Раздел 3. ТИПЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17   20 21 22 

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему

качеству подлежат разделению на две группы: методики высокого уровня формализации,

или строго формализированные, и методики малоформализованные.

К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики

проективной техники и психофизиологические методики. Для них характерны

определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания

(точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления

стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и

др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления

результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики

позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать

индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседы и

интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения

об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические

процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо

осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются

чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.

д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки

(например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких

месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической

подготовленности самого психодиагноста. Только высокий уровень культуры проведения

психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных

факторов на результаты обследования или испытания.

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять

строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В

полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и

других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период

ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями,

мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью,

беседы, наблюдения.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему

качеству подлежат разделению на две группы: методики высокого уровня формализации,

или строго формализированные, и методики малоформализованные.

К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики

проективной техники и психофизиологические методики. Для них характерны

определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания

(точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления

стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и

др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления

результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики

позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать

индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседы и

интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения

об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические

процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо

осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются

чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.

д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки

(например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких

месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической

подготовленности самого психодиагноста. Только высокий уровень культуры проведения

психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных

факторов на результаты обследования или испытания.

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять

строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В

полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и

других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период

ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями,

мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью,

беседы, наблюдения.