6.1. Развитие валютного законодательства в Российской Федерации.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Валютное законодательство в Российской Федерации претерпело
значительные изменения за последние годы. Если до 1986 г. валютная
монополия государства в СССР сопровождалась практическим
отсутствием каких-либо законодательных актов, то с 1986 г. и по
настоящее время ситуация коренным образом изменилась.
Децентрализация внешнеэкономической деятельности вовлекла туда
тысячи новых субъектов. В начале (1987-1988) произошел бурный рост
совместного предпринимательства на территории страны. Затем
последовала реформа банковской системы, в результате чего вновь
появившиеся независимые от государства коммерческие банки получили
право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения
международных расчетов. На этом этапе развития
внешнеэкономической деятельности отсутствовал специальный орган
валютного регулирования, а источником валютного законодательства
служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в
развитие нормативные акты министерств и ведомств. С течением
времени стала понятна необходимость специального законодательного
регулирования валютных операций, придания функций органов
валютного регулирования одному или нескольким из органов
государственного управления.
Главным документом, в котором были показаны все важнейшие
стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с
его компетенцией как основного органа валютного регулирования
письмо от 24 мая 1991 г. № 352 ォОсновные положения о регулировании
валютных операций на территории СССРサ. Этот документ и другие
нормативные акты Госбанка СССР, разработанные на основе этого
письма, заложили цивилизованную основу валютного регулирования.
С вступлением в силу в ноябре 1992 года Закона Российской
Федерации ォО валютном регулировании и валютном контролеサ, впервые
в юридическую практику были введены такие понятия валютного
регулирования как ォвалютные ценностиサ, ォвалюта Российской
Федерацииサ, ォиностранная валютаサ, ォнерезидентыサ, ォвалютные
операцииサ, ォтекущие валютные операцииサ, ォвалютные операции,
связанные с движением капиталаサ. В законе впервые провозглашено
гарантируемое и защищаемое государством право собственности
резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены
общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными
ценностями государством, предприятиями и организациями, а также
гражданами; установлены основные положения порядка осуществления
валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом были
намечены основные цели и направления валютного контроля, введены
понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности
по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного
законодательства. Данный Закон действовал на протяжении почти
двенадцати лет и по праву мог быть назван одним из долгожителей в
российском законодательстве. Несмотря на перемены в валютной
политике России в сторону либерализации, происходившие в период
действия этого закона, в него вносились незначительные по объему
изменения.
С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний
валютный рынок, который ранее находился в зачаточном состоянии.
Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного
рынка в стране явилось важным направлением в работе ЦБ РФ в области
валютного регулирования. С начала 1991 года по начало 1993 года были
созданы и получили лицензии Банка России на организацию и
проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть
специализированных бирж. Были сняты многие ограничения с операций
по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами
через уполномоченные банки. В настоящее время каждый субъект
хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель
экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему
ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой
банковской инфраструктурой.
В результате распада СССР и получения Россией суверенитета
государство было вынуждено вести самостоятельную экономическую
политику. И вполне естественно, что правительство Российской Федерации обеспокоено как удешевлением национальной валюты, так и
все большей ォдолларизациейサ экономики. С другой стороны,
нестабильная до конца 1990-х годов политическая обстановка в России,
все усиливающаяся стагнация и налоговое бремя побудила российских
экспортеров оставлять всю выручку от своей внешнеэкономической
деятельности за рубежом.
Следовательно, с одной стороны было сделано немало полезных
шагов, направленных на ограничение обращения иностранной валюты
на территории Российской Федерации. С другой стороны, не имея
достаточно прочного политического тыла для проведения разумной
программы валютного регулирования, правительство выбрало самый
прямой путь – валютные ограничения и запреты. В рамках этого
изменялось и валютное законодательство.
Рассматривая валютный контроль в системе регулирования
Российской Федерации, необходимо отметить, что он, включая
валютные ограничения и государственные мероприятия по надзору,
регистрации и статистическому учету, решает вполне конкретные
задачи, которые руководство страны ставит перед ним в тот или иной
момент экономического развития страны.
Несомненно, что при дальнейшем улучшении экономического
положения страны должна адекватно меняться и правовая база,
определяющая валютные ограничения в России, что повлечет за собой и
соответствующие изменения в сторону смягчения или отмены
применяемых государством административных мер, в том числе мер
валютного контроля.
Вступивший в силу с 18 июня 2004 года новый Федеральный
закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ ォО
валютном регулировании и валютном контролеサ заложил серьезные
либерально – экономические основы для радикальной перестройки
механизма валютного регулирования и валютного контроля. Целью
настоящего Федерального закона является обеспечение реализации
единой государственной валютной политики, а также устойчивости
валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного
рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития
национальной экономики и международного экономического
сотрудничества.
Законом определяются основные принципы валютного
регулирование и валютного контроля в Российской Федерации:
1. приоритет экономических мер в реализации государственной
политики в области валютного регулирования;
2. исключение неоправданного вмешательства государства и его
органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3. единство внешней и внутренней политики Российской
Федерации;
4. единство системы валютного регулирования и валютного
контроля;
5. обеспечение государством защиты прав и экономических
интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных
операций.
В целях либерализации валютного законодательства и создания
максимально благоприятных условий для осуществления
внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного
капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию
порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен
принцип ォразрешено все, что не запрещеноサ. Обозначена необходимость
отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в
области валютного регулирования.
Основные изменения, внесенные в систему
валютного
регулирования и валютного контроля, касаются большинства статей
Закона. По-новому определяются субъекты и объекты регулирования,
закреплены новые принципы валютного контроля, проведения
валютных операций, купли-продажи валюты и многое другое. Новый
Закон в значительной степени утратил характер рамочного
нормативного акта, большинство его норм наполнены конкретным и
весьма либеральным содержанием. Наиболее существенные из
ограничений, предусмотренные Законом, носят временный характер и
должны утратить силу с 1 января 2007 года.
Валютное законодательство в Российской Федерации претерпело
значительные изменения за последние годы. Если до 1986 г. валютная
монополия государства в СССР сопровождалась практическим
отсутствием каких-либо законодательных актов, то с 1986 г. и по
настоящее время ситуация коренным образом изменилась.
Децентрализация внешнеэкономической деятельности вовлекла туда
тысячи новых субъектов. В начале (1987-1988) произошел бурный рост
совместного предпринимательства на территории страны. Затем
последовала реформа банковской системы, в результате чего вновь
появившиеся независимые от государства коммерческие банки получили
право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения
международных расчетов. На этом этапе развития
внешнеэкономической деятельности отсутствовал специальный орган
валютного регулирования, а источником валютного законодательства
служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в
развитие нормативные акты министерств и ведомств. С течением
времени стала понятна необходимость специального законодательного
регулирования валютных операций, придания функций органов
валютного регулирования одному или нескольким из органов
государственного управления.
Главным документом, в котором были показаны все важнейшие
стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с
его компетенцией как основного органа валютного регулирования
письмо от 24 мая 1991 г. № 352 ォОсновные положения о регулировании
валютных операций на территории СССРサ. Этот документ и другие
нормативные акты Госбанка СССР, разработанные на основе этого
письма, заложили цивилизованную основу валютного регулирования.
С вступлением в силу в ноябре 1992 года Закона Российской
Федерации ォО валютном регулировании и валютном контролеサ, впервые
в юридическую практику были введены такие понятия валютного
регулирования как ォвалютные ценностиサ, ォвалюта Российской
Федерацииサ, ォиностранная валютаサ, ォнерезидентыサ, ォвалютные
операцииサ, ォтекущие валютные операцииサ, ォвалютные операции,
связанные с движением капиталаサ. В законе впервые провозглашено
гарантируемое и защищаемое государством право собственности
резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены
общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными
ценностями государством, предприятиями и организациями, а также
гражданами; установлены основные положения порядка осуществления
валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом были
намечены основные цели и направления валютного контроля, введены
понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности
по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного
законодательства. Данный Закон действовал на протяжении почти
двенадцати лет и по праву мог быть назван одним из долгожителей в
российском законодательстве. Несмотря на перемены в валютной
политике России в сторону либерализации, происходившие в период
действия этого закона, в него вносились незначительные по объему
изменения.
С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний
валютный рынок, который ранее находился в зачаточном состоянии.
Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного
рынка в стране явилось важным направлением в работе ЦБ РФ в области
валютного регулирования. С начала 1991 года по начало 1993 года были
созданы и получили лицензии Банка России на организацию и
проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть
специализированных бирж. Были сняты многие ограничения с операций
по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами
через уполномоченные банки. В настоящее время каждый субъект
хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель
экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему
ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой
банковской инфраструктурой.
В результате распада СССР и получения Россией суверенитета
государство было вынуждено вести самостоятельную экономическую
политику. И вполне естественно, что правительство Российской Федерации обеспокоено как удешевлением национальной валюты, так и
все большей ォдолларизациейサ экономики. С другой стороны,
нестабильная до конца 1990-х годов политическая обстановка в России,
все усиливающаяся стагнация и налоговое бремя побудила российских
экспортеров оставлять всю выручку от своей внешнеэкономической
деятельности за рубежом.
Следовательно, с одной стороны было сделано немало полезных
шагов, направленных на ограничение обращения иностранной валюты
на территории Российской Федерации. С другой стороны, не имея
достаточно прочного политического тыла для проведения разумной
программы валютного регулирования, правительство выбрало самый
прямой путь – валютные ограничения и запреты. В рамках этого
изменялось и валютное законодательство.
Рассматривая валютный контроль в системе регулирования
Российской Федерации, необходимо отметить, что он, включая
валютные ограничения и государственные мероприятия по надзору,
регистрации и статистическому учету, решает вполне конкретные
задачи, которые руководство страны ставит перед ним в тот или иной
момент экономического развития страны.
Несомненно, что при дальнейшем улучшении экономического
положения страны должна адекватно меняться и правовая база,
определяющая валютные ограничения в России, что повлечет за собой и
соответствующие изменения в сторону смягчения или отмены
применяемых государством административных мер, в том числе мер
валютного контроля.
Вступивший в силу с 18 июня 2004 года новый Федеральный
закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ ォО
валютном регулировании и валютном контролеサ заложил серьезные
либерально – экономические основы для радикальной перестройки
механизма валютного регулирования и валютного контроля. Целью
настоящего Федерального закона является обеспечение реализации
единой государственной валютной политики, а также устойчивости
валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного
рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития
национальной экономики и международного экономического
сотрудничества.
Законом определяются основные принципы валютного
регулирование и валютного контроля в Российской Федерации:
1. приоритет экономических мер в реализации государственной
политики в области валютного регулирования;
2. исключение неоправданного вмешательства государства и его
органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3. единство внешней и внутренней политики Российской
Федерации;
4. единство системы валютного регулирования и валютного
контроля;
5. обеспечение государством защиты прав и экономических
интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных
операций.
В целях либерализации валютного законодательства и создания
максимально благоприятных условий для осуществления
внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного
капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию
порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен
принцип ォразрешено все, что не запрещеноサ. Обозначена необходимость
отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в
области валютного регулирования.
Основные изменения, внесенные в систему
валютного
регулирования и валютного контроля, касаются большинства статей
Закона. По-новому определяются субъекты и объекты регулирования,
закреплены новые принципы валютного контроля, проведения
валютных операций, купли-продажи валюты и многое другое. Новый
Закон в значительной степени утратил характер рамочного
нормативного акта, большинство его норм наполнены конкретным и
весьма либеральным содержанием. Наиболее существенные из
ограничений, предусмотренные Законом, носят временный характер и
должны утратить силу с 1 января 2007 года.