Раздел 3. ТИПЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 20 21 22
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему
качеству подлежат разделению на две группы: методики высокого уровня формализации,
или строго формализированные, и методики малоформализованные.
К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики
проективной техники и психофизиологические методики. Для них характерны
определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания
(точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления
стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и
др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления
результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики
позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать
индивидов между собой.
К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседы и
интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения
об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические
процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо
осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются
чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.
д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки
(например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких
месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической
подготовленности самого психодиагноста. Только высокий уровень культуры проведения
психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных
факторов на результаты обследования или испытания.
Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять
строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В
полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и
других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период
ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями,
мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью,
беседы, наблюдения.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему
качеству подлежат разделению на две группы: методики высокого уровня формализации,
или строго формализированные, и методики малоформализованные.
К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики
проективной техники и психофизиологические методики. Для них характерны
определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания
(точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления
стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и
др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления
результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики
позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать
индивидов между собой.
К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседы и
интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения
об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические
процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо
осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются
чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.
д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки
(например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких
месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической
подготовленности самого психодиагноста. Только высокий уровень культуры проведения
психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных
факторов на результаты обследования или испытания.
Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять
строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В
полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и
других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период
ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями,
мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью,
беседы, наблюдения.