1.3. Содержание и структура международных
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26
стандартов финансовой отчетности
Разработка и принятие стандартов - довольно длительная и сложная процедура, включающая подготовку и широкое обсуждение проектов рабочих документов специалистами и общественностью. Для того чтобы стандарт был утвержден как действующий, он должен быть принят 3/4 голосов членов Совета. Структура международных стандартов финансовой отчетности представлена на рис. 1.1.
Структура международных стандартов финансовой отчетности
┌─────────────────────────────────┐
│Введение, раскрывающее содержание│
│ стандарта, его цели, задачи │
└─────────┬────────────┬──────────┘
│ │
\│/ \│/
┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐
│ Определение основных │ │ Пояснение определений │
│ понятий и терминов │ │ и терминов │
└─────────────────────────┤ ├─────────────────────────┘
│ │
\│/ \│/
┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐
│ Раскрытие методологии, │ │Рекомендации по внедрению│
│ включая все приложения │ │ Интерпретации │
└─────────────────────────┤ ├─────────────────────────┘
│ │
\│/ \│/
┌─────────────────────────────────┐
│ Дата вступления в силу │
└─────────────────────────────────┘
Рис. 1.1.
Рассмотрим основные этапы разработки МСФО. Прежде всего, создается редакционная комиссия, состоящая из экспертов, представляющих различные страны, которая исследует учетную практику отдельных национальных систем учета и разрабатывает общий план проекта международного стандарта. Следующий этап включает подготовку рабочего проекта стандарта, затем этот вариант широко обсуждается всеми заинтересованными сторонами, в течение 4 месяцев вносятся поправки и замечания. После того как все предложения и замечания будут внесены в проект стандарта, он утверждается Правлением Совета и публикуется как действующий.
К настоящему времени создан 41 международный стандарт финансовой отчетности (IAS) (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Международные стандарты финансовой отчетности (IAS)
МСФО |
Название МСФО |
Содержание стандарта |
МСФО (IAS) 1 |
Представление финансовой отчетности |
Стандарт обеспечивает базу для представления финансовой отчетности общего назначения для достижения сопоставимости с финансовой отчетностью за предшествующий период, а также с финансовой отчетностью других компаний. В стандарте приводятся основные показатели баланса, отчета о прибылях и убытках, рекомендации по структуре и минимальным требованиям к их содержанию. Доля меньшинства показывается в составе капитала Долгосрочные обязательства, которые подлежат погашению по требованию кредитора на отчетную дату в результате нарушения договора, показываются как краткосрочные, даже если кредитор согласился после отчетной даты не требовать погашения. Заменил МСФО 5 и МСФО 13 |
МСФО (IAS) 2 |
Запасы |
Целью стандарта является определение интерпретации запасов в системе учета по фактической стоимости приобретения. Важным вопросом в учете запасов является определение величины затрат, подлежащих признанию в качестве актива и переносу в следующие периоды до признания соответствующих прибылей. Стандарт дает практические указания по определению затрат и их последующему признанию в качестве расходов, включая любые уменьшения стоимости до величины возможной чистой цены продаж. Он также дает представление о формулах расчета затрат, используемых для определения себестоимости запасов |
МСФО (IAS) 3 |
Сводная финансовая отчетность |
Заменен на МСФО 27 и МСФО 28 |
МСФО (IAS) 4 |
Амортизация |
Начисление амортизации по подлежащему амортизации активу должно осуществляться на основе систематического метода начисления амортизации, используемого в течение всего срока службы данного актива. Срок полезной службы актива или группы активов должен периодически пересматриваться. По каждой группе активов должны быть раскрыты метод начисления амортизации, нормы амортизации, общая сумма начисленной в течение периода амортизации, общая стоимость подлежащих амортизации активов. Заменен на МСФО 16 и МСФО 38 |
МСФО (IAS) 5 |
Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности |
Заменен на МСФО 1 |
МСФО (IAS) 6 |
Отражение в учете изменения цен |
Заменен на МСФО 15 |
МСФО (IAS) 7 |
Отчет о движении денежных средств |
Стандарт обеспечивает раскрытие информации об исторических изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств компании посредством отчетов о движении денежных средств, в которых производится классификация потоков денежных средств за период, получаемых от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности |
МСФО (IAS) 8 |
Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки |
Стандарт дает определение учетной политики, формулируя ее как конкретные принципы, правила формирования и представления финансовой отчетности. В стандарте говорится о последовательности применения учетной политики. Стандарт рассматривает ситуации, когда происходят изменения в учетной политике. Дается определение изменения в бухгалтерских оценках как корректировки балансовой стоимости активов или обязательств вследствие пересмотра их статуса и ожидаемых экономических выгод. В стандарте приводится определение ошибки, допущенной в предшествующие периоды. Исключен термин "фундаментальная ошибка"; все материальные ошибки корректируются ретроспективно. Частично заменен на МСФО 35 |
МСФО (IAS) 9 |
Затраты на исследования и разработки |
Стандарт предназначен для установления порядка учета затрат на исследования и разработки. Основным вопросом в учете затрат на исследования и разработки считается выбор признания их либо в качестве актива, либо в качестве расхода В стандарте рассматриваются критерии признания для отнесения подобных затрат либо к расходам, либо к активам. Он также предусматривает практические инструкции по применению этих критериев. Заменен на МСФО 38 |
МСФО (IAS) 10 |
События после отчетной даты |
Стандарт рассматривает вопросы идентификации непредвиденных расходов и событий, имевших место после даты балансового отчета. Наличие условных убытков подлежит раскрытию в финансовой отчетности, за исключением тех случаев, когда они отнесены далеко по времени. Условная прибыль показывается в тех случаях, когда существует вероятность того, что эта прибыль реально получена. Раскрывается информация о событиях, имевших место после отчетной даты, их характере и расчетной оценке финансовых последствий |
МСФО (IAS) 11 |
Договоры подряда |
Стандарт устанавливает порядок отражения доходов и затрат, связанных с договорами подряда. В соответствии с характером деятельности, связанным с договорами подряда, дата начала контракта и дата завершения работ по договору подряда обычно оказываются в разных отчетных периодах. Следовательно, основной задачей в учете договоров подряда является распределение доходов и затрат по договору подряда на отчетные периоды, в которых производились работы |
МСФО (IAS) 12 |
Налоги на прибыль |
Стандарт определяет порядок учета налогов на прибыль. Настоящий стандарт требует, чтобы компания учитывала налоговые последствия сделок и других событий точно так же, как она учитывала сами эти сделки и события. Он определяет порядок признания отложенных налоговых требований, возникающих в связи с непринятыми налоговыми убытками или неиспользованными налоговыми кредитами, представления информации о налогах на прибыль в финансовой отчетности и раскрытия информации, относящейся к налогу на прибыль |
МСФО (IAS) 13 |
Представление краткосрочных активов и краткосрочных обязательств |
Стандарт используется в том случае, если организация раскрывает в отчетности свои оборотные средства и краткосрочные пассивы отдельно от прочих активов и пассивов. Стандарт определяет, какие статьи следует рассматривать как оборотные активы и краткосрочные пассивы, а также устанавливает требования в части представления и раскрытия информации по таким активам и обязательствам. Заменен на МСФО 1 |
МСФО (IAS) 14 |
Сегментная отчетность |
Стандарт устанавливает принципы представления финансовой информации по сегментам относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, для того чтобы помочь пользователям финансовой отчетности лучше понять показатели работы компании в прошлых периодах; лучше оценить риск и прибыли компании и принимать более обоснованные решения относительно компании в целом |
МСФО (IAS) 15 |
Информация, отражающая влияние изменения цен |
Отменен с 1 января 2005 г. |
МСФО (IAS) 16 |
Основные средства |
Стандарт определяет порядок учета основных средств. Главным вопросом в учете основных средств является момент признания активов, определение их балансовой стоимости и амортизационных отчислений. Данный стандарт требует, чтобы объект основных средств признавался в качестве актива, когда он отвечает определению и критериям признания для актива, определенным в концептуальных основах подготовки и представления финансовой отчетности. Последующие расходы (улучшения) капитализируются, если удовлетворяют определению основных средств (в соответствии со старым стандартом основные средства капитализируются, только если повышают первоначально оцененные эксплуатационные характеристики). Амортизация определяется отдельно для каждого значительного компонента основных средств. Ликвидационная оценка должна пересматриваться на каждую отчетную дату; амортизация прекращается, если ликвидационная стоимость превышает балансовую |
МСФО (IAS) 17 |
Аренда |
Стандарт определяет учетную политику и раскрывает требования по отношению как к арендатору, так и к арендодателю в отношении операционной и финансовой аренды. В договорах аренды земли и зданий выделяются отдельно аренда земли (операционная аренда) и аренда здания (операционная или финансовая аренда) |
МСФО (IAS) 18 |
Выручка |
Стандарт устанавливает порядок учета выручки, возникающей от определенных видов сделок и событий, определяет критерии признания выручки |
МСФО (IAS) 19 |
Вознаграждение работникам |
Стандарт определяет требования по учету и отчетности по пенсионным отчислениям в соответствии с пенсионными программами, по которым участникам гарантируется фиксированная сумма выплат после оговоренной выслуги лет; устанавливаются правила учета и раскрытия информации о вознаграждении работникам |
МСФО (IAS) 20 |
Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи |
Стандарт отражает виды субсидий и иной правительственной помощи; раскрытие информации об учетных методах, о характере и размерах правительственных субсидий, а также о любых невыполненных условиях получения субсидий |
МСФО (IAS) 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
Компания может вести деятельность, связанную с иностранной валютой, двумя способами. Она может проводить операции в иностранной валюте или иметь зарубежные производства. Главный вопрос в учете операций в иностранной валюте и зарубежных производств состоит в определении, какой курс использовать и как признавать в финансовой отчетности финансовое воздействие изменений обменных курсов. Приводятся новые (более четкие) правила определения функциональной валюты; финансовая отчетность может быть представлена в любой валюте |
МСФО (IAS) 22 |
Объединения бизнеса |
Стандарт устанавливает характер объединения компаний (покупка либо объединение интересов); определение стоимости покупки. В стандарте также характеризуется деловая репутация, возникающая при приобретении как платеж, производимый покупателем в предвидении будущих экономических выгод, а также рассматриваются случаи возникновения отрицательной деловой репутации. Заменен на IFRS 3 |
МСФО (IAS) 23 |
Затраты по займам |
Стандарт определяет метод бухгалтерского отражения затрат по займам. Он требует немедленного признания затрат по займам в качестве расходов. Вместе с тем стандарт допускает в качестве альтернативного варианта капитализацию затрат по займам, непосредственно связанных с приобретением, строительством или производством актива |
МСФО (IAS) 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
Стандарт раскрывает информацию о сделках между взаимосвязанными сторонами, если они отвечают определенным критериям. В стандарте приводится определение понятия "взаимосвязанные стороны". Имя (название) конечной контролирующей стороны, включая физических лиц, должно быть раскрыто. Требования по раскрытию информации теперь распространяются на операции между контролируемыми государством компаниями |
МСФО (IAS) 25 |
Учет инвестиций |
Стандарт определяет классификацию, себестоимость, балансовую стоимость инвестиций и изменения в них, раскрывает продажу и передачу инвестиций. Заменен на МСФО 39 и МСФО 40 |
МСФО (IAS) 26 |
Учет и отчетность по пенсионным планам |
Стандарт определяет виды пенсионных планов, дисконтирование пенсий. Этот стандарт следует отличать от МСФО 19, который обсуждает вопросы раскрытия информации о пенсионных программах в финансовой отчетности работодателей, реализующих такие программы |
МСФО (IAS) 27 |
Консолидированная и индивидуальная отчетность |
Стандарт раскрывает вопросы подготовки и представления сводной (консолидированной) финансовой отчетности группы предприятий, находящихся под контролем материнской компании. Метод долевого участия больше не используется для учета дочерних и ассоциированных компаний в отдельной отчетности материнской компании. Скорректирован с МСФО 39 |
МСФО (IAS) 28 |
Учет инвестиций в ассоциированные компании |
Инвестиции в ассоциированные компании должны учитываться на основе метода долевого участия. Стандарт также оговаривает допустимые исключения. Определены требования в части раскрытия информации. Частично заменен на МСФО 36 и МСФО 39 |
МСФО (IAS) 29 |
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции |
Данные финансовой отчетности должны пересматриваться с учетом инфляции на дату балансового отчета. Полученные в результате этого прирост или сокращение денежной позиции должны отражаться на чистой прибыли и раскрываться раздельно. Требуется раскрытие информации о пересмотре цифр финансовой отчетности, а также о том, какая единица измерения или какой индекс цен при этом применялись |
МСФО (IAS) 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений |
Стандарт оговаривает дополнительные требования в части раскрытия информации помимо требований других стандартов. Стандарт требует раскрытия дополнительной информации применительно к отчету о прибылях и убытках; балансовому отчету; срокам погашения активов и пассивов; непредвиденным статьям и забалансовым обязательствам; концентрации активов и пассивов; убыткам по кредитам и авансам; по общим банковским рискам, а также активам, предложенным в качестве обеспечения |
МСФО (IAS) 31 |
Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности |
Раскрытие информации об участии в совместных предприятиях отражается раздельно по совместно контролируемым операциям и активам. В стандарте определены требования в части отчетности для предприятий, берущих на себя риск, и предприятий-инвесторов. Скорректирован в соответствии с МСФО 36 и МСФО 39 |
МСФО (IAS) 32 |
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации |
Стандарт облегчает пользователям финансовой отчетности понимание того, насколько важны балансовые и забалансовые финансовые инструменты с точки зрения финансового положения, эффективности деятельности и движения денежных средств компании. Стандарт устанавливает определенные требования по предоставлению информации о балансовых инструментах и определяет перечень информации, подлежащей раскрытию, как о балансовых, так и о забалансовых финансовых инструментах |
МСФО (IAS) 33 |
Прибыль на акцию |
Стандарт устанавливает принципы расчета прибыли на акцию и представления соответствующей информации, используемой для сопоставления результатов деятельности различных компаний в одном и том же периоде, а также результатов деятельности одной и той же компании в различных отчетных периодах |
МСФО (IAS) 34 |
Промежуточная финансовая отчетность |
Стандарт определяет минимальное содержание промежуточной финансовой отчетности и устанавливает принципы для признания и оценки в полной и сжатой финансовой отчетности за промежуточный период |
МСФО (IAS) 35 |
Прекращаемая деятельность |
Стандарт устанавливает принципы представления в отчетности информации о прекращаемой деятельности с тем, чтобы повысить возможности пользователей финансовой отчетности прогнозировать потоки денежных средств, прибыльность и финансовое положение компании в целом за счет раздельного представления информации о прекращаемой деятельности и информации о продолжающейся деятельности. Отменен |
МСФО (IAS) 36 |
Обесценение активов |
Стандарт устанавливает процедуры, которые компании применяют для того, чтобы учитывать свои активы по величине, не превышающей их возмещаемой суммы. Частично заменяет положения МСФО 16 и МСФО 22 |
МСФО (IAS) 37 |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
Стандарт определяет критерии признания и оценки условных обязательств и условных активов, а также раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности |
МСФО (IAS) 38 |
Нематериальные активы |
Стандарт устанавливает порядок учета нематериальных активов, которые специально не рассматриваются в других международных стандартах финансовой отчетности. Стандарт определяет критерии отнесения активов к нематериальным. Нематериальные активы могут иметь неопределенный срок полезного использования (не амортизируются; подлежат ежегодному тесту на обесценение). Заменил МСФО 9 |
МСФО (IAS) 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
Стандарт раскрывает порядок признания финансовых активов и финансовых обязательств, в том числе производных инструментов. Использование хеджирования (ограждения от потерь) в отношении убытков, определенных по справедливой стоимости |
МСФО (IAS) 40 |
Инвестиционная собственность |
Аннулировал МСФО 25. Устанавливает порядок учета инвестиционной собственности (земельных участков, зданий и т.д.), применяется оценка по справедливой стоимости |
МСФО (IAS) 41 |
Сельское хозяйство |
Устанавливает порядок учета и раскрытия информации в организациях, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью |
В настоящее время действующие стандарты финансовой отчетности пересматриваются и появляются новые стандарты, которые называются International Financial Reporting Standards (IFRS) и не продолжают нумерацию прежних стандартов (IAS):
МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО";
МСФО (IFRS) 2 "Выплаты долевыми инструментами" - справедливая стоимость опционов на акции, выданных сотрудникам, признается в качестве расхода;
МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнеса" - в результате объединений признается больше нематериальных активов; гудвилл больше не амортизируется, проводится ежегодный тест на обесценение; отрицательный гудвилл списывается через отчет о прибылях и убытках ("старый" отрицательный гудвилл списывается на нераспределенную прибыль по состоянию на 01.01.2005);
МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования";
МСФО (IFRS) 5 "Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность" - новые правила учета для внеоборотных активов, предназначенных для продажи, и "выбывающих групп" (оценка по наименьшей из балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом расходов по продаже, эти активы не амортизируются);
МСФО (IFRS) 6 "Разработка и оценка минеральных ресурсов".
Разработан также IFRS 7, заменяющий МСФО (IAS) 30 и частично МСФО (IAS) 32 и вносящий изменения в МСФО (IAS) 1.
Новые стандарты имеют иную структуру, нежели прежние стандарты, и включают "содержательную часть", "основу для выводов" и "руководство к применению".
Для разъяснения вопросов, связанных с практическим применением отдельных положений международных стандартов, предназначены разрабатываемые Постоянным комитетом по интерпретациям финансовой отчетности интерпретации - SIC и IFRIC (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Интерпретации (IFRIC)
N |
Название интерпретации |
Дата вступления интерпретации в действие |
IFRIC 1 |
Изменения в существующих обязательствах по выводу из эксплуатации, рекультивации и других аналогичных обязательствах |
01.09.2004 |
IFRIC 2 |
Доля участия в кооперативах и другие аналогичные инструменты |
01.01.2005 |
IFRIC 3 |
Эмиссионные права |
Отменен |
IFRIC 4 |
Выявление арендных отношений в рамках договора |
01.01.2006 |
IFRIC 5 |
Права на доли участия в фондах по выводу из эксплуатации, рекультивации, восстановлению окружающей среды |
01.01.2006 |
IFRIC 6 |
Обязательства, возникающие в результате участия в определенном рынке (переработка электронного и электрооборудования) |
01.12.2005 |
IFRIC 7 |
Применение подхода к пересчету в соответствии с МСФО (IAS) 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" |
01.03.2006 |
Объективными факторами, которые делают переход на международные стандарты финансовой отчетности выгодным для российских эмитентов, являются:
на макроуровне
приток иностранных инвестиций в Россию;
большая прозрачность деятельности российских компаний, и как следствие улучшение имиджа российского бизнеса за рубежом;
более глубокая интеграция экономики России в систему мировых хозяйственных связей;
улучшение качества статистической информации и возможность ее сопоставления;
на микроуровне
рост рыночной капитализации;
снижение цены привлекаемого капитала;
возможность использовать информацию для принятия управленческих решений.
Агентство Moodys отметило повышение инвестиционного рейтинга России. Для институциональных и частных инвесторов инвестиционный рейтинг является сигналом для возможности выхода на рынок России, однако выбор объектов инвестирования во многом будет зависеть от доверия к отчетности. В этом случае составление отчетности по МСФО является необходимым.
Контрольные вопросы
1. Что явилось предпосылками создания международных стандартов финансовой отчетности?
2. Что такое унификация, стандартизация и гармонизация в учете?
3. Что явилось основой МСФО?
4. Проанализируйте основные принципы финансовой отчетности, определенные в ГААП США и МСФО.
5. Как соотносятся МСФО и национальные системы учета и отчетности?
6. Каким образом классифицируются системы учета и отчетности?
7. Какие функции выполняют международные стандарты финансовой отчетности?
8. Какие цели поставлены разработчиками международных стандартов финансовой отчетности?
9. Как разрабатываются МСФО?
10. Какую роль играют МСФО в процессе реформирования российской системы учета и отчетности?
стандартов финансовой отчетности
Разработка и принятие стандартов - довольно длительная и сложная процедура, включающая подготовку и широкое обсуждение проектов рабочих документов специалистами и общественностью. Для того чтобы стандарт был утвержден как действующий, он должен быть принят 3/4 голосов членов Совета. Структура международных стандартов финансовой отчетности представлена на рис. 1.1.
Структура международных стандартов финансовой отчетности
┌─────────────────────────────────┐
│Введение, раскрывающее содержание│
│ стандарта, его цели, задачи │
└─────────┬────────────┬──────────┘
│ │
\│/ \│/
┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐
│ Определение основных │ │ Пояснение определений │
│ понятий и терминов │ │ и терминов │
└─────────────────────────┤ ├─────────────────────────┘
│ │
\│/ \│/
┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐
│ Раскрытие методологии, │ │Рекомендации по внедрению│
│ включая все приложения │ │ Интерпретации │
└─────────────────────────┤ ├─────────────────────────┘
│ │
\│/ \│/
┌─────────────────────────────────┐
│ Дата вступления в силу │
└─────────────────────────────────┘
Рис. 1.1.
Рассмотрим основные этапы разработки МСФО. Прежде всего, создается редакционная комиссия, состоящая из экспертов, представляющих различные страны, которая исследует учетную практику отдельных национальных систем учета и разрабатывает общий план проекта международного стандарта. Следующий этап включает подготовку рабочего проекта стандарта, затем этот вариант широко обсуждается всеми заинтересованными сторонами, в течение 4 месяцев вносятся поправки и замечания. После того как все предложения и замечания будут внесены в проект стандарта, он утверждается Правлением Совета и публикуется как действующий.
К настоящему времени создан 41 международный стандарт финансовой отчетности (IAS) (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Международные стандарты финансовой отчетности (IAS)
МСФО |
Название МСФО |
Содержание стандарта |
МСФО (IAS) 1 |
Представление финансовой отчетности |
Стандарт обеспечивает базу для представления финансовой отчетности общего назначения для достижения сопоставимости с финансовой отчетностью за предшествующий период, а также с финансовой отчетностью других компаний. В стандарте приводятся основные показатели баланса, отчета о прибылях и убытках, рекомендации по структуре и минимальным требованиям к их содержанию. Доля меньшинства показывается в составе капитала Долгосрочные обязательства, которые подлежат погашению по требованию кредитора на отчетную дату в результате нарушения договора, показываются как краткосрочные, даже если кредитор согласился после отчетной даты не требовать погашения. Заменил МСФО 5 и МСФО 13 |
МСФО (IAS) 2 |
Запасы |
Целью стандарта является определение интерпретации запасов в системе учета по фактической стоимости приобретения. Важным вопросом в учете запасов является определение величины затрат, подлежащих признанию в качестве актива и переносу в следующие периоды до признания соответствующих прибылей. Стандарт дает практические указания по определению затрат и их последующему признанию в качестве расходов, включая любые уменьшения стоимости до величины возможной чистой цены продаж. Он также дает представление о формулах расчета затрат, используемых для определения себестоимости запасов |
МСФО (IAS) 3 |
Сводная финансовая отчетность |
Заменен на МСФО 27 и МСФО 28 |
МСФО (IAS) 4 |
Амортизация |
Начисление амортизации по подлежащему амортизации активу должно осуществляться на основе систематического метода начисления амортизации, используемого в течение всего срока службы данного актива. Срок полезной службы актива или группы активов должен периодически пересматриваться. По каждой группе активов должны быть раскрыты метод начисления амортизации, нормы амортизации, общая сумма начисленной в течение периода амортизации, общая стоимость подлежащих амортизации активов. Заменен на МСФО 16 и МСФО 38 |
МСФО (IAS) 5 |
Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности |
Заменен на МСФО 1 |
МСФО (IAS) 6 |
Отражение в учете изменения цен |
Заменен на МСФО 15 |
МСФО (IAS) 7 |
Отчет о движении денежных средств |
Стандарт обеспечивает раскрытие информации об исторических изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств компании посредством отчетов о движении денежных средств, в которых производится классификация потоков денежных средств за период, получаемых от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности |
МСФО (IAS) 8 |
Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки |
Стандарт дает определение учетной политики, формулируя ее как конкретные принципы, правила формирования и представления финансовой отчетности. В стандарте говорится о последовательности применения учетной политики. Стандарт рассматривает ситуации, когда происходят изменения в учетной политике. Дается определение изменения в бухгалтерских оценках как корректировки балансовой стоимости активов или обязательств вследствие пересмотра их статуса и ожидаемых экономических выгод. В стандарте приводится определение ошибки, допущенной в предшествующие периоды. Исключен термин "фундаментальная ошибка"; все материальные ошибки корректируются ретроспективно. Частично заменен на МСФО 35 |
МСФО (IAS) 9 |
Затраты на исследования и разработки |
Стандарт предназначен для установления порядка учета затрат на исследования и разработки. Основным вопросом в учете затрат на исследования и разработки считается выбор признания их либо в качестве актива, либо в качестве расхода В стандарте рассматриваются критерии признания для отнесения подобных затрат либо к расходам, либо к активам. Он также предусматривает практические инструкции по применению этих критериев. Заменен на МСФО 38 |
МСФО (IAS) 10 |
События после отчетной даты |
Стандарт рассматривает вопросы идентификации непредвиденных расходов и событий, имевших место после даты балансового отчета. Наличие условных убытков подлежит раскрытию в финансовой отчетности, за исключением тех случаев, когда они отнесены далеко по времени. Условная прибыль показывается в тех случаях, когда существует вероятность того, что эта прибыль реально получена. Раскрывается информация о событиях, имевших место после отчетной даты, их характере и расчетной оценке финансовых последствий |
МСФО (IAS) 11 |
Договоры подряда |
Стандарт устанавливает порядок отражения доходов и затрат, связанных с договорами подряда. В соответствии с характером деятельности, связанным с договорами подряда, дата начала контракта и дата завершения работ по договору подряда обычно оказываются в разных отчетных периодах. Следовательно, основной задачей в учете договоров подряда является распределение доходов и затрат по договору подряда на отчетные периоды, в которых производились работы |
МСФО (IAS) 12 |
Налоги на прибыль |
Стандарт определяет порядок учета налогов на прибыль. Настоящий стандарт требует, чтобы компания учитывала налоговые последствия сделок и других событий точно так же, как она учитывала сами эти сделки и события. Он определяет порядок признания отложенных налоговых требований, возникающих в связи с непринятыми налоговыми убытками или неиспользованными налоговыми кредитами, представления информации о налогах на прибыль в финансовой отчетности и раскрытия информации, относящейся к налогу на прибыль |
МСФО (IAS) 13 |
Представление краткосрочных активов и краткосрочных обязательств |
Стандарт используется в том случае, если организация раскрывает в отчетности свои оборотные средства и краткосрочные пассивы отдельно от прочих активов и пассивов. Стандарт определяет, какие статьи следует рассматривать как оборотные активы и краткосрочные пассивы, а также устанавливает требования в части представления и раскрытия информации по таким активам и обязательствам. Заменен на МСФО 1 |
МСФО (IAS) 14 |
Сегментная отчетность |
Стандарт устанавливает принципы представления финансовой информации по сегментам относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, для того чтобы помочь пользователям финансовой отчетности лучше понять показатели работы компании в прошлых периодах; лучше оценить риск и прибыли компании и принимать более обоснованные решения относительно компании в целом |
МСФО (IAS) 15 |
Информация, отражающая влияние изменения цен |
Отменен с 1 января 2005 г. |
МСФО (IAS) 16 |
Основные средства |
Стандарт определяет порядок учета основных средств. Главным вопросом в учете основных средств является момент признания активов, определение их балансовой стоимости и амортизационных отчислений. Данный стандарт требует, чтобы объект основных средств признавался в качестве актива, когда он отвечает определению и критериям признания для актива, определенным в концептуальных основах подготовки и представления финансовой отчетности. Последующие расходы (улучшения) капитализируются, если удовлетворяют определению основных средств (в соответствии со старым стандартом основные средства капитализируются, только если повышают первоначально оцененные эксплуатационные характеристики). Амортизация определяется отдельно для каждого значительного компонента основных средств. Ликвидационная оценка должна пересматриваться на каждую отчетную дату; амортизация прекращается, если ликвидационная стоимость превышает балансовую |
МСФО (IAS) 17 |
Аренда |
Стандарт определяет учетную политику и раскрывает требования по отношению как к арендатору, так и к арендодателю в отношении операционной и финансовой аренды. В договорах аренды земли и зданий выделяются отдельно аренда земли (операционная аренда) и аренда здания (операционная или финансовая аренда) |
МСФО (IAS) 18 |
Выручка |
Стандарт устанавливает порядок учета выручки, возникающей от определенных видов сделок и событий, определяет критерии признания выручки |
МСФО (IAS) 19 |
Вознаграждение работникам |
Стандарт определяет требования по учету и отчетности по пенсионным отчислениям в соответствии с пенсионными программами, по которым участникам гарантируется фиксированная сумма выплат после оговоренной выслуги лет; устанавливаются правила учета и раскрытия информации о вознаграждении работникам |
МСФО (IAS) 20 |
Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи |
Стандарт отражает виды субсидий и иной правительственной помощи; раскрытие информации об учетных методах, о характере и размерах правительственных субсидий, а также о любых невыполненных условиях получения субсидий |
МСФО (IAS) 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
Компания может вести деятельность, связанную с иностранной валютой, двумя способами. Она может проводить операции в иностранной валюте или иметь зарубежные производства. Главный вопрос в учете операций в иностранной валюте и зарубежных производств состоит в определении, какой курс использовать и как признавать в финансовой отчетности финансовое воздействие изменений обменных курсов. Приводятся новые (более четкие) правила определения функциональной валюты; финансовая отчетность может быть представлена в любой валюте |
МСФО (IAS) 22 |
Объединения бизнеса |
Стандарт устанавливает характер объединения компаний (покупка либо объединение интересов); определение стоимости покупки. В стандарте также характеризуется деловая репутация, возникающая при приобретении как платеж, производимый покупателем в предвидении будущих экономических выгод, а также рассматриваются случаи возникновения отрицательной деловой репутации. Заменен на IFRS 3 |
МСФО (IAS) 23 |
Затраты по займам |
Стандарт определяет метод бухгалтерского отражения затрат по займам. Он требует немедленного признания затрат по займам в качестве расходов. Вместе с тем стандарт допускает в качестве альтернативного варианта капитализацию затрат по займам, непосредственно связанных с приобретением, строительством или производством актива |
МСФО (IAS) 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
Стандарт раскрывает информацию о сделках между взаимосвязанными сторонами, если они отвечают определенным критериям. В стандарте приводится определение понятия "взаимосвязанные стороны". Имя (название) конечной контролирующей стороны, включая физических лиц, должно быть раскрыто. Требования по раскрытию информации теперь распространяются на операции между контролируемыми государством компаниями |
МСФО (IAS) 25 |
Учет инвестиций |
Стандарт определяет классификацию, себестоимость, балансовую стоимость инвестиций и изменения в них, раскрывает продажу и передачу инвестиций. Заменен на МСФО 39 и МСФО 40 |
МСФО (IAS) 26 |
Учет и отчетность по пенсионным планам |
Стандарт определяет виды пенсионных планов, дисконтирование пенсий. Этот стандарт следует отличать от МСФО 19, который обсуждает вопросы раскрытия информации о пенсионных программах в финансовой отчетности работодателей, реализующих такие программы |
МСФО (IAS) 27 |
Консолидированная и индивидуальная отчетность |
Стандарт раскрывает вопросы подготовки и представления сводной (консолидированной) финансовой отчетности группы предприятий, находящихся под контролем материнской компании. Метод долевого участия больше не используется для учета дочерних и ассоциированных компаний в отдельной отчетности материнской компании. Скорректирован с МСФО 39 |
МСФО (IAS) 28 |
Учет инвестиций в ассоциированные компании |
Инвестиции в ассоциированные компании должны учитываться на основе метода долевого участия. Стандарт также оговаривает допустимые исключения. Определены требования в части раскрытия информации. Частично заменен на МСФО 36 и МСФО 39 |
МСФО (IAS) 29 |
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции |
Данные финансовой отчетности должны пересматриваться с учетом инфляции на дату балансового отчета. Полученные в результате этого прирост или сокращение денежной позиции должны отражаться на чистой прибыли и раскрываться раздельно. Требуется раскрытие информации о пересмотре цифр финансовой отчетности, а также о том, какая единица измерения или какой индекс цен при этом применялись |
МСФО (IAS) 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений |
Стандарт оговаривает дополнительные требования в части раскрытия информации помимо требований других стандартов. Стандарт требует раскрытия дополнительной информации применительно к отчету о прибылях и убытках; балансовому отчету; срокам погашения активов и пассивов; непредвиденным статьям и забалансовым обязательствам; концентрации активов и пассивов; убыткам по кредитам и авансам; по общим банковским рискам, а также активам, предложенным в качестве обеспечения |
МСФО (IAS) 31 |
Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности |
Раскрытие информации об участии в совместных предприятиях отражается раздельно по совместно контролируемым операциям и активам. В стандарте определены требования в части отчетности для предприятий, берущих на себя риск, и предприятий-инвесторов. Скорректирован в соответствии с МСФО 36 и МСФО 39 |
МСФО (IAS) 32 |
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации |
Стандарт облегчает пользователям финансовой отчетности понимание того, насколько важны балансовые и забалансовые финансовые инструменты с точки зрения финансового положения, эффективности деятельности и движения денежных средств компании. Стандарт устанавливает определенные требования по предоставлению информации о балансовых инструментах и определяет перечень информации, подлежащей раскрытию, как о балансовых, так и о забалансовых финансовых инструментах |
МСФО (IAS) 33 |
Прибыль на акцию |
Стандарт устанавливает принципы расчета прибыли на акцию и представления соответствующей информации, используемой для сопоставления результатов деятельности различных компаний в одном и том же периоде, а также результатов деятельности одной и той же компании в различных отчетных периодах |
МСФО (IAS) 34 |
Промежуточная финансовая отчетность |
Стандарт определяет минимальное содержание промежуточной финансовой отчетности и устанавливает принципы для признания и оценки в полной и сжатой финансовой отчетности за промежуточный период |
МСФО (IAS) 35 |
Прекращаемая деятельность |
Стандарт устанавливает принципы представления в отчетности информации о прекращаемой деятельности с тем, чтобы повысить возможности пользователей финансовой отчетности прогнозировать потоки денежных средств, прибыльность и финансовое положение компании в целом за счет раздельного представления информации о прекращаемой деятельности и информации о продолжающейся деятельности. Отменен |
МСФО (IAS) 36 |
Обесценение активов |
Стандарт устанавливает процедуры, которые компании применяют для того, чтобы учитывать свои активы по величине, не превышающей их возмещаемой суммы. Частично заменяет положения МСФО 16 и МСФО 22 |
МСФО (IAS) 37 |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
Стандарт определяет критерии признания и оценки условных обязательств и условных активов, а также раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности |
МСФО (IAS) 38 |
Нематериальные активы |
Стандарт устанавливает порядок учета нематериальных активов, которые специально не рассматриваются в других международных стандартах финансовой отчетности. Стандарт определяет критерии отнесения активов к нематериальным. Нематериальные активы могут иметь неопределенный срок полезного использования (не амортизируются; подлежат ежегодному тесту на обесценение). Заменил МСФО 9 |
МСФО (IAS) 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
Стандарт раскрывает порядок признания финансовых активов и финансовых обязательств, в том числе производных инструментов. Использование хеджирования (ограждения от потерь) в отношении убытков, определенных по справедливой стоимости |
МСФО (IAS) 40 |
Инвестиционная собственность |
Аннулировал МСФО 25. Устанавливает порядок учета инвестиционной собственности (земельных участков, зданий и т.д.), применяется оценка по справедливой стоимости |
МСФО (IAS) 41 |
Сельское хозяйство |
Устанавливает порядок учета и раскрытия информации в организациях, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью |
В настоящее время действующие стандарты финансовой отчетности пересматриваются и появляются новые стандарты, которые называются International Financial Reporting Standards (IFRS) и не продолжают нумерацию прежних стандартов (IAS):
МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО";
МСФО (IFRS) 2 "Выплаты долевыми инструментами" - справедливая стоимость опционов на акции, выданных сотрудникам, признается в качестве расхода;
МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнеса" - в результате объединений признается больше нематериальных активов; гудвилл больше не амортизируется, проводится ежегодный тест на обесценение; отрицательный гудвилл списывается через отчет о прибылях и убытках ("старый" отрицательный гудвилл списывается на нераспределенную прибыль по состоянию на 01.01.2005);
МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования";
МСФО (IFRS) 5 "Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность" - новые правила учета для внеоборотных активов, предназначенных для продажи, и "выбывающих групп" (оценка по наименьшей из балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом расходов по продаже, эти активы не амортизируются);
МСФО (IFRS) 6 "Разработка и оценка минеральных ресурсов".
Разработан также IFRS 7, заменяющий МСФО (IAS) 30 и частично МСФО (IAS) 32 и вносящий изменения в МСФО (IAS) 1.
Новые стандарты имеют иную структуру, нежели прежние стандарты, и включают "содержательную часть", "основу для выводов" и "руководство к применению".
Для разъяснения вопросов, связанных с практическим применением отдельных положений международных стандартов, предназначены разрабатываемые Постоянным комитетом по интерпретациям финансовой отчетности интерпретации - SIC и IFRIC (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Интерпретации (IFRIC)
N |
Название интерпретации |
Дата вступления интерпретации в действие |
IFRIC 1 |
Изменения в существующих обязательствах по выводу из эксплуатации, рекультивации и других аналогичных обязательствах |
01.09.2004 |
IFRIC 2 |
Доля участия в кооперативах и другие аналогичные инструменты |
01.01.2005 |
IFRIC 3 |
Эмиссионные права |
Отменен |
IFRIC 4 |
Выявление арендных отношений в рамках договора |
01.01.2006 |
IFRIC 5 |
Права на доли участия в фондах по выводу из эксплуатации, рекультивации, восстановлению окружающей среды |
01.01.2006 |
IFRIC 6 |
Обязательства, возникающие в результате участия в определенном рынке (переработка электронного и электрооборудования) |
01.12.2005 |
IFRIC 7 |
Применение подхода к пересчету в соответствии с МСФО (IAS) 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" |
01.03.2006 |
Объективными факторами, которые делают переход на международные стандарты финансовой отчетности выгодным для российских эмитентов, являются:
на макроуровне
приток иностранных инвестиций в Россию;
большая прозрачность деятельности российских компаний, и как следствие улучшение имиджа российского бизнеса за рубежом;
более глубокая интеграция экономики России в систему мировых хозяйственных связей;
улучшение качества статистической информации и возможность ее сопоставления;
на микроуровне
рост рыночной капитализации;
снижение цены привлекаемого капитала;
возможность использовать информацию для принятия управленческих решений.
Агентство Moodys отметило повышение инвестиционного рейтинга России. Для институциональных и частных инвесторов инвестиционный рейтинг является сигналом для возможности выхода на рынок России, однако выбор объектов инвестирования во многом будет зависеть от доверия к отчетности. В этом случае составление отчетности по МСФО является необходимым.
Контрольные вопросы
1. Что явилось предпосылками создания международных стандартов финансовой отчетности?
2. Что такое унификация, стандартизация и гармонизация в учете?
3. Что явилось основой МСФО?
4. Проанализируйте основные принципы финансовой отчетности, определенные в ГААП США и МСФО.
5. Как соотносятся МСФО и национальные системы учета и отчетности?
6. Каким образом классифицируются системы учета и отчетности?
7. Какие функции выполняют международные стандарты финансовой отчетности?
8. Какие цели поставлены разработчиками международных стандартов финансовой отчетности?
9. Как разрабатываются МСФО?
10. Какую роль играют МСФО в процессе реформирования российской системы учета и отчетности?