3.3. Параллельный учет и порядок его ведения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 

Организация учета в корпорации по МСФО предполагает сбор, обработку и хранение учетной информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и на этой основе формирование финансовой отчетности. Безусловно, это более трудоемкий процесс, чем трансформация, и он необходим в том случае, если иностранный инвестор, обладающий значительной долей в уставном капитале, требует этого. Организация учета в корпорации по МСФО должна предусматривать следующие этапы:

выбор программного обеспечения;

формирование плана счетов корпорации;

анализ дополнительных бухгалтерских записей, которые должны быть введены;

постановку аналитического учета, обеспечивающего правильность консолидации, представление дополнительной информации в приложениях к корпоративной отчетности;

организацию работы финансовых отделов корпорации с целью ускорения документооборота, обеспечения проведения сверок между российскими регистрами и регистрами учета, предусмотренными МСФО, а также между подразделениями корпорации;

организацию сегментного учета;

автоматизацию процесса составления форм отчетности и контроля их правильности;

постановку управленческого учета на основе сбалансированной системы показателей;

отражение информации о сбалансированных показателях в корпоративной отчетности.

Выбор программного обеспечения является ключевым вопросом в постановке учета по МСФО. Программное обеспечение предлагается рядом российских и зарубежных фирм и различается глубиной аналитики, возможностями настройки форматов отчетов, возможностями совмещения с бизнес-планированием и бюджетированием, наличием вариантов конфигурации, интерфейсом, сервисными услугами и, наконец, ценой. В настоящее время на российском рынке предлагается около 100 программных продуктов различного уровня.

Внедрение даже самого дорогого программного продукта, предлагаемого в России в настоящее время, не может решить всех проблем организации учета по МСФО. Вместе с тем предлагаемый на Западе широкомасштабный язык составления корпоративной отчетности, по мнению его разработчиков, пытается решить эти проблемы.

Разработка оптимального плана счетов, обеспечивающего взаимосвязь между счетами, осуществляется сотрудниками корпорации с учетом специфики деятельности. За основу берется тот план счетов, который устроит инвестора, имеющего значительную долю в уставном капитале. Если это американский инвестор, то базой является план счетов, обеспечивающий удобство составления финансовой и управленческой отчетности. Основные средства разбивают на субсчета по учету земельных участков, зданий и сооружений, производственного, торгового и рекламного оборудования, транспортных средств, компьютеров. К счету "Основные средства" выделяют специальные субсчета по реализации и прочему списанию основных средств, которые взаимоувязываются со счетами прибылей и убытков от продажи и списания основных средств. Аналогичные процедуры применяются по отношению к нематериальным активам. Для амортизации основных средств и нематериальных активов выделяют субсчета, соответствующие классификации основных средств и нематериальных активов, с учетом методов начисления и сроков службы.

В плане счетов должны быть предусмотрены счета по переоценке основных средств и нематериальных активов. Если за основу берется американский план счетов, то применяют счета только по уценке этих активов. Все активы, используемые в течение длительного времени, отражаются как основные средства независимо от стоимости. Инвентарь и тара также отражаются как основные средства, и для них предусматриваются счета учета амортизации.

Все затраты разбиваются на группы, соответствующие управленческому учету затрат, а также на счета и субсчета. Списание материалов и общепроизводственных затрат на счета реализации выделяют в виде отдельных субсчетов. На счетах учета денежных средств выделяют субсчета по учету денежных средств, доступ к которым ограничен (например, денежные средства на заблокированных счетах). На счетах учета расчетов выделяют субсчета учета расчетов с компаниями, входящими в группу взаимосвязанных компаний, а также субсчета для учета полученных и выданных авансов. На счете "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" можно выделить субсчета по учету расчетов по продукции и услугам капитального характера.

Особое внимание следует обратить на счета "Продажи" и "Прочие доходы и расходы", поскольку их детализация необходима для получения отчета о прибылях и убытках. К этим счетам следует выделить субсчета по учету выручки, скидок и себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Если организация занимается несколькими видами деятельности, то субсчета выделяются по каждому виду. Детальной разбивке на субсчета подлежит счет "Операционные и внереализационные доходы и расходы" с указанием соответствующих разделов отчета о прибылях и убытках и разграничением финансовых и инвестиционных доходов и расходов.

В плане счетов особо следует выделить счета учета обязательств, отсроченных налогов и обязательств, резервов под обесценение прочей дебиторской задолженности, счета по учету курсовых разниц и другие.

Постановка учета по МСФО требует специального аналитического учета. Это необходимо, во-первых, для составления основных форм отчетности и пояснений к ним, во-вторых, для успешного проведения консолидации финансовой отчетности и, в-третьих, для заполнения приложений к финансовой отчетности. Кроме детальной разбивки счетов на субсчета на основании деления на укрупненные группы, необходимо осуществлять аналитику по показателям в разрезе ключевых аспектов деятельности: финансовой (прибыль, скидки, запас товаров в днях работы, валовая прибыль); отношений с потребителями (доля рынка, индекс удовлетворенности потребителей, количество посетителей); организации бизнес-процессов (процент своевременно выполненных заказов, количество дней от получения заказа до его доставки); экономического роста и развития (индекс удовлетворенности сотрудников).

Следует отметить, что при организации учета по МСФО необходимо решение целого комплекса организационных проблем, в их числе - кардинальное ускорение документооборота в корпорации, регламентация обмена информацией внутри финансового отдела. Для повышения оперативности формирования отчетности целесообразно составлять график закрытия периода с указанием контрольных точек для каждого сотрудника финансового отдела. График должен содержать "контрольные точки" по проведению сверок по всем статьям баланса и отчета о прибылях и убытках между компаниями, входящими в группу зависимых.

Для составления достоверной сегментной отчетности требуется постановка учета затрат с разбивкой затрат на статьи, центры затрат и продукты. Только при такой системе возможно правильное деление на сегменты в целях составления отчета о прибылях и убытках. Число и виды статей затрат определяются на основании требований управленческого учета. Реализация всех описанных выше условий делает возможным формирование в конце отчетного периода развернутой оборотной ведомости согласно плану счетов, соответствующему требованиям МСФО.

Особенность такого плана счетов в том, что при его наличии процесс составления большинства форм корпоративной отчетности превращается в техническую процедуру, так как основное число отчетов (кроме отчета о движении денежных средств) составляется путем увязки соответствующих статей с конечным сальдо определенных счетов или их групп. Нужно иметь в виду, что основное отличие между отечественной системой формирования отчетности и по МСФО состоит в том, что российская система на большинстве предприятий в настоящее время обеспечивает лишь фиксацию информации в регистрах учета, а в соответствии с МСФО необходима также аналитическая обработка и оценка с позиции стандартизации методов и обеспечения сравнимости и информационного сопровождения управленческих решений.

Для перехода на формирование отчетности в соответствии с МСФО требуется коренная реорганизация работы всех служб корпорации. Основные мероприятия по разработке единой информационной системы, обеспечивающей составление корпоративной отчетности, по нашему мнению, должны включать:

осознание необходимости разработки бизнес-модели корпорации, стратегии и миссии корпорации;

разработку сбалансированной системы показателей по ключевым аспектам деятельности, предоставляющих исходную информацию для принятия управленческих решений;

разработку форм корпоративной отчетности, включающих сбалансированную систему показателей;

выбор и внедрение программного обеспечения;

разработку рабочего плана счетов;

организацию уровней аналитического учета, обеспечивающих структуризацию информации (по категориям доходов и расходов, денежных потоков, имущества, производственных процессов, инвестиционных проектов, покупателей, поставщиков, инвесторов, персонала основной, финансовой, инвестиционной деятельности).

Контрольные вопросы

1. Какие преимущества и недостатки имеет способ составления отчетности в формате МСФО путем трансформации?

2. Какие преимущества и трудности присущи ведению параллельного учета?

3. Какие основные разделы, как правило, присутствуют в плане счетов, составленном для формирования отчетности в соответствии с МСФО?

4. Какие этапы выделяют для трансформации отчетности в формат МСФО?

5. Какие процедуры следует осуществить для подготовки к ведению параллельного учета?

Организация учета в корпорации по МСФО предполагает сбор, обработку и хранение учетной информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и на этой основе формирование финансовой отчетности. Безусловно, это более трудоемкий процесс, чем трансформация, и он необходим в том случае, если иностранный инвестор, обладающий значительной долей в уставном капитале, требует этого. Организация учета в корпорации по МСФО должна предусматривать следующие этапы:

выбор программного обеспечения;

формирование плана счетов корпорации;

анализ дополнительных бухгалтерских записей, которые должны быть введены;

постановку аналитического учета, обеспечивающего правильность консолидации, представление дополнительной информации в приложениях к корпоративной отчетности;

организацию работы финансовых отделов корпорации с целью ускорения документооборота, обеспечения проведения сверок между российскими регистрами и регистрами учета, предусмотренными МСФО, а также между подразделениями корпорации;

организацию сегментного учета;

автоматизацию процесса составления форм отчетности и контроля их правильности;

постановку управленческого учета на основе сбалансированной системы показателей;

отражение информации о сбалансированных показателях в корпоративной отчетности.

Выбор программного обеспечения является ключевым вопросом в постановке учета по МСФО. Программное обеспечение предлагается рядом российских и зарубежных фирм и различается глубиной аналитики, возможностями настройки форматов отчетов, возможностями совмещения с бизнес-планированием и бюджетированием, наличием вариантов конфигурации, интерфейсом, сервисными услугами и, наконец, ценой. В настоящее время на российском рынке предлагается около 100 программных продуктов различного уровня.

Внедрение даже самого дорогого программного продукта, предлагаемого в России в настоящее время, не может решить всех проблем организации учета по МСФО. Вместе с тем предлагаемый на Западе широкомасштабный язык составления корпоративной отчетности, по мнению его разработчиков, пытается решить эти проблемы.

Разработка оптимального плана счетов, обеспечивающего взаимосвязь между счетами, осуществляется сотрудниками корпорации с учетом специфики деятельности. За основу берется тот план счетов, который устроит инвестора, имеющего значительную долю в уставном капитале. Если это американский инвестор, то базой является план счетов, обеспечивающий удобство составления финансовой и управленческой отчетности. Основные средства разбивают на субсчета по учету земельных участков, зданий и сооружений, производственного, торгового и рекламного оборудования, транспортных средств, компьютеров. К счету "Основные средства" выделяют специальные субсчета по реализации и прочему списанию основных средств, которые взаимоувязываются со счетами прибылей и убытков от продажи и списания основных средств. Аналогичные процедуры применяются по отношению к нематериальным активам. Для амортизации основных средств и нематериальных активов выделяют субсчета, соответствующие классификации основных средств и нематериальных активов, с учетом методов начисления и сроков службы.

В плане счетов должны быть предусмотрены счета по переоценке основных средств и нематериальных активов. Если за основу берется американский план счетов, то применяют счета только по уценке этих активов. Все активы, используемые в течение длительного времени, отражаются как основные средства независимо от стоимости. Инвентарь и тара также отражаются как основные средства, и для них предусматриваются счета учета амортизации.

Все затраты разбиваются на группы, соответствующие управленческому учету затрат, а также на счета и субсчета. Списание материалов и общепроизводственных затрат на счета реализации выделяют в виде отдельных субсчетов. На счетах учета денежных средств выделяют субсчета по учету денежных средств, доступ к которым ограничен (например, денежные средства на заблокированных счетах). На счетах учета расчетов выделяют субсчета учета расчетов с компаниями, входящими в группу взаимосвязанных компаний, а также субсчета для учета полученных и выданных авансов. На счете "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" можно выделить субсчета по учету расчетов по продукции и услугам капитального характера.

Особое внимание следует обратить на счета "Продажи" и "Прочие доходы и расходы", поскольку их детализация необходима для получения отчета о прибылях и убытках. К этим счетам следует выделить субсчета по учету выручки, скидок и себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Если организация занимается несколькими видами деятельности, то субсчета выделяются по каждому виду. Детальной разбивке на субсчета подлежит счет "Операционные и внереализационные доходы и расходы" с указанием соответствующих разделов отчета о прибылях и убытках и разграничением финансовых и инвестиционных доходов и расходов.

В плане счетов особо следует выделить счета учета обязательств, отсроченных налогов и обязательств, резервов под обесценение прочей дебиторской задолженности, счета по учету курсовых разниц и другие.

Постановка учета по МСФО требует специального аналитического учета. Это необходимо, во-первых, для составления основных форм отчетности и пояснений к ним, во-вторых, для успешного проведения консолидации финансовой отчетности и, в-третьих, для заполнения приложений к финансовой отчетности. Кроме детальной разбивки счетов на субсчета на основании деления на укрупненные группы, необходимо осуществлять аналитику по показателям в разрезе ключевых аспектов деятельности: финансовой (прибыль, скидки, запас товаров в днях работы, валовая прибыль); отношений с потребителями (доля рынка, индекс удовлетворенности потребителей, количество посетителей); организации бизнес-процессов (процент своевременно выполненных заказов, количество дней от получения заказа до его доставки); экономического роста и развития (индекс удовлетворенности сотрудников).

Следует отметить, что при организации учета по МСФО необходимо решение целого комплекса организационных проблем, в их числе - кардинальное ускорение документооборота в корпорации, регламентация обмена информацией внутри финансового отдела. Для повышения оперативности формирования отчетности целесообразно составлять график закрытия периода с указанием контрольных точек для каждого сотрудника финансового отдела. График должен содержать "контрольные точки" по проведению сверок по всем статьям баланса и отчета о прибылях и убытках между компаниями, входящими в группу зависимых.

Для составления достоверной сегментной отчетности требуется постановка учета затрат с разбивкой затрат на статьи, центры затрат и продукты. Только при такой системе возможно правильное деление на сегменты в целях составления отчета о прибылях и убытках. Число и виды статей затрат определяются на основании требований управленческого учета. Реализация всех описанных выше условий делает возможным формирование в конце отчетного периода развернутой оборотной ведомости согласно плану счетов, соответствующему требованиям МСФО.

Особенность такого плана счетов в том, что при его наличии процесс составления большинства форм корпоративной отчетности превращается в техническую процедуру, так как основное число отчетов (кроме отчета о движении денежных средств) составляется путем увязки соответствующих статей с конечным сальдо определенных счетов или их групп. Нужно иметь в виду, что основное отличие между отечественной системой формирования отчетности и по МСФО состоит в том, что российская система на большинстве предприятий в настоящее время обеспечивает лишь фиксацию информации в регистрах учета, а в соответствии с МСФО необходима также аналитическая обработка и оценка с позиции стандартизации методов и обеспечения сравнимости и информационного сопровождения управленческих решений.

Для перехода на формирование отчетности в соответствии с МСФО требуется коренная реорганизация работы всех служб корпорации. Основные мероприятия по разработке единой информационной системы, обеспечивающей составление корпоративной отчетности, по нашему мнению, должны включать:

осознание необходимости разработки бизнес-модели корпорации, стратегии и миссии корпорации;

разработку сбалансированной системы показателей по ключевым аспектам деятельности, предоставляющих исходную информацию для принятия управленческих решений;

разработку форм корпоративной отчетности, включающих сбалансированную систему показателей;

выбор и внедрение программного обеспечения;

разработку рабочего плана счетов;

организацию уровней аналитического учета, обеспечивающих структуризацию информации (по категориям доходов и расходов, денежных потоков, имущества, производственных процессов, инвестиционных проектов, покупателей, поставщиков, инвесторов, персонала основной, финансовой, инвестиционной деятельности).

Контрольные вопросы

1. Какие преимущества и недостатки имеет способ составления отчетности в формате МСФО путем трансформации?

2. Какие преимущества и трудности присущи ведению параллельного учета?

3. Какие основные разделы, как правило, присутствуют в плане счетов, составленном для формирования отчетности в соответствии с МСФО?

4. Какие этапы выделяют для трансформации отчетности в формат МСФО?

5. Какие процедуры следует осуществить для подготовки к ведению параллельного учета?