II. Кризис Демократии.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

 

    Вся история Развития, в том числе и человечества, состоит из цепочки кризисов. Кризис это естественный эволюционный процесс. Каждый раз сценарий его один и тот же, система адаптируется под изменившиеся условия, затем условия меняются, иногда постепенно, иногда резко, система становится неадекватна среде, происходит поиск нового решения, система вновь становится адекватна среде и процесс повторяется. Однако тут следует учесть, что на частоту кризисов оказывает прямое влияние скорость изменения среды. Чем выше скорость изменений в среде, тем выше частота кризисов. Бескризисное развитие возможно только в том случае, если система сама будет в состоянии точно предсказывать будущую траекторию развития и менять себя загодя. Т.е. система станет Разумной. До тех пор нам предстоит переживать кризисы. Возможно, уже этот станет последним, и с воцарением ПД-4 мы увидим «Новый Мир». Но о ПД-4 чуть позже, а сейчас рассмотрим механизмы Демократии в части её возможности адекватно обрабатывать ОКМ.

    ПД-1 имело одну ОКМ общую для всех членов социума, профессий в то время было не много и возможностей по обработке всей ОКМ одним человеком было достаточно. В это время КМч примерно равнялась ОКМ социума. В условиях прямой демократии несмотря на имущественные ограничения можно говорить о том, что народ управлял социумом, т.к. КМч каждого признанного гражданином принималась к рассмотрению, т.е. это была система истинного народовластия. Следующая ПД-1,5 в принципе тоже была прямой демократией, но при этом из-за возросшей численности мнение каждого гражданина в общей ОКМ союза городов (поселений) интегрировалась, так как общая ОКМ союза была результирующей от взаимодействия ОКМ отдельных поселений.

Первый кризис Демократии произошел при переходе от ПД-1,5 к ПД-2.  Если судить по приводившемуся высказыванию Аристотеля, то получается, что напряжение в вопросе того, кого считать элитой в древней Греции решался с помощью случайной выборки и ротацией участников жребия. Для небольших групп с малым числом профессий этот метод был вполне приемлем и поэтому этот кризис был, по-видимому, относительно мягок. Однако уже в древнем Риме с его сенатом всё было гораздо кровопролитней.

Но вернемся к рассмотрению обработки ОКМ в ПД-2.

Для того чтоб понять, как обрабатывается ОКМ,  является ключевым понять принципы формирования элиты. Если в Древней Греции это была случайная выборка и КМч усреднено можно считать близкой ОКМ социума, то уже в Древнем Риме стали возникать наследственные династии политиков. Здесь снова следует вспомнить спектр компетентности, если политика становится профессией, то логично было бы предположить, наличие некоего острого пика специализации. Да такой пик был, это как правило были ораторские способности, ведь профессиональному политику надо было с одной стороны заручиться поддержкой плебса, с другой стороны уметь навязать свою КМч или по крайней мере предложить в качестве основы для ОКМ. Именно здесь начинает проявляться интегрирующая функция профессионально политика, для своей успешности он должен говорить то, что от него хотят услышать избиратели, но для этого он в своей КМч должен иметь модели КМч своих избирателей, по крайней мере, в общих чертах. Если он говорит своим избирателям то, что они хотят от него услышать, то значит, он имеет КМч включающую и элементы их КМч. Таким образом, если конкурируют два и более политиков перед аудиторией, то большее количество голосов при всех других равных, наберёт тот, который сможет интегрировать в свою КМч наибольшее количество КМч избирателей, т.е. он позиционирует свою КМч как некую ОКМ группы избирателей. Избиратели оценивают его синтетическую  ОКМ, и чем меньше разница её и КМч избирателя, тем большим сторонником он является политика. Отсюда следует, что главной профессией профессионального политика в идеале является изучение КМч своих избирателей и формирование некоей общей ОКМ с последующим взаимодействием ОКМ других политиков.  Именно так должна в идеале работать ПД-2, но реальная жизнь вносит существенные коррективы, причина этих корректив в том, что человек может иметь не одну, а много КМч. Точнее она одна, но другие КМч он может использовать как инструмент для реализации своих целей. Т.е. говоря попросту он может лгать. Его КМч включает КМч` для плебса как инструмент для реализации своей КМч отличной от декларируемой. Именно в этот момент родилась политическая коррупция. Политик элитарной демократии всегда решает простенькое уравнение, какую КМч отстаивать свою или плебса КМч`. В том случае, если отстаивание своей КМч не влечёт непосредственной угрозы от плебса, то он будет преследовать свой интерес. Об интересах своих избирателей он будет помнить только в том случае, если постоянно будет существовать угроза за подмену КМч` декларированной плебсу на свою не декларированную КМч. Т.е. ответственность постоянная и непрерывная единственный способ блокировать возможность политической коррупции. Политическая коррупция как инструмент служит, как правило, действующей иерархии власти, так как именно она контролирует финансовые потоки и за счёт этого консервирует своё состояние. Т.е. решая за счёт политической коррупции тактические вопросы, действующая власть не даёт проходить КМч`  к взаимодействию, тем самым противоречия в системе социум-элита нарастают. Как следствие этого резкий сдвиг, выражающийся через восстание и резню элиты, которая не отражала интересы своих избирателей.

   Совершенно очевидно, что причиной набегания ошибки в ОКМ элиты, относительно ОКМ социума является политическая коррупция. Причина же политической коррупции заключается в том, что действующая власть стремится сохранять свой статус-кво с помощью наименьших усилий. В условиях СУ-2 ПД-2  превращается в комплиментарную ветвь власти, осуществляющую внутреннюю легитимизацию власти. В условиях, когда члены социума не могут за счёт горизонтальных связей верифицировать истинность ОКМ элиты, то власть считается легитимной до тех пор, пока диспропорции между ОКМ элиты и ОКМ социума не достигнут размеров при которых недовольные управлением не начнут спонтанно формировать группы, которые вначале носят сетевую структуру, затем быстро структурируются в иерархию. Возглавляют эту новую иерархию новые претенденты на место элиты. Они становятся лидерами в протестной иерархии потому, что наиболее адекватно интегрируют КМч участников оппозиции. Разрешение ситуации возможно несколькими путями:

·происходит переворот, и новая элита сменяет прежнюю при этом ОКМ элиты становится равен ОКМ социума.

·прежняя элита уничтожает лидеров оппозиции и меняет свою ОКМ до ОКМ социума.

·прежняя элита уничтожает лидеров оппозиции, но не меняет свою ОКМ до ОКМ социума, через короткое время формируется новая элита оппозиции, при этом более радикально настроенная. В конечном итоге всё кончается переворотом с резнёй.

·Прежняя элита, не дожидаясь острой фазы, меняет ОКМ элиты до ОКМ социума. При этом, кооптируя оппозиционную элиту в состав действующей элиты.

Из всех этих сценариев видно, что в любом случае ОКМ социума побеждает ОКМ элиты и задача элиты сводится к качественному и своевременному интегрированию ОКМ социума. В тот момент как она начинает сдерживать развитие социума, тогда и подписывает себе приговор. Эффективная тактика элиты заключается в опережающем развитии ОКМ элиты.

  Теперь рассмотрим ПД-3 и представительскую демократию в частности. Депутаты представительного органа действуют аналогичным образом при завоевании голосов, но в представительской демократии существует, как правило, и механизм отзыва депутата, если его действия не будут соответствовать интересам избирателей. Т.е. формально в ПД-3 заложен механизм блокирования политической коррупции снизу, однако, как правило, он не работает, что в общем превращает депутата в торгующего КМч как и в ПД-2. Однако есть и существенные отличия. Отличия, прежде всего, заключаются в наличие консолидированных групп имеющих свою ОКМ. Так, например партии, депутатские объединения и фракции являются такими группами имеющими свою ОКМ. В результате этого в ПД-3 взаимодействие идёт не на уровне КМч, а на уровне альтернативных ОКМ. Которые, по сути, являются, в той или иной мере, отражением интегральной суммы КМч обширных групп населения. Собственно политическая коррупция в ПД-3 переходит на уровень групп и политических партий. Но впервые возникает иерархия ОКМ включающая в себя и альтернативные ОКМ. Таким образом, оппозиция в ПД-3 также входит в элиту и в идеальной схеме в случае разбалансировки ОКМ текущей Власти и ОКМ социума, текущей Властью становится одна из оппозиционных групп, чья ОКМ наиболее близка к ОКМ социума. Это всё в идеале, на практике, как и в ПД-2 текущая Власть старается сохранить статус-кво несмотря ни на что, как следствие политическая коррупция. Во второй половине 20-го века с развитием таких СМИ как радио и телевидение появилась ещё одна возможность, это массовое  манипулирование КМч избирателей. Специально сгруппированные факты и авторитетные мнения в состоянии оказать существенное влияние на КМч. В результате таких комбинированных мер стало возможно сохранять статус-кво текущей власти на достаточно длительный период, при этом не набегала большая погрешность между ОКМ элиты и ОКМ социума. Известный футуролог Фукуяма поторопился объявить о конце Истории. Но он поторопился, всё только начиналось.

   Взломала эту идиллию, Сеть. Конец 20-го века был ознаменован взрывообразным развитием средств коммуникации. Мобильная связь стала общедоступной, Интернет сделал возможным и главное дешевым создание собственных СМИ. Это привело к тому, что множество людей и ранее маргинальных групп получили возможность публиковать свои КМч и ОКМ. Зачастую они сильно отличались от официальной ОКМ элиты, нарастание их числа поставило под вопрос внутреннюю легитимизацию Власти. Кроме того, возникшие горизонтальные связи и дешевизна информационных транзакций привела к возможности формировать ОКМ социума напрямую как в прямой демократии ПД-1. Сформированная таким образом ОКМ как правило очень отличалась от ОКМ элиты. В условиях Сети альтернативная ОКМ стала набирать сторонников, при этом начала формироваться новая элита, сетевая. Сетевая элита по своей сути и организации принципиально отличается от традиционной иерархической элиты. Прежде всего, она отличается тем, что не структурирована и её ОКМ носит распределённый характер, причём она записана как в сетевых неоперабельных носителях, так и в операбельных нейронных сетях широкого и зачастую неопределённого круга читателей.

Всё это признаки надвигающегося очередного кризиса Демократии. Даже такие признанно демократические страны как США стали испытывать проблемы с легитимностью. Прежде всего, это происходит из-за того, что каждая из групп в противоборстве с другой группой использует сетевые методы, но они, используя оружие которое, не понимая как оно работает, сами себе роют яму, причём с энтузиазмом. Выборы 2000-го и 2004-го года в США показали, что у демократии в США тоже есть проблемы легитимности.

    Аналогичные ситуации складываются по всему миру, возникают новые сетевые субкультуры и среды, так например «Живой Журнал» стал не только культурным, но и политическим явлением. Его структура оказалась удобной для формирования новых групп и развития новых ОКМ, инвариантность социума и связность возросли. Произошло то, о чём говорил в середине 80-х годов 20-го века немецкий философ Юрген Хабермас* развитие коммуникаций привело к возникновению нового качества, прежде всего в способе и структуре взаимодействия КМч и ОКМ.  Именно коммуникативные среды и форумы как одно из средств привело к возникновению нового качества, когда напрямую и в реальном времени взаимодействуют много КМч и формируют новую ОКМ, причём за счёт большого числа и целевой специализации участников, зачастую эти ОКМ существенно превосходят то, что может предложить текущая Власть. Эти ОКМ публично доступны широкому и не определённому кругу, в результате наблюдается развитие тех ОКМ которые наиболее адекватно отображают реальность, при этом ОКМ элиты начинает существенно им уступать. Традиционные средства противодействия пригодные для иерархической оппозиции ПД-3 абсолютно бесполезны против сетевой демократии, в ней нет лидеров, которых можно ликвидировать или кооптировать, есть ОКМ которая, находясь с одной стороны в операбельной среде, с другой стороны отчуждена от конкретных носителей.

   Читатель наверное понял, что речь идёт о Демократии нового типа, а наиболее начитанные даже знают как она называется, да, это делиберативная демократия. ПД-4 является демократией Сети, демократией диалога, демократией прямого взаимодействия КМч большого числа людей, при этом зародившаяся в таком взаимодействии ОКМ находится везде и нигде одновременно. Что же это за новая Демократия идущая на смену ПД-3 в виде представительской демократии?

Но вначале рассмотрим инструменты Власти.

 

 

    Вся история Развития, в том числе и человечества, состоит из цепочки кризисов. Кризис это естественный эволюционный процесс. Каждый раз сценарий его один и тот же, система адаптируется под изменившиеся условия, затем условия меняются, иногда постепенно, иногда резко, система становится неадекватна среде, происходит поиск нового решения, система вновь становится адекватна среде и процесс повторяется. Однако тут следует учесть, что на частоту кризисов оказывает прямое влияние скорость изменения среды. Чем выше скорость изменений в среде, тем выше частота кризисов. Бескризисное развитие возможно только в том случае, если система сама будет в состоянии точно предсказывать будущую траекторию развития и менять себя загодя. Т.е. система станет Разумной. До тех пор нам предстоит переживать кризисы. Возможно, уже этот станет последним, и с воцарением ПД-4 мы увидим «Новый Мир». Но о ПД-4 чуть позже, а сейчас рассмотрим механизмы Демократии в части её возможности адекватно обрабатывать ОКМ.

    ПД-1 имело одну ОКМ общую для всех членов социума, профессий в то время было не много и возможностей по обработке всей ОКМ одним человеком было достаточно. В это время КМч примерно равнялась ОКМ социума. В условиях прямой демократии несмотря на имущественные ограничения можно говорить о том, что народ управлял социумом, т.к. КМч каждого признанного гражданином принималась к рассмотрению, т.е. это была система истинного народовластия. Следующая ПД-1,5 в принципе тоже была прямой демократией, но при этом из-за возросшей численности мнение каждого гражданина в общей ОКМ союза городов (поселений) интегрировалась, так как общая ОКМ союза была результирующей от взаимодействия ОКМ отдельных поселений.

Первый кризис Демократии произошел при переходе от ПД-1,5 к ПД-2.  Если судить по приводившемуся высказыванию Аристотеля, то получается, что напряжение в вопросе того, кого считать элитой в древней Греции решался с помощью случайной выборки и ротацией участников жребия. Для небольших групп с малым числом профессий этот метод был вполне приемлем и поэтому этот кризис был, по-видимому, относительно мягок. Однако уже в древнем Риме с его сенатом всё было гораздо кровопролитней.

Но вернемся к рассмотрению обработки ОКМ в ПД-2.

Для того чтоб понять, как обрабатывается ОКМ,  является ключевым понять принципы формирования элиты. Если в Древней Греции это была случайная выборка и КМч усреднено можно считать близкой ОКМ социума, то уже в Древнем Риме стали возникать наследственные династии политиков. Здесь снова следует вспомнить спектр компетентности, если политика становится профессией, то логично было бы предположить, наличие некоего острого пика специализации. Да такой пик был, это как правило были ораторские способности, ведь профессиональному политику надо было с одной стороны заручиться поддержкой плебса, с другой стороны уметь навязать свою КМч или по крайней мере предложить в качестве основы для ОКМ. Именно здесь начинает проявляться интегрирующая функция профессионально политика, для своей успешности он должен говорить то, что от него хотят услышать избиратели, но для этого он в своей КМч должен иметь модели КМч своих избирателей, по крайней мере, в общих чертах. Если он говорит своим избирателям то, что они хотят от него услышать, то значит, он имеет КМч включающую и элементы их КМч. Таким образом, если конкурируют два и более политиков перед аудиторией, то большее количество голосов при всех других равных, наберёт тот, который сможет интегрировать в свою КМч наибольшее количество КМч избирателей, т.е. он позиционирует свою КМч как некую ОКМ группы избирателей. Избиратели оценивают его синтетическую  ОКМ, и чем меньше разница её и КМч избирателя, тем большим сторонником он является политика. Отсюда следует, что главной профессией профессионального политика в идеале является изучение КМч своих избирателей и формирование некоей общей ОКМ с последующим взаимодействием ОКМ других политиков.  Именно так должна в идеале работать ПД-2, но реальная жизнь вносит существенные коррективы, причина этих корректив в том, что человек может иметь не одну, а много КМч. Точнее она одна, но другие КМч он может использовать как инструмент для реализации своих целей. Т.е. говоря попросту он может лгать. Его КМч включает КМч` для плебса как инструмент для реализации своей КМч отличной от декларируемой. Именно в этот момент родилась политическая коррупция. Политик элитарной демократии всегда решает простенькое уравнение, какую КМч отстаивать свою или плебса КМч`. В том случае, если отстаивание своей КМч не влечёт непосредственной угрозы от плебса, то он будет преследовать свой интерес. Об интересах своих избирателей он будет помнить только в том случае, если постоянно будет существовать угроза за подмену КМч` декларированной плебсу на свою не декларированную КМч. Т.е. ответственность постоянная и непрерывная единственный способ блокировать возможность политической коррупции. Политическая коррупция как инструмент служит, как правило, действующей иерархии власти, так как именно она контролирует финансовые потоки и за счёт этого консервирует своё состояние. Т.е. решая за счёт политической коррупции тактические вопросы, действующая власть не даёт проходить КМч`  к взаимодействию, тем самым противоречия в системе социум-элита нарастают. Как следствие этого резкий сдвиг, выражающийся через восстание и резню элиты, которая не отражала интересы своих избирателей.

   Совершенно очевидно, что причиной набегания ошибки в ОКМ элиты, относительно ОКМ социума является политическая коррупция. Причина же политической коррупции заключается в том, что действующая власть стремится сохранять свой статус-кво с помощью наименьших усилий. В условиях СУ-2 ПД-2  превращается в комплиментарную ветвь власти, осуществляющую внутреннюю легитимизацию власти. В условиях, когда члены социума не могут за счёт горизонтальных связей верифицировать истинность ОКМ элиты, то власть считается легитимной до тех пор, пока диспропорции между ОКМ элиты и ОКМ социума не достигнут размеров при которых недовольные управлением не начнут спонтанно формировать группы, которые вначале носят сетевую структуру, затем быстро структурируются в иерархию. Возглавляют эту новую иерархию новые претенденты на место элиты. Они становятся лидерами в протестной иерархии потому, что наиболее адекватно интегрируют КМч участников оппозиции. Разрешение ситуации возможно несколькими путями:

·происходит переворот, и новая элита сменяет прежнюю при этом ОКМ элиты становится равен ОКМ социума.

·прежняя элита уничтожает лидеров оппозиции и меняет свою ОКМ до ОКМ социума.

·прежняя элита уничтожает лидеров оппозиции, но не меняет свою ОКМ до ОКМ социума, через короткое время формируется новая элита оппозиции, при этом более радикально настроенная. В конечном итоге всё кончается переворотом с резнёй.

·Прежняя элита, не дожидаясь острой фазы, меняет ОКМ элиты до ОКМ социума. При этом, кооптируя оппозиционную элиту в состав действующей элиты.

Из всех этих сценариев видно, что в любом случае ОКМ социума побеждает ОКМ элиты и задача элиты сводится к качественному и своевременному интегрированию ОКМ социума. В тот момент как она начинает сдерживать развитие социума, тогда и подписывает себе приговор. Эффективная тактика элиты заключается в опережающем развитии ОКМ элиты.

  Теперь рассмотрим ПД-3 и представительскую демократию в частности. Депутаты представительного органа действуют аналогичным образом при завоевании голосов, но в представительской демократии существует, как правило, и механизм отзыва депутата, если его действия не будут соответствовать интересам избирателей. Т.е. формально в ПД-3 заложен механизм блокирования политической коррупции снизу, однако, как правило, он не работает, что в общем превращает депутата в торгующего КМч как и в ПД-2. Однако есть и существенные отличия. Отличия, прежде всего, заключаются в наличие консолидированных групп имеющих свою ОКМ. Так, например партии, депутатские объединения и фракции являются такими группами имеющими свою ОКМ. В результате этого в ПД-3 взаимодействие идёт не на уровне КМч, а на уровне альтернативных ОКМ. Которые, по сути, являются, в той или иной мере, отражением интегральной суммы КМч обширных групп населения. Собственно политическая коррупция в ПД-3 переходит на уровень групп и политических партий. Но впервые возникает иерархия ОКМ включающая в себя и альтернативные ОКМ. Таким образом, оппозиция в ПД-3 также входит в элиту и в идеальной схеме в случае разбалансировки ОКМ текущей Власти и ОКМ социума, текущей Властью становится одна из оппозиционных групп, чья ОКМ наиболее близка к ОКМ социума. Это всё в идеале, на практике, как и в ПД-2 текущая Власть старается сохранить статус-кво несмотря ни на что, как следствие политическая коррупция. Во второй половине 20-го века с развитием таких СМИ как радио и телевидение появилась ещё одна возможность, это массовое  манипулирование КМч избирателей. Специально сгруппированные факты и авторитетные мнения в состоянии оказать существенное влияние на КМч. В результате таких комбинированных мер стало возможно сохранять статус-кво текущей власти на достаточно длительный период, при этом не набегала большая погрешность между ОКМ элиты и ОКМ социума. Известный футуролог Фукуяма поторопился объявить о конце Истории. Но он поторопился, всё только начиналось.

   Взломала эту идиллию, Сеть. Конец 20-го века был ознаменован взрывообразным развитием средств коммуникации. Мобильная связь стала общедоступной, Интернет сделал возможным и главное дешевым создание собственных СМИ. Это привело к тому, что множество людей и ранее маргинальных групп получили возможность публиковать свои КМч и ОКМ. Зачастую они сильно отличались от официальной ОКМ элиты, нарастание их числа поставило под вопрос внутреннюю легитимизацию Власти. Кроме того, возникшие горизонтальные связи и дешевизна информационных транзакций привела к возможности формировать ОКМ социума напрямую как в прямой демократии ПД-1. Сформированная таким образом ОКМ как правило очень отличалась от ОКМ элиты. В условиях Сети альтернативная ОКМ стала набирать сторонников, при этом начала формироваться новая элита, сетевая. Сетевая элита по своей сути и организации принципиально отличается от традиционной иерархической элиты. Прежде всего, она отличается тем, что не структурирована и её ОКМ носит распределённый характер, причём она записана как в сетевых неоперабельных носителях, так и в операбельных нейронных сетях широкого и зачастую неопределённого круга читателей.

Всё это признаки надвигающегося очередного кризиса Демократии. Даже такие признанно демократические страны как США стали испытывать проблемы с легитимностью. Прежде всего, это происходит из-за того, что каждая из групп в противоборстве с другой группой использует сетевые методы, но они, используя оружие которое, не понимая как оно работает, сами себе роют яму, причём с энтузиазмом. Выборы 2000-го и 2004-го года в США показали, что у демократии в США тоже есть проблемы легитимности.

    Аналогичные ситуации складываются по всему миру, возникают новые сетевые субкультуры и среды, так например «Живой Журнал» стал не только культурным, но и политическим явлением. Его структура оказалась удобной для формирования новых групп и развития новых ОКМ, инвариантность социума и связность возросли. Произошло то, о чём говорил в середине 80-х годов 20-го века немецкий философ Юрген Хабермас* развитие коммуникаций привело к возникновению нового качества, прежде всего в способе и структуре взаимодействия КМч и ОКМ.  Именно коммуникативные среды и форумы как одно из средств привело к возникновению нового качества, когда напрямую и в реальном времени взаимодействуют много КМч и формируют новую ОКМ, причём за счёт большого числа и целевой специализации участников, зачастую эти ОКМ существенно превосходят то, что может предложить текущая Власть. Эти ОКМ публично доступны широкому и не определённому кругу, в результате наблюдается развитие тех ОКМ которые наиболее адекватно отображают реальность, при этом ОКМ элиты начинает существенно им уступать. Традиционные средства противодействия пригодные для иерархической оппозиции ПД-3 абсолютно бесполезны против сетевой демократии, в ней нет лидеров, которых можно ликвидировать или кооптировать, есть ОКМ которая, находясь с одной стороны в операбельной среде, с другой стороны отчуждена от конкретных носителей.

   Читатель наверное понял, что речь идёт о Демократии нового типа, а наиболее начитанные даже знают как она называется, да, это делиберативная демократия. ПД-4 является демократией Сети, демократией диалога, демократией прямого взаимодействия КМч большого числа людей, при этом зародившаяся в таком взаимодействии ОКМ находится везде и нигде одновременно. Что же это за новая Демократия идущая на смену ПД-3 в виде представительской демократии?

Но вначале рассмотрим инструменты Власти.