6. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Валютное регулирование является неотъемлемой частью
экономической политики стран. Конечная цель валютного
регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой -
свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели
валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного
снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего
связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди
данных характеристик наиболее существенными являются низкая
конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке,
недостаточная эффективность инвестиций, высокая инфляция, высокий
уровень долгового бремени, плохая кредитная история, близкая к
монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных
рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование
отношений собственности.
В той или иной степени все перечисленное присуще российской
экономике, и переход к конвертируемости предполагает
последовательный процесс доведения фундаментальных экономических
показателей до приемлемого уровня. В конечном счете
конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только
отражают уровень развития и стабильность национальной экономики. В
случае несоответствия уровня развития экономики взятым
обязательствам по конвертируемости неизбежно наступает
насильственное разрешение накопленных противоречий в виде
финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации.
Последнее утверждение относится и к наиболее развитым экономикам.
Нестабильность валютных курсов, усугубляющая возможности
проявления кризисов, исторически обусловила развитие различных
теорий валютного курса, которые пытались определить факторы,
оказывающие существенное влияние на его изменение, и разработать
меры по его регулированию. Это теории: паритета покупательной
способности, регулируемой валюты, ключевой валюты, валютной
стабильности на базе фиксированных паритетов и курсов, плавающих
валютных курсов, оптимальных валютных зон, нормативная теория
валютного курса и др.
Каждый из перечисленных подходов в отдельности не учитывает
всех факторов, оказывающих влияние на валютный курс, однако в целом
они дают представление о возможных направлениях валютной
политики, которые могут быть более или менее адекватны условиям
определенной финансовой ситуации.
Многие развитые страны пришли к либерализации валютного
регулирования, свободному курсообразованию эволюционным путем
лишь в 80-е годы, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию
ограничений для движения капитала. В 1997 г. было подписано
Шенгенское соглашение, согласно которому 13 из 15 стран ЕЭС (кроме Великобритании и Ирландии) установили наиболее льготный режим во
внешнеэкономической деятельности. В соответствии с этими правилами
контроль за экспортно-импортными операциями осуществляют
уполномоченные посредники (центральные банки, министерства
финансов, девизные (валютные) банки), которые действуют по
рекомендациям соответствующих министерств (экономики,
иностранных дел и финансов, промышленности, торговли и т.д.). В
некоторых странах были созданы специальные учреждения (в Италии —
Итальянское бюро валютных операций, в Швейцарии - Федеральный
совет, в Швеции — Национальный совет, в Бельгии и Люксембурге —
Бельгийско-Люксембургская административная комиссия и т.д.),
которые контролировали операции в сфере внешней торговли.
Так, обязательная продажа выручки от экспорта товаров
существует в Ирландии, Швеции, где валютная выручка должна быть
предложена для продажи одному из уполномоченных банков. В
Бельгии, Швейцарии, Португалии валютные поступления от экспорта
могут использоваться на любые цели и даже оставаться за рубежом.
Для стран Восточной Европы также характерны данные процессы.
Например, если выручка от экспорта поступает в свободно
конвертируемых валютах, как это имеет место в Венгрии, полученная
выручка должна быть сдана в уполномоченные коммерческие банки и
пересчитана в национальную валюту (форинты) в течение восьми дней с
даты поступления иностранной валюты. И, наоборот, если в Венгрии
экспортная выручка получена нерезидентами в венгерской
национальной валюте, она может размещаться на специальных
внешнеторговых счетах в уполномоченных банках и не
конвертироваться в национальную валюту. Эта выручка может
использоваться для оплаты покупаемых в других странах товаров и
услуг или для осуществления операционных расходов иностранных
фирм.
Экспортеры в отдельных случаях должны репатриировать
валютные поступления в течение определенного установленного срока,
например, в Болгарии - одного месяца, а в Польше - двух месяцев. Она
может быть также продана на межбанковском валютном рынке.
Распоряжаться остатками средств по счетам резиденты могут свободно
по своему усмотрению (Румыния). В других странах (Венгрия)
ограничения во времени репатриации экспортных поступлений с
момента отгрузки товаров отсутствуют. Но в этом случае предприятия,
занимающиеся внешнеторговой деятельностью, должны представлять в
национальный банк страны отчеты, отражающие неоплаченные
требования по данным экспортным операциям.
Для стран Юго-Восточной Азии характерно, что курс
национальных валют устанавливается по отношению к корзине валют
ведущих торговых партнеров. Например, на Филиппинах действует
особый порядок, согласно которому валютные поступления по экспортным операциям должны быть произведены в установленных
валютах, к которым относят: австралийские доллары, динары Бахрейна,
американские доллары, евро и другие, которые Центральный банк
Филиппин может объявить приемлемыми.
В некоторых странах (Сингапур) заблокированы финансовые
активы резидентов Гаити, Ирака, Ливии и других государств. В
Индонезии, Малайзии и других странах запрещен ввоз товаров в
Израиль, Югославию и в те страны, на торговлю с которыми наложено
эмбарго ООН по соображениям национальной безопасности. Ряд
категорий экспортных товаров подпадает под лицензирование и
квотирование и другие нетарифные ограничения в США, Канаде,
Норвегии и странах ЕС.
Характеризуя импортные операции стран Юго-Восточной Азии,
следует отметить, что действующий механизм контроля является
достаточно жестким, что, в частности, можно рассматривать в качестве
одного из мероприятий протекционистской политики. В то же время
некоторые страны, например, Сингапур, участвуют в соглашении об
общих действительных преференциальных тарифах для Зоны свободной
торговли стран.
Валютное регулирование является неотъемлемой частью
экономической политики стран. Конечная цель валютного
регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой -
свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели
валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного
снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего
связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди
данных характеристик наиболее существенными являются низкая
конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке,
недостаточная эффективность инвестиций, высокая инфляция, высокий
уровень долгового бремени, плохая кредитная история, близкая к
монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных
рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование
отношений собственности.
В той или иной степени все перечисленное присуще российской
экономике, и переход к конвертируемости предполагает
последовательный процесс доведения фундаментальных экономических
показателей до приемлемого уровня. В конечном счете
конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только
отражают уровень развития и стабильность национальной экономики. В
случае несоответствия уровня развития экономики взятым
обязательствам по конвертируемости неизбежно наступает
насильственное разрешение накопленных противоречий в виде
финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации.
Последнее утверждение относится и к наиболее развитым экономикам.
Нестабильность валютных курсов, усугубляющая возможности
проявления кризисов, исторически обусловила развитие различных
теорий валютного курса, которые пытались определить факторы,
оказывающие существенное влияние на его изменение, и разработать
меры по его регулированию. Это теории: паритета покупательной
способности, регулируемой валюты, ключевой валюты, валютной
стабильности на базе фиксированных паритетов и курсов, плавающих
валютных курсов, оптимальных валютных зон, нормативная теория
валютного курса и др.
Каждый из перечисленных подходов в отдельности не учитывает
всех факторов, оказывающих влияние на валютный курс, однако в целом
они дают представление о возможных направлениях валютной
политики, которые могут быть более или менее адекватны условиям
определенной финансовой ситуации.
Многие развитые страны пришли к либерализации валютного
регулирования, свободному курсообразованию эволюционным путем
лишь в 80-е годы, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию
ограничений для движения капитала. В 1997 г. было подписано
Шенгенское соглашение, согласно которому 13 из 15 стран ЕЭС (кроме Великобритании и Ирландии) установили наиболее льготный режим во
внешнеэкономической деятельности. В соответствии с этими правилами
контроль за экспортно-импортными операциями осуществляют
уполномоченные посредники (центральные банки, министерства
финансов, девизные (валютные) банки), которые действуют по
рекомендациям соответствующих министерств (экономики,
иностранных дел и финансов, промышленности, торговли и т.д.). В
некоторых странах были созданы специальные учреждения (в Италии —
Итальянское бюро валютных операций, в Швейцарии - Федеральный
совет, в Швеции — Национальный совет, в Бельгии и Люксембурге —
Бельгийско-Люксембургская административная комиссия и т.д.),
которые контролировали операции в сфере внешней торговли.
Так, обязательная продажа выручки от экспорта товаров
существует в Ирландии, Швеции, где валютная выручка должна быть
предложена для продажи одному из уполномоченных банков. В
Бельгии, Швейцарии, Португалии валютные поступления от экспорта
могут использоваться на любые цели и даже оставаться за рубежом.
Для стран Восточной Европы также характерны данные процессы.
Например, если выручка от экспорта поступает в свободно
конвертируемых валютах, как это имеет место в Венгрии, полученная
выручка должна быть сдана в уполномоченные коммерческие банки и
пересчитана в национальную валюту (форинты) в течение восьми дней с
даты поступления иностранной валюты. И, наоборот, если в Венгрии
экспортная выручка получена нерезидентами в венгерской
национальной валюте, она может размещаться на специальных
внешнеторговых счетах в уполномоченных банках и не
конвертироваться в национальную валюту. Эта выручка может
использоваться для оплаты покупаемых в других странах товаров и
услуг или для осуществления операционных расходов иностранных
фирм.
Экспортеры в отдельных случаях должны репатриировать
валютные поступления в течение определенного установленного срока,
например, в Болгарии - одного месяца, а в Польше - двух месяцев. Она
может быть также продана на межбанковском валютном рынке.
Распоряжаться остатками средств по счетам резиденты могут свободно
по своему усмотрению (Румыния). В других странах (Венгрия)
ограничения во времени репатриации экспортных поступлений с
момента отгрузки товаров отсутствуют. Но в этом случае предприятия,
занимающиеся внешнеторговой деятельностью, должны представлять в
национальный банк страны отчеты, отражающие неоплаченные
требования по данным экспортным операциям.
Для стран Юго-Восточной Азии характерно, что курс
национальных валют устанавливается по отношению к корзине валют
ведущих торговых партнеров. Например, на Филиппинах действует
особый порядок, согласно которому валютные поступления по экспортным операциям должны быть произведены в установленных
валютах, к которым относят: австралийские доллары, динары Бахрейна,
американские доллары, евро и другие, которые Центральный банк
Филиппин может объявить приемлемыми.
В некоторых странах (Сингапур) заблокированы финансовые
активы резидентов Гаити, Ирака, Ливии и других государств. В
Индонезии, Малайзии и других странах запрещен ввоз товаров в
Израиль, Югославию и в те страны, на торговлю с которыми наложено
эмбарго ООН по соображениям национальной безопасности. Ряд
категорий экспортных товаров подпадает под лицензирование и
квотирование и другие нетарифные ограничения в США, Канаде,
Норвегии и странах ЕС.
Характеризуя импортные операции стран Юго-Восточной Азии,
следует отметить, что действующий механизм контроля является
достаточно жестким, что, в частности, можно рассматривать в качестве
одного из мероприятий протекционистской политики. В то же время
некоторые страны, например, Сингапур, участвуют в соглашении об
общих действительных преференциальных тарифах для Зоны свободной
торговли стран.