4.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11Пути и методы использования информационно-анализирующей системы в идейно-воспитательной работе трудового коллектива и подключение ее к существующим АСУ предприятия.
Исследование путей и методов использования различных информационно-анализирующих систем для практического определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах.
Коллективы кафедры и лаборатории под руководством профессора Гилязитдинова Дж.М. могут быть отнесены к числу первых исследователей такой важной проблемы, как определение эффективности преподавания общественных наук, эффективности их изучения студенческой молодежью.. В процессе изучения этой темы были выдвинуты и обоснованы такие теоретические проблемы, как:
анализ целей, задач, функций преподавания общественных наук в высшей школе;
выявление специфики определения эффективности преподавания общественных наук и изучение студентами марксистко-ленинской теории;
разработка критериев определения изучения студентами общественно-политических дисциплин;
вопросы методологии и методики определения эффективности преподавания общественных наук.
Эти аспекты проблемы применительно к современности актуальны и сегодня.
Одной из главных особенностей исследований тех лет являлось то, что они носили как теоретический, так и ярко выраженный прикладной характер. Все исследования доводились до научно обоснованных выводов и практических рекомендаций, пригодных для использования в идейно-воспитательной работе с трудящимися, молодежью партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями. Разработка конкретных практических рекомендаций и их внедрение в практику воспитательной работы в трудовых коллективах осуществлялось по нескольким направлениям. Важнейшими из них являлись следующие направления.
I. Разработка методик определения эффективности деятельности различных видов пропаганды и агитации. Коллективом был издан ряд методик для определения эффективности пропаганды и агитации:
Методика текущего определения эффективности экономической учебы слушателей в производственном коллективе. Уфа, 1977;
Методика определения эффективности работы агитаторов. Уфа, 1979;
Методика определения социальной и экономической эффективности экономического образования на уровне предприятия (объединения). Уфа, 1981;
Методика текущего определения эффективности партийной учебы. Уфа, 1983;
Методика текущего определения эффективности школ коммунистического труда в трудовых коллективах. Уфа, 1983;
Методика текущего определения эффективности комсомольской политической учебы. Уфа, 1983.
Эта работа была продолжена и в последующие годы. Были изданы
методики для оперативного определения эффективности партийной учебы, школ коммунистического труда, комсомольской политической и экономической учебы, методики осуществления обратной связи в идейно-воспитательной работе. В рамках госбюджетной лаборатории эффективности преподавания общественных наук при кафедре велась разработка методики определения эффективности преподавания научного коммунизма и других общественных наук.
Эти методики активно использовались в практике работы научных коллективов, партийной и комсомольской организации трудовых коллективов для определения эффективности различных средств идеологической работы, для разработки и реализации мер по ее повышению.
II. Другим важным направлением было написание и издание учебных планов, учебных программ для университетов марксизма-ленинизма, для высших учебных заведений:
Примерные учебные планы и программы отделения комсомольского пропагандиста факультета идеологических кадров университета марксизма-ленинизма. М., 1977;
Основы организаторской и воспитательной работы в трудовом коллективе: Учебная программа для ВУЗов. Уфа, 1982;
Учебный план отделения пропагандистов факультета общественных профессий высшего учебного заведения (Специализация «Научный коммунизм»). Уфа, 1983;
Примерные учебные планы и программы отделения пропагандистов-экономистов факультета общественных профессий высшего учебного заведения. Уфа, 1977;
Методика экономического образования: Программа для университетов марксизма-ленинизма. Уфа, 1977;
Учебный план отделения политинформаторов ФОПа. Уфа, 1984;
Научные основы контрпропаганды и критики антикоммунизма: Учебный план факультативного курса для высших учебных заведений. Уфа, 1984.
III направление – это издание специальных документов для определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах. Всего было подготовлено более 60 документов. Они периодически использовались комсомольскими комитетами, партийными работниками для изучения эффективности пропаганды и агитации, в том числе среди молодежи, для выявления эффективности политического, трудового, нравственного воспитания молодежи, для осуществления постоянно-действующей обратной связи в идейно-воспитательной работе в коллективе, для исследования эффективности изучения студентами общественных наук.
IV. Еще одно важное направление деятельности – участие в подготовке и проведении всесоюзных, республиканских и городских научно-практических и научно-методических конференций. Всего за эти годы было проведено 18 конференций. Важнейшими из них, вызвавшими наибольший интерес научной общественности и работников партийных и комсомольских комитетов, являлись следующие конференции.
- «Трудовой коллектив и коммунистическое воспитание трудящихся» (г. Туймазы, 1976 г.);
- «Пути повышения роли экономического образования в улучшении эффективности производства и качества работы в свете решений XXV съезда КПСС» (г. Салават, 1977 г.);
- «XXV съезд КПСС и пути совершенствования политической и научно-технической агитации» (г. Уфа, 1978 г.);
- «Теоретические, методологические и методические проблемы создания информационно-анализирующей системы в идейно-воспитательной работе» (г. Уфа, апрель 1978 г.);
- «XXV съезд КПСС и пути совершенствования нравственного воспитания как составной части комплексного подхода к идейно-воспитательной работе в производственном коллективе» (г. Белорецк, июнь 1978 г.);
- «Теория, методология и методика определения эффективности экономического образования на уровне предприятия и объединения» (г. Уфа, июнь 1979 г.);
- «Пути совершенствования информационного обеспечения идейно-воспитательной работы в трудовом коллективе в свете решений XXV съезда КПСС, постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (г. Туймазы, июнь 1979 г.);
- «XXVI съезд КПСС и проблемы разработки показателей эффективности идеологической работы в трудовых коллективах» (г. Уфа, 1981 г.);
- «XXVI съезд и пути повышения роли общественного мнения в воспитательной работе в трудовых коллективах» (г. Уфа, 1982 г.);
- «Пути повышения эффективности нравственного воспитания в трудовых коллективах в свете решений XXVI съезда КПСС и постановления июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС» (г. Салават, 1983 г.) и другие.
Эти и другие конференции проводились при активном участии членов кафедры научного коммунизма, других общественных кафедр, сотрудников лаборатории эффективности пропаганды и агитации. К каждой конференции готовились планшеты таблиц по результатам социологических исследований, рекомендации конференции. Тезисы докладов и выступлений и рекомендации этих конференций были опубликованы.
V. Существенным направлением работы коллектива выступало и представление обстоятельных записок, подробных справок в партийные и комсомольские комитеты. Только во всесоюзные и республиканские органы было представлено более 30 подобных записок. Несколько записок было направлено в Отдел пропаганды ЦК КПСС. В Отдел пропаганды ЦК КПСС были также представлены два специальных капитальных отчета по проблемам: «Эффективность политического информирования и пути его повышения» и «Функции агитаторов в развитом социалистическом обществе и пути их реализации», а также ряд отчетов по эффективности экономического образования.
В процессе подготовки к XVII и XVIII съездам комсомола были представлены записки в Отдел пропаганды ЦК ВЛКСМ.
Многие записки были представлены в обком КПСС и обком ВЛКСМ.
Во всех этих документах содержался обстоятельный анализ результатов исследований эффективности воспитательной работы с трудящимися, молодежью и обоснованные конкретные рекомендации.
VI. Одним из направлений деятельности было участие в подготовке вопросов на бюро, пленумы обкома КПСС, обкома ВЛКСМ, городских и районных партийных комитетов. Научные работники участвовали по заданию партийных и комсомольских комитетов в проведении общественных социологических исследований. Результаты этих исследований представлялись в партийные и комсомольские комитеты в виде справок и рекомендаций по совершенствованию идеологической работы.
VII. Участие в подготовке общественных идеологических кадров по идейно-воспитательной работе в трудовых коллективах также занимало значительное место. Ряд членов кафедры Гилязитдинов Дж.М., Ибрагимова М.Р., Иксанова Ф.А., Адигамов И.А. читали для студентов лекции по курсу «Теория и методика политического воспитания в трудовом коллективе», а также лекции по теории и методике пропаганды для слушателей отделения пропагандистов ФОПа БГПИ. Члены кафедры Гилязитдинов Дж.М., Адигамов И.А., Иксанова Ф.А., Сафиуллина Р.Ш., Дремин Л.И. и другие читали лекции в университете марксизма-ленинизма по курсу «Методика политической учебы», выступали с лекциями на семинарах, курсах, проводимых для партийных и комсомольских работников, для пропагандистско-агитационных кадров.
VIII. Кроме этих направлений деятельности ценным являлось и непосредственное участие во внедрении в трудовых коллективах постоянно-действующей системы обратной связи в идейно-воспитательной работе на базе достижений современной науки и техники. В практику идейно-воспитательной работы внедрялась информационно-анализирующая система с использованием ЭВМ. Было положено начало внедрению системы определения эффективности преподавания научного коммунизма в институте. Эти работы являлись примером проведения идеологических экспериментов в идейно-воспитательной работе.
Следует отметить, что в исследовании комплексной темы «Разработка проблем теории, методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах зрелого социалистического общества и внедрение результатов исследований в практику коммунистического воспитания молодежи» внесли свой вклад практически все члены кафедры научного коммунизма и сотрудники хозрасчетной социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации.
Думается, не будет лишним поименно отметить творческий вклад каждого из них.
Адигамов Ильдус Анасович, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры научного коммунизма, впоследствии доцент, заведующий кафедрой научного коммунизма, теории социализма, социологии и политологии БГПИ, сменивший профессора Гилязитдинова Дж.М. на этом посту, затем начальник государственно-правового управления администрации Президента РБ, Госсекретарь, Председатель Конституционного суда Республики Башкортостан.
Пути и методы использования информационно-анализирующей системы в идейно-воспитательной работе трудового коллектива и подключение ее к существующим АСУ предприятия.
Исследование путей и методов использования различных информационно-анализирующих систем для практического определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах.
Коллективы кафедры и лаборатории под руководством профессора Гилязитдинова Дж.М. могут быть отнесены к числу первых исследователей такой важной проблемы, как определение эффективности преподавания общественных наук, эффективности их изучения студенческой молодежью.. В процессе изучения этой темы были выдвинуты и обоснованы такие теоретические проблемы, как:
анализ целей, задач, функций преподавания общественных наук в высшей школе;
выявление специфики определения эффективности преподавания общественных наук и изучение студентами марксистко-ленинской теории;
разработка критериев определения изучения студентами общественно-политических дисциплин;
вопросы методологии и методики определения эффективности преподавания общественных наук.
Эти аспекты проблемы применительно к современности актуальны и сегодня.
Одной из главных особенностей исследований тех лет являлось то, что они носили как теоретический, так и ярко выраженный прикладной характер. Все исследования доводились до научно обоснованных выводов и практических рекомендаций, пригодных для использования в идейно-воспитательной работе с трудящимися, молодежью партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями. Разработка конкретных практических рекомендаций и их внедрение в практику воспитательной работы в трудовых коллективах осуществлялось по нескольким направлениям. Важнейшими из них являлись следующие направления.
I. Разработка методик определения эффективности деятельности различных видов пропаганды и агитации. Коллективом был издан ряд методик для определения эффективности пропаганды и агитации:
Методика текущего определения эффективности экономической учебы слушателей в производственном коллективе. Уфа, 1977;
Методика определения эффективности работы агитаторов. Уфа, 1979;
Методика определения социальной и экономической эффективности экономического образования на уровне предприятия (объединения). Уфа, 1981;
Методика текущего определения эффективности партийной учебы. Уфа, 1983;
Методика текущего определения эффективности школ коммунистического труда в трудовых коллективах. Уфа, 1983;
Методика текущего определения эффективности комсомольской политической учебы. Уфа, 1983.
Эта работа была продолжена и в последующие годы. Были изданы
методики для оперативного определения эффективности партийной учебы, школ коммунистического труда, комсомольской политической и экономической учебы, методики осуществления обратной связи в идейно-воспитательной работе. В рамках госбюджетной лаборатории эффективности преподавания общественных наук при кафедре велась разработка методики определения эффективности преподавания научного коммунизма и других общественных наук.
Эти методики активно использовались в практике работы научных коллективов, партийной и комсомольской организации трудовых коллективов для определения эффективности различных средств идеологической работы, для разработки и реализации мер по ее повышению.
II. Другим важным направлением было написание и издание учебных планов, учебных программ для университетов марксизма-ленинизма, для высших учебных заведений:
Примерные учебные планы и программы отделения комсомольского пропагандиста факультета идеологических кадров университета марксизма-ленинизма. М., 1977;
Основы организаторской и воспитательной работы в трудовом коллективе: Учебная программа для ВУЗов. Уфа, 1982;
Учебный план отделения пропагандистов факультета общественных профессий высшего учебного заведения (Специализация «Научный коммунизм»). Уфа, 1983;
Примерные учебные планы и программы отделения пропагандистов-экономистов факультета общественных профессий высшего учебного заведения. Уфа, 1977;
Методика экономического образования: Программа для университетов марксизма-ленинизма. Уфа, 1977;
Учебный план отделения политинформаторов ФОПа. Уфа, 1984;
Научные основы контрпропаганды и критики антикоммунизма: Учебный план факультативного курса для высших учебных заведений. Уфа, 1984.
III направление – это издание специальных документов для определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах. Всего было подготовлено более 60 документов. Они периодически использовались комсомольскими комитетами, партийными работниками для изучения эффективности пропаганды и агитации, в том числе среди молодежи, для выявления эффективности политического, трудового, нравственного воспитания молодежи, для осуществления постоянно-действующей обратной связи в идейно-воспитательной работе в коллективе, для исследования эффективности изучения студентами общественных наук.
IV. Еще одно важное направление деятельности – участие в подготовке и проведении всесоюзных, республиканских и городских научно-практических и научно-методических конференций. Всего за эти годы было проведено 18 конференций. Важнейшими из них, вызвавшими наибольший интерес научной общественности и работников партийных и комсомольских комитетов, являлись следующие конференции.
- «Трудовой коллектив и коммунистическое воспитание трудящихся» (г. Туймазы, 1976 г.);
- «Пути повышения роли экономического образования в улучшении эффективности производства и качества работы в свете решений XXV съезда КПСС» (г. Салават, 1977 г.);
- «XXV съезд КПСС и пути совершенствования политической и научно-технической агитации» (г. Уфа, 1978 г.);
- «Теоретические, методологические и методические проблемы создания информационно-анализирующей системы в идейно-воспитательной работе» (г. Уфа, апрель 1978 г.);
- «XXV съезд КПСС и пути совершенствования нравственного воспитания как составной части комплексного подхода к идейно-воспитательной работе в производственном коллективе» (г. Белорецк, июнь 1978 г.);
- «Теория, методология и методика определения эффективности экономического образования на уровне предприятия и объединения» (г. Уфа, июнь 1979 г.);
- «Пути совершенствования информационного обеспечения идейно-воспитательной работы в трудовом коллективе в свете решений XXV съезда КПСС, постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (г. Туймазы, июнь 1979 г.);
- «XXVI съезд КПСС и проблемы разработки показателей эффективности идеологической работы в трудовых коллективах» (г. Уфа, 1981 г.);
- «XXVI съезд и пути повышения роли общественного мнения в воспитательной работе в трудовых коллективах» (г. Уфа, 1982 г.);
- «Пути повышения эффективности нравственного воспитания в трудовых коллективах в свете решений XXVI съезда КПСС и постановления июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС» (г. Салават, 1983 г.) и другие.
Эти и другие конференции проводились при активном участии членов кафедры научного коммунизма, других общественных кафедр, сотрудников лаборатории эффективности пропаганды и агитации. К каждой конференции готовились планшеты таблиц по результатам социологических исследований, рекомендации конференции. Тезисы докладов и выступлений и рекомендации этих конференций были опубликованы.
V. Существенным направлением работы коллектива выступало и представление обстоятельных записок, подробных справок в партийные и комсомольские комитеты. Только во всесоюзные и республиканские органы было представлено более 30 подобных записок. Несколько записок было направлено в Отдел пропаганды ЦК КПСС. В Отдел пропаганды ЦК КПСС были также представлены два специальных капитальных отчета по проблемам: «Эффективность политического информирования и пути его повышения» и «Функции агитаторов в развитом социалистическом обществе и пути их реализации», а также ряд отчетов по эффективности экономического образования.
В процессе подготовки к XVII и XVIII съездам комсомола были представлены записки в Отдел пропаганды ЦК ВЛКСМ.
Многие записки были представлены в обком КПСС и обком ВЛКСМ.
Во всех этих документах содержался обстоятельный анализ результатов исследований эффективности воспитательной работы с трудящимися, молодежью и обоснованные конкретные рекомендации.
VI. Одним из направлений деятельности было участие в подготовке вопросов на бюро, пленумы обкома КПСС, обкома ВЛКСМ, городских и районных партийных комитетов. Научные работники участвовали по заданию партийных и комсомольских комитетов в проведении общественных социологических исследований. Результаты этих исследований представлялись в партийные и комсомольские комитеты в виде справок и рекомендаций по совершенствованию идеологической работы.
VII. Участие в подготовке общественных идеологических кадров по идейно-воспитательной работе в трудовых коллективах также занимало значительное место. Ряд членов кафедры Гилязитдинов Дж.М., Ибрагимова М.Р., Иксанова Ф.А., Адигамов И.А. читали для студентов лекции по курсу «Теория и методика политического воспитания в трудовом коллективе», а также лекции по теории и методике пропаганды для слушателей отделения пропагандистов ФОПа БГПИ. Члены кафедры Гилязитдинов Дж.М., Адигамов И.А., Иксанова Ф.А., Сафиуллина Р.Ш., Дремин Л.И. и другие читали лекции в университете марксизма-ленинизма по курсу «Методика политической учебы», выступали с лекциями на семинарах, курсах, проводимых для партийных и комсомольских работников, для пропагандистско-агитационных кадров.
VIII. Кроме этих направлений деятельности ценным являлось и непосредственное участие во внедрении в трудовых коллективах постоянно-действующей системы обратной связи в идейно-воспитательной работе на базе достижений современной науки и техники. В практику идейно-воспитательной работы внедрялась информационно-анализирующая система с использованием ЭВМ. Было положено начало внедрению системы определения эффективности преподавания научного коммунизма в институте. Эти работы являлись примером проведения идеологических экспериментов в идейно-воспитательной работе.
Следует отметить, что в исследовании комплексной темы «Разработка проблем теории, методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах зрелого социалистического общества и внедрение результатов исследований в практику коммунистического воспитания молодежи» внесли свой вклад практически все члены кафедры научного коммунизма и сотрудники хозрасчетной социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации.
Думается, не будет лишним поименно отметить творческий вклад каждого из них.
Адигамов Ильдус Анасович, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры научного коммунизма, впоследствии доцент, заведующий кафедрой научного коммунизма, теории социализма, социологии и политологии БГПИ, сменивший профессора Гилязитдинова Дж.М. на этом посту, затем начальник государственно-правового управления администрации Президента РБ, Госсекретарь, Председатель Конституционного суда Республики Башкортостан.