8.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Участие Махмутова М.М. во внедрении результатов научных исследований в практику  партийной и комсомольской работы выразилось в подготовке совместно с коллегами  справок для отделений пропаганды и агитации ЦК КПСС, Башкирского обкома КПСС. А также он принимал участие в разработке материалов к проекту учебной программы по теоретической части общественно-политической практики. Махмутов М.М. занимался отдельными видами работ, связанных с внедрением результатов социологических исследований в практику воспитательной работы среди молодежи.

Сафиуллина (Кадикова) Р.Ш. – старший преподаватель кафедры научного коммунизма, кандидат философских наук, в настоящее время доцент кафедры философии, социологии и политологии БГПУ. В тот период она специализировалась в вопросах теории коммунистического воспитания, изучения эффективности средств идейно-воспитательной работы. По исследуемым проблемам ею было выявлено воздействие и взаимодействие экономического образования на другие направления воспитания в трудовых коллективах, показано влияние определенных факторов, способствующих повышению эффективности системы экономического образования, раскрыты особенности экономического образования как одного из средств идеологической работы. Сафиуллиной Р.Ш. были определены функции, критерии, показатели эффективности идейно-политического, нравственного воспитания, экономического образования.

Сафиуллина Р.Ш. в составе коллектива принимала участие в разработке методических основ определения различных видов идеологической работы. Ею сформулированы критерии эффективности воздействия экономической учебы на идейно-политическое воспитание трудящихся, выявлены пути повышения идейно-политической эффективности политической учебы. Она совместно с коллегами принимала участие в проведении социологических исследований различных видов и средств идеологической работы по заданию партийных комитетов и комитетов ВЛКСМ. Участвовала в подготовке и проведении научно-практических конференций, выступала на них с сообщениями. Принимала участие во всех видах работ по внедрению результатов научных исследований в практику.

Тырина Людмила Ивановна – младший научный сотрудник социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации.

Тырина Л.И. выступала как специалист по математическому обеспечению социологических исследований. Ею был внесен определенный вклад в исследование теоретических проблем, связанных с оптимизацией информационного обеспечения управления идейно-воспитательной работой в трудовых коллективах в условиях развертывания научно-технической революции. Тыриной Л.И. были внесены существенные предложения по рационализации и совершенствованию математического обеспечения обработки информации и первичного ее анализа.

Она участвовала в разработке методики сбора информации при проведении фундаментальных, оперативных и текущих социологических исследований, выявлении особенностей обработки социологической информации различными способами – на ЭВМ, СПМ и с помощью СММ.

Тырина Л.И. занималась составлением программы СЛЭПА для обработки социологической информации на машинах серии ЕС версии 4.1 и выше в режиме МГТ операционной системы ДОС  или ОС  ЕС.

Участие во внедрении результатов теоретических исследований Тыриной Л.И. выразилось в использовании их в процессе сбора, обработки и первичного анализа  социологической информации, в обучении группы социологов предприятий, где внедрялась ИАС ИР, в разработке и написании методик по определению эффективности идеологической работы. Тырина Л.И. участвовала в составлении документов социологических исследований, в их формализации и подготовке к машинной обработке, в проведении полевых исследований по проблемам нравственного воспитания, создания и совершенствования ИАС ИР.

Оценкой результатов научных исследований коллективов кафедры и лаборатории за период с создания их в стенах БГПИ в 1977 году по 1983 год явилось присуждение группе сотрудников премии Башкирского обкома ВЛКСМ по науке за 1983 год.

В последующем, до перехода профессора Гилязитдинова Дж.М. в БГУ в  1988 году вначале под его руководством, а затем Адигамова И.А, который сменил его в качестве заведующего кафедрой и научного руководителя, продолжались работы по исследуемым направлениям.

Социологические исследования кафедры и лаборатории проводились на промышленных предприятиях республики на хоздоговорной основе.

Все темы хоздоговорных работ являлись актуальными, как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Цели, задачи, программы социологических исследований на каждом промышленном предприятий определялись содержанием плана социально-экономического развития коллектива на соответствующий период.

Одна из проблем хоздоговорной тематики «Проблемы создания подсистемы идеологической работы комсомольской организации в информационно-анализирующей системе ИАС ИР и АСУ ИР» была включена в общесоюзный координационный план научных исследований АПН и ЦК ВЛКСМ. Комплексная госбюджетная тема кафедры: «Факторы эффективности преподавания общественных наук» была включена в координационный план НИР Минвуза СССР. Остальные темы осуществлялись по плану работы общественного совета социологических исследований Башкирского обкома КПСС.

Хоздоговорные работы велись на многих промышленных предприятиях г.г. Уфы (Уфимский ордена Ленина  нефтеперерабатывающий завод), Туймазы (завод химического машиностроения и геофизического оборудования, завод автобетоновозов), Салавата (оптико-механический завод , «Салаватнефтеоргсинтез», «Салаватнефтемаш», завод «Кардан»), Ишимбая (трест «Ишимбайжилстрой», чулочно-носочной фабрике), Октябрьска (п/о «Башнефтемашремонт»), Нефтекамска (завод «Башсельмаш») и др.

По результатам проведенных социологических исследований заказчиком были представлены отчеты и справки, в которых дан анализ состояния идеологической работ на предприятиях и в объединениях, намечены пути ее совершенствования. Внедрение рекомендаций дало значительный социальный  эффект, выражающийся в повышении эффективности управленческой деятельности на основе информационно- -анализирующих систем, в совершенствовании идейно-воспитательной работы в производственных коллективах, активизации человеческого фактора для решения экономических и социальных задач в трудовых коллективах, а также опосредованный экономический эффект.

Были подготовлены и переданы для внедрения в практику идейно-воспитательной работы ряд документов. Например, учебный план факультативного курса «Научные основы контрпропаганды и критики антикоммунизма». Уфа, 1984

Учебный план отделения политинформаторов факультета общественных профессий высшего учебного заведения. Уфа, 1984.;

Методика оперативного определения эффективности школ коммунистического труда. Уфа, 1984;

Примерные типовые документы для текущего определения эффективности школ коммунистического труда. Уфа, 1984;

Методические рекомендации по использованию примерных типовых документов для оперативного определения эффективности партийной учебы. Уфа, 1984;

Примерные типовые документы для оперативного определения эффективности партийной учебы. Уфа, 1984, и другие, более 21 документа.

По результатам исследований были изданы коллективные работы:

Учебный план спецкурса «Методика политического образования и воспитания» - Уфа, 1985.

Научные основы агитации (учебный план для университетов марксизма-ленинизма и факультетов общественных профессий высших учебных заведений) – Уфа, 1985.

Методика оперативного определения эффективности школ коммунистического труда – Уфа, 1985.

Участие Махмутова М.М. во внедрении результатов научных исследований в практику  партийной и комсомольской работы выразилось в подготовке совместно с коллегами  справок для отделений пропаганды и агитации ЦК КПСС, Башкирского обкома КПСС. А также он принимал участие в разработке материалов к проекту учебной программы по теоретической части общественно-политической практики. Махмутов М.М. занимался отдельными видами работ, связанных с внедрением результатов социологических исследований в практику воспитательной работы среди молодежи.

Сафиуллина (Кадикова) Р.Ш. – старший преподаватель кафедры научного коммунизма, кандидат философских наук, в настоящее время доцент кафедры философии, социологии и политологии БГПУ. В тот период она специализировалась в вопросах теории коммунистического воспитания, изучения эффективности средств идейно-воспитательной работы. По исследуемым проблемам ею было выявлено воздействие и взаимодействие экономического образования на другие направления воспитания в трудовых коллективах, показано влияние определенных факторов, способствующих повышению эффективности системы экономического образования, раскрыты особенности экономического образования как одного из средств идеологической работы. Сафиуллиной Р.Ш. были определены функции, критерии, показатели эффективности идейно-политического, нравственного воспитания, экономического образования.

Сафиуллина Р.Ш. в составе коллектива принимала участие в разработке методических основ определения различных видов идеологической работы. Ею сформулированы критерии эффективности воздействия экономической учебы на идейно-политическое воспитание трудящихся, выявлены пути повышения идейно-политической эффективности политической учебы. Она совместно с коллегами принимала участие в проведении социологических исследований различных видов и средств идеологической работы по заданию партийных комитетов и комитетов ВЛКСМ. Участвовала в подготовке и проведении научно-практических конференций, выступала на них с сообщениями. Принимала участие во всех видах работ по внедрению результатов научных исследований в практику.

Тырина Людмила Ивановна – младший научный сотрудник социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации.

Тырина Л.И. выступала как специалист по математическому обеспечению социологических исследований. Ею был внесен определенный вклад в исследование теоретических проблем, связанных с оптимизацией информационного обеспечения управления идейно-воспитательной работой в трудовых коллективах в условиях развертывания научно-технической революции. Тыриной Л.И. были внесены существенные предложения по рационализации и совершенствованию математического обеспечения обработки информации и первичного ее анализа.

Она участвовала в разработке методики сбора информации при проведении фундаментальных, оперативных и текущих социологических исследований, выявлении особенностей обработки социологической информации различными способами – на ЭВМ, СПМ и с помощью СММ.

Тырина Л.И. занималась составлением программы СЛЭПА для обработки социологической информации на машинах серии ЕС версии 4.1 и выше в режиме МГТ операционной системы ДОС  или ОС  ЕС.

Участие во внедрении результатов теоретических исследований Тыриной Л.И. выразилось в использовании их в процессе сбора, обработки и первичного анализа  социологической информации, в обучении группы социологов предприятий, где внедрялась ИАС ИР, в разработке и написании методик по определению эффективности идеологической работы. Тырина Л.И. участвовала в составлении документов социологических исследований, в их формализации и подготовке к машинной обработке, в проведении полевых исследований по проблемам нравственного воспитания, создания и совершенствования ИАС ИР.

Оценкой результатов научных исследований коллективов кафедры и лаборатории за период с создания их в стенах БГПИ в 1977 году по 1983 год явилось присуждение группе сотрудников премии Башкирского обкома ВЛКСМ по науке за 1983 год.

В последующем, до перехода профессора Гилязитдинова Дж.М. в БГУ в  1988 году вначале под его руководством, а затем Адигамова И.А, который сменил его в качестве заведующего кафедрой и научного руководителя, продолжались работы по исследуемым направлениям.

Социологические исследования кафедры и лаборатории проводились на промышленных предприятиях республики на хоздоговорной основе.

Все темы хоздоговорных работ являлись актуальными, как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Цели, задачи, программы социологических исследований на каждом промышленном предприятий определялись содержанием плана социально-экономического развития коллектива на соответствующий период.

Одна из проблем хоздоговорной тематики «Проблемы создания подсистемы идеологической работы комсомольской организации в информационно-анализирующей системе ИАС ИР и АСУ ИР» была включена в общесоюзный координационный план научных исследований АПН и ЦК ВЛКСМ. Комплексная госбюджетная тема кафедры: «Факторы эффективности преподавания общественных наук» была включена в координационный план НИР Минвуза СССР. Остальные темы осуществлялись по плану работы общественного совета социологических исследований Башкирского обкома КПСС.

Хоздоговорные работы велись на многих промышленных предприятиях г.г. Уфы (Уфимский ордена Ленина  нефтеперерабатывающий завод), Туймазы (завод химического машиностроения и геофизического оборудования, завод автобетоновозов), Салавата (оптико-механический завод , «Салаватнефтеоргсинтез», «Салаватнефтемаш», завод «Кардан»), Ишимбая (трест «Ишимбайжилстрой», чулочно-носочной фабрике), Октябрьска (п/о «Башнефтемашремонт»), Нефтекамска (завод «Башсельмаш») и др.

По результатам проведенных социологических исследований заказчиком были представлены отчеты и справки, в которых дан анализ состояния идеологической работ на предприятиях и в объединениях, намечены пути ее совершенствования. Внедрение рекомендаций дало значительный социальный  эффект, выражающийся в повышении эффективности управленческой деятельности на основе информационно- -анализирующих систем, в совершенствовании идейно-воспитательной работы в производственных коллективах, активизации человеческого фактора для решения экономических и социальных задач в трудовых коллективах, а также опосредованный экономический эффект.

Были подготовлены и переданы для внедрения в практику идейно-воспитательной работы ряд документов. Например, учебный план факультативного курса «Научные основы контрпропаганды и критики антикоммунизма». Уфа, 1984

Учебный план отделения политинформаторов факультета общественных профессий высшего учебного заведения. Уфа, 1984.;

Методика оперативного определения эффективности школ коммунистического труда. Уфа, 1984;

Примерные типовые документы для текущего определения эффективности школ коммунистического труда. Уфа, 1984;

Методические рекомендации по использованию примерных типовых документов для оперативного определения эффективности партийной учебы. Уфа, 1984;

Примерные типовые документы для оперативного определения эффективности партийной учебы. Уфа, 1984, и другие, более 21 документа.

По результатам исследований были изданы коллективные работы:

Учебный план спецкурса «Методика политического образования и воспитания» - Уфа, 1985.

Научные основы агитации (учебный план для университетов марксизма-ленинизма и факультетов общественных профессий высших учебных заведений) – Уфа, 1985.

Методика оперативного определения эффективности школ коммунистического труда – Уфа, 1985.