д.

В хоздоговорных исследованиях также упор делался на практический аспект проводимых работ, повышение ее эффективности и внедрении результатов в практику, что неоднократно отмечалось, например, в постановлениях ученого совета Башгоспединститута по научно-исследовательской работе. Так, было отмечено, что наиболее значительные госбюджетные исследования по общественным наукам проводятся кафедрой научного коммунизма, а также  хоздоговорные работы, которые  ведутся с предприятиями Башкирии и имеют большое народно-хозяйственное значение, способствуют повышению эффективности общественного производства, ускорению социально-экономического развития. Научно-исследовательские работы проводились на ряде предприятий Башкирии. Так, в городе Стерлитамаке на п/о «Сода» проведено «Исследование состояния трудовой и производственной дисциплины в коллективе. Изучение текучести кадров на уровне рабочих и ИТР и разработка рекомендаций для кадров» - научный руководитель Адигамов И.А., в локомотивном депо этого же города осуществлена работа по изучению профессиональных качеств руководителей по теме «Проведение социологических и социально-психологических исследований высшего и среднего руководящего звена и рекомендации для повышения эффективности управленческой деятельности» - научный руководитель Антипов Л.А.

Материалы социологических исследований были использованы Башкирским Обкомом партии, горкомами партии г. Стерлитамака, Салавата, Октябрьского, Ишимбая, Белебея при принятии соответствующих постановлений. По итогам научных исследований кафедры и лаборатории приняты также решения парткомов производственных объединений и изданы приказы генеральных директоров этих объединений. Доценты Хайруллин Ф.Г., Адигамов И.А., Егорышев С.В. использовали данные социологических исследований при обучении идеологических кадров, публичных лекциях на предприятиях и колхозах республики, был проведен семинар для актива объединения «Каустик», проведены научно-практические конференции.

В 90-е годы были проведены ряд исследований отличительной особенностью которых стала одна из первых попыток соединить методы социологического и социально-типологического (соционического) анализа. К таким работам можно отнести исследования по темам «Оптимизация управленческой структуры, менеджмент и маркетинг в условиях Стерлитамакского комбината молочных продуктов» (1993) - научный руководитель доцент Антошкин В.Н.; «Пути повышения эффективности труда специалистов Гафурийского района в рыночных условиях» (1994) – научные руководители профессор Садриев М.М и доцент Антошкин В.Н.; «Социоанализ управленческой команды администрации города Туймазы» (1995) – научные руководители профессор Садриев М.М. и доцент Антошкин В.Н.

Была начата работа по изучению общественного мнения на уровне городов, районов, предприятий. Под научным руководством доцента кафедры социологии и политологии Салиева Р.З. и других на Сибайском горно-обогатительном комбинате было проведено «Изучение общественного мнения и использование его для оптимизации социально-экономической деятельности предприятия».По заданию ССА АН СССР с начала 90-х проводились массовые опросы общественного мнения в республике, к проведению которых привлекались для сбора и обработки информации студенты старших курсов БГПИ.

Результаты научных исследований регулярно представлялись в СМ БССР и  ВС БССР (информация о политическом лидерстве в Башкирии, общественное мнение по проблемам рыночных отношений и т.д.). сотрудники и преподаватели вошли в территориальное подразделение ССА АН СССР – Башкирский центр социальных исследований созданный для координации научной деятельности социологов республики.

Направления исследований последнего десятилетия сосредоточились в основном на задачах изучения духовных процессов, изменения общественного сознания в республике, развитие народного образования, социальных проблем учительства, развития личности. Достаточно масштабным было исследование 1993 года по заказу Министерства образования РБ, охватившее 6 городов и 16 сельских районов республики по теме «Проблемы развития национальной культуры и интернационального воспитания школьников».

Работа ориентировалась на изучение путей и средств совершенствования интернационального воспитания школьников в условиях обновления всех сфер жизни общества на основе выявления уровня и результатов воспитательной работы в районах и школах Башкортостана, развитие интернациональной культуры.

В число наиболее важных исследовательских задач входили:

определение эффективности имеющихся средств и методов интернационального воспитания;

исследование степени практической реализации возможностей повышения уровня интернациональной и национальной культуры школьников;

выяснение условий формирования и определения уровня интернациональной культуры школьников, учителей и родителей, выявление их ценностных ориентаций и идеалов;

анализ главных детерминирующих факторов негативных форм поведенческой практики в сфере межнационального общения;

разработка рекомендаций о путях, методах, средствах совершенствования интернационального воспитания школьников.