V. Советы плюс Бюджет.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

 

          Основной принцип заключается в дробление управленческой задачи и решения на соответствующие уровни иерархии социума.

          Властно-распорядительные полномочия в системе местного самоуправления, на принципах диалоговой демократии, реализуется классически для демократических систем, делегированием снизу вверх.  Каждый нижестоящий делегирует полномочия по принятию решения на вышестоящий уровень. При этом система инициации выборов спонтанна и определяется простым большинством нижестоящих желающих реализации демократического права. Таким образом, неэффективные управленческие решения моментально оцениваются нижестоящими и до тех пор, пока не будет найден лучший управленец, для этого уровня, выборы перманентны.  Данная система позволяет самым активным и эффективным управленцам подняться по административной иерархии. На каждом уровне будет повышаться компетентность в вопросах организации местного самоуправления. Вместе с тем критерием оценки для нижестоящих качества выбранного руководителя, будет его возможности по привлечению средств для соответствующего уровня, справедливое их распределение и расходование с учётом интересов всех нижестоящих.

        Административная иерархия предусматривает наличие в ней аппарата поддержки административных функций, секретари, менеджеры и другие. В обязательном порядке эти элементы имеются городском комитете местного самоуправления  и в районных Советах.

Нижестоящие Советы так же в случае необходимости, если обслуживают большие городские конгломераты, могут создавать свои административные структуры, но финансирование их они осуществляют из своих средств. Так, например Совет микрорайона может арендовать комнату или квартиру с компьютером и одним постоянным или несколькими служащими, которые осуществляют непосредственное взаимодействие с разными уровнями по текущим вопросам. Совет квартала может ограничиться одной комнатой, компьютером и принимать граждан в определённое время, не имея постоянного штата. Домовой комитет может принять решение об определении размера компенсации за амортизацию компьютера и ведение счета дома.

    Главный принцип административной иерархии, власть делегируется снизу, средства поступают сверху.

 

  Нижней административной единицей самоуправления является управдом (управляющий домом) он избирается старшими подъезда из своего числа, на неограниченный срок и является распорядителем лицевого счета дома. Размер вознаграждения за деятельность определяют нижестоящие, размер вознаграждения публичен и доступен в системе «МИАСС».(Муниципальный Информационно-Административный Сервер Самоуправления)

  Следующей в иерархии единицей является «квартальный» который управдомы избирают из своего числа, размер вознаграждения за работу также определяют нижестоящие  управдомы.

   Управляющий делами микрорайона избирается из состава квартальных, его вознаграждение определяют «квартальные».

    Минимэр, он же председатель районного Совета, выбирается из состава префектов и является главным распорядителем района города, размер его вознаграждения определяют префекты.

     Минимэры образуют в городской администрации городской комитет (Совет) местного самоуправления, который под руководством Сити-менеджера и мэра осуществляет управление городом, и вырабатывают общегородские программы.

 

 

 

Рис.34 административная иерархия

 

Второй после формирования административной иерархией компонентой является иерархическое формирование бюджетного плана.

  Основной принцип при формировании бюджетного плана заключается в том, что жильцы гораздо лучше знают о проблемах микроуровня и могут сформулировать детальную постановку задачи, вплоть до подъезда, лестничной площадки, конкретной ямы и трубы. Это не отменяет привлечение специалистов для оценки капитального ремонта и состояния коммуникаций, но позволяет во многих случаях текущую работу возложить на самих жильцов, тем более они заинтересованная сторона.

   Жильцы совместно со старшими подъездов и управдомом формируют план расходов дома, в котором наряду с обязательными пунктами, как оплата тепла, воды, канализации, вывоз мусора и других регулярных работ, предусматривают статьи по ремонту, кровли, подвала, подъездов, лифтов, благоустройство возле дома, жильцы в праве сами определять на какие цели расходовать деньги с лицевого счета дома. Управдом в расходовании средств подотчетен только старшим подъезда и жильцам дома. В бюджетном плане дома на год все расходы ранжируются по их приоритету, так обязательные являются приоритетными, приоритет дополнительных определяют сами жильцы, причём длинна списка не ограничена, исполнение его определяется наполнением городского бюджета.

   Сформированный таким образом бюджетный план дома направляется на рассмотрение Совета квартала, на основании представленных домовых бюджетных планов, а так же расходов квартала, формируется бюджетный план квартала. В бюджетном плане квартала предусматриваются расходы на междомовые коммуникации, на ремонт подъездных путей, организации детских площадок и благоустройство. Принцип формирования по приоритетам аналогичен домовому, сначала обязательные расходы, дворники, аварийный ремонт и т.п., далее дополнительные исходя из приоритетов. 

    Бюджетный план квартала поступает в Совет микрорайона, где формируется объединённый бюджетный план микрорайона. Принцип по приоритетам аналогичен, вначале обязательные, затем дополнительные расходы. Бюджетный план микрорайона дополняется расходами на ремонт и прокладку дорог в микрорайоне, ремонт и строительство систем инфраструктуры микрорайона, трансформаторные подстанции, котельные, коммуникации.

    Бюджетный план района города формируемый в районом Совете содержит в себе статьи связанные с инфраструктурой района, включая культурные, образовательные, спортивные учреждения. Расходы на эксплуатацию коммуникаций, подстанций, насосных станций, скважин и других систем жизнеобеспечения района города.

    Бюджетный план города формируется исходя из представленных районных бюджетных планов и общегородских проектов, определяемых городским комитетом по местному самоуправлению. К числу таких проектов относится содержание муниципальной милиции, пожарной службы, медицины, организация свалок и мусоросжигательных заводов, крупные инфраструктурные вложения городского масштаба и других проектов определяемых комитетом по местному самоуправлению.

    После формирования объединённого городского бюджетного плана, он направляется в бюджетно-финансовый комитет, где переводится в электронную форму и обсчитывается по нормативам. Сформированный таким образом бюджет имеет электронное представление и доступен всем жителям города через систему «МИАСС». На основании плана налоговых и иных поступлений в местный бюджет определяется плановая доходная часть бюджета. Вычтя из Бюджетного плана плановую доходную часть, будет получен размер желательных внешних субвенций.  Чем более общая доходная часть приближена к расходной, тем больше проектов и пожеланий жителей можно реализовать.

     Возможные пути это увеличение доходов территории и/или увеличение внешних субвенций.

     Однако возможна реализация и дефицитного бюджета, просто в этом случае будут реализованы самые насущные и важные проекты.

     Бюджетное планирование с помощью компьютерной системы создаёт условия уполномоченной демократии.

    Исследователи процессов самоуправления заметили, что при внедрении моделей общественного соучастия в планировании, население сначала испытывает энтузиазм, но затем (через год-два) его участие в разных собраниях и прочих акциях самоуправления начинает падать.

    Дело в том, что если мнение дают высказать, но не всегда принимают во внимание, человек перестает участвовать в «бесполезной говорильне».

Тогда был принят вариант «уполномоченного соучастия». Городская администрация бразильского города Порто-Аллегри приняла на себя обязательство планировать бюджет города (каждый год) в строгом соответствии с приоритетами, которые задали жители на своих собраниях.

   В результате ситуация изменилась, и процент участвующих в обсуждениях начал увеличиваться год от года. И действительно – на собраниях решались самые жизненные проблемы, что более ценно для жителей того или иного квартала – наладить освещение, сделать газоны или заделать дырки в асфальте.

     В процессе этих обсуждений люди научились формулировать свои желания, точнее осознали, что же им в действительности нужно, научились искать взаимоприемлемые варианты. Было сделано немало открытий, как можно скомбинировать ограниченные бюджетные средства с тем, чтобы достичь наибольшего эффекта. *

   Выстроенная подобным образом система не сразу начинает работать в заданном режиме. Необходимо время в 1-2 года и поддержка властей, чтобы запустить этот механизм. Но будучи запущенным, он работает автоматически.

   В моём доме, когда выбирали управдома, то активность была маленькой, сейчас спустя год, собрания жильцов превратились в конструктивные и заинтересованные собрания, на которых решаются важные вопросы, при этом двор стал ухоженным и более благоустроенным. Т.е. активность граждан напрямую зависит от результативности их активности.

 

Рис.35 Уровни  бюджетного  плана

 

 

Бюджетное исполнение это поток финансовых средств по иерархии от городского комитета по местному самоуправлению вниз, вплоть до лицевых счетов домов.

   Утверждённый бюджет города в электронной форме находится в системе «МИАСС», все жители города, советы всех уровней видят бюджет как кровеносную систему, наложенную на карту города, по которой двумя цветами растекаются обязательные и дополнительные средства. Фактически «МИАСС» отражает текущее движение средств по разным уровням.

  Средства движутся следующим образом:

1. Поступившие на счёт городского комитета по местному самоуправления средства разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду плюс резервный фонд. Причём формирование обязательных расходов приоритетное, размер отчислений в резервный фонд определяет комитет и городской Совет депутатов. Из этих средств также удерживаются деньги на содержание аппарата городского комитета по самоуправлению и

вознаграждение минимэрам. Далее средства направляются в районные советы.

2. Поступившие на счёт районного Совета средства снова разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду, плюс резервный фонд, размер резервного фонда определяет минимэр, но в процентном отношении не более городского. Часть средств направляется на содержание аппарата районного Совета и на вознаграждение УДМ(префектов). Далее средства направляются на счета Советов микрорайона.

3. Поступившие на счёт Совета микрорайона средства снова разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду плюс резервный фонд, размер резервного фонда определяет префект, но в процентном отношении не более районного. Часть средств может направлять на содержание аппарата Совета микрорайона и на вознаграждение квартальных. Далее средства направляются на счета Советов кварталов.

4. Поступившие на счёт Совета квартала средства снова разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду плюс резервный фонд, размер резервного фонда определяет квартальный, но в процентном отношении не более микрорайонного. Часть средств может направлять на содержание аппарата Совета квартала и на вознаграждение управдомов. Далее средства направляются на лицевые счета домов.

5. Поступившие на лицевой счёт дома средства непосредственно расходуются на нужды жильцов дома уполномоченным на то управдомом. Управдом является последним звеном в бюджетном исполнении, фактический окончательный контроль за расходованием средств осуществляют жильцы.

 

   В данной системе бюджетного исполнения является прозрачной как сама процедура поступления и распределения средств, так и размер издержек управления, т.к. в системе «МИАСС» доступны все данные, по каждому уровню. Контроль снизу, это самый надёжный и объективный контроль за расходованием средств и выполнением работ, а так же соответствия работ и их стоимости. Кроме того, доступность информации по всей иерархической сети позволяет выявлять необоснованно завышенные по отношению к средним платежи.

  

 

Рис.36 Уровни  бюджетного  исполнения

 

 

Четвертая компонента местного самоуправления это «Подрядный конкурс».

С помощью этой компоненты реализуется конкурентная рыночная среда среди организаций, осуществляющих коммунальные услуги.

  Для реализации этого городской комитет по местному самоуправлению регистрирует предприятия отвечающие требованиям по оказанию услуг населению. Круг формальных требований и условия регистрации определяются городским Советом депутатов и комитетом по местному самоуправлению. Каждому предприятию присваивается идентификатор и ведётся учёт выполненных им работ с подсчётом интегральной суммы баллов начисляемых за качество и сроки. Эта интегральная оценка каждого предприятия позволяет учитывать при согласовании цены, т.к. это помогает оценить соотношение цена/качество.

   Вся информация об активном финансировании и ближайших планах финансирования доступна через систему «МИАСС», что фактически превращает данный раздел в аукцион \ биржу, т.к. каждое из предприятий может выставить своё предложение напротив выделенных бюджетом средств и описанием проекта. Решение о выборе подрядчика принимает руководитель совета соответствующего уровня, при этом выбор гласен. Если выбор будет не оптимален,  с точки зрения нижестоящих, то они вправе поменять управленца принявшего неоптимальное решение. Таким образом, для принятия оптимального решения, руководитель должен советоваться и вступать в диалог с нижестоящими управленцами, для выработки согласованной позиции, иначе он рискует своим местом в иерархии самоуправления. По мере обучения он будет всё более оптимально реагировать на ситуацию.

   Описанный алгоритм это хорошо известный в прикладной математике и в нейронных сетях приём, обучение  сети с обратным распространением ошибки.

    Как следствие со временем сеть из управленцев начинает всё более быстро и точно реагировать на изменения среды.

 

   Предприятия для обслуживания городского хозяйства могут иметь как традиционную систему организации, так и на основе матричных или динамических управленческих структур. В некоторых случаях, не касающихся привлечения спецтехники и специалистов, в целях экономии, жильцы часть работ могут выполнять сами на субботниках, закупая только расходные материалы. Так озеленение, косметическая побелка, покраска и другие работы могут выполняться жильцами самостоятельно.

   Одним из следствий внедрения подрядной биржи является снижение расходов и оптимальное рыночное ценообразование на услуги. Существующие практически повсеместно нерыночные принципы при распределении заказов и подрядов создают условия для коррупции, в том числе и политической. Поэтому организация на формальных условиях подрядной биржи решает попутно и серьёзную политическую проблему, связанную с коррумпированностью власти.

   Естественно местная власть и использующие нерыночные средства структуры будут сопротивляться введению честной конкуренции, но введение будет несомненно поддержано широкими слоями граждан и не аффилированных с властью предпринимателей.

 

Рис.37 Уровни биржи подрядов

 

   Приведённые компоненты местного самоуправления являются базовыми системообразующими, но могут дополнятся другими дополнительными функциями на тех же принципах, что и описанные.

   

Обязательное условие функционирования данной системы местного самоуправления является наличие городского информационного центра с системой «МИАСС» (Муниципальный Информационно-Административный Сервер Самоуправления), а так же развитой системы доступа.

  Во многих городах представляется оптимальным использовать объединённые городские компьютерные сети, объединённые высокоскоростной оптической линией «Метронет», в тех местах, которые ещё не охвачены, можно использовать радиодоступ и модемы.

  Система «МИАСС» представляет из себя сложную комплексную базу данных построенную на принципах группваре (групповая работа множества людей) и специальную программную оболочку интерфейс, позволяющую взаимодействовать с сервером любому человеку через наглядный интерфейс.

   Система «МИАСС» фактически содержит в себе компьютерную модель города, его финансовых потоков, проектов, заказчиков, исполнителей, каждодневного общения сотен и тысяч людей. При этом многие вопросы могут решаться без фактического присутствия, путём размещения информации в форуме соответствующего уровня или электронным письмом.

   Подобная система хорошо вписывается в государственную программу «Электронная Россия» и имеет успешный практический опыт внедрения в Эстонии, в виде проекта «е-Демократия».

 

 

          Основной принцип заключается в дробление управленческой задачи и решения на соответствующие уровни иерархии социума.

          Властно-распорядительные полномочия в системе местного самоуправления, на принципах диалоговой демократии, реализуется классически для демократических систем, делегированием снизу вверх.  Каждый нижестоящий делегирует полномочия по принятию решения на вышестоящий уровень. При этом система инициации выборов спонтанна и определяется простым большинством нижестоящих желающих реализации демократического права. Таким образом, неэффективные управленческие решения моментально оцениваются нижестоящими и до тех пор, пока не будет найден лучший управленец, для этого уровня, выборы перманентны.  Данная система позволяет самым активным и эффективным управленцам подняться по административной иерархии. На каждом уровне будет повышаться компетентность в вопросах организации местного самоуправления. Вместе с тем критерием оценки для нижестоящих качества выбранного руководителя, будет его возможности по привлечению средств для соответствующего уровня, справедливое их распределение и расходование с учётом интересов всех нижестоящих.

        Административная иерархия предусматривает наличие в ней аппарата поддержки административных функций, секретари, менеджеры и другие. В обязательном порядке эти элементы имеются городском комитете местного самоуправления  и в районных Советах.

Нижестоящие Советы так же в случае необходимости, если обслуживают большие городские конгломераты, могут создавать свои административные структуры, но финансирование их они осуществляют из своих средств. Так, например Совет микрорайона может арендовать комнату или квартиру с компьютером и одним постоянным или несколькими служащими, которые осуществляют непосредственное взаимодействие с разными уровнями по текущим вопросам. Совет квартала может ограничиться одной комнатой, компьютером и принимать граждан в определённое время, не имея постоянного штата. Домовой комитет может принять решение об определении размера компенсации за амортизацию компьютера и ведение счета дома.

    Главный принцип административной иерархии, власть делегируется снизу, средства поступают сверху.

 

  Нижней административной единицей самоуправления является управдом (управляющий домом) он избирается старшими подъезда из своего числа, на неограниченный срок и является распорядителем лицевого счета дома. Размер вознаграждения за деятельность определяют нижестоящие, размер вознаграждения публичен и доступен в системе «МИАСС».(Муниципальный Информационно-Административный Сервер Самоуправления)

  Следующей в иерархии единицей является «квартальный» который управдомы избирают из своего числа, размер вознаграждения за работу также определяют нижестоящие  управдомы.

   Управляющий делами микрорайона избирается из состава квартальных, его вознаграждение определяют «квартальные».

    Минимэр, он же председатель районного Совета, выбирается из состава префектов и является главным распорядителем района города, размер его вознаграждения определяют префекты.

     Минимэры образуют в городской администрации городской комитет (Совет) местного самоуправления, который под руководством Сити-менеджера и мэра осуществляет управление городом, и вырабатывают общегородские программы.

 

 

 

Рис.34 административная иерархия

 

Второй после формирования административной иерархией компонентой является иерархическое формирование бюджетного плана.

  Основной принцип при формировании бюджетного плана заключается в том, что жильцы гораздо лучше знают о проблемах микроуровня и могут сформулировать детальную постановку задачи, вплоть до подъезда, лестничной площадки, конкретной ямы и трубы. Это не отменяет привлечение специалистов для оценки капитального ремонта и состояния коммуникаций, но позволяет во многих случаях текущую работу возложить на самих жильцов, тем более они заинтересованная сторона.

   Жильцы совместно со старшими подъездов и управдомом формируют план расходов дома, в котором наряду с обязательными пунктами, как оплата тепла, воды, канализации, вывоз мусора и других регулярных работ, предусматривают статьи по ремонту, кровли, подвала, подъездов, лифтов, благоустройство возле дома, жильцы в праве сами определять на какие цели расходовать деньги с лицевого счета дома. Управдом в расходовании средств подотчетен только старшим подъезда и жильцам дома. В бюджетном плане дома на год все расходы ранжируются по их приоритету, так обязательные являются приоритетными, приоритет дополнительных определяют сами жильцы, причём длинна списка не ограничена, исполнение его определяется наполнением городского бюджета.

   Сформированный таким образом бюджетный план дома направляется на рассмотрение Совета квартала, на основании представленных домовых бюджетных планов, а так же расходов квартала, формируется бюджетный план квартала. В бюджетном плане квартала предусматриваются расходы на междомовые коммуникации, на ремонт подъездных путей, организации детских площадок и благоустройство. Принцип формирования по приоритетам аналогичен домовому, сначала обязательные расходы, дворники, аварийный ремонт и т.п., далее дополнительные исходя из приоритетов. 

    Бюджетный план квартала поступает в Совет микрорайона, где формируется объединённый бюджетный план микрорайона. Принцип по приоритетам аналогичен, вначале обязательные, затем дополнительные расходы. Бюджетный план микрорайона дополняется расходами на ремонт и прокладку дорог в микрорайоне, ремонт и строительство систем инфраструктуры микрорайона, трансформаторные подстанции, котельные, коммуникации.

    Бюджетный план района города формируемый в районом Совете содержит в себе статьи связанные с инфраструктурой района, включая культурные, образовательные, спортивные учреждения. Расходы на эксплуатацию коммуникаций, подстанций, насосных станций, скважин и других систем жизнеобеспечения района города.

    Бюджетный план города формируется исходя из представленных районных бюджетных планов и общегородских проектов, определяемых городским комитетом по местному самоуправлению. К числу таких проектов относится содержание муниципальной милиции, пожарной службы, медицины, организация свалок и мусоросжигательных заводов, крупные инфраструктурные вложения городского масштаба и других проектов определяемых комитетом по местному самоуправлению.

    После формирования объединённого городского бюджетного плана, он направляется в бюджетно-финансовый комитет, где переводится в электронную форму и обсчитывается по нормативам. Сформированный таким образом бюджет имеет электронное представление и доступен всем жителям города через систему «МИАСС». На основании плана налоговых и иных поступлений в местный бюджет определяется плановая доходная часть бюджета. Вычтя из Бюджетного плана плановую доходную часть, будет получен размер желательных внешних субвенций.  Чем более общая доходная часть приближена к расходной, тем больше проектов и пожеланий жителей можно реализовать.

     Возможные пути это увеличение доходов территории и/или увеличение внешних субвенций.

     Однако возможна реализация и дефицитного бюджета, просто в этом случае будут реализованы самые насущные и важные проекты.

     Бюджетное планирование с помощью компьютерной системы создаёт условия уполномоченной демократии.

    Исследователи процессов самоуправления заметили, что при внедрении моделей общественного соучастия в планировании, население сначала испытывает энтузиазм, но затем (через год-два) его участие в разных собраниях и прочих акциях самоуправления начинает падать.

    Дело в том, что если мнение дают высказать, но не всегда принимают во внимание, человек перестает участвовать в «бесполезной говорильне».

Тогда был принят вариант «уполномоченного соучастия». Городская администрация бразильского города Порто-Аллегри приняла на себя обязательство планировать бюджет города (каждый год) в строгом соответствии с приоритетами, которые задали жители на своих собраниях.

   В результате ситуация изменилась, и процент участвующих в обсуждениях начал увеличиваться год от года. И действительно – на собраниях решались самые жизненные проблемы, что более ценно для жителей того или иного квартала – наладить освещение, сделать газоны или заделать дырки в асфальте.

     В процессе этих обсуждений люди научились формулировать свои желания, точнее осознали, что же им в действительности нужно, научились искать взаимоприемлемые варианты. Было сделано немало открытий, как можно скомбинировать ограниченные бюджетные средства с тем, чтобы достичь наибольшего эффекта. *

   Выстроенная подобным образом система не сразу начинает работать в заданном режиме. Необходимо время в 1-2 года и поддержка властей, чтобы запустить этот механизм. Но будучи запущенным, он работает автоматически.

   В моём доме, когда выбирали управдома, то активность была маленькой, сейчас спустя год, собрания жильцов превратились в конструктивные и заинтересованные собрания, на которых решаются важные вопросы, при этом двор стал ухоженным и более благоустроенным. Т.е. активность граждан напрямую зависит от результативности их активности.

 

Рис.35 Уровни  бюджетного  плана

 

 

Бюджетное исполнение это поток финансовых средств по иерархии от городского комитета по местному самоуправлению вниз, вплоть до лицевых счетов домов.

   Утверждённый бюджет города в электронной форме находится в системе «МИАСС», все жители города, советы всех уровней видят бюджет как кровеносную систему, наложенную на карту города, по которой двумя цветами растекаются обязательные и дополнительные средства. Фактически «МИАСС» отражает текущее движение средств по разным уровням.

  Средства движутся следующим образом:

1. Поступившие на счёт городского комитета по местному самоуправления средства разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду плюс резервный фонд. Причём формирование обязательных расходов приоритетное, размер отчислений в резервный фонд определяет комитет и городской Совет депутатов. Из этих средств также удерживаются деньги на содержание аппарата городского комитета по самоуправлению и

вознаграждение минимэрам. Далее средства направляются в районные советы.

2. Поступившие на счёт районного Совета средства снова разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду, плюс резервный фонд, размер резервного фонда определяет минимэр, но в процентном отношении не более городского. Часть средств направляется на содержание аппарата районного Совета и на вознаграждение УДМ(префектов). Далее средства направляются на счета Советов микрорайона.

3. Поступившие на счёт Совета микрорайона средства снова разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду плюс резервный фонд, размер резервного фонда определяет префект, но в процентном отношении не более районного. Часть средств может направлять на содержание аппарата Совета микрорайона и на вознаграждение квартальных. Далее средства направляются на счета Советов кварталов.

4. Поступившие на счёт Совета квартала средства снова разделяются на обязательные и дополнительные по текущему периоду плюс резервный фонд, размер резервного фонда определяет квартальный, но в процентном отношении не более микрорайонного. Часть средств может направлять на содержание аппарата Совета квартала и на вознаграждение управдомов. Далее средства направляются на лицевые счета домов.

5. Поступившие на лицевой счёт дома средства непосредственно расходуются на нужды жильцов дома уполномоченным на то управдомом. Управдом является последним звеном в бюджетном исполнении, фактический окончательный контроль за расходованием средств осуществляют жильцы.

 

   В данной системе бюджетного исполнения является прозрачной как сама процедура поступления и распределения средств, так и размер издержек управления, т.к. в системе «МИАСС» доступны все данные, по каждому уровню. Контроль снизу, это самый надёжный и объективный контроль за расходованием средств и выполнением работ, а так же соответствия работ и их стоимости. Кроме того, доступность информации по всей иерархической сети позволяет выявлять необоснованно завышенные по отношению к средним платежи.

  

 

Рис.36 Уровни  бюджетного  исполнения

 

 

Четвертая компонента местного самоуправления это «Подрядный конкурс».

С помощью этой компоненты реализуется конкурентная рыночная среда среди организаций, осуществляющих коммунальные услуги.

  Для реализации этого городской комитет по местному самоуправлению регистрирует предприятия отвечающие требованиям по оказанию услуг населению. Круг формальных требований и условия регистрации определяются городским Советом депутатов и комитетом по местному самоуправлению. Каждому предприятию присваивается идентификатор и ведётся учёт выполненных им работ с подсчётом интегральной суммы баллов начисляемых за качество и сроки. Эта интегральная оценка каждого предприятия позволяет учитывать при согласовании цены, т.к. это помогает оценить соотношение цена/качество.

   Вся информация об активном финансировании и ближайших планах финансирования доступна через систему «МИАСС», что фактически превращает данный раздел в аукцион \ биржу, т.к. каждое из предприятий может выставить своё предложение напротив выделенных бюджетом средств и описанием проекта. Решение о выборе подрядчика принимает руководитель совета соответствующего уровня, при этом выбор гласен. Если выбор будет не оптимален,  с точки зрения нижестоящих, то они вправе поменять управленца принявшего неоптимальное решение. Таким образом, для принятия оптимального решения, руководитель должен советоваться и вступать в диалог с нижестоящими управленцами, для выработки согласованной позиции, иначе он рискует своим местом в иерархии самоуправления. По мере обучения он будет всё более оптимально реагировать на ситуацию.

   Описанный алгоритм это хорошо известный в прикладной математике и в нейронных сетях приём, обучение  сети с обратным распространением ошибки.

    Как следствие со временем сеть из управленцев начинает всё более быстро и точно реагировать на изменения среды.

 

   Предприятия для обслуживания городского хозяйства могут иметь как традиционную систему организации, так и на основе матричных или динамических управленческих структур. В некоторых случаях, не касающихся привлечения спецтехники и специалистов, в целях экономии, жильцы часть работ могут выполнять сами на субботниках, закупая только расходные материалы. Так озеленение, косметическая побелка, покраска и другие работы могут выполняться жильцами самостоятельно.

   Одним из следствий внедрения подрядной биржи является снижение расходов и оптимальное рыночное ценообразование на услуги. Существующие практически повсеместно нерыночные принципы при распределении заказов и подрядов создают условия для коррупции, в том числе и политической. Поэтому организация на формальных условиях подрядной биржи решает попутно и серьёзную политическую проблему, связанную с коррумпированностью власти.

   Естественно местная власть и использующие нерыночные средства структуры будут сопротивляться введению честной конкуренции, но введение будет несомненно поддержано широкими слоями граждан и не аффилированных с властью предпринимателей.

 

Рис.37 Уровни биржи подрядов

 

   Приведённые компоненты местного самоуправления являются базовыми системообразующими, но могут дополнятся другими дополнительными функциями на тех же принципах, что и описанные.

   

Обязательное условие функционирования данной системы местного самоуправления является наличие городского информационного центра с системой «МИАСС» (Муниципальный Информационно-Административный Сервер Самоуправления), а так же развитой системы доступа.

  Во многих городах представляется оптимальным использовать объединённые городские компьютерные сети, объединённые высокоскоростной оптической линией «Метронет», в тех местах, которые ещё не охвачены, можно использовать радиодоступ и модемы.

  Система «МИАСС» представляет из себя сложную комплексную базу данных построенную на принципах группваре (групповая работа множества людей) и специальную программную оболочку интерфейс, позволяющую взаимодействовать с сервером любому человеку через наглядный интерфейс.

   Система «МИАСС» фактически содержит в себе компьютерную модель города, его финансовых потоков, проектов, заказчиков, исполнителей, каждодневного общения сотен и тысяч людей. При этом многие вопросы могут решаться без фактического присутствия, путём размещения информации в форуме соответствующего уровня или электронным письмом.

   Подобная система хорошо вписывается в государственную программу «Электронная Россия» и имеет успешный практический опыт внедрения в Эстонии, в виде проекта «е-Демократия».