6.1. Развитие валютного законодательства в Российской Федерации.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31  

Валютное законодательство в Российской Федерации претерпело

значительные изменения за последние годы. Если до 1986 г. валютная

монополия государства в СССР сопровождалась практическим

отсутствием каких-либо законодательных актов, то с 1986 г. и по

настоящее время ситуация коренным образом изменилась.

Децентрализация внешнеэкономической деятельности вовлекла туда

тысячи новых субъектов. В начале (1987-1988) произошел бурный рост

совместного предпринимательства на территории страны. Затем

последовала реформа банковской системы, в результате чего вновь

появившиеся независимые от государства коммерческие банки получили

право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения

международных расчетов. На этом этапе развития

внешнеэкономической деятельности отсутствовал специальный орган

валютного регулирования, а источником валютного законодательства

служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в

развитие нормативные акты министерств и ведомств. С течением

времени стала понятна необходимость специального законодательного

регулирования валютных операций, придания функций органов

валютного регулирования одному или нескольким из органов

государственного управления.

Главным документом, в котором были показаны все важнейшие

стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с

его компетенцией как основного органа валютного регулирования

письмо от 24 мая 1991 г. № 352 ォОсновные положения о регулировании

валютных операций на территории СССРサ. Этот документ и другие

нормативные акты Госбанка СССР, разработанные на основе этого

письма, заложили цивилизованную основу валютного регулирования.

С вступлением в силу в ноябре 1992 года Закона Российской

Федерации ォО валютном регулировании и валютном контролеサ, впервые

в юридическую практику были введены такие понятия валютного

регулирования как ォвалютные ценностиサ, ォвалюта Российской

Федерацииサ, ォиностранная валютаサ, ォнерезидентыサ, ォвалютные

операцииサ, ォтекущие валютные операцииサ, ォвалютные операции,

связанные с движением капиталаサ. В законе впервые провозглашено

гарантируемое и защищаемое государством право собственности

резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены

общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными

ценностями государством, предприятиями и организациями, а также

гражданами; установлены основные положения порядка осуществления

валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом были

намечены основные цели и направления валютного контроля, введены

понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности

по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного

законодательства. Данный Закон действовал на протяжении почти

двенадцати лет и по праву мог быть назван одним из долгожителей в

российском законодательстве. Несмотря на перемены в валютной

политике России в сторону либерализации, происходившие в период

действия этого закона, в него вносились незначительные по объему

изменения.

С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний

валютный рынок, который ранее находился в зачаточном состоянии.

Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного

рынка в стране явилось важным направлением в работе ЦБ РФ в области

валютного регулирования. С начала 1991 года по начало 1993 года были

созданы и получили лицензии Банка России на организацию и

проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть

специализированных бирж. Были сняты многие ограничения с операций

по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами

через уполномоченные банки. В настоящее время каждый субъект

хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель

экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему

ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой

банковской инфраструктурой.

В результате распада СССР и получения Россией суверенитета

государство было вынуждено вести самостоятельную экономическую

политику. И вполне естественно, что правительство Российской Федерации обеспокоено как удешевлением национальной валюты, так и

все большей ォдолларизациейサ экономики. С другой стороны,

нестабильная до конца 1990-х годов политическая обстановка в России,

все усиливающаяся стагнация и налоговое бремя побудила российских

экспортеров оставлять всю выручку от своей внешнеэкономической

деятельности за рубежом.

Следовательно, с одной стороны было сделано немало полезных

шагов, направленных на ограничение обращения иностранной валюты

на территории Российской Федерации. С другой стороны, не имея

достаточно прочного политического тыла для проведения разумной

программы валютного регулирования, правительство выбрало самый

прямой путь – валютные ограничения и запреты. В рамках этого

изменялось и валютное законодательство.

Рассматривая валютный контроль в системе регулирования

Российской Федерации, необходимо отметить, что он, включая

валютные ограничения и государственные мероприятия по надзору,

регистрации и статистическому учету, решает вполне конкретные

задачи, которые руководство страны ставит перед ним в тот или иной

момент экономического развития страны.

Несомненно, что при дальнейшем улучшении экономического

положения страны должна адекватно меняться и правовая база,

определяющая валютные ограничения в России, что повлечет за собой и

соответствующие изменения в сторону смягчения или отмены

применяемых государством административных мер, в том числе мер

валютного контроля.

Вступивший в силу с 18 июня 2004 года новый Федеральный

закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ ォО

валютном регулировании и валютном контролеサ заложил серьезные

либерально – экономические основы для радикальной перестройки

механизма валютного регулирования и валютного контроля. Целью

настоящего Федерального закона является обеспечение реализации

единой государственной валютной политики, а также устойчивости

валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного

рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития

национальной экономики и международного экономического

сотрудничества.

Законом определяются основные принципы валютного

регулирование и валютного контроля в Российской Федерации:

1. приоритет экономических мер в реализации государственной

политики в области валютного регулирования;

2. исключение неоправданного вмешательства государства и его

органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3. единство внешней и внутренней политики Российской

Федерации;

4. единство системы валютного регулирования и валютного

контроля;

5. обеспечение государством защиты прав и экономических

интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных

операций.

В целях либерализации валютного законодательства и создания

максимально благоприятных условий для осуществления

внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного

капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию

порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен

принцип ォразрешено все, что не запрещеноサ. Обозначена необходимость

отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в

области валютного регулирования.

Основные изменения, внесенные в систему

валютного

регулирования и валютного контроля, касаются большинства статей

Закона. По-новому определяются субъекты и объекты регулирования,

закреплены новые принципы валютного контроля, проведения

валютных операций, купли-продажи валюты и многое другое. Новый

Закон в значительной степени утратил характер рамочного

нормативного акта, большинство его норм наполнены конкретным и

весьма либеральным содержанием. Наиболее существенные из

ограничений, предусмотренные Законом, носят временный характер и

должны утратить силу с 1 января 2007 года.

Валютное законодательство в Российской Федерации претерпело

значительные изменения за последние годы. Если до 1986 г. валютная

монополия государства в СССР сопровождалась практическим

отсутствием каких-либо законодательных актов, то с 1986 г. и по

настоящее время ситуация коренным образом изменилась.

Децентрализация внешнеэкономической деятельности вовлекла туда

тысячи новых субъектов. В начале (1987-1988) произошел бурный рост

совместного предпринимательства на территории страны. Затем

последовала реформа банковской системы, в результате чего вновь

появившиеся независимые от государства коммерческие банки получили

право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения

международных расчетов. На этом этапе развития

внешнеэкономической деятельности отсутствовал специальный орган

валютного регулирования, а источником валютного законодательства

служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в

развитие нормативные акты министерств и ведомств. С течением

времени стала понятна необходимость специального законодательного

регулирования валютных операций, придания функций органов

валютного регулирования одному или нескольким из органов

государственного управления.

Главным документом, в котором были показаны все важнейшие

стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с

его компетенцией как основного органа валютного регулирования

письмо от 24 мая 1991 г. № 352 ォОсновные положения о регулировании

валютных операций на территории СССРサ. Этот документ и другие

нормативные акты Госбанка СССР, разработанные на основе этого

письма, заложили цивилизованную основу валютного регулирования.

С вступлением в силу в ноябре 1992 года Закона Российской

Федерации ォО валютном регулировании и валютном контролеサ, впервые

в юридическую практику были введены такие понятия валютного

регулирования как ォвалютные ценностиサ, ォвалюта Российской

Федерацииサ, ォиностранная валютаサ, ォнерезидентыサ, ォвалютные

операцииサ, ォтекущие валютные операцииサ, ォвалютные операции,

связанные с движением капиталаサ. В законе впервые провозглашено

гарантируемое и защищаемое государством право собственности

резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены

общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными

ценностями государством, предприятиями и организациями, а также

гражданами; установлены основные положения порядка осуществления

валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом были

намечены основные цели и направления валютного контроля, введены

понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности

по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного

законодательства. Данный Закон действовал на протяжении почти

двенадцати лет и по праву мог быть назван одним из долгожителей в

российском законодательстве. Несмотря на перемены в валютной

политике России в сторону либерализации, происходившие в период

действия этого закона, в него вносились незначительные по объему

изменения.

С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний

валютный рынок, который ранее находился в зачаточном состоянии.

Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного

рынка в стране явилось важным направлением в работе ЦБ РФ в области

валютного регулирования. С начала 1991 года по начало 1993 года были

созданы и получили лицензии Банка России на организацию и

проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть

специализированных бирж. Были сняты многие ограничения с операций

по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами

через уполномоченные банки. В настоящее время каждый субъект

хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель

экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему

ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой

банковской инфраструктурой.

В результате распада СССР и получения Россией суверенитета

государство было вынуждено вести самостоятельную экономическую

политику. И вполне естественно, что правительство Российской Федерации обеспокоено как удешевлением национальной валюты, так и

все большей ォдолларизациейサ экономики. С другой стороны,

нестабильная до конца 1990-х годов политическая обстановка в России,

все усиливающаяся стагнация и налоговое бремя побудила российских

экспортеров оставлять всю выручку от своей внешнеэкономической

деятельности за рубежом.

Следовательно, с одной стороны было сделано немало полезных

шагов, направленных на ограничение обращения иностранной валюты

на территории Российской Федерации. С другой стороны, не имея

достаточно прочного политического тыла для проведения разумной

программы валютного регулирования, правительство выбрало самый

прямой путь – валютные ограничения и запреты. В рамках этого

изменялось и валютное законодательство.

Рассматривая валютный контроль в системе регулирования

Российской Федерации, необходимо отметить, что он, включая

валютные ограничения и государственные мероприятия по надзору,

регистрации и статистическому учету, решает вполне конкретные

задачи, которые руководство страны ставит перед ним в тот или иной

момент экономического развития страны.

Несомненно, что при дальнейшем улучшении экономического

положения страны должна адекватно меняться и правовая база,

определяющая валютные ограничения в России, что повлечет за собой и

соответствующие изменения в сторону смягчения или отмены

применяемых государством административных мер, в том числе мер

валютного контроля.

Вступивший в силу с 18 июня 2004 года новый Федеральный

закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ ォО

валютном регулировании и валютном контролеサ заложил серьезные

либерально – экономические основы для радикальной перестройки

механизма валютного регулирования и валютного контроля. Целью

настоящего Федерального закона является обеспечение реализации

единой государственной валютной политики, а также устойчивости

валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного

рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития

национальной экономики и международного экономического

сотрудничества.

Законом определяются основные принципы валютного

регулирование и валютного контроля в Российской Федерации:

1. приоритет экономических мер в реализации государственной

политики в области валютного регулирования;

2. исключение неоправданного вмешательства государства и его

органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3. единство внешней и внутренней политики Российской

Федерации;

4. единство системы валютного регулирования и валютного

контроля;

5. обеспечение государством защиты прав и экономических

интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных

операций.

В целях либерализации валютного законодательства и создания

максимально благоприятных условий для осуществления

внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного

капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию

порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен

принцип ォразрешено все, что не запрещеноサ. Обозначена необходимость

отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в

области валютного регулирования.

Основные изменения, внесенные в систему

валютного

регулирования и валютного контроля, касаются большинства статей

Закона. По-новому определяются субъекты и объекты регулирования,

закреплены новые принципы валютного контроля, проведения

валютных операций, купли-продажи валюты и многое другое. Новый

Закон в значительной степени утратил характер рамочного

нормативного акта, большинство его норм наполнены конкретным и

весьма либеральным содержанием. Наиболее существенные из

ограничений, предусмотренные Законом, носят временный характер и

должны утратить силу с 1 января 2007 года.