6. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31  

Валютное регулирование является неотъемлемой частью

экономической политики стран. Конечная цель валютного

регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой -

свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели

валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного

снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего

связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди

данных характеристик наиболее существенными являются низкая

конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке,

недостаточная эффективность инвестиций, высокая инфляция, высокий

уровень долгового бремени, плохая кредитная история, близкая к

монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных

рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование

отношений собственности.

В той или иной степени все перечисленное присуще российской

экономике, и переход к конвертируемости предполагает

последовательный процесс доведения фундаментальных экономических

показателей до приемлемого уровня. В конечном счете

конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только

отражают уровень развития и стабильность национальной экономики. В

случае несоответствия уровня развития экономики взятым

обязательствам по конвертируемости неизбежно наступает

насильственное разрешение накопленных противоречий в виде

финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации.

Последнее утверждение относится и к наиболее развитым экономикам.

Нестабильность валютных курсов, усугубляющая возможности

проявления кризисов, исторически обусловила развитие различных

теорий валютного курса, которые пытались определить факторы,

оказывающие существенное влияние на его изменение, и разработать

меры по его регулированию. Это теории: паритета покупательной

способности, регулируемой валюты, ключевой валюты, валютной

стабильности на базе фиксированных паритетов и курсов, плавающих

валютных курсов, оптимальных валютных зон, нормативная теория

валютного курса и др.

Каждый из перечисленных подходов в отдельности не учитывает

всех факторов, оказывающих влияние на валютный курс, однако в целом

они дают представление о возможных направлениях валютной

политики, которые могут быть более или менее адекватны условиям

определенной финансовой ситуации.

Многие развитые страны пришли к либерализации валютного

регулирования, свободному курсообразованию эволюционным путем

лишь в 80-е годы, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию

ограничений для движения капитала. В 1997 г. было подписано

Шенгенское соглашение, согласно которому 13 из 15 стран ЕЭС (кроме Великобритании и Ирландии) установили наиболее льготный режим во

внешнеэкономической деятельности. В соответствии с этими правилами

контроль за экспортно-импортными операциями осуществляют

уполномоченные посредники (центральные банки, министерства

финансов, девизные (валютные) банки), которые действуют по

рекомендациям соответствующих министерств (экономики,

иностранных дел и финансов, промышленности, торговли и т.д.). В

некоторых странах были созданы специальные учреждения (в Италии —

Итальянское бюро валютных операций, в Швейцарии - Федеральный

совет, в Швеции — Национальный совет, в Бельгии и Люксембурге —

Бельгийско-Люксембургская административная комиссия и т.д.),

которые контролировали операции в сфере внешней торговли.

Так, обязательная продажа выручки от экспорта товаров

существует в Ирландии, Швеции, где валютная выручка должна быть

предложена для продажи одному из уполномоченных банков. В

Бельгии, Швейцарии, Португалии валютные поступления от экспорта

могут использоваться на любые цели и даже оставаться за рубежом.

Для стран Восточной Европы также характерны данные процессы.

Например, если выручка от экспорта поступает в свободно

конвертируемых валютах, как это имеет место в Венгрии, полученная

выручка должна быть сдана в уполномоченные коммерческие банки и

пересчитана в национальную валюту (форинты) в течение восьми дней с

даты поступления иностранной валюты. И, наоборот, если в Венгрии

экспортная выручка получена нерезидентами в венгерской

национальной валюте, она может размещаться на специальных

внешнеторговых счетах в уполномоченных банках и не

конвертироваться в национальную валюту. Эта выручка может

использоваться для оплаты покупаемых в других странах товаров и

услуг или для осуществления операционных расходов иностранных

фирм.

Экспортеры в отдельных случаях должны репатриировать

валютные поступления в течение определенного установленного срока,

например, в Болгарии - одного месяца, а в Польше - двух месяцев. Она

может быть также продана на межбанковском валютном рынке.

Распоряжаться остатками средств по счетам резиденты могут свободно

по своему усмотрению (Румыния). В других странах (Венгрия)

ограничения во времени репатриации экспортных поступлений с

момента отгрузки товаров отсутствуют. Но в этом случае предприятия,

занимающиеся внешнеторговой деятельностью, должны представлять в

национальный банк страны отчеты, отражающие неоплаченные

требования по данным экспортным операциям.

Для стран Юго-Восточной Азии характерно, что курс

национальных валют устанавливается по отношению к корзине валют

ведущих торговых партнеров. Например, на Филиппинах действует

особый порядок, согласно которому валютные поступления по экспортным операциям должны быть произведены в установленных

валютах, к которым относят: австралийские доллары, динары Бахрейна,

американские доллары, евро и другие, которые Центральный банк

Филиппин может объявить приемлемыми.

В некоторых странах (Сингапур) заблокированы финансовые

активы резидентов Гаити, Ирака, Ливии и других государств. В

Индонезии, Малайзии и других странах запрещен ввоз товаров в

Израиль, Югославию и в те страны, на торговлю с которыми наложено

эмбарго ООН по соображениям национальной безопасности. Ряд

категорий экспортных товаров подпадает под лицензирование и

квотирование и другие нетарифные ограничения в США, Канаде,

Норвегии и странах ЕС.

Характеризуя импортные операции стран Юго-Восточной Азии,

следует отметить, что действующий механизм контроля является

достаточно жестким, что, в частности, можно рассматривать в качестве

одного из мероприятий протекционистской политики. В то же время

некоторые страны, например, Сингапур, участвуют в соглашении об

общих действительных преференциальных тарифах для Зоны свободной

торговли стран.

Валютное регулирование является неотъемлемой частью

экономической политики стран. Конечная цель валютного

регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой -

свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели

валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного

снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего

связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди

данных характеристик наиболее существенными являются низкая

конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке,

недостаточная эффективность инвестиций, высокая инфляция, высокий

уровень долгового бремени, плохая кредитная история, близкая к

монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных

рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование

отношений собственности.

В той или иной степени все перечисленное присуще российской

экономике, и переход к конвертируемости предполагает

последовательный процесс доведения фундаментальных экономических

показателей до приемлемого уровня. В конечном счете

конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только

отражают уровень развития и стабильность национальной экономики. В

случае несоответствия уровня развития экономики взятым

обязательствам по конвертируемости неизбежно наступает

насильственное разрешение накопленных противоречий в виде

финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации.

Последнее утверждение относится и к наиболее развитым экономикам.

Нестабильность валютных курсов, усугубляющая возможности

проявления кризисов, исторически обусловила развитие различных

теорий валютного курса, которые пытались определить факторы,

оказывающие существенное влияние на его изменение, и разработать

меры по его регулированию. Это теории: паритета покупательной

способности, регулируемой валюты, ключевой валюты, валютной

стабильности на базе фиксированных паритетов и курсов, плавающих

валютных курсов, оптимальных валютных зон, нормативная теория

валютного курса и др.

Каждый из перечисленных подходов в отдельности не учитывает

всех факторов, оказывающих влияние на валютный курс, однако в целом

они дают представление о возможных направлениях валютной

политики, которые могут быть более или менее адекватны условиям

определенной финансовой ситуации.

Многие развитые страны пришли к либерализации валютного

регулирования, свободному курсообразованию эволюционным путем

лишь в 80-е годы, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию

ограничений для движения капитала. В 1997 г. было подписано

Шенгенское соглашение, согласно которому 13 из 15 стран ЕЭС (кроме Великобритании и Ирландии) установили наиболее льготный режим во

внешнеэкономической деятельности. В соответствии с этими правилами

контроль за экспортно-импортными операциями осуществляют

уполномоченные посредники (центральные банки, министерства

финансов, девизные (валютные) банки), которые действуют по

рекомендациям соответствующих министерств (экономики,

иностранных дел и финансов, промышленности, торговли и т.д.). В

некоторых странах были созданы специальные учреждения (в Италии —

Итальянское бюро валютных операций, в Швейцарии - Федеральный

совет, в Швеции — Национальный совет, в Бельгии и Люксембурге —

Бельгийско-Люксембургская административная комиссия и т.д.),

которые контролировали операции в сфере внешней торговли.

Так, обязательная продажа выручки от экспорта товаров

существует в Ирландии, Швеции, где валютная выручка должна быть

предложена для продажи одному из уполномоченных банков. В

Бельгии, Швейцарии, Португалии валютные поступления от экспорта

могут использоваться на любые цели и даже оставаться за рубежом.

Для стран Восточной Европы также характерны данные процессы.

Например, если выручка от экспорта поступает в свободно

конвертируемых валютах, как это имеет место в Венгрии, полученная

выручка должна быть сдана в уполномоченные коммерческие банки и

пересчитана в национальную валюту (форинты) в течение восьми дней с

даты поступления иностранной валюты. И, наоборот, если в Венгрии

экспортная выручка получена нерезидентами в венгерской

национальной валюте, она может размещаться на специальных

внешнеторговых счетах в уполномоченных банках и не

конвертироваться в национальную валюту. Эта выручка может

использоваться для оплаты покупаемых в других странах товаров и

услуг или для осуществления операционных расходов иностранных

фирм.

Экспортеры в отдельных случаях должны репатриировать

валютные поступления в течение определенного установленного срока,

например, в Болгарии - одного месяца, а в Польше - двух месяцев. Она

может быть также продана на межбанковском валютном рынке.

Распоряжаться остатками средств по счетам резиденты могут свободно

по своему усмотрению (Румыния). В других странах (Венгрия)

ограничения во времени репатриации экспортных поступлений с

момента отгрузки товаров отсутствуют. Но в этом случае предприятия,

занимающиеся внешнеторговой деятельностью, должны представлять в

национальный банк страны отчеты, отражающие неоплаченные

требования по данным экспортным операциям.

Для стран Юго-Восточной Азии характерно, что курс

национальных валют устанавливается по отношению к корзине валют

ведущих торговых партнеров. Например, на Филиппинах действует

особый порядок, согласно которому валютные поступления по экспортным операциям должны быть произведены в установленных

валютах, к которым относят: австралийские доллары, динары Бахрейна,

американские доллары, евро и другие, которые Центральный банк

Филиппин может объявить приемлемыми.

В некоторых странах (Сингапур) заблокированы финансовые

активы резидентов Гаити, Ирака, Ливии и других государств. В

Индонезии, Малайзии и других странах запрещен ввоз товаров в

Израиль, Югославию и в те страны, на торговлю с которыми наложено

эмбарго ООН по соображениям национальной безопасности. Ряд

категорий экспортных товаров подпадает под лицензирование и

квотирование и другие нетарифные ограничения в США, Канаде,

Норвегии и странах ЕС.

Характеризуя импортные операции стран Юго-Восточной Азии,

следует отметить, что действующий механизм контроля является

достаточно жестким, что, в частности, можно рассматривать в качестве

одного из мероприятий протекционистской политики. В то же время

некоторые страны, например, Сингапур, участвуют в соглашении об

общих действительных преференциальных тарифах для Зоны свободной

торговли стран.