Тема 6. Учет материалов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 

Краткая теория

Материал – вещественный элемент, приобретенный с целью его дальнейшего использования в качестве предмета труда в производственном процессе. Материал полностью потребляется в производственном цикле и, следовательно, полностью переносит свою стоимость на стоимость произведенной продукции или оказанных услуг.

Организация грамотного учета материалов в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. При таком учете очень важно организовать контроль за сохранностью материалов, их соответствием документам; за соблюдением норм потребления; выявления затрат, связанных с заготовкой материалов.

Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки, транспортировки продукции (материалов), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения стоимость услуг, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Задачей бухгалтерского учета является:

 получение точной информации о состоянии запасов по местам их хранения;

 получение точной информации о состоянии запасов на всех стадиях их движения;

 получение точной информации о взаимоотношениях с поставщиками;

 составление на основе всей финансовой информации всевозможных отчетов в инстанции самых различных уровней.

Данные бухгалтерского учета должны содержать необходимую и достаточную информацию для принятия решений ведущих к снижению издержек.

Основные понятия, используемые при учете материалов:

Вид или группа материалов – используется для удобства оперирования с частью, а не со всей совокупностью материальной массы.

Номенклатурный номер – присваивается конкретному виду (или части вида) материала. Он призван нести в себе необходимую информацию о материале. С помощью номенклатурного номера легко найти нужный материал среди всей материальной массы. Под одним номенклатурным номером может учитываться множество материалов с неким одинаковым набором параметров. При единичном учете, как частном случае, каждому материалу соответствует один (уникальный) номенклатурный номер.

Партия – как правило, материал на предприятие поступает партиями, различающимися как поставщиками, так и покупной ценой. В зависимости от принятого метода учета приходоваться вновь поступившая партия материала будет по-разному.

Место хранения – если у предприятия материал хранится в нескольких местах, то очень важно организовать учет по местам хранения (подразделениям).

Движение материала – приход, расход, возврат, перемещение. Информация о движении материала должна содержать все сведения, необходимые для расчета учетной цены, расчетов с поставщиками. Запись о движении материала должна осуществляться на основании первичных документов – накладных, счетов-фактур, актов на списание и т.п.

Документооборот.

Абсолютно каждый факт движения материальной массы должен сопровождаться первичными, оправдательными документами.

Движение материалов – это в основном поступление и выбытие. Поступление материала сопровождается входящими документами – это накладные и счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие документы, оформляемые поставщиком материала. Выбытие (перемещение) материала сопровождается исходящими документами: требования, лимитно-заборные карты.

Карточка движения материала – заводится для материалов с одинаковым номенклатурным номером. Содержит в себе полное описание параметров данной материальной позиции. Сам номенклатурный номер, название, единицу измерения, учетную цену, сорт, бухгалтерский счет, на котором учитывается данный материал и т.п. Кроме этого, как явствует из названия, в ней прослеживается все движение данной материальной позиции – приход, расход, остаток. По записям в карточке ведения учета по данному материалу (инвентарной карточке) легко увидеть, сколько отпущено и сколько осталось, не прибегая к инвентаризации. Инвентаризация в этом случае требуется только для сверки данных учета с фактическими остатками.

Оборотная ведомость содержит суммарную информацию по движению материальной массы. Для каждого номенклатурного номера в оборотной ведомости должна быть информация в количественном и суммовом измерениях на начало периода, приходе, расходе и остатках на конец периода.

Накладная на перемещение используется для оформления операций по перемещению материалов из одного подразделения в другое.

Акт на списание используется для оформления выбытия материала, не связанного с его использованием в процессе производства: порча, потеря потребительских свойств, пропажа и т.п.

Себестоимость материала – денежное выражение издержек производителя, складывающаяся из затрат, связанных непосредственно с производством и затрат, связанных с реализацией.

Отпускная цена производителя складывается из себестоимости, дохода (прибыли) и налогов.

Оптовая цена – цена продажи у предприятия оптовой торговли.

Можно назвать еще целый ряд цен: договорная, среднерыночная, покупная, продажная и т.д., и т.п. С точки зрения сроков действия различают цены постоянные и временные.

В соответствии с планом счетов все операции, связанные с движением материальной массы, отражаются на активном счете 10 «Материалы», по дебету которого отражаются суммы полученной материальной массы, по кредиту – выбытие материалов. Сальдо 10 счета показывает наличие материала на момент учета. При журнально-ордерном методе учет ведется в журнале-ордере № 10.

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты, при необходимости, субсчета:

1) сырье и материалы;

2) покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

3) топливо;

4) тара и тарные материалы;

5) запасные части;

6) прочие материалы;

7) материалы, переданные в переработку на сторону;

8) строительные материалы;

9) инвентарь и хозяйственные принадлежности.

При учете материалов следует подчеркнуть, что материалы на счете 10 учитываются без НДС, а НДС по приобретенным материалам учитывается отдельно и отражается на счете 19 (к которому открывается субсчет «НДС по приобретенным материальным ресурсам») в корреспонденции со счетами учета поставщиков.

Методы учета материалов

Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки, транспортировки продукции (материалов), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, стоимость услуг, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Для бухгалтера предприятия особый интерес представляют:

Учетная цена – цена, по которой материал учитывается в бухгалтерских регистрах.

Цена закупки – цена, по которой материал приобретен.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

Точному и своевременному учету материалов на предприятиях придается большое значение. Как известно учет материалов производится в двух измерителях – денежном и вещественном (количественном).

Количественный учет производится в единицах измерения, присущих данному материалу (штуки, метры, литры и т.п.)

Суммовой учет производится в едином денежном измерителе – валюте учета. При этом если с количественным учетом более-менее все понятно, то суммовой учет может осуществляться по разным методикам.

В основе этих методов лежит покупная цена материала. Если при отпуске материала оформляется документ (накладная на отгрузку) с перечнем отгружаемого материала, с указанием для каждого материала количества, отпускной цены за единицу и суммы, то по записям в карточке ведения учета по данному материалу (инвентарной карточке) легко увидеть, сколько отпущено и сколько осталось, не прибегая к инвентаризации. Инвентаризация в этом случае требуется только для сверки данных учета с фактическими остатками.

Все многообразие методов учета можно свести на две группы: точного учета (единичный учет) и приближенного учета.

Единичный учет (метод фактических цен) является абсолютно точным методом учета движения материала. На каждую партию материала с одинаковыми входными параметрами, поступающую на предприятие заводится инвентарная карточка. Учетная цена в этом случае есть фактическая цена закупки. На каждую единицу прикрепляется инвентарный номер. В момент отпуска материала бухгалтер делает отметку в специальном учетном регистре о том, какой инвентарный номер отпущен в производство. При этом точно известна стоимость материала, перенесшего свою стоимость на готовую продукцию.

При отсутствии автоматизированных систем и непрерывном увеличении инвентарных карточек этот метод очень трудоемок.

Методы, при которых учетная цена отпущенного в производство материала определяется расчетным путем, являются методами приближенного учета. Различают три основных метода, каждый из которых, в свою очередь, подразделяется на оперативный и итоговый.

Метод средних цен – материал с одинаковыми входными параметрами учитывается в одной инвентарной карточке независимо от закупочной цены. Учет по партиям не ведется. Вновь поступивший материал усредняется с уже имеющимся. В результате в каждый момент времени мы имеем как бы одну партию по одной учетной цене – определяемой делением общей стоимости материала на общее количество.

ФИФО (FIFO)

Вновь поступившая партия отражается в учете как самостоятельная партия, независящая от имеющихся на учете. При списании делается предположение, что реализован материал из самой первой поступившей партии. Если количество материала в первой партии меньше, чем требуется передать в производство, то списывается материал из второй партии, и т.д. Тем самым списание материала производится по принципу «первым пришел – первым ушел» – «first in – first out». Этот метод оправдан в условиях низкой инфляции. В условиях высокой инфляции применение этого метода приведет к завышению стоимости материальных остатков, занижению себестоимости готовой продукции и, как следствие, завышению результатов от реализации. Дело в том, что в условиях высокой инфляции последующая партия поступает, как правило, по более высоким ценам. Списывая сначала предыдущую партию, т.е. более дешевую, мы оставляем на учете более дорогую.

ЛИФО (LIFO)

Вновь поступившая партия отражается в учете как самостоятельная партия, не зависящая от имеющихся на учете. При списании делается предположение, что отпущен материал из самой последней поступившей партии. Если количество материала в последней партии меньше, чем требуется передать в производство, то списывается материал из предпоследней партии, и т.д. Тем самым списание материала производится по принципу «последним пришел – первым ушел» – «last in – first out». Этот метод оправдан в условиях высокой инфляции, так как стоимость списываемого материала максимально приближена к текущим рыночным ценам – в первую очередь списывается материал, купленный последним и его учетная цена ближе к рыночным ценам, чем цены первых партий. При этом методе снижается стоимость материальных остатков и, как следствие, результаты от реализации готовой продукции, по сравнению с предыдущим методом.

По технике организации учета методы ЛИФО аналогичны методам ФИФО, только списание производится в обратном порядке – от последних партий к первым.

Себестоимость переданных в производство материалов рассчитывается, как и во всех итоговых методах, вычитанием остатков на конец учетного периода из суммы всех поступлений с учетом остатков на начало учетного периода.

Все описанные выше методы учета материала основаны на том, что нам известен количественный расход материала по каждому факту передачи в производство. Мы точно фиксируем дату и количество расхода конкретного материала. Знание этого является основой суммового учета. Мы выбираем тот или иной метод суммовой оценки стоимости переданного в производство материала, а количество списываемого материала знаем точно.

Корреспонденции

№ п/п

Содержание операций

Дебет

Кредит

1

Поступили материалы от поставщиков

10

60

2

Отражен НДС

19

60

3

Отпущены материалы в производство

20

10

 

Контрольные вопросы

1. Классификация материалов.

2. Оценка материальных ресурсов.

3. Методы определения фактической себестоимости материалов, израсходованных на производство.

4. Какими документами оформляется движение материалов?

5. На каких счетах учитываются материалы?

6. Отразить корреспонденции, принимая во внимание то, что учет материалов ведется традиционным способом:

 поступили материалы от поставщика;

 оплата счета поставщика;

 поступили материалы от подотчетного лица;

 отпущены материалы в производство;

 из производственного цеха возвращены на склад неиспользованные материалы.

7. Какой учетный регистр ведется по учету материалов?

Условие задачи

Реестры приходных ордеров и требований на отпуск материалов

за февраль 2001 года

Реестр № 3

№ док.

Наименование

материала

Ед.

измерения

Цена

Количество

Сумма

п/о 21

Металл марки С

т

4800

2

9600

п/о 22

Провод

м

37,50

100

3750

п/о 23

Металл марки Р

Металл марки N

Заклепки

кг

кг

шт.

150

79

6,10

40

10

100

6000

790

610

п/о 24

Металл марки Р

кг

150

67

10050

п/о 25

Краска

банка

52,20

100

5220

ИТОГО

36020

 

Реестр № 4

№ док.

Наименование

материала

Ед.

измерения

Цена

Количество

Сумма

Треб 14

Металл марки Р

кг

150

190

28500

Треб 15

Металл марки N

кг

79

18,630

1472

Треб 16

Металл марки С

т

4800

1

4800

Треб 17

Провод

м

37,50

10

375

Треб 18

Заклепки

шт

6,10

20

122

Треб 19

Краска

банка

52,20

5

261

ИТОГО

35530

 

Задание

На основании реестров приходных ордеров и требований на отпуск материалов составить ведомость движения материалов за февраль 2001 года.

Учетные регистры

ВЕДОМОСТЬ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ за февраль 2001 г.

Наименование материала

Ед. изм.

Цена

Начальный остаток

Поступило

Выбыло

Конечный остаток

кол-во

сумма

кол-во

сумма

кол-во

сумма

кол-во

сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая теория

Материал – вещественный элемент, приобретенный с целью его дальнейшего использования в качестве предмета труда в производственном процессе. Материал полностью потребляется в производственном цикле и, следовательно, полностью переносит свою стоимость на стоимость произведенной продукции или оказанных услуг.

Организация грамотного учета материалов в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. При таком учете очень важно организовать контроль за сохранностью материалов, их соответствием документам; за соблюдением норм потребления; выявления затрат, связанных с заготовкой материалов.

Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки, транспортировки продукции (материалов), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения стоимость услуг, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Задачей бухгалтерского учета является:

 получение точной информации о состоянии запасов по местам их хранения;

 получение точной информации о состоянии запасов на всех стадиях их движения;

 получение точной информации о взаимоотношениях с поставщиками;

 составление на основе всей финансовой информации всевозможных отчетов в инстанции самых различных уровней.

Данные бухгалтерского учета должны содержать необходимую и достаточную информацию для принятия решений ведущих к снижению издержек.

Основные понятия, используемые при учете материалов:

Вид или группа материалов – используется для удобства оперирования с частью, а не со всей совокупностью материальной массы.

Номенклатурный номер – присваивается конкретному виду (или части вида) материала. Он призван нести в себе необходимую информацию о материале. С помощью номенклатурного номера легко найти нужный материал среди всей материальной массы. Под одним номенклатурным номером может учитываться множество материалов с неким одинаковым набором параметров. При единичном учете, как частном случае, каждому материалу соответствует один (уникальный) номенклатурный номер.

Партия – как правило, материал на предприятие поступает партиями, различающимися как поставщиками, так и покупной ценой. В зависимости от принятого метода учета приходоваться вновь поступившая партия материала будет по-разному.

Место хранения – если у предприятия материал хранится в нескольких местах, то очень важно организовать учет по местам хранения (подразделениям).

Движение материала – приход, расход, возврат, перемещение. Информация о движении материала должна содержать все сведения, необходимые для расчета учетной цены, расчетов с поставщиками. Запись о движении материала должна осуществляться на основании первичных документов – накладных, счетов-фактур, актов на списание и т.п.

Документооборот.

Абсолютно каждый факт движения материальной массы должен сопровождаться первичными, оправдательными документами.

Движение материалов – это в основном поступление и выбытие. Поступление материала сопровождается входящими документами – это накладные и счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие документы, оформляемые поставщиком материала. Выбытие (перемещение) материала сопровождается исходящими документами: требования, лимитно-заборные карты.

Карточка движения материала – заводится для материалов с одинаковым номенклатурным номером. Содержит в себе полное описание параметров данной материальной позиции. Сам номенклатурный номер, название, единицу измерения, учетную цену, сорт, бухгалтерский счет, на котором учитывается данный материал и т.п. Кроме этого, как явствует из названия, в ней прослеживается все движение данной материальной позиции – приход, расход, остаток. По записям в карточке ведения учета по данному материалу (инвентарной карточке) легко увидеть, сколько отпущено и сколько осталось, не прибегая к инвентаризации. Инвентаризация в этом случае требуется только для сверки данных учета с фактическими остатками.

Оборотная ведомость содержит суммарную информацию по движению материальной массы. Для каждого номенклатурного номера в оборотной ведомости должна быть информация в количественном и суммовом измерениях на начало периода, приходе, расходе и остатках на конец периода.

Накладная на перемещение используется для оформления операций по перемещению материалов из одного подразделения в другое.

Акт на списание используется для оформления выбытия материала, не связанного с его использованием в процессе производства: порча, потеря потребительских свойств, пропажа и т.п.

Себестоимость материала – денежное выражение издержек производителя, складывающаяся из затрат, связанных непосредственно с производством и затрат, связанных с реализацией.

Отпускная цена производителя складывается из себестоимости, дохода (прибыли) и налогов.

Оптовая цена – цена продажи у предприятия оптовой торговли.

Можно назвать еще целый ряд цен: договорная, среднерыночная, покупная, продажная и т.д., и т.п. С точки зрения сроков действия различают цены постоянные и временные.

В соответствии с планом счетов все операции, связанные с движением материальной массы, отражаются на активном счете 10 «Материалы», по дебету которого отражаются суммы полученной материальной массы, по кредиту – выбытие материалов. Сальдо 10 счета показывает наличие материала на момент учета. При журнально-ордерном методе учет ведется в журнале-ордере № 10.

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты, при необходимости, субсчета:

1) сырье и материалы;

2) покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

3) топливо;

4) тара и тарные материалы;

5) запасные части;

6) прочие материалы;

7) материалы, переданные в переработку на сторону;

8) строительные материалы;

9) инвентарь и хозяйственные принадлежности.

При учете материалов следует подчеркнуть, что материалы на счете 10 учитываются без НДС, а НДС по приобретенным материалам учитывается отдельно и отражается на счете 19 (к которому открывается субсчет «НДС по приобретенным материальным ресурсам») в корреспонденции со счетами учета поставщиков.

Методы учета материалов

Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки, транспортировки продукции (материалов), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, стоимость услуг, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Для бухгалтера предприятия особый интерес представляют:

Учетная цена – цена, по которой материал учитывается в бухгалтерских регистрах.

Цена закупки – цена, по которой материал приобретен.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

Точному и своевременному учету материалов на предприятиях придается большое значение. Как известно учет материалов производится в двух измерителях – денежном и вещественном (количественном).

Количественный учет производится в единицах измерения, присущих данному материалу (штуки, метры, литры и т.п.)

Суммовой учет производится в едином денежном измерителе – валюте учета. При этом если с количественным учетом более-менее все понятно, то суммовой учет может осуществляться по разным методикам.

В основе этих методов лежит покупная цена материала. Если при отпуске материала оформляется документ (накладная на отгрузку) с перечнем отгружаемого материала, с указанием для каждого материала количества, отпускной цены за единицу и суммы, то по записям в карточке ведения учета по данному материалу (инвентарной карточке) легко увидеть, сколько отпущено и сколько осталось, не прибегая к инвентаризации. Инвентаризация в этом случае требуется только для сверки данных учета с фактическими остатками.

Все многообразие методов учета можно свести на две группы: точного учета (единичный учет) и приближенного учета.

Единичный учет (метод фактических цен) является абсолютно точным методом учета движения материала. На каждую партию материала с одинаковыми входными параметрами, поступающую на предприятие заводится инвентарная карточка. Учетная цена в этом случае есть фактическая цена закупки. На каждую единицу прикрепляется инвентарный номер. В момент отпуска материала бухгалтер делает отметку в специальном учетном регистре о том, какой инвентарный номер отпущен в производство. При этом точно известна стоимость материала, перенесшего свою стоимость на готовую продукцию.

При отсутствии автоматизированных систем и непрерывном увеличении инвентарных карточек этот метод очень трудоемок.

Методы, при которых учетная цена отпущенного в производство материала определяется расчетным путем, являются методами приближенного учета. Различают три основных метода, каждый из которых, в свою очередь, подразделяется на оперативный и итоговый.

Метод средних цен – материал с одинаковыми входными параметрами учитывается в одной инвентарной карточке независимо от закупочной цены. Учет по партиям не ведется. Вновь поступивший материал усредняется с уже имеющимся. В результате в каждый момент времени мы имеем как бы одну партию по одной учетной цене – определяемой делением общей стоимости материала на общее количество.

ФИФО (FIFO)

Вновь поступившая партия отражается в учете как самостоятельная партия, независящая от имеющихся на учете. При списании делается предположение, что реализован материал из самой первой поступившей партии. Если количество материала в первой партии меньше, чем требуется передать в производство, то списывается материал из второй партии, и т.д. Тем самым списание материала производится по принципу «первым пришел – первым ушел» – «first in – first out». Этот метод оправдан в условиях низкой инфляции. В условиях высокой инфляции применение этого метода приведет к завышению стоимости материальных остатков, занижению себестоимости готовой продукции и, как следствие, завышению результатов от реализации. Дело в том, что в условиях высокой инфляции последующая партия поступает, как правило, по более высоким ценам. Списывая сначала предыдущую партию, т.е. более дешевую, мы оставляем на учете более дорогую.

ЛИФО (LIFO)

Вновь поступившая партия отражается в учете как самостоятельная партия, не зависящая от имеющихся на учете. При списании делается предположение, что отпущен материал из самой последней поступившей партии. Если количество материала в последней партии меньше, чем требуется передать в производство, то списывается материал из предпоследней партии, и т.д. Тем самым списание материала производится по принципу «последним пришел – первым ушел» – «last in – first out». Этот метод оправдан в условиях высокой инфляции, так как стоимость списываемого материала максимально приближена к текущим рыночным ценам – в первую очередь списывается материал, купленный последним и его учетная цена ближе к рыночным ценам, чем цены первых партий. При этом методе снижается стоимость материальных остатков и, как следствие, результаты от реализации готовой продукции, по сравнению с предыдущим методом.

По технике организации учета методы ЛИФО аналогичны методам ФИФО, только списание производится в обратном порядке – от последних партий к первым.

Себестоимость переданных в производство материалов рассчитывается, как и во всех итоговых методах, вычитанием остатков на конец учетного периода из суммы всех поступлений с учетом остатков на начало учетного периода.

Все описанные выше методы учета материала основаны на том, что нам известен количественный расход материала по каждому факту передачи в производство. Мы точно фиксируем дату и количество расхода конкретного материала. Знание этого является основой суммового учета. Мы выбираем тот или иной метод суммовой оценки стоимости переданного в производство материала, а количество списываемого материала знаем точно.

Корреспонденции

№ п/п

Содержание операций

Дебет

Кредит

1

Поступили материалы от поставщиков

10

60

2

Отражен НДС

19

60

3

Отпущены материалы в производство

20

10

 

Контрольные вопросы

1. Классификация материалов.

2. Оценка материальных ресурсов.

3. Методы определения фактической себестоимости материалов, израсходованных на производство.

4. Какими документами оформляется движение материалов?

5. На каких счетах учитываются материалы?

6. Отразить корреспонденции, принимая во внимание то, что учет материалов ведется традиционным способом:

 поступили материалы от поставщика;

 оплата счета поставщика;

 поступили материалы от подотчетного лица;

 отпущены материалы в производство;

 из производственного цеха возвращены на склад неиспользованные материалы.

7. Какой учетный регистр ведется по учету материалов?

Условие задачи

Реестры приходных ордеров и требований на отпуск материалов

за февраль 2001 года

Реестр № 3

№ док.

Наименование

материала

Ед.

измерения

Цена

Количество

Сумма

п/о 21

Металл марки С

т

4800

2

9600

п/о 22

Провод

м

37,50

100

3750

п/о 23

Металл марки Р

Металл марки N

Заклепки

кг

кг

шт.

150

79

6,10

40

10

100

6000

790

610

п/о 24

Металл марки Р

кг

150

67

10050

п/о 25

Краска

банка

52,20

100

5220

ИТОГО

36020

 

Реестр № 4

№ док.

Наименование

материала

Ед.

измерения

Цена

Количество

Сумма

Треб 14

Металл марки Р

кг

150

190

28500

Треб 15

Металл марки N

кг

79

18,630

1472

Треб 16

Металл марки С

т

4800

1

4800

Треб 17

Провод

м

37,50

10

375

Треб 18

Заклепки

шт

6,10

20

122

Треб 19

Краска

банка

52,20

5

261

ИТОГО

35530

 

Задание

На основании реестров приходных ордеров и требований на отпуск материалов составить ведомость движения материалов за февраль 2001 года.

Учетные регистры

ВЕДОМОСТЬ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ за февраль 2001 г.

Наименование материала

Ед. изм.

Цена

Начальный остаток

Поступило

Выбыло

Конечный остаток

кол-во

сумма

кол-во

сумма

кол-во

сумма

кол-во

сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО