1.1. Экономические основы и критерии создания малых предприятий
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
В различных странах приняты разные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям. Основные критерии - численность работников и объем хозяйственного оборота.
Общим международным критерием при сравнении предприятий, является численность занятых на них (так как данный показатель наиболее прост в практическом применении).
Усредненные показатели численности занятых различны, например, в США, Италии, Франции - до 500 человек, в Германии - 49 человек, Австрии - 100 человек.
В среднем в Европе в сектор МСП (МСП - малые и средние предприятия МП - малые предприятия) включаются предприятия - за исключением сельского хозяйства, лесной и рыбной промышленности - с числом занятых менее 500 человек. В рамках сектора МСП выделяются следующие категории:
- микро предприятия - до 9 работников
- малые предприятия - 10-99 работников
- средние предприятия - 100 - 499 работников (Сабо А. Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой // Деньги и кредит, 1996, № 8, с. 57)
Размерность предприятий зависит от вида их деятельности. В Японии дифференциация критерия МП по отраслям следующая:
- промышленность, строительство, транспорт до 300 человек
- оптовая торговля до 400 человек
- розничная торговля и сфера услуг до 50 человек.
В Германии:
- промышленность до 49 человек
- оптовая торговля до 9 человек
- розничная торговля и сфера услуг до 2 человек.
Второй критерий - показатель годового оборота (ФРГ, Франция) или объема капитала (Великобритания, Япония).
В ФРГ к малым предприятиям относятся предприятия с годовым объемом выручки от реализации:
- в промышленности до 2 млн. марок
- в оптовой торговле до 0,5 млн. марок
- в розничной торговле и сфере услуг до 0,1 млн. марок.
Во Франции годовой оборот малого предприятия не должен превышать (без учета налогов) 200 млн. франков.
Капитал малой фирмы в Великобритании не должен превышать:
- в оптовой торговле 730 тыс. фунтов стерл.
- в моторостроении 365 тыс. фунтов стерл.
- в розничной торговле и услугах 185 тыс. фунтов стерл.
В Японии показатель объема капитала колеблется от 100 млн. иен. в обрабатывающей промышленности, до 50 млн. иен в оптовой торговле и менее 10 млн. иен в розничной торговле и услугах. Кроме того, в некоторых странах используют дополнительные критерии, такие, как участие в капитале другой фирмы (не менее 1/3) - в ФРГ или объем годового дохода -в США. Например, в сфере услуг в США к малым относятся фирмы с годовой выручкой 2,5 - 14,5 млн. долл., в строительстве - 9 - 21 млн. , в розничной торговле - 3,5 - 13,5 млн., в обрабатывающей промышленности - 3,5 - 299 млн. долл. (Ермошенко И.Н., Бросученко Э.М. Формы предпринимательства за рубежом / Киев, 1991, с. 84).
Итак, очевидно, что в большинстве случаев, когда речь идет о малом предприятии, имеется в виду его размер, который устанавливается на основе показателя численности работников, стоимости основных производственных фондов или оборота капитала.
Советское законодательство устанавливало для МП два критерия - численность и объем хозяйственного оборота.
Постановление Совмина РСФСР № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР", принятое 18 июля 1991 г., оставило в силе только критерий численности работников. Согласно Постановления Совета Министров СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" от 8 августа 1990 г. № 790 к разряду малых относились предприятия следующих размеров:
- в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек
- в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек
- в других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек
- в отраслях непроизводственной сферы с численностью работающих до 25 человек
- в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.
Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что предельный уровень численности персонала по отраслям составляет:
- в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек
- в науке и научном обслуживании - 60 человек
- в сельском хозяйстве - 60 человек
- в оптовой торговле - 50 человек
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Этот показатель определяется в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и организациях № 17-10-0370 от 17.09.87 г., утв. Госкомстатом СССР по согласованию с Госкомтруда, Госпланом, Госбанком и ВЦСПС с учетом последующих изменений и дополнений, а также по данным деклараций о доходах и расходах. Принятые решения, определяющие конкретные границы малых предприятий, адекватны реальной экономической ситуации в нашей стране.
Согласно Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. То есть, чисто экономический показатель - ограничение численности - дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия (качественной характеристикой). Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
С правовой точки зрения малое предприятие является особым хозяйствующим субъектом, отличающимся от других только своим размером. Главное, что дает статут малого предприятия - определение налоговых льгот и сисе темы защиты предпринимательской деятельности.
Предприятие может утратить статус малого:
- если оно превышает максимально установленную границу среднесписочной численности
- если при сохранении достигнутых размеров численности предприятие изменяет структуру своего производства, что влечет за собой и изменение основных показателей.
Поэтому, для того чтобы не потерять статуса малого предприятия, необходимо следить за двумя показателями:
- численностью работников
- структурой производства.
Если эти показатели выходят за установленные пределы, предприятие не прекращает своего существования. Оно продолжает функционировать, но лишается права на получение тех льгот, которые установлены для малых предприятий.
Малое предприятие может быть создано:
- гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хозяйство
- государственными, арендными, коллективными, совместными предприятиями, общественными организациями и их предприятиями, кооперативами, акционерными обществами, хозяйственными обществами и товариществами, хозяйственными ассоциациями, другими предприятиями и организациями, являющимися юридическими лицами
- государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом.
Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно с государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Малое предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений или структурных единиц по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения (подразделений) или структурной единицы (единиц), если на это есть согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа предприятия, объединения, организации) и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием, объединением, организацией договорных обязательств. В этих случаях предприятие, объединение, организация, из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.
Существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:
- государственное предприятие
- муниципальное предприятие
- индивидуальное (семейное) частное предприятие
- полное товарищество
- смешанное товарищество
- товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа)
- акционерное общество открытого типа
- филиал или представительство
- предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом.
Создание, реорганизация и ликвидация предприятий с введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 кодекса.
Таким образом, на территории РФ малым можно считать предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), доля которых в уставном капитале не превышает 25%, а также на смешанной форме собственности, осуществляющее деятельность не запрещенную законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких предприятий. К малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, удовлетворяющие требованиям Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Основным количественным показателем при отнесении предприятия к разряду малого на сегодняшний день можно считать среднесписочную численность работающих с разбивкой по отраслям (не более 100 человек).
Малые предприятия независимо от организационно-правовой формы подлежат государственной регистрации в местных органах власти по месту нахождения. Учредительными документами являются: решение о создании или договор учредителей, устав предприятия. Для регистрации представляются Заявление учредителя, решение о создании предприятия (договор учредителей), устав предприятия, свидетельство об уплате государственной пошлины. Устав предприятия утверждается его учредителем, в нем указывается:
1) вид предприятия, его наименование и местонахождение;
2) предмет и цели деятельности;
3) порядок образования имущества, его выкупа;
4) ресурсы -трудовые, материальные, финансовые;
5) права и ответственность;
6) условия реорганизации и прекращения деятельности.
Основным нормативным документом МП является его устав, утверждаемый его учредителями. В нем указываются:
1) вид предприятия, его наименование и местонахождение (адрес);
2) предмет и цели деятельности;
3) размер уставного капитала, организационно-правовая форма предприятия;
4) органы управления и контроля;
5) имущество и средства предприятия;
6) планирование и отчетность;
7) финансовая деятельность предприятия;
8) оплата труда на предприятии;
9) условия реорганизации и прекращения деятельности.
После получения решения местных органов о регистрации малому предприятию необходимо в следующей последовательности зарегистрироваться в финансовом органе и отделе учета нежилых помещений, далее обратиться в ОВД для получения разрешения на изготовление печатей и договориться по этому вопросу со специальным учреждением; в выбранном банке заполнить карточку-заявление для открытия счета и кредитования; встать на учет в финансовом управлении и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Законодательство России устанавливает минимальную величину уставного капитала для всех организационно-правовых форм, равную 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а для акционерных обществ, предприятий с долевым участием иностранного капитала, государственного или муниципального предприятия -1000-кратный размер минимальной оплаты труда в месяц. Регистрационный орган вправе потребовать экологическую экспертизу будущего малого предприятия, получить экспертные оценки его санитарного состояния, проверить, как решаются вопросы водопользования и электроэнергии, потребовать лицензию. Возможны также другие вопросы, связанные с состоянием и развитием данного региона. Игнорировать такие требования властей, требующих от предприятия определенных гарантий соблюдения интересов подведомственных им территорий, нельзя. Следующий важный этап образования предприятия -разрабатывается пакет документов внутреннего пользования будущего малого предприятия: положение об оплате труда и системах премирования работников предприятия и совместителей, план организационно-технических мероприятий, порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива и другие.
Предприятия малого бизнеса имеют право создавать отделения, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих расчетных счетов и утверждают положения о них. Предприятия могут учреждать дочерние предприятия с правом юридического лица, следовательно, они обладают такой же самостоятельностью, как и любое другое предприятие. Характер взаимоотношений дочерних предприятий с малым предприятием-учредителем фиксируется в уставе дочернего предприятия. Может заключаться специальный договор, который определяет, что предприятие-учредитель выступает гарантом дочернего предприятия или наоборот, или что стороны не несут финансовой ответственности друг за друга.
Дочерние предприятия, которые по численности работающих с учетом сферы деятельности соответствуют предприятиям малого бизнеса, имеют право на все льготы, предоставляемые государством.
Управление малым предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.
Руководителем предприятия малого бизнеса может быть собственник имущества предприятия. Собственник имущества может нанимать руководителя предприятия путем подписания контракта и назначения его на должность.
На государственных и муниципальных предприятиях право по заключению контракта с руководителем предприятия имеет собственник имущества предприятия в лице руководителя. При этом для заключения контракта необходимо решение трудового коллектива, принятое общим собранием коллектива и его выборным органом - Советом трудового коллектива.
Если собственником имущества предприятия является трудовой коллектив, контракт от его имени заключает Совет трудового коллектива. Собственник имущества имеет право самостоятельно заключать контракт с руководителем предприятия.
Главным для малого предприятия является правильное определение направления деятельности. Практика показывает, вследствие нечеткого определения стратегии предприятия не всем удается остаться на плаву. В США ежегодно возникает около 700 тыс. предприятий, из них от 50-100 тыс. разоряются. В Японии каждое седьмое предприятие из десяти в течение первых пяти лет существования прекращает свою деятельность, но благодаря государственной поддержке им удается переключать капитал на производство новых товаров и услуг. (У них есть чему поучиться // Российская Газета 1992 от 12 мая с. 2). Выбор преобладающего вида деятельности, по которому будет определена отраслевая принадлежность предприятия, - не формальный акт. От правильного выбора зависит многое.
Во-первых, появляется возможность получения определенных налоговых льгот; во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности и, соответственно, отраслевой принадлежности предприятия будут зависеть и максимально допустимые размеры тех параметров, по которым предприятие относится к разряду малых.
В различных странах приняты разные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям. Основные критерии - численность работников и объем хозяйственного оборота.
Общим международным критерием при сравнении предприятий, является численность занятых на них (так как данный показатель наиболее прост в практическом применении).
Усредненные показатели численности занятых различны, например, в США, Италии, Франции - до 500 человек, в Германии - 49 человек, Австрии - 100 человек.
В среднем в Европе в сектор МСП (МСП - малые и средние предприятия МП - малые предприятия) включаются предприятия - за исключением сельского хозяйства, лесной и рыбной промышленности - с числом занятых менее 500 человек. В рамках сектора МСП выделяются следующие категории:
- микро предприятия - до 9 работников
- малые предприятия - 10-99 работников
- средние предприятия - 100 - 499 работников (Сабо А. Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой // Деньги и кредит, 1996, № 8, с. 57)
Размерность предприятий зависит от вида их деятельности. В Японии дифференциация критерия МП по отраслям следующая:
- промышленность, строительство, транспорт до 300 человек
- оптовая торговля до 400 человек
- розничная торговля и сфера услуг до 50 человек.
В Германии:
- промышленность до 49 человек
- оптовая торговля до 9 человек
- розничная торговля и сфера услуг до 2 человек.
Второй критерий - показатель годового оборота (ФРГ, Франция) или объема капитала (Великобритания, Япония).
В ФРГ к малым предприятиям относятся предприятия с годовым объемом выручки от реализации:
- в промышленности до 2 млн. марок
- в оптовой торговле до 0,5 млн. марок
- в розничной торговле и сфере услуг до 0,1 млн. марок.
Во Франции годовой оборот малого предприятия не должен превышать (без учета налогов) 200 млн. франков.
Капитал малой фирмы в Великобритании не должен превышать:
- в оптовой торговле 730 тыс. фунтов стерл.
- в моторостроении 365 тыс. фунтов стерл.
- в розничной торговле и услугах 185 тыс. фунтов стерл.
В Японии показатель объема капитала колеблется от 100 млн. иен. в обрабатывающей промышленности, до 50 млн. иен в оптовой торговле и менее 10 млн. иен в розничной торговле и услугах. Кроме того, в некоторых странах используют дополнительные критерии, такие, как участие в капитале другой фирмы (не менее 1/3) - в ФРГ или объем годового дохода -в США. Например, в сфере услуг в США к малым относятся фирмы с годовой выручкой 2,5 - 14,5 млн. долл., в строительстве - 9 - 21 млн. , в розничной торговле - 3,5 - 13,5 млн., в обрабатывающей промышленности - 3,5 - 299 млн. долл. (Ермошенко И.Н., Бросученко Э.М. Формы предпринимательства за рубежом / Киев, 1991, с. 84).
Итак, очевидно, что в большинстве случаев, когда речь идет о малом предприятии, имеется в виду его размер, который устанавливается на основе показателя численности работников, стоимости основных производственных фондов или оборота капитала.
Советское законодательство устанавливало для МП два критерия - численность и объем хозяйственного оборота.
Постановление Совмина РСФСР № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР", принятое 18 июля 1991 г., оставило в силе только критерий численности работников. Согласно Постановления Совета Министров СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" от 8 августа 1990 г. № 790 к разряду малых относились предприятия следующих размеров:
- в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек
- в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек
- в других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек
- в отраслях непроизводственной сферы с численностью работающих до 25 человек
- в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.
Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что предельный уровень численности персонала по отраслям составляет:
- в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек
- в науке и научном обслуживании - 60 человек
- в сельском хозяйстве - 60 человек
- в оптовой торговле - 50 человек
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Этот показатель определяется в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и организациях № 17-10-0370 от 17.09.87 г., утв. Госкомстатом СССР по согласованию с Госкомтруда, Госпланом, Госбанком и ВЦСПС с учетом последующих изменений и дополнений, а также по данным деклараций о доходах и расходах. Принятые решения, определяющие конкретные границы малых предприятий, адекватны реальной экономической ситуации в нашей стране.
Согласно Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. То есть, чисто экономический показатель - ограничение численности - дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия (качественной характеристикой). Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
С правовой точки зрения малое предприятие является особым хозяйствующим субъектом, отличающимся от других только своим размером. Главное, что дает статут малого предприятия - определение налоговых льгот и сисе темы защиты предпринимательской деятельности.
Предприятие может утратить статус малого:
- если оно превышает максимально установленную границу среднесписочной численности
- если при сохранении достигнутых размеров численности предприятие изменяет структуру своего производства, что влечет за собой и изменение основных показателей.
Поэтому, для того чтобы не потерять статуса малого предприятия, необходимо следить за двумя показателями:
- численностью работников
- структурой производства.
Если эти показатели выходят за установленные пределы, предприятие не прекращает своего существования. Оно продолжает функционировать, но лишается права на получение тех льгот, которые установлены для малых предприятий.
Малое предприятие может быть создано:
- гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хозяйство
- государственными, арендными, коллективными, совместными предприятиями, общественными организациями и их предприятиями, кооперативами, акционерными обществами, хозяйственными обществами и товариществами, хозяйственными ассоциациями, другими предприятиями и организациями, являющимися юридическими лицами
- государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом.
Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно с государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Малое предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений или структурных единиц по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения (подразделений) или структурной единицы (единиц), если на это есть согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа предприятия, объединения, организации) и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием, объединением, организацией договорных обязательств. В этих случаях предприятие, объединение, организация, из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.
Существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:
- государственное предприятие
- муниципальное предприятие
- индивидуальное (семейное) частное предприятие
- полное товарищество
- смешанное товарищество
- товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа)
- акционерное общество открытого типа
- филиал или представительство
- предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом.
Создание, реорганизация и ликвидация предприятий с введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 кодекса.
Таким образом, на территории РФ малым можно считать предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), доля которых в уставном капитале не превышает 25%, а также на смешанной форме собственности, осуществляющее деятельность не запрещенную законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких предприятий. К малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, удовлетворяющие требованиям Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Основным количественным показателем при отнесении предприятия к разряду малого на сегодняшний день можно считать среднесписочную численность работающих с разбивкой по отраслям (не более 100 человек).
Малые предприятия независимо от организационно-правовой формы подлежат государственной регистрации в местных органах власти по месту нахождения. Учредительными документами являются: решение о создании или договор учредителей, устав предприятия. Для регистрации представляются Заявление учредителя, решение о создании предприятия (договор учредителей), устав предприятия, свидетельство об уплате государственной пошлины. Устав предприятия утверждается его учредителем, в нем указывается:
1) вид предприятия, его наименование и местонахождение;
2) предмет и цели деятельности;
3) порядок образования имущества, его выкупа;
4) ресурсы -трудовые, материальные, финансовые;
5) права и ответственность;
6) условия реорганизации и прекращения деятельности.
Основным нормативным документом МП является его устав, утверждаемый его учредителями. В нем указываются:
1) вид предприятия, его наименование и местонахождение (адрес);
2) предмет и цели деятельности;
3) размер уставного капитала, организационно-правовая форма предприятия;
4) органы управления и контроля;
5) имущество и средства предприятия;
6) планирование и отчетность;
7) финансовая деятельность предприятия;
8) оплата труда на предприятии;
9) условия реорганизации и прекращения деятельности.
После получения решения местных органов о регистрации малому предприятию необходимо в следующей последовательности зарегистрироваться в финансовом органе и отделе учета нежилых помещений, далее обратиться в ОВД для получения разрешения на изготовление печатей и договориться по этому вопросу со специальным учреждением; в выбранном банке заполнить карточку-заявление для открытия счета и кредитования; встать на учет в финансовом управлении и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Законодательство России устанавливает минимальную величину уставного капитала для всех организационно-правовых форм, равную 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а для акционерных обществ, предприятий с долевым участием иностранного капитала, государственного или муниципального предприятия -1000-кратный размер минимальной оплаты труда в месяц. Регистрационный орган вправе потребовать экологическую экспертизу будущего малого предприятия, получить экспертные оценки его санитарного состояния, проверить, как решаются вопросы водопользования и электроэнергии, потребовать лицензию. Возможны также другие вопросы, связанные с состоянием и развитием данного региона. Игнорировать такие требования властей, требующих от предприятия определенных гарантий соблюдения интересов подведомственных им территорий, нельзя. Следующий важный этап образования предприятия -разрабатывается пакет документов внутреннего пользования будущего малого предприятия: положение об оплате труда и системах премирования работников предприятия и совместителей, план организационно-технических мероприятий, порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива и другие.
Предприятия малого бизнеса имеют право создавать отделения, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих расчетных счетов и утверждают положения о них. Предприятия могут учреждать дочерние предприятия с правом юридического лица, следовательно, они обладают такой же самостоятельностью, как и любое другое предприятие. Характер взаимоотношений дочерних предприятий с малым предприятием-учредителем фиксируется в уставе дочернего предприятия. Может заключаться специальный договор, который определяет, что предприятие-учредитель выступает гарантом дочернего предприятия или наоборот, или что стороны не несут финансовой ответственности друг за друга.
Дочерние предприятия, которые по численности работающих с учетом сферы деятельности соответствуют предприятиям малого бизнеса, имеют право на все льготы, предоставляемые государством.
Управление малым предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.
Руководителем предприятия малого бизнеса может быть собственник имущества предприятия. Собственник имущества может нанимать руководителя предприятия путем подписания контракта и назначения его на должность.
На государственных и муниципальных предприятиях право по заключению контракта с руководителем предприятия имеет собственник имущества предприятия в лице руководителя. При этом для заключения контракта необходимо решение трудового коллектива, принятое общим собранием коллектива и его выборным органом - Советом трудового коллектива.
Если собственником имущества предприятия является трудовой коллектив, контракт от его имени заключает Совет трудового коллектива. Собственник имущества имеет право самостоятельно заключать контракт с руководителем предприятия.
Главным для малого предприятия является правильное определение направления деятельности. Практика показывает, вследствие нечеткого определения стратегии предприятия не всем удается остаться на плаву. В США ежегодно возникает около 700 тыс. предприятий, из них от 50-100 тыс. разоряются. В Японии каждое седьмое предприятие из десяти в течение первых пяти лет существования прекращает свою деятельность, но благодаря государственной поддержке им удается переключать капитал на производство новых товаров и услуг. (У них есть чему поучиться // Российская Газета 1992 от 12 мая с. 2). Выбор преобладающего вида деятельности, по которому будет определена отраслевая принадлежность предприятия, - не формальный акт. От правильного выбора зависит многое.
Во-первых, появляется возможность получения определенных налоговых льгот; во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности и, соответственно, отраслевой принадлежности предприятия будут зависеть и максимально допустимые размеры тех параметров, по которым предприятие относится к разряду малых.