3.3. Бухгалтерский учет и отдельные вопросы налогообложения в ресторанах

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 

 

 

Ресторан может быть частью гостиничного комплекса или самостоятельным юридическим лицом (отдельным объектом учета).

 

Независимо от места расположения ресторана (в составе гостиничного комплекса или в виде отдельного объекта), а также при наличии в составе гостиничного комплекса буфетов, столовых, баров и кафе - их услуги должны:

- соответствовать, прежде всего, "Правилам оказания услуг общественного питания", утвержденным постановлением Правительства РФ № 1036 от 15.08.97, а также другим нормативным документам

- документально оформляться.

При любом варианте услуг (предварительный заказ или др.) кассир обязан выдать заказчику документ, свидетельствующий об оплате услуг (кассовый чек, счет и т.д.).

 

Учет сырья и продуктов питания в кладовых ведется материально ответственными лицами по каждому наименованию на карточках учета материалов (ф. № М-17).

 

Бухгалтерский учет наличия и движения продуктов и товаров ведется на счете 41 "Товары", субсчет "Товары на складах".

 

Делается запись на сумму приобретенных продуктов и товаров, включая НДС:

Д субсч. 41-1 "Товары на складах"

К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").

Для учета затрат, связанных с переработкой сырья при изготовлении готовых блюд, используется счет 20 "Основное производство", субсчет "Изготовление блюд".

 

На сумму израсходованных продуктов для изготовления блюд делается запись:

Д сч. 20 "Основное производство", субсч. "Изготовление блюд"

К субсч. 41-1 "Товары на складах.

Готовые блюда, выпущенные из производства, учитываются на субсчете 41 -2 "Готовая продукция кухни". При этом делается запись:

Д субсч. 41-2 "Готовая продукция кухни"

К сч. 20 "Основное производство", субсч. "Изготовление блюд".

Конечное сальдо счета "Основное производство", субсч. "Изготовление блюд" показывает стоимость остатков продуктов, отпущенных кухне и не израсходованных на конец месяца, а также стоимость полуфабрикатов и нереализованной готовой продукции кухни.

 

Издержки, связанные с функционированием подразделений общепита, в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утверждены приказом Комитета Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2) учитываются на счете 44 "Издержки обращения" (сч. 44 "Расходы на продажу" или сч. 90 "Продажи"). Номенклатура статей издержек обращения и производства организаций общепита включает в себя следующие виды затрат:

-транспортные расходы

-расходы на оплату труда

-отчисления на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

-амортизацию основных средств

-расходы на ремонт основных средств

-износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов

-расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд

-расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

-расходы на рекламу

-затраты по оплате процентов за пользование займом

-потери товаров и технологические отходы

-расходы на тару

-прочие расходы.

При этом гостинице предоставляется право сокращать и увеличивать перечень статей затрат в пределах затрат, предусмотренных Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661).

 

В составе прочих расходов, регламентированных Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, рассмотрим затраты, отражающие специфику деятельности организаций общепита, входящих в состав гостиничного комплекса.

 

К таким затратам относятся:

-затраты на медицинский осмотр работников общественного питания, стоимость мыла, аптечек, медикаментов и перевязочных средств. Данные расходы относятся на затраты согласно договору и предъявленному счету медицинской организации по факту оказания услуг

 

-расходы по ведению кассового хозяйства. Данные расходы включают: расходы на кассовые рулонные марки, кассовые чеки, контрольно-кассовые ленты и краски для печатающего механизма контрольно-кассовых машин (ККМ), расходы на инкассацию денежной выручки, плату сторонним организациям за обслуживание, технический надзор и уход за ККМ

 

-оплата услуг почтовой, телефонной, телеграфной и факсимильной связи. К ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию собственных телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, диспетчерской связи и радиосвязи

 

-расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров, продуктов и пищи

 

-расходы на обслуживание посетителей в ресторанах, барах, буфетах гостиницы. К данным расходам относятся: расходы на содержание оркестров в ресторанах и кафе по договорам с учреждениями сферы культуры и искусства (кроме заработной платы состоящих в штате оркестрантов и эстрадных артистов, учтенной по статье "Расходы на оплату труда"); стоимость бумажных салфеток, бумажных скатертей, бумажных стаканчиков и тарелок, приборов одноразового пользования.

 

Делаются бухгалтерские записи:

Д сч. 44 "Издержки обращения" (сч. 44 "Расходы на продажу")

Д сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

К сч. 10 "Материалы"

К сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Собранные по дебету счета 44 "Издержки обращения"; (сч. 44 "Расходы на продажу") затраты списываются в конце месяца в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" ( сч. 90 "Продажи") в доле, относящейся к реализованной продукции кухни.

 

Товары - продукты питания, приобретаемые для перепродажи без тепловой и холодной кулинарной обработки (хлеб, соки, минеральная вода, кетчуп и др.), учитываются в текущем учете по цене приобретения плюс торговая наценка.

 

На сумму приобретения таких товаров (включая НДС) делается запись:

Д субсч. 41-1 "Товары на складах"

К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ( 76 "Расчеты с разными дебиторамии и кредиторами")

На сумму торговой наценки делается запись:

Д субсч. 41-1 "Товары на складах"

К сч. 42 "Торговая наценка"

Для учета реализации продукции ресторана (кухни) используется счет 47 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" (сч. 90 "Продажи").

 

Документальное оформление отпуска готовых изделий из производства зависит от расположения раздаточной. Если раздаточная отделена от производства, то отпуск продукции на раздачу оформляется дневными заборными листами (код по ОКУД 0903111).

 

Списание реализованных готовых изделий производится по учетным ценам сырья согласно калькуляционной карточке, что обеспечивает списание стоимости израсходованного сырья по ценам, по которым оно было отпущено на производство.

 

Если раздаточная не отделена от производства, то отпуск продукции на раздачу (реализацию) оформляется актом о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет (код по ОКУД 0903128).

 

Отпуск продукции кухни (готовых блюд) в буфеты оформляется дневными заборными листами.

 

Заведующий производством ежедневно составляет в двух экземплярах отчет о движении продуктов и тары по кухне, при этом первый экземпляр под расписку передается в бухгалтерию. К отчету прилагаются план-меню и меню текущего дня.

 

В соответствии с действующим порядком реализация готовой продукции и товаров производится с торговой наценкой.

 

На сумму выручки от реализации готовой продукции кухни согласно отчету кассира и показаниям счетчиков ККМ делаются записи:

Д сч. 50 "Касса"

К сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" (сч. 90 "Продажи")

Для учета торговой наценки в системном учете используется счет 42 "Торговая наценка", субсчет "Торговая наценка на готовую продукцию кухни".

 

На сумму торговой наценки делаются записи:

Д сч. 41, субсч. "Готовая продукция кухни"

К сч. 42 "Торговая наценка", субсч. "Торговая наценка на готовую продукцию кухни".

Списание реализованной готовой продукции отражается записями:

Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи")

К сч. 41 , субсч. "Готовая продукция кухни".

Величина торговой наценки, относящаяся к объему реализованной готовой продукции кухни, определяется исходя из среднего процента торговой наценки и стоимости реализованной готовой продукции кухни, исчисленной по стоимости израсходованного сырья.

 

При этом делаются записи:

Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи")

К сч. 42 "Торговая наценка", субсч. "Торговая наценка на готовую продукцию кухни" - красное сторно.

НДС, подлежащий уплате бюджету, исчисляется исходя из установленной ставки и суммы торговой наценки, относящейся к объему реализованной готовой продукции кухни. При этом делаются записи:

Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи")

К сч. 68 "Расчеты с бюджетом", субсч. "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

Учтенные на счете 44 "Издержки обращения" (сч. 44 "Расходы на продажу"), субсч. "Затраты кухни" списываются в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" (сч. 90 "Продажи").

 

При этом делаются записи:

Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч.90 "Продажи")

К сч. 44 "Издержки обращения", субсч. "Затраты кухни" (сч. 44 "Расходы на продажу").

Финансовый результат от реализации готовой продукции кухни определяется путем сопоставления кредитовых и дебетовых записей на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи").

 

На сумму полученной прибыли делаются записи:

Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи")

К сч. 80 "Прибыли и убытки" ( сч. 99)

На сумму полученных убытков составляются записи:

Д сч. 80 "Прибыли и убытки" (сч. 99)

К сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи").

Некоторые практические бухгалтера рекомендуют вести раздельный учет реализации. Например, автор Игнатова И.А. в статье "Особенности исчисления налогов на предприятиях общественного питания" в журнале "Консультант" № 17 за 1999 г., для раздельного учета рекомендует открыть к счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", следующие субсчета:

46-1 "Реализация продукции собственного производства"

46-2 "Реализация товаров, предназначенных для перепродажи"

К счету 41 "Товары" также рекомендуется открыть субсчета:

41 -2 "Товары в розничной торговле"

41-6 "Товары для переработки".

ПРИМЕР

 

В отчетном периоде ресторан приобрел продуктов для изготовления продукции (блюд) на сумму 14000 руб. (в т.ч. НДС). Также были приобретены товары для перепродажи (соки, спиртные напитки и т.д.) на сумму 27000 руб. Все товары были полностью реализованы в отчетном периоде.

 

Торговая наценка была установлена:

- на продукцию собственного производства в размере 45%

- на товары, приобретенные для перепродажи - 60%.

Поскольку счет 10 "Материалы" предприятиями общественного питания не используется, приобретенные материально-производственные запасы учитываются на счете 41 "Товары" независимо от того, куплены они для перепродажи или для переработки. Следовательно, при оприходовании товаров в учете будут сделаны следующие записи:

Д 41 -6 - К 60 14000 оприходованы продукты

Д41-2 -к 27000 оприходованы товары.

Автор рекомендует, что при начислении торговой наценки необходимо учитывать, что стоимость товаров должна быть увеличена на сумму налога с продаж. Если ставка налога с продаж 5%, продажная цена товаров составит:

- продукция собственного производства:

 

14000+ (14000 х45%)+(14000х45%)х5%=21315р. (в т.ч. налог с продаж - 1015 р)

 

- товары, приобретенные для перепродажи:

 

27000 + (27000 х 60%) + (27000 х 60%) х 5% = 45360 р. (в т.ч. налог с продаж - 2160 р.)

 

Торговая наценка, соответственно, составит:

- по продукции собственного производства

 

21315-14000 = 7315 р.

 

- по товарам, приобретенным для перепродажи:

 

45360-27000= 18360р.

При начислении торговой наценки в учете предприятия делаются проводки:

Д41-6 -К 42 7315р начислена торговая наценка на товары, предназначенные для переработки

Д 41-2-К 42 183 60 р начислена торговая наценка на приобретенные товары.

При отражении операций по реализации товаров в учете делаются записи:

- реализация продукции собственного производства:

Д20-К41-6 21315р списаны в производство товары, предназначенные для переработки

Д 50 - К 46-1 (сч. 90) 21315 р поступила выручка от реализации готовых блюд

Д46-1 (сч. 90) - К 20 21315 р списана стоимость реализованных и переработанных товаров

Д 46-1 (сч. 90)- К 42 сторно 7315 р сторнировано реализованное торговое наложение

Расчетная ставка для исчисления налога с продаж составит:

(5 : 105) х 100 = 4,762%

Д46-1 (сч.90) -К68 1015(21315 х4,762%) начислен налог с продаж

Д46-1 (сч.90) -К 68 1050(7315 - 1015) х 16,67% начислен НДС

Д 46-1 (сч. 90) - К 80 ( сч. 99) отражен финансовый результат от реализации продукции собственного производства

- реализация товаров

Д 50 - К 46-2 (сч. 90) 45360 р поступила выручка от реализации товаров

Д 46-2 (сч.90) -К 41-2 45360 р списана стоимость реализованных товаров

Д 46-2 (сч. 90) - К42 сторно 18360 р сторнировано реализованное торговое наложение

Д46-2(сч.90) -К68 2160(45360x4,762%)начислен налог с продаж

Д 46-2 (сч. 90) - К 68 2700 (18360 - 2160) х 16,67% начислен НДС

Д 46-2 (сч. 90) - К 80 (сч. 99) отражен финансовый результат от реализации продукции собственного производства.

В другом примере автор показывает начисление налогов при расчетах среднего торгового наложения.

 

Телеграммой от 28.01.2000 № ВГ-6-03/80 (далее -Телеграмма) МНС России разъяснило порядок применения организациями розничной торговли и общественного питания Федерального закона от 02.01.2000 № 36-ФЗ. (далее - Закон). Напомним, что этот Закон внес изменения и дополнения в Закон РФ от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Этими изменениями, в частности, указанные организации были переведены на общеустановленный порядок исчисления НДС.

 

Согласно Телеграмме, начиная с оборотов за январь 2000 г. организации розничной торговли и общественного питания предъявляют к возмещению суммы НДС по товарам, приобретенным после 1 января 2000 г. для продажи и изготовления продукции собственного производства, по мере оплаты таких товаров и принятия их к учету при наличии счетов-фактур поставщиков.

 

По остаткам товаров, числящимся по состоянию на 1 января 2000 г., применяется порядок исчисления НДС, действовавший до вступления в силу Закона.

 

Следуя Телеграмме, в течение какого-то периода (а именно до исчерпания товарных запасов, хранившихся на складах по состоянию на 1 января 2000 г.) организации должны будут фактически применять два способа исчисления НДС. Для этого можно открыть по счету 41 "Товары" два субсчета:

- "Товары, приобретенные до 1 января 2000 г."

- "Товары, приобретенные после 1 января 2000 г.".

Еще одним документом, призванным разъяснить применение отдельных положений Закона, является письмо МНС России от 03.02.2000 № ВГ-6-03/99. В Письме особое внимание уделено порядку возмещения НДС при использовании в расчетах за товары (работы, услуги) векселей.

 

Согласно абз. 2 п. 6 Письма, налогоплательщик, использующий в расчетах за товары (работы, услуги) собственный вексель ( т.е. векселедатель), имеет право на возмещение НДС по таким товарам (работам, услугам) в момент оплаты своего векселя денежными средствами.

 

Как следует из абз. п. 6 Письма, налогоплательщик-индоссант, использующий для расчетов вексель третьего лица, который он ранее получил от одного из своих дебето-ров в оплату за отгруженные ему товары (выполненные работы, оказанные услуги), имеет право на возмещение НДС в момент передачи векселя. При этом НДС возмещается только в пределах стоимости приобретаемых (принятых к учету) товаров (работ, услуг), не превышающей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных индоссантом, за которые ранее получен вексель.

 

Таким образом, бухгалтерский учет в ресторанном бизнесе основан на законодательной и нормативной базе отрасли "Общественное питание". В приложении книги "Перечень основных законодательных и нормативных документов" приведены основные документы, применяемые в бухгалтерском учете ресторанов, а также других объектах гостиничного комплекса сферы общепита (буфетах, столовых, барах, кафе).

 

 

 

Ресторан может быть частью гостиничного комплекса или самостоятельным юридическим лицом (отдельным объектом учета).

 

Независимо от места расположения ресторана (в составе гостиничного комплекса или в виде отдельного объекта), а также при наличии в составе гостиничного комплекса буфетов, столовых, баров и кафе - их услуги должны:

- соответствовать, прежде всего, "Правилам оказания услуг общественного питания", утвержденным постановлением Правительства РФ № 1036 от 15.08.97, а также другим нормативным документам

- документально оформляться.

При любом варианте услуг (предварительный заказ или др.) кассир обязан выдать заказчику документ, свидетельствующий об оплате услуг (кассовый чек, счет и т.д.).

 

Учет сырья и продуктов питания в кладовых ведется материально ответственными лицами по каждому наименованию на карточках учета материалов (ф. № М-17).

 

Бухгалтерский учет наличия и движения продуктов и товаров ведется на счете 41 "Товары", субсчет "Товары на складах".

 

Делается запись на сумму приобретенных продуктов и товаров, включая НДС:

Д субсч. 41-1 "Товары на складах"

К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").

Для учета затрат, связанных с переработкой сырья при изготовлении готовых блюд, используется счет 20 "Основное производство", субсчет "Изготовление блюд".

 

На сумму израсходованных продуктов для изготовления блюд делается запись:

Д сч. 20 "Основное производство", субсч. "Изготовление блюд"

К субсч. 41-1 "Товары на складах.

Готовые блюда, выпущенные из производства, учитываются на субсчете 41 -2 "Готовая продукция кухни". При этом делается запись:

Д субсч. 41-2 "Готовая продукция кухни"

К сч. 20 "Основное производство", субсч. "Изготовление блюд".

Конечное сальдо счета "Основное производство", субсч. "Изготовление блюд" показывает стоимость остатков продуктов, отпущенных кухне и не израсходованных на конец месяца, а также стоимость полуфабрикатов и нереализованной готовой продукции кухни.

 

Издержки, связанные с функционированием подразделений общепита, в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утверждены приказом Комитета Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2) учитываются на счете 44 "Издержки обращения" (сч. 44 "Расходы на продажу" или сч. 90 "Продажи"). Номенклатура статей издержек обращения и производства организаций общепита включает в себя следующие виды затрат:

-транспортные расходы

-расходы на оплату труда

-отчисления на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

-амортизацию основных средств

-расходы на ремонт основных средств

-износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов

-расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд

-расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

-расходы на рекламу

-затраты по оплате процентов за пользование займом

-потери товаров и технологические отходы

-расходы на тару

-прочие расходы.

При этом гостинице предоставляется право сокращать и увеличивать перечень статей затрат в пределах затрат, предусмотренных Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661).

 

В составе прочих расходов, регламентированных Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, рассмотрим затраты, отражающие специфику деятельности организаций общепита, входящих в состав гостиничного комплекса.

 

К таким затратам относятся:

-затраты на медицинский осмотр работников общественного питания, стоимость мыла, аптечек, медикаментов и перевязочных средств. Данные расходы относятся на затраты согласно договору и предъявленному счету медицинской организации по факту оказания услуг

 

-расходы по ведению кассового хозяйства. Данные расходы включают: расходы на кассовые рулонные марки, кассовые чеки, контрольно-кассовые ленты и краски для печатающего механизма контрольно-кассовых машин (ККМ), расходы на инкассацию денежной выручки, плату сторонним организациям за обслуживание, технический надзор и уход за ККМ

 

-оплата услуг почтовой, телефонной, телеграфной и факсимильной связи. К ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию собственных телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, диспетчерской связи и радиосвязи

 

-расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров, продуктов и пищи

 

-расходы на обслуживание посетителей в ресторанах, барах, буфетах гостиницы. К данным расходам относятся: расходы на содержание оркестров в ресторанах и кафе по договорам с учреждениями сферы культуры и искусства (кроме заработной платы состоящих в штате оркестрантов и эстрадных артистов, учтенной по статье "Расходы на оплату труда"); стоимость бумажных салфеток, бумажных скатертей, бумажных стаканчиков и тарелок, приборов одноразового пользования.

 

Делаются бухгалтерские записи:

Д сч. 44 "Издержки обращения" (сч. 44 "Расходы на продажу")

Д сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

К сч. 10 "Материалы"

К сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Собранные по дебету счета 44 "Издержки обращения"; (сч. 44 "Расходы на продажу") затраты списываются в конце месяца в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" ( сч. 90 "Продажи") в доле, относящейся к реализованной продукции кухни.

 

Товары - продукты питания, приобретаемые для перепродажи без тепловой и холодной кулинарной обработки (хлеб, соки, минеральная вода, кетчуп и др.), учитываются в текущем учете по цене приобретения плюс торговая наценка.

 

На сумму приобретения таких товаров (включая НДС) делается запись:

Д субсч. 41-1 "Товары на складах"

К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ( 76 "Расчеты с разными дебиторамии и кредиторами")

На сумму торговой наценки делается запись:

Д субсч. 41-1 "Товары на складах"

К сч. 42 "Торговая наценка"

Для учета реализации продукции ресторана (кухни) используется счет 47 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" (сч. 90 "Продажи").

 

Документальное оформление отпуска готовых изделий из производства зависит от расположения раздаточной. Если раздаточная отделена от производства, то отпуск продукции на раздачу оформляется дневными заборными листами (код по ОКУД 0903111).

 

Списание реализованных готовых изделий производится по учетным ценам сырья согласно калькуляционной карточке, что обеспечивает списание стоимости израсходованного сырья по ценам, по которым оно было отпущено на производство.

 

Если раздаточная не отделена от производства, то отпуск продукции на раздачу (реализацию) оформляется актом о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет (код по ОКУД 0903128).

 

Отпуск продукции кухни (готовых блюд) в буфеты оформляется дневными заборными листами.

 

Заведующий производством ежедневно составляет в двух экземплярах отчет о движении продуктов и тары по кухне, при этом первый экземпляр под расписку передается в бухгалтерию. К отчету прилагаются план-меню и меню текущего дня.

 

В соответствии с действующим порядком реализация готовой продукции и товаров производится с торговой наценкой.

 

На сумму выручки от реализации готовой продукции кухни согласно отчету кассира и показаниям счетчиков ККМ делаются записи:

Д сч. 50 "Касса"

К сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" (сч. 90 "Продажи")

Для учета торговой наценки в системном учете используется счет 42 "Торговая наценка", субсчет "Торговая наценка на готовую продукцию кухни".

 

На сумму торговой наценки делаются записи:

Д сч. 41, субсч. "Готовая продукция кухни"

К сч. 42 "Торговая наценка", субсч. "Торговая наценка на готовую продукцию кухни".

Списание реализованной готовой продукции отражается записями:

Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи")

К сч. 41 , субсч. "Готовая продукция кухни".

Величина торговой наценки, относящаяся к объему реализованной готовой продукции кухни, определяется исходя из среднего процента торговой наценки и стоимости реализованной готовой продукции кухни, исчисленной по стоимости израсходованного сырья.

 

При этом делаются записи:

Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи")

К сч. 42 "Торговая наценка", субсч. "Торговая наценка на готовую продукцию кухни" - красное сторно.

НДС, подлежащий уплате бюджету, исчисляется исходя из установленной ставки и суммы торговой наценки, относящейся к объему реализованной готовой продукции кухни. При этом делаются записи:

Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи")

К сч. 68 "Расчеты с бюджетом", субсч. "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

Учтенные на счете 44 "Издержки обращения" (сч. 44 "Расходы на продажу"), субсч. "Затраты кухни" списываются в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" (сч. 90 "Продажи").

 

При этом делаются записи:

Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч.90 "Продажи")

К сч. 44 "Издержки обращения", субсч. "Затраты кухни" (сч. 44 "Расходы на продажу").

Финансовый результат от реализации готовой продукции кухни определяется путем сопоставления кредитовых и дебетовых записей на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи").

 

На сумму полученной прибыли делаются записи:

Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи")

К сч. 80 "Прибыли и убытки" ( сч. 99)

На сумму полученных убытков составляются записи:

Д сч. 80 "Прибыли и убытки" (сч. 99)

К сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсч. "Реализация готовой продукции ресторана (кухни)" ( сч. 90 "Продажи").

Некоторые практические бухгалтера рекомендуют вести раздельный учет реализации. Например, автор Игнатова И.А. в статье "Особенности исчисления налогов на предприятиях общественного питания" в журнале "Консультант" № 17 за 1999 г., для раздельного учета рекомендует открыть к счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", следующие субсчета:

46-1 "Реализация продукции собственного производства"

46-2 "Реализация товаров, предназначенных для перепродажи"

К счету 41 "Товары" также рекомендуется открыть субсчета:

41 -2 "Товары в розничной торговле"

41-6 "Товары для переработки".

ПРИМЕР

 

В отчетном периоде ресторан приобрел продуктов для изготовления продукции (блюд) на сумму 14000 руб. (в т.ч. НДС). Также были приобретены товары для перепродажи (соки, спиртные напитки и т.д.) на сумму 27000 руб. Все товары были полностью реализованы в отчетном периоде.

 

Торговая наценка была установлена:

- на продукцию собственного производства в размере 45%

- на товары, приобретенные для перепродажи - 60%.

Поскольку счет 10 "Материалы" предприятиями общественного питания не используется, приобретенные материально-производственные запасы учитываются на счете 41 "Товары" независимо от того, куплены они для перепродажи или для переработки. Следовательно, при оприходовании товаров в учете будут сделаны следующие записи:

Д 41 -6 - К 60 14000 оприходованы продукты

Д41-2 -к 27000 оприходованы товары.

Автор рекомендует, что при начислении торговой наценки необходимо учитывать, что стоимость товаров должна быть увеличена на сумму налога с продаж. Если ставка налога с продаж 5%, продажная цена товаров составит:

- продукция собственного производства:

 

14000+ (14000 х45%)+(14000х45%)х5%=21315р. (в т.ч. налог с продаж - 1015 р)

 

- товары, приобретенные для перепродажи:

 

27000 + (27000 х 60%) + (27000 х 60%) х 5% = 45360 р. (в т.ч. налог с продаж - 2160 р.)

 

Торговая наценка, соответственно, составит:

- по продукции собственного производства

 

21315-14000 = 7315 р.

 

- по товарам, приобретенным для перепродажи:

 

45360-27000= 18360р.

При начислении торговой наценки в учете предприятия делаются проводки:

Д41-6 -К 42 7315р начислена торговая наценка на товары, предназначенные для переработки

Д 41-2-К 42 183 60 р начислена торговая наценка на приобретенные товары.

При отражении операций по реализации товаров в учете делаются записи:

- реализация продукции собственного производства:

Д20-К41-6 21315р списаны в производство товары, предназначенные для переработки

Д 50 - К 46-1 (сч. 90) 21315 р поступила выручка от реализации готовых блюд

Д46-1 (сч. 90) - К 20 21315 р списана стоимость реализованных и переработанных товаров

Д 46-1 (сч. 90)- К 42 сторно 7315 р сторнировано реализованное торговое наложение

Расчетная ставка для исчисления налога с продаж составит:

(5 : 105) х 100 = 4,762%

Д46-1 (сч.90) -К68 1015(21315 х4,762%) начислен налог с продаж

Д46-1 (сч.90) -К 68 1050(7315 - 1015) х 16,67% начислен НДС

Д 46-1 (сч. 90) - К 80 ( сч. 99) отражен финансовый результат от реализации продукции собственного производства

- реализация товаров

Д 50 - К 46-2 (сч. 90) 45360 р поступила выручка от реализации товаров

Д 46-2 (сч.90) -К 41-2 45360 р списана стоимость реализованных товаров

Д 46-2 (сч. 90) - К42 сторно 18360 р сторнировано реализованное торговое наложение

Д46-2(сч.90) -К68 2160(45360x4,762%)начислен налог с продаж

Д 46-2 (сч. 90) - К 68 2700 (18360 - 2160) х 16,67% начислен НДС

Д 46-2 (сч. 90) - К 80 (сч. 99) отражен финансовый результат от реализации продукции собственного производства.

В другом примере автор показывает начисление налогов при расчетах среднего торгового наложения.

 

Телеграммой от 28.01.2000 № ВГ-6-03/80 (далее -Телеграмма) МНС России разъяснило порядок применения организациями розничной торговли и общественного питания Федерального закона от 02.01.2000 № 36-ФЗ. (далее - Закон). Напомним, что этот Закон внес изменения и дополнения в Закон РФ от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Этими изменениями, в частности, указанные организации были переведены на общеустановленный порядок исчисления НДС.

 

Согласно Телеграмме, начиная с оборотов за январь 2000 г. организации розничной торговли и общественного питания предъявляют к возмещению суммы НДС по товарам, приобретенным после 1 января 2000 г. для продажи и изготовления продукции собственного производства, по мере оплаты таких товаров и принятия их к учету при наличии счетов-фактур поставщиков.

 

По остаткам товаров, числящимся по состоянию на 1 января 2000 г., применяется порядок исчисления НДС, действовавший до вступления в силу Закона.

 

Следуя Телеграмме, в течение какого-то периода (а именно до исчерпания товарных запасов, хранившихся на складах по состоянию на 1 января 2000 г.) организации должны будут фактически применять два способа исчисления НДС. Для этого можно открыть по счету 41 "Товары" два субсчета:

- "Товары, приобретенные до 1 января 2000 г."

- "Товары, приобретенные после 1 января 2000 г.".

Еще одним документом, призванным разъяснить применение отдельных положений Закона, является письмо МНС России от 03.02.2000 № ВГ-6-03/99. В Письме особое внимание уделено порядку возмещения НДС при использовании в расчетах за товары (работы, услуги) векселей.

 

Согласно абз. 2 п. 6 Письма, налогоплательщик, использующий в расчетах за товары (работы, услуги) собственный вексель ( т.е. векселедатель), имеет право на возмещение НДС по таким товарам (работам, услугам) в момент оплаты своего векселя денежными средствами.

 

Как следует из абз. п. 6 Письма, налогоплательщик-индоссант, использующий для расчетов вексель третьего лица, который он ранее получил от одного из своих дебето-ров в оплату за отгруженные ему товары (выполненные работы, оказанные услуги), имеет право на возмещение НДС в момент передачи векселя. При этом НДС возмещается только в пределах стоимости приобретаемых (принятых к учету) товаров (работ, услуг), не превышающей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных индоссантом, за которые ранее получен вексель.

 

Таким образом, бухгалтерский учет в ресторанном бизнесе основан на законодательной и нормативной базе отрасли "Общественное питание". В приложении книги "Перечень основных законодательных и нормативных документов" приведены основные документы, применяемые в бухгалтерском учете ресторанов, а также других объектах гостиничного комплекса сферы общепита (буфетах, столовых, барах, кафе).