10.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Теоретические задачи решавшиеся в ходе исследования включали разработку уровней проявления интернациональной культуры, определение критериев оценки эффективности интернационального воспитания школьников, типологии школьников (родителей, учителей) в зависимости от степени развития интернациональной культуры.

Результаты исследований широко освещались в периодической печати, использовались для составления служебных записок в Министерство народного образования, в Верховный совет БССР, АН РБ. На основе полученных материалов была проведена всероссийская научная конференция «Национальное и интернациональное воспитание в школе» (Уфа, 1982), получившая широкий резонанс, изданы ряд монографий (Садриев М.М. «Некоторые вопросы современного образования» (1994); его же «Совершенствование системы образования в условиях перехода к рынку» (М, 1995)), статей, тезисов.

В связи с тяжелым экономическим положением в стране и республике с 1994 года была практически расформирована социологическая лаборатория при кафедре, почти прекратились хоздоговорные исследования за счет средств предприятий и организаций. Проводившиеся хоздоговорные исследования стали носить эпизодических характер. Тем не менее, проводившиеся, хотя и с большими трудностями, в основном на энтузиазме, на свой страх и риск, работы находили свое воплощение в ряде конференций. В октябре 1996 года  в городе Салавате состоялась республиканская научно-практическая конференция «Некоторые вопросы совершенствования профориентации учащейся молодежи в условиях перехода к рыночной экономике». К участию в работе конференции были привлечены преподаватели, аспиранты, соискатели различных кафедр БГПИ, других ВУЗов, техникумов, училищ и школ РБ, был издан сборник тезисов, докладов и сообщений.

Преподаватели кафедры приняли активное участие в работе научно-практической конференции педвузов РБ по проблемам педагогической культуры. Серьезное внимание было уделено подготовке и проведению межвузовской научно-теоретической конференции в октябре 1997 года «Личность и образование: актуальные и социальные, социально-психологические и политические проблемы России и Башкортостана». В конференции приняли участие ученые БГУ, УГАТУ, Уфимского юридического института МВД РФ и другие.

Были изданы ряд монографий, учебных пособий, статей и тезисов (например, Антошкин В.Н. «Социальное единство и совместимость в сфере образования», посвященная малоизученным аспектам социологии и другие).

Значительная работа проводилась и проводится на кафедре социологической службой БГПИ, целью создания которой является изучение социальных проблем и социальных процессов, происходящих в группах студентов, преподавателей, администрации, сотрудников и обслуживающего персонала БГПИ. Социологических анализ позволяет совершенствовать социальные процессы, происходящие в системе высшего педагогического образования, управлять ими со знанием дела. Научные исследования деятельности коллектива, его организаций, структурных подразделений, степени обоснованности их решений по вопросам учебной, научной, практически-педагогической деятельности, социальным, политическим, нравственным и духовным проблемам позволяет сделать определенный вывод и на этой основе внести предложения.

Важности задачи социологической службы является изучение общественного мнения и социально-психологического климата в группах учащихся и педагогов, интеллектуальных, материальных и социальных потребностей субъектов образовательного процесса. Социологическое исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения студентов, их профессиональных ориентациях, намерениях и планах на будущее.

Заведующим кафедрой социологии и политологии (кафедру возглавлял в период создания социологической службы доцент Антошкин В.Н.) и преподавателями определяются методологические установки, теоретические гипотезы, цели и задачи социологического исследования. Учитываются и практические потребности развития БГПИ, что подразумевает осуществление этой работы в тесной связи с администрацией, деканатами и кафедрами ВУЗа.

Широко привлекались  к работе социологической службы студенты. Они принимают участие в пилотажных исследованиях, в постановке проблем, выдвижении гипотез, разработке инструментария, составлении выборки, практическом применении всех методов исследования. Студенты, принимающие участие в прикладном исследовании  с применением методов наблюдения, изучения документов и опроса должны в обязательном порядке проходить инструктаж у преподавателя кафедры.

В 1998 – 1999 учебном году кафедра социологии проводила исследование по двум проблемам «Учебная работа студентов», «Профессиональная ориентация и свободное время студентов БГПИ». Кроме того, в сотрудничестве с Ассоциацией «Социон», созданной при кафедре проводилась социодиагностика студентов и преподавателей с целью гармонизации социальных и личных отношений.

Достаточно интересными оказались некоторые результаты исследований. Так, в результате опроса студентов БГПИ обнаружена потребность в дополнительных специальностях: программиста-оператора ЭВМ, журналиста, социального работника, социолога, социального педагога, специалиста по социодиагностике социотипов и другие.

Выявлено, что 64 % студентов БГПИ ориентированы на творческую работу в сфере воспитания и образования и только 20 % готовы работать по шаблонам и стандартам. 76 % студентов высоко оценили значимость практических занятий в ВУЗе, которые обеспечивают неизменный прирост знаний и умений.

Отрадно отметить, что студенты всех факультетов в анонимном обследовании, признают значимость социальных и гуманитарных дисциплин. О том, что это лишний груз для студента заявили лишь 16 % и только 6 % посетовали на то, что они изучаются непомерно много и глубоко. Наиболее важные для учителя науки социально-гуманитарного типа, по мнению респондентов таковы: социология – 51 %, история – 47 %, философия – 32 %, экономика – 20 %.

Полученные данные позволяют предположить достаточно высокий уровень интеллектуального развития и интеллектуальных потребностей основной массы студенчества.

Портрет  кафедры и путь, пройденный ею, будет неполным, если не акцентировать еще один аспект ее деятельности.

В сотрудничестве с учеными городов Новосибирска, Киева, в Уфе с 1995 года на базе кафедры социологии и политологии создана школа социоанализа – прикладная технология конструирования эффективных рабочих и учебных групп с применением теоретического аппарата социологии, соционики и других социальных наук. 

В 1997 году при активной поддержке ректора БГПИ Э.Ш. Хамитова была создана республиканская ассоциация «Социон», официально зарегистрированная в Министерстве юстиции РБ, которая базируется на кафедре. Председателем республиканской Ассоциации  «Социон» был избран доцент, и.о. заведующий кафедры социологии и политологии Антошкин В.Н. Основные задачи Ассоциации – гармонизация социальных отношений, разработка рекомендаций государственным органам и заинтересованным организациям по комплектованию групп, просветительская и внедренческая работа. Кафедра заполнила вакуум, который не занят ни одной другой кафедрой – выявляет закономерности человеческих отношений, правила соединения людей в группы. Активное просветительская работа членов Ассоциации вносит серьезный вклад в решение социальных проблем, в подъем уровня культуры молодежи и студентов, в гармонизацию социальных и межнациональных отношений в городе и республике.

Важной стороной деятельности Ассоциации является прикладной практический аспект. В 1994 году кафедра социологии провела обучение учителей Орджоникидзевского района города Уфы основам социальной типологии и социоанализа (заказ Орджоникидзевского РОНО).

 В 1995 году  подобный научно-практический семинар проведен в Октябрьском районе города Уфы. В сотрудничестве с Октябрьским РОНО города Уфы школы данного района были выбраны в качестве экспериментальной площадки по внедрению методов социологии и социоанализа в учебный процесс.

В рамках продолжения сотрудничества, обобщения накопленного опыта и развития полученных навыков в январе-марте 1999 года для учителей Октябрьского района города Уфы были проведены два научно-практического семинара (в течение трех дней каждый). Лекции и практические занятия вели доцент Антошкин В.Н. и преподаватель кафедры Адиев М.Я.

Таким образом, кафедра взаимодействует с рядом РОНО города Уфы, Министерством народного образования РБ по внедрению основ социальной типологии в учебно-воспитательный процесс.

Результаты этого направления деятельности кафедры воплотились и в ряде изданных монографий - Антошкин В.Н. «Совместимость на рабочем месте, в деловых и управленческих отношениях», Антошкин В.Н., Садриев М.М. «Выбор брачного партнера и супружеская совместимость» Уфа, 1998.

 

Теоретические задачи решавшиеся в ходе исследования включали разработку уровней проявления интернациональной культуры, определение критериев оценки эффективности интернационального воспитания школьников, типологии школьников (родителей, учителей) в зависимости от степени развития интернациональной культуры.

Результаты исследований широко освещались в периодической печати, использовались для составления служебных записок в Министерство народного образования, в Верховный совет БССР, АН РБ. На основе полученных материалов была проведена всероссийская научная конференция «Национальное и интернациональное воспитание в школе» (Уфа, 1982), получившая широкий резонанс, изданы ряд монографий (Садриев М.М. «Некоторые вопросы современного образования» (1994); его же «Совершенствование системы образования в условиях перехода к рынку» (М, 1995)), статей, тезисов.

В связи с тяжелым экономическим положением в стране и республике с 1994 года была практически расформирована социологическая лаборатория при кафедре, почти прекратились хоздоговорные исследования за счет средств предприятий и организаций. Проводившиеся хоздоговорные исследования стали носить эпизодических характер. Тем не менее, проводившиеся, хотя и с большими трудностями, в основном на энтузиазме, на свой страх и риск, работы находили свое воплощение в ряде конференций. В октябре 1996 года  в городе Салавате состоялась республиканская научно-практическая конференция «Некоторые вопросы совершенствования профориентации учащейся молодежи в условиях перехода к рыночной экономике». К участию в работе конференции были привлечены преподаватели, аспиранты, соискатели различных кафедр БГПИ, других ВУЗов, техникумов, училищ и школ РБ, был издан сборник тезисов, докладов и сообщений.

Преподаватели кафедры приняли активное участие в работе научно-практической конференции педвузов РБ по проблемам педагогической культуры. Серьезное внимание было уделено подготовке и проведению межвузовской научно-теоретической конференции в октябре 1997 года «Личность и образование: актуальные и социальные, социально-психологические и политические проблемы России и Башкортостана». В конференции приняли участие ученые БГУ, УГАТУ, Уфимского юридического института МВД РФ и другие.

Были изданы ряд монографий, учебных пособий, статей и тезисов (например, Антошкин В.Н. «Социальное единство и совместимость в сфере образования», посвященная малоизученным аспектам социологии и другие).

Значительная работа проводилась и проводится на кафедре социологической службой БГПИ, целью создания которой является изучение социальных проблем и социальных процессов, происходящих в группах студентов, преподавателей, администрации, сотрудников и обслуживающего персонала БГПИ. Социологических анализ позволяет совершенствовать социальные процессы, происходящие в системе высшего педагогического образования, управлять ими со знанием дела. Научные исследования деятельности коллектива, его организаций, структурных подразделений, степени обоснованности их решений по вопросам учебной, научной, практически-педагогической деятельности, социальным, политическим, нравственным и духовным проблемам позволяет сделать определенный вывод и на этой основе внести предложения.

Важности задачи социологической службы является изучение общественного мнения и социально-психологического климата в группах учащихся и педагогов, интеллектуальных, материальных и социальных потребностей субъектов образовательного процесса. Социологическое исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения студентов, их профессиональных ориентациях, намерениях и планах на будущее.

Заведующим кафедрой социологии и политологии (кафедру возглавлял в период создания социологической службы доцент Антошкин В.Н.) и преподавателями определяются методологические установки, теоретические гипотезы, цели и задачи социологического исследования. Учитываются и практические потребности развития БГПИ, что подразумевает осуществление этой работы в тесной связи с администрацией, деканатами и кафедрами ВУЗа.

Широко привлекались  к работе социологической службы студенты. Они принимают участие в пилотажных исследованиях, в постановке проблем, выдвижении гипотез, разработке инструментария, составлении выборки, практическом применении всех методов исследования. Студенты, принимающие участие в прикладном исследовании  с применением методов наблюдения, изучения документов и опроса должны в обязательном порядке проходить инструктаж у преподавателя кафедры.

В 1998 – 1999 учебном году кафедра социологии проводила исследование по двум проблемам «Учебная работа студентов», «Профессиональная ориентация и свободное время студентов БГПИ». Кроме того, в сотрудничестве с Ассоциацией «Социон», созданной при кафедре проводилась социодиагностика студентов и преподавателей с целью гармонизации социальных и личных отношений.

Достаточно интересными оказались некоторые результаты исследований. Так, в результате опроса студентов БГПИ обнаружена потребность в дополнительных специальностях: программиста-оператора ЭВМ, журналиста, социального работника, социолога, социального педагога, специалиста по социодиагностике социотипов и другие.

Выявлено, что 64 % студентов БГПИ ориентированы на творческую работу в сфере воспитания и образования и только 20 % готовы работать по шаблонам и стандартам. 76 % студентов высоко оценили значимость практических занятий в ВУЗе, которые обеспечивают неизменный прирост знаний и умений.

Отрадно отметить, что студенты всех факультетов в анонимном обследовании, признают значимость социальных и гуманитарных дисциплин. О том, что это лишний груз для студента заявили лишь 16 % и только 6 % посетовали на то, что они изучаются непомерно много и глубоко. Наиболее важные для учителя науки социально-гуманитарного типа, по мнению респондентов таковы: социология – 51 %, история – 47 %, философия – 32 %, экономика – 20 %.

Полученные данные позволяют предположить достаточно высокий уровень интеллектуального развития и интеллектуальных потребностей основной массы студенчества.

Портрет  кафедры и путь, пройденный ею, будет неполным, если не акцентировать еще один аспект ее деятельности.

В сотрудничестве с учеными городов Новосибирска, Киева, в Уфе с 1995 года на базе кафедры социологии и политологии создана школа социоанализа – прикладная технология конструирования эффективных рабочих и учебных групп с применением теоретического аппарата социологии, соционики и других социальных наук. 

В 1997 году при активной поддержке ректора БГПИ Э.Ш. Хамитова была создана республиканская ассоциация «Социон», официально зарегистрированная в Министерстве юстиции РБ, которая базируется на кафедре. Председателем республиканской Ассоциации  «Социон» был избран доцент, и.о. заведующий кафедры социологии и политологии Антошкин В.Н. Основные задачи Ассоциации – гармонизация социальных отношений, разработка рекомендаций государственным органам и заинтересованным организациям по комплектованию групп, просветительская и внедренческая работа. Кафедра заполнила вакуум, который не занят ни одной другой кафедрой – выявляет закономерности человеческих отношений, правила соединения людей в группы. Активное просветительская работа членов Ассоциации вносит серьезный вклад в решение социальных проблем, в подъем уровня культуры молодежи и студентов, в гармонизацию социальных и межнациональных отношений в городе и республике.

Важной стороной деятельности Ассоциации является прикладной практический аспект. В 1994 году кафедра социологии провела обучение учителей Орджоникидзевского района города Уфы основам социальной типологии и социоанализа (заказ Орджоникидзевского РОНО).

 В 1995 году  подобный научно-практический семинар проведен в Октябрьском районе города Уфы. В сотрудничестве с Октябрьским РОНО города Уфы школы данного района были выбраны в качестве экспериментальной площадки по внедрению методов социологии и социоанализа в учебный процесс.

В рамках продолжения сотрудничества, обобщения накопленного опыта и развития полученных навыков в январе-марте 1999 года для учителей Октябрьского района города Уфы были проведены два научно-практического семинара (в течение трех дней каждый). Лекции и практические занятия вели доцент Антошкин В.Н. и преподаватель кафедры Адиев М.Я.

Таким образом, кафедра взаимодействует с рядом РОНО города Уфы, Министерством народного образования РБ по внедрению основ социальной типологии в учебно-воспитательный процесс.

Результаты этого направления деятельности кафедры воплотились и в ряде изданных монографий - Антошкин В.Н. «Совместимость на рабочем месте, в деловых и управленческих отношениях», Антошкин В.Н., Садриев М.М. «Выбор брачного партнера и супружеская совместимость» Уфа, 1998.