2.1. Сравнительный анализ принципов подготовки

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 

и построения финансовой отчетности по МСФО

и российским правилам учета

Цель МСФО как системы - подготовка и представление заинтересованным пользователям полной и правдивой информации в финансовой отчетности о финансовом положении, деятельности компании, об изменениях в финансовом положении.

На основе общей теории систем критерий системности можно выделить в самой структуре МСФО (рис. 2.1).

Иерархия принципов и правил учета и отчетности

┌──────────────────────────────────────────────┐

│                Основная цель                 │

└──────────────────────┬───────────────────────┘

                      \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐

│Качественные характеристики учетной информации│

└──────────────────────┬───────────────────────┘

                      \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐

│  Принципы составления финансовой отчетности  │

└──────────────────────┬───────────────────────┘

                      \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐

│                 Стандарты                    │

└──────────────────────┬───────────────────────┘

                      \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐

│           Интерпретация стандартов           │

└──────────────────────────────────────────────┘

Рис. 2.1.

Мы рассматриваем МСФО как единую систему, в которой строго соблюдается принцип "от общего к частному". Вместе с тем отдельные стандарты взаимно дополняют друг друга, направлены в конечном итоге на выполнение общей цели и связаны между собой определенной логикой. Каждый стандарт содержит единый подход к подготовке и раскрытию информации элементов финансовой отчетности, отражающих финансовое положение компании и связанных с оценкой деятельности организации.

Стандарты ориентированы на интересы пользователей, а пользователи заинтересованы в получении информации, удовлетворяющей их запросы. Такая взаимосвязь способствует постоянному развитию и совершенствованию МСФО. Завершающим элементом в цепочке рассмотрения МСФО как целостной системы являются интерпретации стандартов, которые поясняют отдельные стандарты и разрабатываются Постоянным комитетом по интерпретациям.

Сравнительная характеристика международных и российских принципов составления и представления финансовой отчетности представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Сравнительная характеристика международных

и российских принципов составления

и представления финансовой отчетности

 

Принципы составления и представления отчетности

МСФО

Российские нормативные документы и практика применения

Принцип начислений

Поступление и использование средств признается в момент совершения операций, а не движения денежных средств

Сформулирован в ПБУ 1/98 (п. 2.2), на практике в полной мере не реализуется

Принцип непрерывности деятельности

Организация осуществляет деятельность и не намеревается принимать решение о ликвидации либо другие решения, существенно меняющие характер деятельности организации

Задекларирован в ПБУ 1/98 (п. 2.3), на практике в полной мере не реализуется, так как существуют упрощенные правила создания и ликвидации юридических лиц

Понятность

Качество информации определяется ее понятностью для пользователя

Четко не сформулирован

Уместность

Информация считается уместной, если она влияет на принятие управленческих решений

Четко не сформулирован

Существенность

Информация существенна, если она влияет на решение пользователя

Существенной признается сумма, составляющая 5% от общего итога

Достоверность

Информация, лишенная ошибок и предвзятости

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (п. 3 ст. 1), ПБУ 4/99 (п. 3.3), ПБУ 1/98 (п. 2.3)

Приоритет содержания перед формой

Хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерском учете не в соответствии с юридической формой, а на основе реальной экономической ситуации

ПБУ 1/98 (п. 2.3). На практике не используется, поскольку информация отражена в юридическом документе

Нейтральность

Учетная информация должна быть свободна от предвзятостей

Не сформулирован

Сравнимость

Информация, подлежащая сравнению, позволяющая проанализировать сильные и слабые стороны организации за определенный промежуток времени

ПБУ 1/98 (п. 2.2). В условиях российской действительности ввиду частых изменений законодательной базы информация не может быть сопоставимой

 

Исследование, проведенное шестью крупнейшими аудиторскими фирмами, "GAAP 2001 - A survey of national accounting rules benchmarked against IAS", определило разногласия в российских принципах и правилах составления финансовой отчетности по сравнению с МСФО. Анализ результатов этого исследования показал, что остаются неурегулированными следующие вопросы: использование в учете метода покупки или объединения интересов, признание резервов при объединении бизнеса; консолидация специализированных компаний; пересчет данных финансовой отчетности материнских и дочерних компаний, выраженной в валюте страны с гиперинфляционной экономикой, в единицы измерения, действующие на отчетную дату; обесценение активов, снятие финансового актива с учета; учет финансовых инструментов, учет производных инструментов при хеджировании; учет курсовых разниц, образовавшихся в результате серьезной девальвации или снижения стоимости валюты (Приложение 1).

Существуют также расхождения по требованиям раскрытия информации. В российской практике не являются обязательными требования по раскрытию в финансовой отчетности информации об изменениях капитала, движении денежных средств, стоимости запасов, справедливой стоимости финансовых активов и обязательств, инвестиций в недвижимость, информации о связанных сторонах, сегментах.

Основными препятствиями на пути конвергенции российских учетных принципов с МСФО являются налоговая ориентация российской системы бухгалтерского учета; ограниченность рынков капитала; отсутствие подробных инструкций по первому применению МСФО, которые традиционно используются в России на всех участках учета и подробно описывают правила ведения учета; сложности отдельных МСФО, связанные с применением справедливой стоимости.

Многие компании считают, что при переходе на МСФО наибольшие затраты будут связаны с переквалификацией кадров и установкой нового программного обеспечения.

Внутренние проблемы перехода на МСФО:

недостаток квалифицированного персонала;

недостатки системы сбора информации;

увеличение количества отчетных документов.

Внешние проблемы перехода на МСФО определяются характером среды, в которой работают компании:

сложность инкорпорирования МСФО в правовую систему России;

нехватка аудиторов и консультантов;

незавершенность налоговой реформы, она не учитывает переход на МСФО;

неустойчивость финансовых рынков;

отсутствие официального перевода МСФО на русский язык.

и построения финансовой отчетности по МСФО

и российским правилам учета

Цель МСФО как системы - подготовка и представление заинтересованным пользователям полной и правдивой информации в финансовой отчетности о финансовом положении, деятельности компании, об изменениях в финансовом положении.

На основе общей теории систем критерий системности можно выделить в самой структуре МСФО (рис. 2.1).

Иерархия принципов и правил учета и отчетности

┌──────────────────────────────────────────────┐

│                Основная цель                 │

└──────────────────────┬───────────────────────┘

                      \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐

│Качественные характеристики учетной информации│

└──────────────────────┬───────────────────────┘

                      \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐

│  Принципы составления финансовой отчетности  │

└──────────────────────┬───────────────────────┘

                      \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐

│                 Стандарты                    │

└──────────────────────┬───────────────────────┘

                      \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐

│           Интерпретация стандартов           │

└──────────────────────────────────────────────┘

Рис. 2.1.

Мы рассматриваем МСФО как единую систему, в которой строго соблюдается принцип "от общего к частному". Вместе с тем отдельные стандарты взаимно дополняют друг друга, направлены в конечном итоге на выполнение общей цели и связаны между собой определенной логикой. Каждый стандарт содержит единый подход к подготовке и раскрытию информации элементов финансовой отчетности, отражающих финансовое положение компании и связанных с оценкой деятельности организации.

Стандарты ориентированы на интересы пользователей, а пользователи заинтересованы в получении информации, удовлетворяющей их запросы. Такая взаимосвязь способствует постоянному развитию и совершенствованию МСФО. Завершающим элементом в цепочке рассмотрения МСФО как целостной системы являются интерпретации стандартов, которые поясняют отдельные стандарты и разрабатываются Постоянным комитетом по интерпретациям.

Сравнительная характеристика международных и российских принципов составления и представления финансовой отчетности представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Сравнительная характеристика международных

и российских принципов составления

и представления финансовой отчетности

 

Принципы составления и представления отчетности

МСФО

Российские нормативные документы и практика применения

Принцип начислений

Поступление и использование средств признается в момент совершения операций, а не движения денежных средств

Сформулирован в ПБУ 1/98 (п. 2.2), на практике в полной мере не реализуется

Принцип непрерывности деятельности

Организация осуществляет деятельность и не намеревается принимать решение о ликвидации либо другие решения, существенно меняющие характер деятельности организации

Задекларирован в ПБУ 1/98 (п. 2.3), на практике в полной мере не реализуется, так как существуют упрощенные правила создания и ликвидации юридических лиц

Понятность

Качество информации определяется ее понятностью для пользователя

Четко не сформулирован

Уместность

Информация считается уместной, если она влияет на принятие управленческих решений

Четко не сформулирован

Существенность

Информация существенна, если она влияет на решение пользователя

Существенной признается сумма, составляющая 5% от общего итога

Достоверность

Информация, лишенная ошибок и предвзятости

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (п. 3 ст. 1), ПБУ 4/99 (п. 3.3), ПБУ 1/98 (п. 2.3)

Приоритет содержания перед формой

Хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерском учете не в соответствии с юридической формой, а на основе реальной экономической ситуации

ПБУ 1/98 (п. 2.3). На практике не используется, поскольку информация отражена в юридическом документе

Нейтральность

Учетная информация должна быть свободна от предвзятостей

Не сформулирован

Сравнимость

Информация, подлежащая сравнению, позволяющая проанализировать сильные и слабые стороны организации за определенный промежуток времени

ПБУ 1/98 (п. 2.2). В условиях российской действительности ввиду частых изменений законодательной базы информация не может быть сопоставимой

 

Исследование, проведенное шестью крупнейшими аудиторскими фирмами, "GAAP 2001 - A survey of national accounting rules benchmarked against IAS", определило разногласия в российских принципах и правилах составления финансовой отчетности по сравнению с МСФО. Анализ результатов этого исследования показал, что остаются неурегулированными следующие вопросы: использование в учете метода покупки или объединения интересов, признание резервов при объединении бизнеса; консолидация специализированных компаний; пересчет данных финансовой отчетности материнских и дочерних компаний, выраженной в валюте страны с гиперинфляционной экономикой, в единицы измерения, действующие на отчетную дату; обесценение активов, снятие финансового актива с учета; учет финансовых инструментов, учет производных инструментов при хеджировании; учет курсовых разниц, образовавшихся в результате серьезной девальвации или снижения стоимости валюты (Приложение 1).

Существуют также расхождения по требованиям раскрытия информации. В российской практике не являются обязательными требования по раскрытию в финансовой отчетности информации об изменениях капитала, движении денежных средств, стоимости запасов, справедливой стоимости финансовых активов и обязательств, инвестиций в недвижимость, информации о связанных сторонах, сегментах.

Основными препятствиями на пути конвергенции российских учетных принципов с МСФО являются налоговая ориентация российской системы бухгалтерского учета; ограниченность рынков капитала; отсутствие подробных инструкций по первому применению МСФО, которые традиционно используются в России на всех участках учета и подробно описывают правила ведения учета; сложности отдельных МСФО, связанные с применением справедливой стоимости.

Многие компании считают, что при переходе на МСФО наибольшие затраты будут связаны с переквалификацией кадров и установкой нового программного обеспечения.

Внутренние проблемы перехода на МСФО:

недостаток квалифицированного персонала;

недостатки системы сбора информации;

увеличение количества отчетных документов.

Внешние проблемы перехода на МСФО определяются характером среды, в которой работают компании:

сложность инкорпорирования МСФО в правовую систему России;

нехватка аудиторов и консультантов;

незавершенность налоговой реформы, она не учитывает переход на МСФО;

неустойчивость финансовых рынков;

отсутствие официального перевода МСФО на русский язык.