2.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Разработка программ и инструментариев социологического исследования осуществлялась неоднократно в творческом сотрудничестве с научными работниками кафедр социологической работы НИИ АОН при ЦК КПСС. Профессор Гилязитдинов Дж.М. принимал участие и возглавлял работу по написанию отчетов по итогам социологических исследований различных видов пропаганды и агитации для отдела пропаганды ЦК КПСС, отдела пропаганды и агитации Башкирского обкома КПСС, в работе горкомов и райкомов партии, справок, записок, и докладных, содержащих конкретные рекомендации, направленные на дальнейшее повышение эффективности политического и  экономического образования, агитации, политического информирования. 

В конце 70-х гг. под его руководством  были защищены первые кандидатские диссертации Дремина Л.И., Салиева Р.З. по актуальным проблемам эффективности пропаганды и агитации, с использованием материалов социологических исследований лаборатории.

Он принимал активное участие в разработке актуальной проблемы -  определение эффективности  различных направлений коммунистического воспитания, путей повышения роли пропаганды и агитации в идейно-политическом и нравственном воспитании трудящихся. Консультировал написание кандидатской диссертации Иксановой Ф.А. и Сафиуллиной (Кадиковой) Р.Ш. по этим проблемам.

Гилязитдинов Дж.М. активно участвовал в разработке проблемы «Теория, методология и методика определения эффективности политического и экономического образования молодежи». В разработке этих проблем он тесно сотрудничал с научными работниками ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Вклад его в исследование этих проблем заключался в разработке вопросов экономического и политического образования молодежи, в анализе особенностей молодежи как объекта пропаганды, в изучении эффективности деятельности пропагандистов, системы комсомольской политической учебы, в руководстве и личном участии в написании методики определения эффективности комсомольской политической учебы.

Участие во внедрении результатов исследования эффективности пропаганды и агитации в практику коммунистического воспитания молодежи выразилось в написании методики определения эффективности различных видов пропаганды и агитации, в издании учебных планов и программ для университетов марксизма-ленинизма, подготовке и проведении научно-практических конференций, в обучении идеологических и пропагандистских комсомольских кадров, в чтении курса «Методика партийной учебы» в университете марксизма-ленинизма и т.д. Принимал участие в написании ряда записок, содержащих рекомендации по повышению эффективности идейно-воспитательной работы среди молодежи, записок в отдел пропаганды ЦК ВЛКСМ в связи с подготовкой  к XVII и XVIII съездам ВЛКСМ.

Профессор Гилязитдинов Д.М. входил в число первых специалистов, положивших начало исследованию информационного обеспечения идеологической работы, оптимизации обратной связи, созданию  и эксплуатации информационно-анализирующих систем в идейно-воспитательной работе трудовых коллективов, в создании в ней подсистем воспитательной работы комсомольской организации. Приоритет в разработке этих проблем заключался в анализе теоретических, методологических и методических основ совершенствования обратной связи, создании и эксплуатации различных типов информационно-анализирующих систем с использованием в обработке и анализе информации средств малой механизации счетных работ, счетно-перфорационных машин и ЭВМ, в участии и разработке типовых документов и методических рекомендаций по их использованию, в руководстве процессом создания информационно-анализирующих систем на уровне промышленных предприятий городов Туймазы, Салавата и Белорецка, в руководстве и личном участии в подготовке, проведении и выработке рекомендаций республиканских научно-практических конференций по проблеме совершенствования информационного обеспечения идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах.

В числе некоторых других аспектов Гилязитдинов Д.М. проводил в этот период разработку актуальной проблемы определения эффективности управления идейно-воспитательной работой. Под его руководством, в соавторстве с Федоровой М.И., защитила кандидатскую диссертацию Багрянцева И.И. по вопросу эффективности управления политической учебы молодежи. Он консультировал также сотрудника кафедры и лаборатории Егорышева С.В., защитившего кандидатскую диссертацию об эффективности управления нравственным воспитанием в трудовом коллективе.

Гилязитдинов Дж.М. относится к числу первых в стране специалистов, начавших совместно с коллегами научную разработку проблем эффективности преподавания общественных наук в высшей школе. Вклад его  в исследование этой проблемы состоит в изучении теоретических, методологических и методических основ эффективности преподавания марксистко-ленинской теории в высшей школе и путей ее повышения, в выработке документов для определения эффективности преподавания научного коммунизма.  Под его руководством написана кандидатская диссертация Ибрагимовой М.Р. о проблемах реализации функций общественных наук в высшей школе развитого социализма. Результаты этого исследования доведены до практических рекомендаций, направленных на дальнейшее повышение эффективности воспитания студенческой молодежи. Это нашло свое выражение в изданных под его руководством с личным участием: учебной программы по теоретическим основам ОПП – «Основы организационной и воспитательной работы в трудовом коллективе», учебного плана курса «Научные основы контрпропаганды и критики антикоммунизма», учебных планов отделений пропагандистов и политинформаторов ФОПОв высших учебных заведений. В порядке внедрения результатов этих и других исследований для студентов читался спецкурс «Теория  и методика политико-воспитательной работы», лекции по теории и методике пропаганды для слушателей факультетов общественных профессий.

В целом комплекс исследований, проводившихся под руководством профессора Гилязитдинова Дж.М. в течение 10 лет (с 1973 г., в рамках БГПИ с 1977 г.), нашел воплощение в общей теме «Разработка проблем теории, методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах зрелого социалистического общества и внедрение результатов исследований в практику коммунистического воспитания молодежи», которая была выдвинута Башгоспединститутом на соискание премии Ленинского комсомола в области науки. Результаты проведенных исследований были отражены в 208 опубликованных работах, 6 методиках по определению эффективности различных видов пропаганды и агитации, 7 учебных планах и учебных программах, более 60 примерных типовых документах по определению эффективности политического и экономического образования, системы комсомольской политической учебы, агитации и политической информации, изучению эффективности преподавания общественных наук.

Разработка программ и инструментариев социологического исследования осуществлялась неоднократно в творческом сотрудничестве с научными работниками кафедр социологической работы НИИ АОН при ЦК КПСС. Профессор Гилязитдинов Дж.М. принимал участие и возглавлял работу по написанию отчетов по итогам социологических исследований различных видов пропаганды и агитации для отдела пропаганды ЦК КПСС, отдела пропаганды и агитации Башкирского обкома КПСС, в работе горкомов и райкомов партии, справок, записок, и докладных, содержащих конкретные рекомендации, направленные на дальнейшее повышение эффективности политического и  экономического образования, агитации, политического информирования. 

В конце 70-х гг. под его руководством  были защищены первые кандидатские диссертации Дремина Л.И., Салиева Р.З. по актуальным проблемам эффективности пропаганды и агитации, с использованием материалов социологических исследований лаборатории.

Он принимал активное участие в разработке актуальной проблемы -  определение эффективности  различных направлений коммунистического воспитания, путей повышения роли пропаганды и агитации в идейно-политическом и нравственном воспитании трудящихся. Консультировал написание кандидатской диссертации Иксановой Ф.А. и Сафиуллиной (Кадиковой) Р.Ш. по этим проблемам.

Гилязитдинов Дж.М. активно участвовал в разработке проблемы «Теория, методология и методика определения эффективности политического и экономического образования молодежи». В разработке этих проблем он тесно сотрудничал с научными работниками ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Вклад его в исследование этих проблем заключался в разработке вопросов экономического и политического образования молодежи, в анализе особенностей молодежи как объекта пропаганды, в изучении эффективности деятельности пропагандистов, системы комсомольской политической учебы, в руководстве и личном участии в написании методики определения эффективности комсомольской политической учебы.

Участие во внедрении результатов исследования эффективности пропаганды и агитации в практику коммунистического воспитания молодежи выразилось в написании методики определения эффективности различных видов пропаганды и агитации, в издании учебных планов и программ для университетов марксизма-ленинизма, подготовке и проведении научно-практических конференций, в обучении идеологических и пропагандистских комсомольских кадров, в чтении курса «Методика партийной учебы» в университете марксизма-ленинизма и т.д. Принимал участие в написании ряда записок, содержащих рекомендации по повышению эффективности идейно-воспитательной работы среди молодежи, записок в отдел пропаганды ЦК ВЛКСМ в связи с подготовкой  к XVII и XVIII съездам ВЛКСМ.

Профессор Гилязитдинов Д.М. входил в число первых специалистов, положивших начало исследованию информационного обеспечения идеологической работы, оптимизации обратной связи, созданию  и эксплуатации информационно-анализирующих систем в идейно-воспитательной работе трудовых коллективов, в создании в ней подсистем воспитательной работы комсомольской организации. Приоритет в разработке этих проблем заключался в анализе теоретических, методологических и методических основ совершенствования обратной связи, создании и эксплуатации различных типов информационно-анализирующих систем с использованием в обработке и анализе информации средств малой механизации счетных работ, счетно-перфорационных машин и ЭВМ, в участии и разработке типовых документов и методических рекомендаций по их использованию, в руководстве процессом создания информационно-анализирующих систем на уровне промышленных предприятий городов Туймазы, Салавата и Белорецка, в руководстве и личном участии в подготовке, проведении и выработке рекомендаций республиканских научно-практических конференций по проблеме совершенствования информационного обеспечения идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах.

В числе некоторых других аспектов Гилязитдинов Д.М. проводил в этот период разработку актуальной проблемы определения эффективности управления идейно-воспитательной работой. Под его руководством, в соавторстве с Федоровой М.И., защитила кандидатскую диссертацию Багрянцева И.И. по вопросу эффективности управления политической учебы молодежи. Он консультировал также сотрудника кафедры и лаборатории Егорышева С.В., защитившего кандидатскую диссертацию об эффективности управления нравственным воспитанием в трудовом коллективе.

Гилязитдинов Дж.М. относится к числу первых в стране специалистов, начавших совместно с коллегами научную разработку проблем эффективности преподавания общественных наук в высшей школе. Вклад его  в исследование этой проблемы состоит в изучении теоретических, методологических и методических основ эффективности преподавания марксистко-ленинской теории в высшей школе и путей ее повышения, в выработке документов для определения эффективности преподавания научного коммунизма.  Под его руководством написана кандидатская диссертация Ибрагимовой М.Р. о проблемах реализации функций общественных наук в высшей школе развитого социализма. Результаты этого исследования доведены до практических рекомендаций, направленных на дальнейшее повышение эффективности воспитания студенческой молодежи. Это нашло свое выражение в изданных под его руководством с личным участием: учебной программы по теоретическим основам ОПП – «Основы организационной и воспитательной работы в трудовом коллективе», учебного плана курса «Научные основы контрпропаганды и критики антикоммунизма», учебных планов отделений пропагандистов и политинформаторов ФОПОв высших учебных заведений. В порядке внедрения результатов этих и других исследований для студентов читался спецкурс «Теория  и методика политико-воспитательной работы», лекции по теории и методике пропаганды для слушателей факультетов общественных профессий.

В целом комплекс исследований, проводившихся под руководством профессора Гилязитдинова Дж.М. в течение 10 лет (с 1973 г., в рамках БГПИ с 1977 г.), нашел воплощение в общей теме «Разработка проблем теории, методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах зрелого социалистического общества и внедрение результатов исследований в практику коммунистического воспитания молодежи», которая была выдвинута Башгоспединститутом на соискание премии Ленинского комсомола в области науки. Результаты проведенных исследований были отражены в 208 опубликованных работах, 6 методиках по определению эффективности различных видов пропаганды и агитации, 7 учебных планах и учебных программах, более 60 примерных типовых документах по определению эффективности политического и экономического образования, системы комсомольской политической учебы, агитации и политической информации, изучению эффективности преподавания общественных наук.