2. История развития инфляционного процесса в России в 90-е годы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13Анализ поведения инфляции в России в последние несколько лет позволяет выявить
некоторые общие закономерности.
1) На первой стадии реформ (в 1991) высокая инфляция была в значительной мере
вызвана “денежным навесом”, который являлся результатом государственного контроля над
ценами. Основной причиной чрезвычайно высокой инфляции в период 1992 - 1994 годов был
большой объем и доля монетарных источников финансирования бюджетного дефицита.
До середины 1980 - х годов экономика Советского Союза была в значительной степени
централизована. Первые попытки децентрализации, предпринятые Горбачевым, будучи
достаточно успешными с политической точки зрения, в экономической сфере привели к
потере контроля над процессом принятия решений. Результатом этих попыток,
сопровождаемых все увеличивающимися издержками по субсидированию неэффективных
производств, крупными трансфертами регионам, неблагоприятными условиями торговли и
субсидиями политическим группировкам, стал возросший дефицит государственного
бюджета, впервые появившийся в 1985 году. В начале 1990-х годов бюджетный дефицит
увеличивался еще и благодаря популистской фискальной политике правительства (низкой
ставке налога и повышению социальных издержек). В 1991 году дефицит государственного
бюджета, составлявший на тот момент около 20% ВВП, был покрыт за счет внешнего
заимствования, продаж золота и валютных резервов и путем выпуска в оборот
дополнительной денежной массы. Так как государство регулировало большинство цен, этот
рост предложения денег привел к образованию “денежного навеса” и дефициту
потребительских товаров. Цены были подняты, но недостаточно, и инфляция в 1991 году
составила около 160%.
В начале 1992 года правительство приняло решение либерализовать цены на
большинство товаров. Это решение, уничтожив проблему дефицита, повлекло за собой
резкий рост уровня цен. Вначале правительство предполагало подавить высокую инфляцию
в течении последующих трех - четырех месяцев и, с целью снижения инфляции и
достижения финансовой стабилизации, применило жесткую монетарную политику. Так, в
первом квартале 1992 года цены выросли на 519%, в то время, как рост предложения денег
составил только 43%. Однако, эта цель не была достигнута из-за ряда факторов, таких как:
решение правительства и парламента об увеличении объема займов под низкий процент,
выдаваемых Центральным Банком сельскохозяйственному сектору и промышленности, рост
межпроизводственных неплатежей, продолжающийся выпуск рублевых кредитов другими
центральными банками в рублевой зоне. Все эти факторы внесли свой вклад в рост
инфляции. В 1992 году дефицит расширенного бюджета возрос до 40.3% ВВП.
Непосредственное монетарное финансирование этого бюджетного дефицита привело к
годовой инфляции около 2510%.
В 1993 году правительству удалось значительно снизить бюджетный дефицит (до 15%
ВВП) и рост предложения денег. Это улучшение ситуации в первую очередь было вызвано
ограничением объема займов под низкий процент, выдаваемых Центральным Банком
предприятиям и другим странам СНГ, что привело к уменьшению монетарного
финансирования до 12.7% ВВП. В середине 1993 года Россия заставила другие страны СНГ
покинуть рублевую зону, изъяв из обращения рубли старого образца, и решив тем самым
проблему контроля над предложением денег внутри страны. Тем не менее, либерализация
цен на энергоносители, а также сезонные кредиты, предоставленные властями сельскому
хозяйству и северным регионам во втором и третьем кварталах 1993 года, дали толчок
новому витку инфляции поздним летом и осенью. Годовые темпы инфляции достигли 840%.
Правительство начало разрабатывать немонетарные источники финансирования дефицита
государственного бюджета, основав в мае 1993 рынок ГКО.
В первой половине 1994 года над бюджетным дефицитом был установлен
относительно жесткий контроль. Однако, правительство повторило ошибку предыдущего
года, предоставив сельскому хозяйству кредиты от ЦБР в конце лета. В распределении этих
кредитов часто использовались КО (денежные суррогаты, выпущенные на сумму около 1%
ВВП), процентная ставка по которым была существенно ниже рыночной. КО могли быть
использованы как средство платежа, и потому были сродни монетарному финансированию.
В результате этого увеличения предложения денег, сопровождаемого крахом рубля в октябре
1994 (“черный вторник”), приведшим к уменьшению валютных резервов на 59%, инфляция
резко возросла во второй половине 1994 года и составила за год 215%. Хотя дефицит
бюджета и был снижен до 10% ВВП, однако около 90% его финансировалось за счет
денежных кредитов, так как неинфляционные источники финансирования были либо
недостаточны (внешние заимствования), либо плохо развиты. Рынок ГКО, возникший в 1993, начал играть заметную роль в финансировании бюджетного дефицита лишь в 1995 году.
2) Рост доли немонетарных источников финансирования дефицита бюджета привел к
последовательному снижению инфляции.
С декабря 1994 года правительство проводило жесткую монетарную политику. В 1995 году
расширенный дефицит бюджета был снижен до 6% ВВП и в значительной степени
финансировался выпуском ГКО (около 2.7% ВВП), в то время как непосредственно
монетарное финансирование дефицита Центральным Банком было прекращено с первого
квартала 1995 года. Центральному Банку удалось снизить годовые темпы роста предложения
денег с 212% в 1994 до 125% в 1995. Правительство придерживалось жесткой политики и в
конце лета, когда сезонный спрос на финансирование со стороны сельского хозяйства привел
к заметному давлению на бюджет. В результате, темпы инфляции значительно уменьшились
(до 131% в течение года), и не выросли в третьем и четвертом квартале, как в предыдущие
года.
3) Введение режима “коридора” для обменного курса привело к уменьшению
неопределенности будущего обменного курса доллара к рублю и, таким образом, явилось
одним из факторов снижения инфляции.
После того, как в 1995 году Центральный Банк России получил статус юридически
независимого от правительства, направленная на стабилизацию фискальная и монетарная
политика была продолжена в 1996. ЦБР проводил жесткую монетарную политику, используя
обменный курс в качестве номинального якоря. Рублевый “коридор”, впервые введенный в
середине 1995 года, гарантировал предсказуемый путь курса доллара к рублю в течение года.
Режим “коридора” и довольно последовательная монетарная и фискальная политика в
значительной степени снизили валютные риски и, таким образом, привели к уменьшению
неопределенности, связанной с будущим темпом инфляции. Возросшее финансирование
дефицита за счет ГКО (около 3.8% ВВП в первой половине 1996 года), а также прекращение
прямых кредитов и финансирования Центральным Банком, помогли снизить годовые темпы
инфляции до 22% в 1996 году. Это падение инфляции сопровождалось ростом реального
предложения денег и снижением скорости их обращения, что стимулировало экономическую
активность. Рост предложения денег составил 34% за год. Неопределенность, связанная с
исходом президентских выборов в июне - июле 1996 года, негативно повлияла на экономику во втором квартале 1996 года (например, в форме относительно высокого дефицита бюджета
в мае и низких доходов бюджета в июне). Тем не менее, после переизбрания Ельцина
экономическая ситуация снова улучшилась.
В первой половине 1997 года темпы инфляции продолжали снижаться. Денежная база
выросла на 27% (до 167 триллионов неденоминированных рублей) в основном благодаря
росту чистых валютных резервов, отражая значительный рост объемов покупки ГКО
нерезидентами и официальное заимствование из международных источников. Темпы
инфляции снизились до 0.1% в месяц в августе и 0.3% в сентябре. Потребовав длительного
времени и немалых издержек процесс стабилизации цен в России, по-видимому, все же
привел к довольно устойчивым результатам.
Анализ поведения инфляции в России в последние несколько лет позволяет выявить
некоторые общие закономерности.
1) На первой стадии реформ (в 1991) высокая инфляция была в значительной мере
вызвана “денежным навесом”, который являлся результатом государственного контроля над
ценами. Основной причиной чрезвычайно высокой инфляции в период 1992 - 1994 годов был
большой объем и доля монетарных источников финансирования бюджетного дефицита.
До середины 1980 - х годов экономика Советского Союза была в значительной степени
централизована. Первые попытки децентрализации, предпринятые Горбачевым, будучи
достаточно успешными с политической точки зрения, в экономической сфере привели к
потере контроля над процессом принятия решений. Результатом этих попыток,
сопровождаемых все увеличивающимися издержками по субсидированию неэффективных
производств, крупными трансфертами регионам, неблагоприятными условиями торговли и
субсидиями политическим группировкам, стал возросший дефицит государственного
бюджета, впервые появившийся в 1985 году. В начале 1990-х годов бюджетный дефицит
увеличивался еще и благодаря популистской фискальной политике правительства (низкой
ставке налога и повышению социальных издержек). В 1991 году дефицит государственного
бюджета, составлявший на тот момент около 20% ВВП, был покрыт за счет внешнего
заимствования, продаж золота и валютных резервов и путем выпуска в оборот
дополнительной денежной массы. Так как государство регулировало большинство цен, этот
рост предложения денег привел к образованию “денежного навеса” и дефициту
потребительских товаров. Цены были подняты, но недостаточно, и инфляция в 1991 году
составила около 160%.
В начале 1992 года правительство приняло решение либерализовать цены на
большинство товаров. Это решение, уничтожив проблему дефицита, повлекло за собой
резкий рост уровня цен. Вначале правительство предполагало подавить высокую инфляцию
в течении последующих трех - четырех месяцев и, с целью снижения инфляции и
достижения финансовой стабилизации, применило жесткую монетарную политику. Так, в
первом квартале 1992 года цены выросли на 519%, в то время, как рост предложения денег
составил только 43%. Однако, эта цель не была достигнута из-за ряда факторов, таких как:
решение правительства и парламента об увеличении объема займов под низкий процент,
выдаваемых Центральным Банком сельскохозяйственному сектору и промышленности, рост
межпроизводственных неплатежей, продолжающийся выпуск рублевых кредитов другими
центральными банками в рублевой зоне. Все эти факторы внесли свой вклад в рост
инфляции. В 1992 году дефицит расширенного бюджета возрос до 40.3% ВВП.
Непосредственное монетарное финансирование этого бюджетного дефицита привело к
годовой инфляции около 2510%.
В 1993 году правительству удалось значительно снизить бюджетный дефицит (до 15%
ВВП) и рост предложения денег. Это улучшение ситуации в первую очередь было вызвано
ограничением объема займов под низкий процент, выдаваемых Центральным Банком
предприятиям и другим странам СНГ, что привело к уменьшению монетарного
финансирования до 12.7% ВВП. В середине 1993 года Россия заставила другие страны СНГ
покинуть рублевую зону, изъяв из обращения рубли старого образца, и решив тем самым
проблему контроля над предложением денег внутри страны. Тем не менее, либерализация
цен на энергоносители, а также сезонные кредиты, предоставленные властями сельскому
хозяйству и северным регионам во втором и третьем кварталах 1993 года, дали толчок
новому витку инфляции поздним летом и осенью. Годовые темпы инфляции достигли 840%.
Правительство начало разрабатывать немонетарные источники финансирования дефицита
государственного бюджета, основав в мае 1993 рынок ГКО.
В первой половине 1994 года над бюджетным дефицитом был установлен
относительно жесткий контроль. Однако, правительство повторило ошибку предыдущего
года, предоставив сельскому хозяйству кредиты от ЦБР в конце лета. В распределении этих
кредитов часто использовались КО (денежные суррогаты, выпущенные на сумму около 1%
ВВП), процентная ставка по которым была существенно ниже рыночной. КО могли быть
использованы как средство платежа, и потому были сродни монетарному финансированию.
В результате этого увеличения предложения денег, сопровождаемого крахом рубля в октябре
1994 (“черный вторник”), приведшим к уменьшению валютных резервов на 59%, инфляция
резко возросла во второй половине 1994 года и составила за год 215%. Хотя дефицит
бюджета и был снижен до 10% ВВП, однако около 90% его финансировалось за счет
денежных кредитов, так как неинфляционные источники финансирования были либо
недостаточны (внешние заимствования), либо плохо развиты. Рынок ГКО, возникший в 1993, начал играть заметную роль в финансировании бюджетного дефицита лишь в 1995 году.
2) Рост доли немонетарных источников финансирования дефицита бюджета привел к
последовательному снижению инфляции.
С декабря 1994 года правительство проводило жесткую монетарную политику. В 1995 году
расширенный дефицит бюджета был снижен до 6% ВВП и в значительной степени
финансировался выпуском ГКО (около 2.7% ВВП), в то время как непосредственно
монетарное финансирование дефицита Центральным Банком было прекращено с первого
квартала 1995 года. Центральному Банку удалось снизить годовые темпы роста предложения
денег с 212% в 1994 до 125% в 1995. Правительство придерживалось жесткой политики и в
конце лета, когда сезонный спрос на финансирование со стороны сельского хозяйства привел
к заметному давлению на бюджет. В результате, темпы инфляции значительно уменьшились
(до 131% в течение года), и не выросли в третьем и четвертом квартале, как в предыдущие
года.
3) Введение режима “коридора” для обменного курса привело к уменьшению
неопределенности будущего обменного курса доллара к рублю и, таким образом, явилось
одним из факторов снижения инфляции.
После того, как в 1995 году Центральный Банк России получил статус юридически
независимого от правительства, направленная на стабилизацию фискальная и монетарная
политика была продолжена в 1996. ЦБР проводил жесткую монетарную политику, используя
обменный курс в качестве номинального якоря. Рублевый “коридор”, впервые введенный в
середине 1995 года, гарантировал предсказуемый путь курса доллара к рублю в течение года.
Режим “коридора” и довольно последовательная монетарная и фискальная политика в
значительной степени снизили валютные риски и, таким образом, привели к уменьшению
неопределенности, связанной с будущим темпом инфляции. Возросшее финансирование
дефицита за счет ГКО (около 3.8% ВВП в первой половине 1996 года), а также прекращение
прямых кредитов и финансирования Центральным Банком, помогли снизить годовые темпы
инфляции до 22% в 1996 году. Это падение инфляции сопровождалось ростом реального
предложения денег и снижением скорости их обращения, что стимулировало экономическую
активность. Рост предложения денег составил 34% за год. Неопределенность, связанная с
исходом президентских выборов в июне - июле 1996 года, негативно повлияла на экономику во втором квартале 1996 года (например, в форме относительно высокого дефицита бюджета
в мае и низких доходов бюджета в июне). Тем не менее, после переизбрания Ельцина
экономическая ситуация снова улучшилась.
В первой половине 1997 года темпы инфляции продолжали снижаться. Денежная база
выросла на 27% (до 167 триллионов неденоминированных рублей) в основном благодаря
росту чистых валютных резервов, отражая значительный рост объемов покупки ГКО
нерезидентами и официальное заимствование из международных источников. Темпы
инфляции снизились до 0.1% в месяц в августе и 0.3% в сентябре. Потребовав длительного
времени и немалых издержек процесс стабилизации цен в России, по-видимому, все же
привел к довольно устойчивым результатам.