2. История развития инфляционного процесса в России в 90-е годы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 

Анализ поведения инфляции в России в последние несколько лет позволяет выявить

некоторые общие закономерности.

1) На первой стадии реформ (в 1991) высокая инфляция была в значительной мере

вызвана “денежным навесом”, который являлся результатом государственного контроля над

ценами. Основной причиной чрезвычайно высокой инфляции в период 1992 - 1994 годов был

большой объем и доля монетарных источников финансирования бюджетного дефицита.

До середины 1980 - х годов экономика Советского Союза была в значительной степени

централизована. Первые попытки децентрализации, предпринятые Горбачевым, будучи

достаточно успешными с политической точки зрения, в экономической сфере привели к

потере контроля над процессом принятия решений. Результатом этих попыток,

сопровождаемых все увеличивающимися издержками по субсидированию неэффективных

производств, крупными трансфертами регионам, неблагоприятными условиями торговли и

субсидиями политическим группировкам, стал возросший дефицит государственного

бюджета, впервые появившийся в 1985 году. В начале 1990-х годов бюджетный дефицит

увеличивался еще и благодаря популистской фискальной политике правительства (низкой

ставке налога и повышению социальных издержек). В 1991 году дефицит государственного

бюджета, составлявший на тот момент около 20% ВВП, был покрыт за счет внешнего

заимствования, продаж золота и валютных резервов и путем выпуска в оборот

дополнительной денежной массы. Так как государство регулировало большинство цен, этот

рост предложения денег привел к образованию “денежного навеса” и дефициту

потребительских товаров. Цены были подняты, но недостаточно, и инфляция в 1991 году

составила около 160%.

В начале 1992 года правительство приняло решение либерализовать цены на

большинство товаров. Это решение, уничтожив проблему дефицита, повлекло за собой

резкий рост уровня цен. Вначале правительство предполагало подавить высокую инфляцию

в течении последующих трех - четырех месяцев и, с целью снижения инфляции и

достижения финансовой стабилизации, применило жесткую монетарную политику. Так, в

первом квартале 1992 года цены выросли на 519%, в то время, как рост предложения денег

составил только 43%. Однако, эта цель не была достигнута из-за ряда факторов, таких как:

решение правительства и парламента об увеличении объема займов под низкий процент,

выдаваемых Центральным Банком сельскохозяйственному сектору и промышленности, рост

межпроизводственных неплатежей, продолжающийся выпуск рублевых кредитов другими

центральными банками в рублевой зоне. Все эти факторы внесли свой вклад в рост

инфляции. В 1992 году дефицит расширенного бюджета возрос до 40.3% ВВП.

Непосредственное монетарное финансирование этого бюджетного дефицита привело к

годовой инфляции около 2510%.

В 1993 году правительству удалось значительно снизить бюджетный дефицит (до 15%

ВВП) и рост предложения денег. Это улучшение ситуации в первую очередь было вызвано

ограничением объема займов под низкий процент, выдаваемых Центральным Банком

предприятиям и другим странам СНГ, что привело к уменьшению монетарного

финансирования до 12.7% ВВП. В середине 1993 года Россия заставила другие страны СНГ

покинуть рублевую зону, изъяв из обращения рубли старого образца, и решив тем самым

проблему контроля над предложением денег внутри страны. Тем не менее, либерализация

цен на энергоносители, а также сезонные кредиты, предоставленные властями сельскому

хозяйству и северным регионам во втором и третьем кварталах 1993 года, дали толчок

новому витку инфляции поздним летом и осенью. Годовые темпы инфляции достигли 840%.

Правительство начало разрабатывать немонетарные источники финансирования дефицита

государственного бюджета, основав в мае 1993 рынок ГКО.

В первой половине 1994 года над бюджетным дефицитом был установлен

относительно жесткий контроль. Однако, правительство повторило ошибку предыдущего

года, предоставив сельскому хозяйству кредиты от ЦБР в конце лета. В распределении этих

кредитов часто использовались КО (денежные суррогаты, выпущенные на сумму около 1%

ВВП), процентная ставка по которым была существенно ниже рыночной. КО могли быть

использованы как средство платежа, и потому были сродни монетарному финансированию.

В результате этого увеличения предложения денег, сопровождаемого крахом рубля в октябре

1994 (“черный вторник”), приведшим к уменьшению валютных резервов на 59%, инфляция

резко возросла во второй половине 1994 года и составила за год 215%. Хотя дефицит

бюджета и был снижен до 10% ВВП, однако около 90% его финансировалось за счет

денежных кредитов, так как неинфляционные источники финансирования были либо

недостаточны (внешние заимствования), либо плохо развиты. Рынок ГКО, возникший в 1993, начал играть заметную роль в финансировании бюджетного дефицита лишь в 1995 году.

2) Рост доли немонетарных источников финансирования дефицита бюджета привел к

последовательному снижению инфляции.

С декабря 1994 года правительство проводило жесткую монетарную политику. В 1995 году

расширенный дефицит бюджета был снижен до 6% ВВП и в значительной степени

финансировался выпуском ГКО (около 2.7% ВВП), в то время как непосредственно

монетарное финансирование дефицита Центральным Банком было прекращено с первого

квартала 1995 года. Центральному Банку удалось снизить годовые темпы роста предложения

денег с 212% в 1994 до 125% в 1995. Правительство придерживалось жесткой политики и в

конце лета, когда сезонный спрос на финансирование со стороны сельского хозяйства привел

к заметному давлению на бюджет. В результате, темпы инфляции значительно уменьшились

(до 131% в течение года), и не выросли в третьем и четвертом квартале, как в предыдущие

года.

3) Введение режима “коридора” для обменного курса привело к уменьшению

неопределенности будущего обменного курса доллара к рублю и, таким образом, явилось

одним из факторов снижения инфляции.

После того, как в 1995 году Центральный Банк России получил статус юридически

независимого от правительства, направленная на стабилизацию фискальная и монетарная

политика была продолжена в 1996. ЦБР проводил жесткую монетарную политику, используя

обменный курс в качестве номинального якоря. Рублевый “коридор”, впервые введенный в

середине 1995 года, гарантировал предсказуемый путь курса доллара к рублю в течение года.

Режим “коридора” и довольно последовательная монетарная и фискальная политика в

значительной степени снизили валютные риски и, таким образом, привели к уменьшению

неопределенности, связанной с будущим темпом инфляции. Возросшее финансирование

дефицита за счет ГКО (около 3.8% ВВП в первой половине 1996 года), а также прекращение

прямых кредитов и финансирования Центральным Банком, помогли снизить годовые темпы

инфляции до 22% в 1996 году. Это падение инфляции сопровождалось ростом реального

предложения денег и снижением скорости их обращения, что стимулировало экономическую

активность. Рост предложения денег составил 34% за год. Неопределенность, связанная с

исходом президентских выборов в июне - июле 1996 года, негативно повлияла на экономику во втором квартале 1996 года (например, в форме относительно высокого дефицита бюджета

в мае и низких доходов бюджета в июне). Тем не менее, после переизбрания Ельцина

экономическая ситуация снова улучшилась.

В первой половине 1997 года темпы инфляции продолжали снижаться. Денежная база

выросла на 27% (до 167 триллионов неденоминированных рублей) в основном благодаря

росту чистых валютных резервов, отражая значительный рост объемов покупки ГКО

нерезидентами и официальное заимствование из международных источников. Темпы

инфляции снизились до 0.1% в месяц в августе и 0.3% в сентябре. Потребовав длительного

времени и немалых издержек процесс стабилизации цен в России, по-видимому, все же

привел к довольно устойчивым результатам.

Анализ поведения инфляции в России в последние несколько лет позволяет выявить

некоторые общие закономерности.

1) На первой стадии реформ (в 1991) высокая инфляция была в значительной мере

вызвана “денежным навесом”, который являлся результатом государственного контроля над

ценами. Основной причиной чрезвычайно высокой инфляции в период 1992 - 1994 годов был

большой объем и доля монетарных источников финансирования бюджетного дефицита.

До середины 1980 - х годов экономика Советского Союза была в значительной степени

централизована. Первые попытки децентрализации, предпринятые Горбачевым, будучи

достаточно успешными с политической точки зрения, в экономической сфере привели к

потере контроля над процессом принятия решений. Результатом этих попыток,

сопровождаемых все увеличивающимися издержками по субсидированию неэффективных

производств, крупными трансфертами регионам, неблагоприятными условиями торговли и

субсидиями политическим группировкам, стал возросший дефицит государственного

бюджета, впервые появившийся в 1985 году. В начале 1990-х годов бюджетный дефицит

увеличивался еще и благодаря популистской фискальной политике правительства (низкой

ставке налога и повышению социальных издержек). В 1991 году дефицит государственного

бюджета, составлявший на тот момент около 20% ВВП, был покрыт за счет внешнего

заимствования, продаж золота и валютных резервов и путем выпуска в оборот

дополнительной денежной массы. Так как государство регулировало большинство цен, этот

рост предложения денег привел к образованию “денежного навеса” и дефициту

потребительских товаров. Цены были подняты, но недостаточно, и инфляция в 1991 году

составила около 160%.

В начале 1992 года правительство приняло решение либерализовать цены на

большинство товаров. Это решение, уничтожив проблему дефицита, повлекло за собой

резкий рост уровня цен. Вначале правительство предполагало подавить высокую инфляцию

в течении последующих трех - четырех месяцев и, с целью снижения инфляции и

достижения финансовой стабилизации, применило жесткую монетарную политику. Так, в

первом квартале 1992 года цены выросли на 519%, в то время, как рост предложения денег

составил только 43%. Однако, эта цель не была достигнута из-за ряда факторов, таких как:

решение правительства и парламента об увеличении объема займов под низкий процент,

выдаваемых Центральным Банком сельскохозяйственному сектору и промышленности, рост

межпроизводственных неплатежей, продолжающийся выпуск рублевых кредитов другими

центральными банками в рублевой зоне. Все эти факторы внесли свой вклад в рост

инфляции. В 1992 году дефицит расширенного бюджета возрос до 40.3% ВВП.

Непосредственное монетарное финансирование этого бюджетного дефицита привело к

годовой инфляции около 2510%.

В 1993 году правительству удалось значительно снизить бюджетный дефицит (до 15%

ВВП) и рост предложения денег. Это улучшение ситуации в первую очередь было вызвано

ограничением объема займов под низкий процент, выдаваемых Центральным Банком

предприятиям и другим странам СНГ, что привело к уменьшению монетарного

финансирования до 12.7% ВВП. В середине 1993 года Россия заставила другие страны СНГ

покинуть рублевую зону, изъяв из обращения рубли старого образца, и решив тем самым

проблему контроля над предложением денег внутри страны. Тем не менее, либерализация

цен на энергоносители, а также сезонные кредиты, предоставленные властями сельскому

хозяйству и северным регионам во втором и третьем кварталах 1993 года, дали толчок

новому витку инфляции поздним летом и осенью. Годовые темпы инфляции достигли 840%.

Правительство начало разрабатывать немонетарные источники финансирования дефицита

государственного бюджета, основав в мае 1993 рынок ГКО.

В первой половине 1994 года над бюджетным дефицитом был установлен

относительно жесткий контроль. Однако, правительство повторило ошибку предыдущего

года, предоставив сельскому хозяйству кредиты от ЦБР в конце лета. В распределении этих

кредитов часто использовались КО (денежные суррогаты, выпущенные на сумму около 1%

ВВП), процентная ставка по которым была существенно ниже рыночной. КО могли быть

использованы как средство платежа, и потому были сродни монетарному финансированию.

В результате этого увеличения предложения денег, сопровождаемого крахом рубля в октябре

1994 (“черный вторник”), приведшим к уменьшению валютных резервов на 59%, инфляция

резко возросла во второй половине 1994 года и составила за год 215%. Хотя дефицит

бюджета и был снижен до 10% ВВП, однако около 90% его финансировалось за счет

денежных кредитов, так как неинфляционные источники финансирования были либо

недостаточны (внешние заимствования), либо плохо развиты. Рынок ГКО, возникший в 1993, начал играть заметную роль в финансировании бюджетного дефицита лишь в 1995 году.

2) Рост доли немонетарных источников финансирования дефицита бюджета привел к

последовательному снижению инфляции.

С декабря 1994 года правительство проводило жесткую монетарную политику. В 1995 году

расширенный дефицит бюджета был снижен до 6% ВВП и в значительной степени

финансировался выпуском ГКО (около 2.7% ВВП), в то время как непосредственно

монетарное финансирование дефицита Центральным Банком было прекращено с первого

квартала 1995 года. Центральному Банку удалось снизить годовые темпы роста предложения

денег с 212% в 1994 до 125% в 1995. Правительство придерживалось жесткой политики и в

конце лета, когда сезонный спрос на финансирование со стороны сельского хозяйства привел

к заметному давлению на бюджет. В результате, темпы инфляции значительно уменьшились

(до 131% в течение года), и не выросли в третьем и четвертом квартале, как в предыдущие

года.

3) Введение режима “коридора” для обменного курса привело к уменьшению

неопределенности будущего обменного курса доллара к рублю и, таким образом, явилось

одним из факторов снижения инфляции.

После того, как в 1995 году Центральный Банк России получил статус юридически

независимого от правительства, направленная на стабилизацию фискальная и монетарная

политика была продолжена в 1996. ЦБР проводил жесткую монетарную политику, используя

обменный курс в качестве номинального якоря. Рублевый “коридор”, впервые введенный в

середине 1995 года, гарантировал предсказуемый путь курса доллара к рублю в течение года.

Режим “коридора” и довольно последовательная монетарная и фискальная политика в

значительной степени снизили валютные риски и, таким образом, привели к уменьшению

неопределенности, связанной с будущим темпом инфляции. Возросшее финансирование

дефицита за счет ГКО (около 3.8% ВВП в первой половине 1996 года), а также прекращение

прямых кредитов и финансирования Центральным Банком, помогли снизить годовые темпы

инфляции до 22% в 1996 году. Это падение инфляции сопровождалось ростом реального

предложения денег и снижением скорости их обращения, что стимулировало экономическую

активность. Рост предложения денег составил 34% за год. Неопределенность, связанная с

исходом президентских выборов в июне - июле 1996 года, негативно повлияла на экономику во втором квартале 1996 года (например, в форме относительно высокого дефицита бюджета

в мае и низких доходов бюджета в июне). Тем не менее, после переизбрания Ельцина

экономическая ситуация снова улучшилась.

В первой половине 1997 года темпы инфляции продолжали снижаться. Денежная база

выросла на 27% (до 167 триллионов неденоминированных рублей) в основном благодаря

росту чистых валютных резервов, отражая значительный рост объемов покупки ГКО

нерезидентами и официальное заимствование из международных источников. Темпы

инфляции снизились до 0.1% в месяц в августе и 0.3% в сентябре. Потребовав длительного

времени и немалых издержек процесс стабилизации цен в России, по-видимому, все же

привел к довольно устойчивым результатам.