2.1. Сравнительный анализ принципов подготовки
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26
и построения финансовой отчетности по МСФО
и российским правилам учета
Цель МСФО как системы - подготовка и представление заинтересованным пользователям полной и правдивой информации в финансовой отчетности о финансовом положении, деятельности компании, об изменениях в финансовом положении.
На основе общей теории систем критерий системности можно выделить в самой структуре МСФО (рис. 2.1).
Иерархия принципов и правил учета и отчетности
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Основная цель │
└──────────────────────┬───────────────────────┘
\│/
┌──────────────────────────────────────────────┐
│Качественные характеристики учетной информации│
└──────────────────────┬───────────────────────┘
\│/
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Принципы составления финансовой отчетности │
└──────────────────────┬───────────────────────┘
\│/
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Стандарты │
└──────────────────────┬───────────────────────┘
\│/
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Интерпретация стандартов │
└──────────────────────────────────────────────┘
Рис. 2.1.
Мы рассматриваем МСФО как единую систему, в которой строго соблюдается принцип "от общего к частному". Вместе с тем отдельные стандарты взаимно дополняют друг друга, направлены в конечном итоге на выполнение общей цели и связаны между собой определенной логикой. Каждый стандарт содержит единый подход к подготовке и раскрытию информации элементов финансовой отчетности, отражающих финансовое положение компании и связанных с оценкой деятельности организации.
Стандарты ориентированы на интересы пользователей, а пользователи заинтересованы в получении информации, удовлетворяющей их запросы. Такая взаимосвязь способствует постоянному развитию и совершенствованию МСФО. Завершающим элементом в цепочке рассмотрения МСФО как целостной системы являются интерпретации стандартов, которые поясняют отдельные стандарты и разрабатываются Постоянным комитетом по интерпретациям.
Сравнительная характеристика международных и российских принципов составления и представления финансовой отчетности представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Сравнительная характеристика международных
и российских принципов составления
и представления финансовой отчетности
Принципы составления и представления отчетности |
МСФО |
Российские нормативные документы и практика применения |
Принцип начислений |
Поступление и использование средств признается в момент совершения операций, а не движения денежных средств |
Сформулирован в ПБУ 1/98 (п. 2.2), на практике в полной мере не реализуется |
Принцип непрерывности деятельности |
Организация осуществляет деятельность и не намеревается принимать решение о ликвидации либо другие решения, существенно меняющие характер деятельности организации |
Задекларирован в ПБУ 1/98 (п. 2.3), на практике в полной мере не реализуется, так как существуют упрощенные правила создания и ликвидации юридических лиц |
Понятность |
Качество информации определяется ее понятностью для пользователя |
Четко не сформулирован |
Уместность |
Информация считается уместной, если она влияет на принятие управленческих решений |
Четко не сформулирован |
Существенность |
Информация существенна, если она влияет на решение пользователя |
Существенной признается сумма, составляющая 5% от общего итога |
Достоверность |
Информация, лишенная ошибок и предвзятости |
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (п. 3 ст. 1), ПБУ 4/99 (п. 3.3), ПБУ 1/98 (п. 2.3) |
Приоритет содержания перед формой |
Хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерском учете не в соответствии с юридической формой, а на основе реальной экономической ситуации |
ПБУ 1/98 (п. 2.3). На практике не используется, поскольку информация отражена в юридическом документе |
Нейтральность |
Учетная информация должна быть свободна от предвзятостей |
Не сформулирован |
Сравнимость |
Информация, подлежащая сравнению, позволяющая проанализировать сильные и слабые стороны организации за определенный промежуток времени |
ПБУ 1/98 (п. 2.2). В условиях российской действительности ввиду частых изменений законодательной базы информация не может быть сопоставимой |
Исследование, проведенное шестью крупнейшими аудиторскими фирмами, "GAAP 2001 - A survey of national accounting rules benchmarked against IAS", определило разногласия в российских принципах и правилах составления финансовой отчетности по сравнению с МСФО. Анализ результатов этого исследования показал, что остаются неурегулированными следующие вопросы: использование в учете метода покупки или объединения интересов, признание резервов при объединении бизнеса; консолидация специализированных компаний; пересчет данных финансовой отчетности материнских и дочерних компаний, выраженной в валюте страны с гиперинфляционной экономикой, в единицы измерения, действующие на отчетную дату; обесценение активов, снятие финансового актива с учета; учет финансовых инструментов, учет производных инструментов при хеджировании; учет курсовых разниц, образовавшихся в результате серьезной девальвации или снижения стоимости валюты (Приложение 1).
Существуют также расхождения по требованиям раскрытия информации. В российской практике не являются обязательными требования по раскрытию в финансовой отчетности информации об изменениях капитала, движении денежных средств, стоимости запасов, справедливой стоимости финансовых активов и обязательств, инвестиций в недвижимость, информации о связанных сторонах, сегментах.
Основными препятствиями на пути конвергенции российских учетных принципов с МСФО являются налоговая ориентация российской системы бухгалтерского учета; ограниченность рынков капитала; отсутствие подробных инструкций по первому применению МСФО, которые традиционно используются в России на всех участках учета и подробно описывают правила ведения учета; сложности отдельных МСФО, связанные с применением справедливой стоимости.
Многие компании считают, что при переходе на МСФО наибольшие затраты будут связаны с переквалификацией кадров и установкой нового программного обеспечения.
Внутренние проблемы перехода на МСФО:
недостаток квалифицированного персонала;
недостатки системы сбора информации;
увеличение количества отчетных документов.
Внешние проблемы перехода на МСФО определяются характером среды, в которой работают компании:
сложность инкорпорирования МСФО в правовую систему России;
нехватка аудиторов и консультантов;
незавершенность налоговой реформы, она не учитывает переход на МСФО;
неустойчивость финансовых рынков;
отсутствие официального перевода МСФО на русский язык.
и построения финансовой отчетности по МСФО
и российским правилам учета
Цель МСФО как системы - подготовка и представление заинтересованным пользователям полной и правдивой информации в финансовой отчетности о финансовом положении, деятельности компании, об изменениях в финансовом положении.
На основе общей теории систем критерий системности можно выделить в самой структуре МСФО (рис. 2.1).
Иерархия принципов и правил учета и отчетности
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Основная цель │
└──────────────────────┬───────────────────────┘
\│/
┌──────────────────────────────────────────────┐
│Качественные характеристики учетной информации│
└──────────────────────┬───────────────────────┘
\│/
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Принципы составления финансовой отчетности │
└──────────────────────┬───────────────────────┘
\│/
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Стандарты │
└──────────────────────┬───────────────────────┘
\│/
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Интерпретация стандартов │
└──────────────────────────────────────────────┘
Рис. 2.1.
Мы рассматриваем МСФО как единую систему, в которой строго соблюдается принцип "от общего к частному". Вместе с тем отдельные стандарты взаимно дополняют друг друга, направлены в конечном итоге на выполнение общей цели и связаны между собой определенной логикой. Каждый стандарт содержит единый подход к подготовке и раскрытию информации элементов финансовой отчетности, отражающих финансовое положение компании и связанных с оценкой деятельности организации.
Стандарты ориентированы на интересы пользователей, а пользователи заинтересованы в получении информации, удовлетворяющей их запросы. Такая взаимосвязь способствует постоянному развитию и совершенствованию МСФО. Завершающим элементом в цепочке рассмотрения МСФО как целостной системы являются интерпретации стандартов, которые поясняют отдельные стандарты и разрабатываются Постоянным комитетом по интерпретациям.
Сравнительная характеристика международных и российских принципов составления и представления финансовой отчетности представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Сравнительная характеристика международных
и российских принципов составления
и представления финансовой отчетности
Принципы составления и представления отчетности |
МСФО |
Российские нормативные документы и практика применения |
Принцип начислений |
Поступление и использование средств признается в момент совершения операций, а не движения денежных средств |
Сформулирован в ПБУ 1/98 (п. 2.2), на практике в полной мере не реализуется |
Принцип непрерывности деятельности |
Организация осуществляет деятельность и не намеревается принимать решение о ликвидации либо другие решения, существенно меняющие характер деятельности организации |
Задекларирован в ПБУ 1/98 (п. 2.3), на практике в полной мере не реализуется, так как существуют упрощенные правила создания и ликвидации юридических лиц |
Понятность |
Качество информации определяется ее понятностью для пользователя |
Четко не сформулирован |
Уместность |
Информация считается уместной, если она влияет на принятие управленческих решений |
Четко не сформулирован |
Существенность |
Информация существенна, если она влияет на решение пользователя |
Существенной признается сумма, составляющая 5% от общего итога |
Достоверность |
Информация, лишенная ошибок и предвзятости |
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (п. 3 ст. 1), ПБУ 4/99 (п. 3.3), ПБУ 1/98 (п. 2.3) |
Приоритет содержания перед формой |
Хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерском учете не в соответствии с юридической формой, а на основе реальной экономической ситуации |
ПБУ 1/98 (п. 2.3). На практике не используется, поскольку информация отражена в юридическом документе |
Нейтральность |
Учетная информация должна быть свободна от предвзятостей |
Не сформулирован |
Сравнимость |
Информация, подлежащая сравнению, позволяющая проанализировать сильные и слабые стороны организации за определенный промежуток времени |
ПБУ 1/98 (п. 2.2). В условиях российской действительности ввиду частых изменений законодательной базы информация не может быть сопоставимой |
Исследование, проведенное шестью крупнейшими аудиторскими фирмами, "GAAP 2001 - A survey of national accounting rules benchmarked against IAS", определило разногласия в российских принципах и правилах составления финансовой отчетности по сравнению с МСФО. Анализ результатов этого исследования показал, что остаются неурегулированными следующие вопросы: использование в учете метода покупки или объединения интересов, признание резервов при объединении бизнеса; консолидация специализированных компаний; пересчет данных финансовой отчетности материнских и дочерних компаний, выраженной в валюте страны с гиперинфляционной экономикой, в единицы измерения, действующие на отчетную дату; обесценение активов, снятие финансового актива с учета; учет финансовых инструментов, учет производных инструментов при хеджировании; учет курсовых разниц, образовавшихся в результате серьезной девальвации или снижения стоимости валюты (Приложение 1).
Существуют также расхождения по требованиям раскрытия информации. В российской практике не являются обязательными требования по раскрытию в финансовой отчетности информации об изменениях капитала, движении денежных средств, стоимости запасов, справедливой стоимости финансовых активов и обязательств, инвестиций в недвижимость, информации о связанных сторонах, сегментах.
Основными препятствиями на пути конвергенции российских учетных принципов с МСФО являются налоговая ориентация российской системы бухгалтерского учета; ограниченность рынков капитала; отсутствие подробных инструкций по первому применению МСФО, которые традиционно используются в России на всех участках учета и подробно описывают правила ведения учета; сложности отдельных МСФО, связанные с применением справедливой стоимости.
Многие компании считают, что при переходе на МСФО наибольшие затраты будут связаны с переквалификацией кадров и установкой нового программного обеспечения.
Внутренние проблемы перехода на МСФО:
недостаток квалифицированного персонала;
недостатки системы сбора информации;
увеличение количества отчетных документов.
Внешние проблемы перехода на МСФО определяются характером среды, в которой работают компании:
сложность инкорпорирования МСФО в правовую систему России;
нехватка аудиторов и консультантов;
незавершенность налоговой реформы, она не учитывает переход на МСФО;
неустойчивость финансовых рынков;
отсутствие официального перевода МСФО на русский язык.