22. Организация валютного дилинга

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31  

За последнее время число финансовых инструментов, торгуемых

на денежных и валютных рынках, резко возросло. Дилеры банков

предлагают эти продукты своим клиентам, чтобы тем было легче

заниматься инвестированием, спекуляциями и хеджированием.

Сложная природа большинства этих продуктов в сочетании с

колоссальным объемом денежных средств, участвующих в обороте,

потребовала от банков создания трех важных функциональных

подразделений с тем, чтобы обеспечить эффективный учет и мониторинг

осуществляемых сделок.

1. Фронт-офис (дилинговый зал). Именно здесь ведется

внебиржевая торговля на финансовом рынке. Это очень оживленное

место, где работают дилеры.

2. Миддл-офис. Эта служба обеспечивает поддержку дилеров,

предоставляет им консультации и рекомендации специалистов по

управлению рисками, аналитиков, юристов и пр.

3. Бэк-офис. Подразделение осуществляет обработку информации,

выдает подтверждения сделок по системе СВИФТ, производит расчеты,

обрабатывает запросы, осуществляет бухгалтерские проводки по

операциям.

Дилеры не могут вести торговлю без поддержки бэк-офиса.

Существуют компьютерные программы, такие как, Dealing Sputnic,

которые автоматически передают информацию о заключенных сделках

из дилингового зала в бэк-офис в режиме он-лайн.

Механизм заключения сделки состоит в следующем: после

заключения сделки дилер заполняет так называемый тикет (слип) сделки

и направляет его в бэк-офис. Тикет содержит следующую информацию:

1. дата сделки

2. вид сделки (тод, том, спот, форвард и т.д.)

3. характер сделки (покупка/продажа; размещение/привлечение)

4. контрагент

5. наименование валют

6. обменный курс, процентная ставка

7. сумма сделки, сумма процентов

8. даты (value date/maturity date)

9. платежные инструкции

10. через кого осуществлена сделка (через брокера/напрямую)

В зависимости от используемой системы тикет либо выписывается

вручную, либо генерируется автоматически в виде диалогового окна на

экране компьютера.

Помимо тикетов дилеры обязательно ведут собственные книги

записи (blotters), листы учета сделок (deal sheets) или листы учета

позиции (position sheets). Все входящие/исходящие денежные потоки

(cash flow), инициируемые различными отделами банка, в обязательном

порядке подписываются уполномоченными дилерами, которые вносят данные в соответствующие журналы учета для необходимой

координации потоков и избежания неожиданных мисматчей, рисков

неликвидности или нежелательного овердрафта по счетам.

Разумеется, на практике каждый банк имеет свои особенности в

структуре дилингового зала и его действующих лиц. Организационная

структура должна предоставлять дилерам достаточную свободу,

способствующую обмену идеями и совершению межрыночных сделок.

Например, позиции на денежном рынке могут покрываться валютными

свопами, и наоборот.

Дилинговый зал банка разделен на секторы, которые

взаимодействуют друг с другом через компьютерные сети, системы

внутренней связи и другие средства, обеспечивающие должную

информированность всех участников. Обычно зал подчиняется

директору казначейства. Директор казначейства несет общую

ответственность за деятельность дилингового зала и действия дилеров.

Именно он принимает решения по стратегии дилинга, рынкам и

финансовым продуктам, которыми должны оперировать дилеры.

Директор казначейства находится в постоянном рабочем контакте с

дилерами, контролирует их действия на рынке, позиции, прибыли и

убытки и т.п.

Как правило, в дилинговом зале имеются следующие

специализированные участки, возглавляемые старшими дилерами,

каждый из которых выполняет определенные функции на денежном и

валютном рынках:

1. участок краткосрочных наличных сделок (спот).

Подразделения этого участка специализируются на наличных

конверсионных сделках с различными валютами, например USD/RUB,

EUR/RUB, GBP/USD и т.д. Прибыль может быть получена либо в

результате спекуляции, либо при обслуживании клиентов с покрытием

позиции на межбанковском рынке. Работа именно этих валютных

дилеров чаще всего освещается в СМИ. Они работают в

непрерывном режиме и могут занимать позиции в пределах,

установленных старшим дилером. Большая часть позиций

открывается и закрывается в течение одного рабочего дня (intraday).

Некоторые банки разрешают дилерам открывать позиции до

следующего рабочего дня (overnight). Дилеры наличного валютного

рынка покупают или продают валюту в расчете на повышение или

понижение валютного курса. При этом сама валюта им фактически не

нужна, она используется лишь для извлечения прибыли;

2. участок срочных (форвардных сделок). Здесь заключаются

форвардные валютные контракты на поставку валют в определенные

сроки в будущем;

3. участок операций на денежном рынке (Money Market).

Здесь осуществляются сделки с финансовыми инструментами

денежного рынка в различных валютах. Работа данного подразделения тесно связана и скоординирована с работой дилеров на FOREX,

так как изменение процентных ставок денежных рынков влияет на

операции форвард, своп;

4. участок по работе с деривативами. Здесь ведутся сделки с

деривативами, цены на которые зависят от наличных и срочных курсов,

а также процентных ставок для различных валют;

5. участок обслуживания корпоративных клиентов. Этот

участок отвечает за связи с корпоративными клиентами банка. Роль

корпоративных дилеров иная, чем межбанковских дилеров. По многим

аспектам они представляют банк во взаимоотношениях с

корпоративными клиентами. В зависимости от потребностей

корпоративные дилеры имеют дело с процентными ставками денежного

рынка, курсами валютного рынка и/или котировками производных

инструментов. Они получают котировки от других дилеров,

осуществляют связь между корпоративным клиентом и дилерами банка,

а также ежедневно поставляют информацию о состоянии рынка

корпоративным клиентам и дают им рекомендации. Создание хорошей

базы корпоративных клиентов - существенная часть стратегии

дилингового зала и важное направление деятельности банка.

Крупным корпоративным клиентам, таким как нефтяные

компании, нередко требуются большие суммы иностранной валюты.

Если банк располагает широкой базой корпоративных клиентов, он

может рассчитывать на крупные заказы.

Достаточно сложно передать атмосферу процесса торговли на

валютном рынке. От любого работника дилингового зала требуется

максимальное напряжение умственных способностей, умение быстро

считать, оценивать текущую ситуацию и составлять прогноз. Каждый

дилер работает максимально эффективно, иначе ему просто не стоит

этим заниматься. Здесь коренится причина элитарности данной

профессии: нужно иметь не только финансово-экономическую, но и

достаточную математическую подготовку. Технический анализ намного

сложнее освоить, чем фундаментальный.

Все участки пользуются поддержкой миддл- и бэк-офисов. В то

время как бэк-офис осуществляет учет сделок и производит расчеты в

соответствии с полученными инструкциями, миддл-офис контролирует

деятельность специализированных участков в целом. Миддл-офис

следит за тем, чтобы трейдеры фронт-офиса не выходили за пределы

разумного риска, а так же контролирует соблюдение обязательных

нормативов по Инструкции ЦБ РФ № 1 и ведение открытой валютной

позиции. Также миддл-офис ведет индивидуальный контроль прибылей

и убытков каждого трейдера и проверяет правильность расчета цены

сделок.

Одним из основных элементов технологии ведения дилинговых

операций является информационная система, передающая котировки

мировых рынков в режиме реального времени. Такие системы используют, как правило, спутниковые каналы связи, в их архитектуре

могут быть задействованы телефонные линии, а также оптоволоконная

связь. Система Reuters вышла на российский рынок первой. Это

обстоятельство, а также удобный дилинговый терминал в условиях

низкого качества отечественной телефонной связи обеспечили системе

быстрое распространение. Вслед за ней в России появились системы

Tenfore, Telerate и другие.

Как известно, большое количество сделок во всем мире

производится по телефону между голосовыми брокерами и дилерами.

Наряду с этим существует и другой способ заключения сделки - через

дилинговый терминал. Оба эти способа имеют свои достоинства и часто

используются совместно.

Не менее важным элементом организации дилинга является выбор

финансового посредника - брокера, совершающего сделку. Наиболее

популярными международными брокерскими компаниями являются:

Tullett + Tokyo, Tradition UK, Cantor Fitzgerald. На российском рынке

брокерские услуги по конверсионным и депозитным операциям

предоставляют брокерские фирмы: Adix, NFBK и другие.

За последнее время число финансовых инструментов, торгуемых

на денежных и валютных рынках, резко возросло. Дилеры банков

предлагают эти продукты своим клиентам, чтобы тем было легче

заниматься инвестированием, спекуляциями и хеджированием.

Сложная природа большинства этих продуктов в сочетании с

колоссальным объемом денежных средств, участвующих в обороте,

потребовала от банков создания трех важных функциональных

подразделений с тем, чтобы обеспечить эффективный учет и мониторинг

осуществляемых сделок.

1. Фронт-офис (дилинговый зал). Именно здесь ведется

внебиржевая торговля на финансовом рынке. Это очень оживленное

место, где работают дилеры.

2. Миддл-офис. Эта служба обеспечивает поддержку дилеров,

предоставляет им консультации и рекомендации специалистов по

управлению рисками, аналитиков, юристов и пр.

3. Бэк-офис. Подразделение осуществляет обработку информации,

выдает подтверждения сделок по системе СВИФТ, производит расчеты,

обрабатывает запросы, осуществляет бухгалтерские проводки по

операциям.

Дилеры не могут вести торговлю без поддержки бэк-офиса.

Существуют компьютерные программы, такие как, Dealing Sputnic,

которые автоматически передают информацию о заключенных сделках

из дилингового зала в бэк-офис в режиме он-лайн.

Механизм заключения сделки состоит в следующем: после

заключения сделки дилер заполняет так называемый тикет (слип) сделки

и направляет его в бэк-офис. Тикет содержит следующую информацию:

1. дата сделки

2. вид сделки (тод, том, спот, форвард и т.д.)

3. характер сделки (покупка/продажа; размещение/привлечение)

4. контрагент

5. наименование валют

6. обменный курс, процентная ставка

7. сумма сделки, сумма процентов

8. даты (value date/maturity date)

9. платежные инструкции

10. через кого осуществлена сделка (через брокера/напрямую)

В зависимости от используемой системы тикет либо выписывается

вручную, либо генерируется автоматически в виде диалогового окна на

экране компьютера.

Помимо тикетов дилеры обязательно ведут собственные книги

записи (blotters), листы учета сделок (deal sheets) или листы учета

позиции (position sheets). Все входящие/исходящие денежные потоки

(cash flow), инициируемые различными отделами банка, в обязательном

порядке подписываются уполномоченными дилерами, которые вносят данные в соответствующие журналы учета для необходимой

координации потоков и избежания неожиданных мисматчей, рисков

неликвидности или нежелательного овердрафта по счетам.

Разумеется, на практике каждый банк имеет свои особенности в

структуре дилингового зала и его действующих лиц. Организационная

структура должна предоставлять дилерам достаточную свободу,

способствующую обмену идеями и совершению межрыночных сделок.

Например, позиции на денежном рынке могут покрываться валютными

свопами, и наоборот.

Дилинговый зал банка разделен на секторы, которые

взаимодействуют друг с другом через компьютерные сети, системы

внутренней связи и другие средства, обеспечивающие должную

информированность всех участников. Обычно зал подчиняется

директору казначейства. Директор казначейства несет общую

ответственность за деятельность дилингового зала и действия дилеров.

Именно он принимает решения по стратегии дилинга, рынкам и

финансовым продуктам, которыми должны оперировать дилеры.

Директор казначейства находится в постоянном рабочем контакте с

дилерами, контролирует их действия на рынке, позиции, прибыли и

убытки и т.п.

Как правило, в дилинговом зале имеются следующие

специализированные участки, возглавляемые старшими дилерами,

каждый из которых выполняет определенные функции на денежном и

валютном рынках:

1. участок краткосрочных наличных сделок (спот).

Подразделения этого участка специализируются на наличных

конверсионных сделках с различными валютами, например USD/RUB,

EUR/RUB, GBP/USD и т.д. Прибыль может быть получена либо в

результате спекуляции, либо при обслуживании клиентов с покрытием

позиции на межбанковском рынке. Работа именно этих валютных

дилеров чаще всего освещается в СМИ. Они работают в

непрерывном режиме и могут занимать позиции в пределах,

установленных старшим дилером. Большая часть позиций

открывается и закрывается в течение одного рабочего дня (intraday).

Некоторые банки разрешают дилерам открывать позиции до

следующего рабочего дня (overnight). Дилеры наличного валютного

рынка покупают или продают валюту в расчете на повышение или

понижение валютного курса. При этом сама валюта им фактически не

нужна, она используется лишь для извлечения прибыли;

2. участок срочных (форвардных сделок). Здесь заключаются

форвардные валютные контракты на поставку валют в определенные

сроки в будущем;

3. участок операций на денежном рынке (Money Market).

Здесь осуществляются сделки с финансовыми инструментами

денежного рынка в различных валютах. Работа данного подразделения тесно связана и скоординирована с работой дилеров на FOREX,

так как изменение процентных ставок денежных рынков влияет на

операции форвард, своп;

4. участок по работе с деривативами. Здесь ведутся сделки с

деривативами, цены на которые зависят от наличных и срочных курсов,

а также процентных ставок для различных валют;

5. участок обслуживания корпоративных клиентов. Этот

участок отвечает за связи с корпоративными клиентами банка. Роль

корпоративных дилеров иная, чем межбанковских дилеров. По многим

аспектам они представляют банк во взаимоотношениях с

корпоративными клиентами. В зависимости от потребностей

корпоративные дилеры имеют дело с процентными ставками денежного

рынка, курсами валютного рынка и/или котировками производных

инструментов. Они получают котировки от других дилеров,

осуществляют связь между корпоративным клиентом и дилерами банка,

а также ежедневно поставляют информацию о состоянии рынка

корпоративным клиентам и дают им рекомендации. Создание хорошей

базы корпоративных клиентов - существенная часть стратегии

дилингового зала и важное направление деятельности банка.

Крупным корпоративным клиентам, таким как нефтяные

компании, нередко требуются большие суммы иностранной валюты.

Если банк располагает широкой базой корпоративных клиентов, он

может рассчитывать на крупные заказы.

Достаточно сложно передать атмосферу процесса торговли на

валютном рынке. От любого работника дилингового зала требуется

максимальное напряжение умственных способностей, умение быстро

считать, оценивать текущую ситуацию и составлять прогноз. Каждый

дилер работает максимально эффективно, иначе ему просто не стоит

этим заниматься. Здесь коренится причина элитарности данной

профессии: нужно иметь не только финансово-экономическую, но и

достаточную математическую подготовку. Технический анализ намного

сложнее освоить, чем фундаментальный.

Все участки пользуются поддержкой миддл- и бэк-офисов. В то

время как бэк-офис осуществляет учет сделок и производит расчеты в

соответствии с полученными инструкциями, миддл-офис контролирует

деятельность специализированных участков в целом. Миддл-офис

следит за тем, чтобы трейдеры фронт-офиса не выходили за пределы

разумного риска, а так же контролирует соблюдение обязательных

нормативов по Инструкции ЦБ РФ № 1 и ведение открытой валютной

позиции. Также миддл-офис ведет индивидуальный контроль прибылей

и убытков каждого трейдера и проверяет правильность расчета цены

сделок.

Одним из основных элементов технологии ведения дилинговых

операций является информационная система, передающая котировки

мировых рынков в режиме реального времени. Такие системы используют, как правило, спутниковые каналы связи, в их архитектуре

могут быть задействованы телефонные линии, а также оптоволоконная

связь. Система Reuters вышла на российский рынок первой. Это

обстоятельство, а также удобный дилинговый терминал в условиях

низкого качества отечественной телефонной связи обеспечили системе

быстрое распространение. Вслед за ней в России появились системы

Tenfore, Telerate и другие.

Как известно, большое количество сделок во всем мире

производится по телефону между голосовыми брокерами и дилерами.

Наряду с этим существует и другой способ заключения сделки - через

дилинговый терминал. Оба эти способа имеют свои достоинства и часто

используются совместно.

Не менее важным элементом организации дилинга является выбор

финансового посредника - брокера, совершающего сделку. Наиболее

популярными международными брокерскими компаниями являются:

Tullett + Tokyo, Tradition UK, Cantor Fitzgerald. На российском рынке

брокерские услуги по конверсионным и депозитным операциям

предоставляют брокерские фирмы: Adix, NFBK и другие.