3.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Эти исследования были проведены по актуальным проблемам теории и практики коммунистического воспитания и социального управления. В те годы важность изучения этих проблем вытекала из решений XXVI съезда партии, июньского (1983 г.) и февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, постановлений ЦК КПСС по вопросам идеологической работы, науки и высшей школы. В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС было отмечено: «Важно вести систематические научные исследования эффективности воспитательной работы». В их числе и исследования вопросов теории, методологии и методики идейно-воспитательной работы с молодежью находились на переднем крае науки и имели большое теоретическое и практическое значение.

Исследования осуществлялись по планам работ Общественного Совета социологических исследований Башкирского Обкома КПСС, социологической группы Башкирского обкома ВЛКСМ, плана научно-исследовательской работы кафедры научного коммунизма и социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации Башгоспединститута. Проведение некоторых исследований осуществлялось в творческом сотрудничестве с кафедрой идеологической работы и отделом идеологической работы НИИ АОН при ЦК КПСС, отделом идейно-политического воспитания молодежи НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ.

Исследования этих лет были доведены до научно обоснованных выводов и рекомендаций, которые использовались партийными и комсомольскими организациями трудовых коллективов Башкирии в практике идейно-воспитательной работы с молодежью.

Научное значение проведенных исследований состояло в разработке ряда актуальных проблем воспитания молодежи. Коллективами кафедры и лаборатории был внесен значительный вклад в разработку таких узловых проблем определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах, как:

Анализ закономерностей развития и функционирования пропаганды и агитации на этапе зрелого социализма.

Изучение влияния научно-технической революции на содержание, средства и формы пропаганды, агитации и информирования.

Рассмотрение перспективных, этапных и текущих целей, задач, функций, содержания, средств, форм и методов пропаганды и агитации в трудовых коллективах.

Исследование сущности, содержания и особенностей эффективности идейно-воспитательной работы с молодежью в трудовых коллективах и таких ее средств, как пропаганда и агитация.

Рассмотрение общих и специфических критериев эффективности пропаганды и агитации, систем показателей и индикаторов по различным системам критериев.

Изучение социальной и экономической эффективности пропаганды и агитации.

Исследование проблем методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации, методики сбора, обработки и анализа социальной информации, необходимой для этой цели.

Исследование проблем методологии и методики управления процессами агитационной и пропагандистской работы с молодежью в трудовых коллективах. Определение специфики управления этими процессами.

Исследование проблем теории, методологии и методики определения эффективности управления агитацией и пропагандой, выявление общих и специфических критериев ее определения.

Исследуя указанные выше и другие проблемы определения эффективности пропаганды и агитации в системе коммунистического воспитания молодежи, коллектив кафедры и лаборатории внес значительный вклад в их разработку. При этом ряд актуальных и существенных вопросов были разработаны впервые. К числу этих проблем относятся:

определение эффективности пропаганды и агитации через систему планируемых и прогнозируемых показателей, разрабатываемых исходя из цели, функции и содержания конкретных видов идеологической работы;

учет специфики конкретных видов и форм пропаганды и агитации, дифференцированное изучение эффективности различных средств и форм политического и экономического образования, агитации;

исследование эффективности управления пропагандой и агитацией, обоснование понятия факторной эффективности применительно к руководству этими участками идеологической работы, разработка критериев и показателей эффективности действия основных факторов и условий, от которых зависит уровень эффективности, выявление специфических критериев эффективности управления;

изучение экономической эффективности экономического образования и других видов пропаганды и агитации наряду с анализом ее на основе коэффициента редукции труда, обоснование возможности определения эффективности пропаганды и агитации по коэффициенту интенсивности труда и некоторым другим показателям;

учет особенностей различных категорий трудящихся, особенно молодежи при определении эффективности идейно-воспитательной работы, анализ зависимости показателей эффективности от специфики объекта исследования;

исследование проблем методологии и методики обработки социальной информации при определении эффективности пропаганды и агитации. Изучение особенностей обработки информации на ЭВМ, с помощью СПМ и средствами малых вычислительных машин (СММ). Написание программ для обработки информации на ЭВМ. Выявление своеобразия использования коэффициентов корреляции и некоторых других математико-статистических методов при определении эффективности пропаганды и агитации.

Существенный вклад был внесен в разработку теории обратной связи в идейно-воспитательной работе и выявление ее места в определении эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах. Особенно большое теоретическое значение имела разработка следующих аспектов этой актуальной в тот период проблемы:

Место и роль обратной связи в общей системе идейно-воспитательной работы в трудовом коллективе.

Пути совершенствования обратной связи в идейно-воспитательной работе трудового коллектива, превращение ее в постоянно-действующую на основе достижений современной науки и техники.

Создание и эксплуатация информационно-анализирующих систем в идейно-воспитательной работе трудового коллектива, создание в ней подсистемы идейно-воспитательной работы комсомольской организации.

Эти исследования были проведены по актуальным проблемам теории и практики коммунистического воспитания и социального управления. В те годы важность изучения этих проблем вытекала из решений XXVI съезда партии, июньского (1983 г.) и февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, постановлений ЦК КПСС по вопросам идеологической работы, науки и высшей школы. В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС было отмечено: «Важно вести систематические научные исследования эффективности воспитательной работы». В их числе и исследования вопросов теории, методологии и методики идейно-воспитательной работы с молодежью находились на переднем крае науки и имели большое теоретическое и практическое значение.

Исследования осуществлялись по планам работ Общественного Совета социологических исследований Башкирского Обкома КПСС, социологической группы Башкирского обкома ВЛКСМ, плана научно-исследовательской работы кафедры научного коммунизма и социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации Башгоспединститута. Проведение некоторых исследований осуществлялось в творческом сотрудничестве с кафедрой идеологической работы и отделом идеологической работы НИИ АОН при ЦК КПСС, отделом идейно-политического воспитания молодежи НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ.

Исследования этих лет были доведены до научно обоснованных выводов и рекомендаций, которые использовались партийными и комсомольскими организациями трудовых коллективов Башкирии в практике идейно-воспитательной работы с молодежью.

Научное значение проведенных исследований состояло в разработке ряда актуальных проблем воспитания молодежи. Коллективами кафедры и лаборатории был внесен значительный вклад в разработку таких узловых проблем определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах, как:

Анализ закономерностей развития и функционирования пропаганды и агитации на этапе зрелого социализма.

Изучение влияния научно-технической революции на содержание, средства и формы пропаганды, агитации и информирования.

Рассмотрение перспективных, этапных и текущих целей, задач, функций, содержания, средств, форм и методов пропаганды и агитации в трудовых коллективах.

Исследование сущности, содержания и особенностей эффективности идейно-воспитательной работы с молодежью в трудовых коллективах и таких ее средств, как пропаганда и агитация.

Рассмотрение общих и специфических критериев эффективности пропаганды и агитации, систем показателей и индикаторов по различным системам критериев.

Изучение социальной и экономической эффективности пропаганды и агитации.

Исследование проблем методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации, методики сбора, обработки и анализа социальной информации, необходимой для этой цели.

Исследование проблем методологии и методики управления процессами агитационной и пропагандистской работы с молодежью в трудовых коллективах. Определение специфики управления этими процессами.

Исследование проблем теории, методологии и методики определения эффективности управления агитацией и пропагандой, выявление общих и специфических критериев ее определения.

Исследуя указанные выше и другие проблемы определения эффективности пропаганды и агитации в системе коммунистического воспитания молодежи, коллектив кафедры и лаборатории внес значительный вклад в их разработку. При этом ряд актуальных и существенных вопросов были разработаны впервые. К числу этих проблем относятся:

определение эффективности пропаганды и агитации через систему планируемых и прогнозируемых показателей, разрабатываемых исходя из цели, функции и содержания конкретных видов идеологической работы;

учет специфики конкретных видов и форм пропаганды и агитации, дифференцированное изучение эффективности различных средств и форм политического и экономического образования, агитации;

исследование эффективности управления пропагандой и агитацией, обоснование понятия факторной эффективности применительно к руководству этими участками идеологической работы, разработка критериев и показателей эффективности действия основных факторов и условий, от которых зависит уровень эффективности, выявление специфических критериев эффективности управления;

изучение экономической эффективности экономического образования и других видов пропаганды и агитации наряду с анализом ее на основе коэффициента редукции труда, обоснование возможности определения эффективности пропаганды и агитации по коэффициенту интенсивности труда и некоторым другим показателям;

учет особенностей различных категорий трудящихся, особенно молодежи при определении эффективности идейно-воспитательной работы, анализ зависимости показателей эффективности от специфики объекта исследования;

исследование проблем методологии и методики обработки социальной информации при определении эффективности пропаганды и агитации. Изучение особенностей обработки информации на ЭВМ, с помощью СПМ и средствами малых вычислительных машин (СММ). Написание программ для обработки информации на ЭВМ. Выявление своеобразия использования коэффициентов корреляции и некоторых других математико-статистических методов при определении эффективности пропаганды и агитации.

Существенный вклад был внесен в разработку теории обратной связи в идейно-воспитательной работе и выявление ее места в определении эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах. Особенно большое теоретическое значение имела разработка следующих аспектов этой актуальной в тот период проблемы:

Место и роль обратной связи в общей системе идейно-воспитательной работы в трудовом коллективе.

Пути совершенствования обратной связи в идейно-воспитательной работе трудового коллектива, превращение ее в постоянно-действующую на основе достижений современной науки и техники.

Создание и эксплуатация информационно-анализирующих систем в идейно-воспитательной работе трудового коллектива, создание в ней подсистемы идейно-воспитательной работы комсомольской организации.