3.2. Малоформализованные методики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 20 21 22
К числу малоформализованных методик относятся такие приемы, как наблюдение,
беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.
1. Метод наблюдения
Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно
получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не
разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю
для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и
кооперирования с ними.
Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических
особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие
трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.
В нашей стране (в 20-е годы) наблюдение широко использовалось в работах М. Я.
Басова при изучении поведения детей. Он разработал методику психологических
наблюдений и общие принципы формирования умения проводить наблюдения у
педагогов-психологов. По мнению Б. М. Теплова, методика психологических наблюдений
М. Я. Басова была единственной в мировой литературе научной разработкой этого метода.
Эта оценка до сих пор остается справедливой.
В этом методе в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель,
поэтому очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в
полном объеме. Басов проводит резкую грань между обычными наблюдениями педагога
за детьми, которые он осуществляет практически каждый день, и теми наблюдениями,
которые можно отнести к разряду научных. По его мнению, в первом случае педагог
является “пассивным воспринимателем” ребенка, его наблюдения случайны,
нецеленаправленны, а потому нередко поверхностны. Владея же научным методом
наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного
исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе
продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Научное наблюдение как
психодиагностический метод характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций
для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения,
которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи
результатов. Другими словами, наблюдение как метод включает цель и схему.
Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый неконкретный, строго
определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на
начальном этапе разработки какой-либо проблемы, – получить наиболее полное
описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее
целиком. Такого рода наблюдение М. Я. Басов называет наблюдением вообще,
наблюдением всего, чем характеризуется объект, без отбора каких-либо определенных его
проявлений.
Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится
отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или
выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что
наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы.
Предметное содержание наблюдения может быть достаточно общим,
широким, а может быть узким и частным.
В качестве примера приведем выделенные М. Я. Басовым уровни предметного
содержания, которые могут стать целью наблюдения за ребенком. Главная цель –
исследование личности ребенка во всех ее проявлениях. Эта общая цель может
распадаться на несколько частных целей: а) наблюдение за развитием личности ребенка;
б) наблюдение за его индивидуально-психологическими особенностями; в) наблюдение за
какой-то одной стороной личности ребенка, например за эмоциональной.
Проводить наблюдения, преследующие узкоограниченные цели, значительно проще и
легче (по сравнению с теми, где цель носит общий характер), если наблюдатель знает, в
каких видах поведения, в каких видах занятий интересующие его стороны могут
проявиться. Если же наблюдателю это неизвестно, потребуются специальные
исследования, чтобы это выявить. И в этом случае целью наблюдения будет не личность
ребенка, а различные виды его деятельности, занятий с точки зрения их психологического
состава. Другими словами, наблюдатель должен выяснить, какие, например, стороны
личности можно выявить, когда ребенок рисует, лепит, участвует в строительных, в
подвижных играх, слушает сказки и т. д.
Схема наблюдения. Независимо от того, какой характер носит наблюдение – поисковый
или исследующий, наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий.
Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания
наблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины
поведения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению,
– единицы поведения, которые и становятся единицами наблюдения. Эти единицы
поведения в поисковом наблюдении могут быть сложнее, в исследующем – проще. Так,
наблюдая за поведением вообще, исследователь тем не менее делит его на ряд единиц:
моторика, речь, общение, эмоции и т. д. Если же предметом наблюдения является только
речь ребенка, то единицами могут быть содержание речи, ее направленность,
продолжительность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и
фонетического строя и т. п. Таким образом, единицы наблюдения могут сильно
различаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения, а также по
содержанию. Выбор способов и формы описания наблюдения зависят от того, каков его
характер: поисковый или исследующий. Однако имеются некоторые общие требования к
записи наблюдения:
1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он
существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных
суждений самого наблюдателя. Другими словами, записывать нужно только что
происходило и каким образом (фотографическая запись).
2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую
обстановку (фон), в которой он происходил.
3. Запись должна по возможности полно в соответствии с поставленной целью
отражать изучаемую реальность.
При поисковом наблюдении обычно используются формы записей в виде
сплошного протокола или дневника (можно прибегать и к таким формам, как кино-, фото-,
видеорегистрация).
Сплошной протокол представляет собой обычную форму записи без каких-либо
рубрикаций. Он пишется во время наблюдения, поэтому желательно для ускорения записи
использовать условные обозначения или стенографию.
Дневник используется при продолжительных наблюдениях, иногда длящихся
месяцы и годы. Дневник ведется в тетради с пронумированными страницами и большими
полями для обработки записей. Вести запись желательно во время наблюдения. Если это
не всегда возможно, то следует хотя бы зафиксировать существенные моменты, а
подробности – сразу же после окончания наблюдений.
При исследующем наблюдении способ записи существенно отличается от
рассмотренного выше. Если в поисковом наблюдении список признаков, единиц
поведения открыт и туда могут добавляться все новые и новые признаки, то в
исследующем наблюдении часто заранее перечислены категории, в которых будет
осуществляться запись единиц наблюдения. Добавлять в эту систему что-то новое нельзя.
Иногда категории могут содержать только одну единицу наблюдения, но чаще всего
несколько разных единиц наблюдения относятся к одной категории.
В этом случае наиболее распространенными способами записи наблюдения
являются запись в символах (пиктограммы, буквенные обозначения, математические
знаки и сочетания двух последних) и стандартный протокол, который имеет вид таблицы.
Здесь уже не предусматривается содержательного описания единиц поведения, а эти
единицы сразу подводятся под ту или иную категорию и фиксируются в протоколе
наблюдения.
При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и
количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным.
Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и
обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование. Оно
направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков.
Шкалирование осуществляется в основном с помощью балльных оценок. Степень
выраженности признака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно
используются 3-10-балльные шкалы. Такие шкалы называются числовыми.
Пример.
1. Активность: 1, 2, 3, 4, 5.
2. Какой интерес проявляет ребенок во время занятий:
• совсем не проявляет (1 балл);
• едва проявляет (2 балла);
• проявляет какой-то интерес (3 балла);
• проявляет большой интерес (4 балла);
• проявляет жгучий интерес (5 баллов).
Другой вариант представляют шкалы прилагательных, которые выражают либо
интенсивность, либо частоту исследуемого признака.
Пример.
Общительный: вполне – средне – умеренно – вовсе нет.
Пунктуальный: всегда – обыкновенно – средне – иногда – никогда.
Применяется и графическая форма шкалы, при которой оценка выражается
величиной части отрезка прямой, крайние точки которого отмечают нижний и верхний
баллы.
Виды наблюдения. В педагогических и психологических исследованиях
применяется широкое разнообразие видов, форм наблюдения. К числу наиболее
распространенных видов можно отнести следующие:
1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или “продольные” (проводятся в
течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт
исследователя и объекта изучения); периодические, (проводятся в течение определенных,
обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно
представлены в виде описания отдельного случая).
2. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть полевыми (естественными
для жизни наблюдаемого условия) , лабораторными (объект наблюдается в
искусственных условиях) и спровоцированными в естественных условиях.
3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение
может быть открытыми или скрытым (например, через стекло Гезелла),
наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы,
полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны,
может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).
Перечисленные виды наблюдения не противостоят друг другу и в реальном
конкретном исследовании могут сочетаться.
В заключение нужно еще раз подчеркнуть, что метод наблюдения является
достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим
от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки.
Сформулируем правила, при соблюдении которых эффективность этого метода
повышается:
• проводить многократные систематические наблюдения данного факта в
разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от
устойчивых закономерных связей;
• не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять
альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за
наблюдаемым фактом;
• не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей
ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;
• стараться быть беспристрастным;
• оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше
чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их
наблюдений, при этом суждения каждого должны быть независимыми.
Придание этому методу формализованного характера (например, составление
жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок)
также способствует повышению объективности и достоверности полученной
информации. Однако полностью исключить влияние личности экспериментатора на
результаты наблюдения все же невозможно.
2. Беседа, интервью
Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При
соблюдении определенных правил он позволяет получить не менее надежную, чем в
наблюдениях, информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых
склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
Было бы ошибкой считать, что беседа – самый легкий для применения метод.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие
вопросы задавать, как убедиться в том, что полученные ответы достоверны. Очень важно,
чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень
низка.
'Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и
характеру организации.
Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.
Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая
прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает
свободным (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная
стратегия в общих чертах, а тактика свободная); стандартизованным (с детальной
разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов,
варианты возможных ответов; стойкая стратегия и тактика); и частично стандартизованным (стойкая стратегия, а тактика более свободная). Диагностическим
целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку она
дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает
влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной
последовательности отработать все вопросы. Однако этот вид интервью следует
применять только тогда, когда респондент охотно отвечает на вопросы. В противном
случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизированное
интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что
ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не
должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать
отвечающего.
В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические
и клинические. Диагностическое интервью - это метод получения информации общего
содержания направленный на “зондирование” различных аспектов поведения, свойств
личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей,
положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть
управляемым и неуправляемым (“исповедальным”). Клиническое интервью – это метод
терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения,
конфликты, скрытые мотивы поведения.
При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Психолог
стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей
чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, и поэтому не всегда
удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В
этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши,
бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его
к общению.
В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный
вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в
структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы: а) прямые (“Ты
боишься грозы?”); 2) косвенные (“Что ты делаешь, когда бывает гроза?”); 3) проективные
(“Дети боятся грозы? Ну а как ты?”). Косвенные и проективные вопросы помогают
выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно
использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.
Проводя беседу, очень важно занять правильную позицию по отношению к
ребенку. Больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии: а) психолог
должен создать атмосферу теплого, полного понимания отношения к ребенку,
позволяющую как можно раньше установить контакт; б) он должен принимать ребенка
таким, каков он есть; в) своим отношением он должен дать ребенку почувствовать
атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства; г)
психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не
осуждает, но в то же время и не оправдывает, но при этом все понимает.
Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую
непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем
магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше
отвлекает ребенка, не сковывает его. В процессе беседы следует отмечать и такие
моменты, как паузы интонации, тон, темп речи и т. п.
3. Анализ продуктов деятельности
В психодиагностике существует еще один способ получения информации о
человеке – это количественно-качественный анализ документальных и материальных
источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием
“документальный источник” понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы
средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).
Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм
исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать,
был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (буквально
“анализ содержания”). Впервые он начал применяться начиная с 20-х годов нашего
столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее
формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в
документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем
подсчитывается частота их употребления. (Так, в 20-е годы русский исследователь Н. А.
Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и
отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или
другой пример. В 80-х годах Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-
анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах).
Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной
информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые
(качественные) единицы анализа и единицы счета (количественные). Основная
трудность при работе с документальными источниками – умение провести качественный
анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной
компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.
Контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования
различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.
п.), поэтому его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество
материала для анализа.
В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных
смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам
(корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода
стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США – там
разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов,
позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем
информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.
В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется
в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных
при других методах исследования. С его помощью подвергаются анализу речевые
сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические
обследования, особенно при индивидуальной процедуреГКонкретно контент-анализ
может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных
методик (например, ТАТ, методика Роршаха, завершение предложения); интервью,
содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых
вопросов анкет и т. п. Так, в методиках диагностики личностных особенностей
(тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и
стилистических конструкций речи испытуемого: количество “тематических”
высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п.
Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в
ответах испытуемого.
В заключение следует коротко остановиться на следующем моменте. В последнее
время в западной психологической литературе появился термин “тесты учителя”. Под ним
подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений,
но и целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной
диагностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения,
имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников,
их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что
достигнуто в строго формализованной диагностике. Однако само их появление в
психодиагностической литературе следует рассматривать как свидетельство
неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой
особенностью психологического диагностирования.
Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями,
беседами, тестами учителя и т. п. формами изучения обследуемого может дать
удовлетворяющий результат.
К числу малоформализованных методик относятся такие приемы, как наблюдение,
беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.
1. Метод наблюдения
Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно
получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не
разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю
для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и
кооперирования с ними.
Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических
особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие
трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.
В нашей стране (в 20-е годы) наблюдение широко использовалось в работах М. Я.
Басова при изучении поведения детей. Он разработал методику психологических
наблюдений и общие принципы формирования умения проводить наблюдения у
педагогов-психологов. По мнению Б. М. Теплова, методика психологических наблюдений
М. Я. Басова была единственной в мировой литературе научной разработкой этого метода.
Эта оценка до сих пор остается справедливой.
В этом методе в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель,
поэтому очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в
полном объеме. Басов проводит резкую грань между обычными наблюдениями педагога
за детьми, которые он осуществляет практически каждый день, и теми наблюдениями,
которые можно отнести к разряду научных. По его мнению, в первом случае педагог
является “пассивным воспринимателем” ребенка, его наблюдения случайны,
нецеленаправленны, а потому нередко поверхностны. Владея же научным методом
наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного
исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе
продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Научное наблюдение как
психодиагностический метод характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций
для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения,
которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи
результатов. Другими словами, наблюдение как метод включает цель и схему.
Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый неконкретный, строго
определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на
начальном этапе разработки какой-либо проблемы, – получить наиболее полное
описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее
целиком. Такого рода наблюдение М. Я. Басов называет наблюдением вообще,
наблюдением всего, чем характеризуется объект, без отбора каких-либо определенных его
проявлений.
Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится
отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или
выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что
наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы.
Предметное содержание наблюдения может быть достаточно общим,
широким, а может быть узким и частным.
В качестве примера приведем выделенные М. Я. Басовым уровни предметного
содержания, которые могут стать целью наблюдения за ребенком. Главная цель –
исследование личности ребенка во всех ее проявлениях. Эта общая цель может
распадаться на несколько частных целей: а) наблюдение за развитием личности ребенка;
б) наблюдение за его индивидуально-психологическими особенностями; в) наблюдение за
какой-то одной стороной личности ребенка, например за эмоциональной.
Проводить наблюдения, преследующие узкоограниченные цели, значительно проще и
легче (по сравнению с теми, где цель носит общий характер), если наблюдатель знает, в
каких видах поведения, в каких видах занятий интересующие его стороны могут
проявиться. Если же наблюдателю это неизвестно, потребуются специальные
исследования, чтобы это выявить. И в этом случае целью наблюдения будет не личность
ребенка, а различные виды его деятельности, занятий с точки зрения их психологического
состава. Другими словами, наблюдатель должен выяснить, какие, например, стороны
личности можно выявить, когда ребенок рисует, лепит, участвует в строительных, в
подвижных играх, слушает сказки и т. д.
Схема наблюдения. Независимо от того, какой характер носит наблюдение – поисковый
или исследующий, наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий.
Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания
наблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины
поведения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению,
– единицы поведения, которые и становятся единицами наблюдения. Эти единицы
поведения в поисковом наблюдении могут быть сложнее, в исследующем – проще. Так,
наблюдая за поведением вообще, исследователь тем не менее делит его на ряд единиц:
моторика, речь, общение, эмоции и т. д. Если же предметом наблюдения является только
речь ребенка, то единицами могут быть содержание речи, ее направленность,
продолжительность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и
фонетического строя и т. п. Таким образом, единицы наблюдения могут сильно
различаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения, а также по
содержанию. Выбор способов и формы описания наблюдения зависят от того, каков его
характер: поисковый или исследующий. Однако имеются некоторые общие требования к
записи наблюдения:
1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он
существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных
суждений самого наблюдателя. Другими словами, записывать нужно только что
происходило и каким образом (фотографическая запись).
2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую
обстановку (фон), в которой он происходил.
3. Запись должна по возможности полно в соответствии с поставленной целью
отражать изучаемую реальность.
При поисковом наблюдении обычно используются формы записей в виде
сплошного протокола или дневника (можно прибегать и к таким формам, как кино-, фото-,
видеорегистрация).
Сплошной протокол представляет собой обычную форму записи без каких-либо
рубрикаций. Он пишется во время наблюдения, поэтому желательно для ускорения записи
использовать условные обозначения или стенографию.
Дневник используется при продолжительных наблюдениях, иногда длящихся
месяцы и годы. Дневник ведется в тетради с пронумированными страницами и большими
полями для обработки записей. Вести запись желательно во время наблюдения. Если это
не всегда возможно, то следует хотя бы зафиксировать существенные моменты, а
подробности – сразу же после окончания наблюдений.
При исследующем наблюдении способ записи существенно отличается от
рассмотренного выше. Если в поисковом наблюдении список признаков, единиц
поведения открыт и туда могут добавляться все новые и новые признаки, то в
исследующем наблюдении часто заранее перечислены категории, в которых будет
осуществляться запись единиц наблюдения. Добавлять в эту систему что-то новое нельзя.
Иногда категории могут содержать только одну единицу наблюдения, но чаще всего
несколько разных единиц наблюдения относятся к одной категории.
В этом случае наиболее распространенными способами записи наблюдения
являются запись в символах (пиктограммы, буквенные обозначения, математические
знаки и сочетания двух последних) и стандартный протокол, который имеет вид таблицы.
Здесь уже не предусматривается содержательного описания единиц поведения, а эти
единицы сразу подводятся под ту или иную категорию и фиксируются в протоколе
наблюдения.
При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и
количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным.
Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и
обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование. Оно
направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков.
Шкалирование осуществляется в основном с помощью балльных оценок. Степень
выраженности признака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно
используются 3-10-балльные шкалы. Такие шкалы называются числовыми.
Пример.
1. Активность: 1, 2, 3, 4, 5.
2. Какой интерес проявляет ребенок во время занятий:
• совсем не проявляет (1 балл);
• едва проявляет (2 балла);
• проявляет какой-то интерес (3 балла);
• проявляет большой интерес (4 балла);
• проявляет жгучий интерес (5 баллов).
Другой вариант представляют шкалы прилагательных, которые выражают либо
интенсивность, либо частоту исследуемого признака.
Пример.
Общительный: вполне – средне – умеренно – вовсе нет.
Пунктуальный: всегда – обыкновенно – средне – иногда – никогда.
Применяется и графическая форма шкалы, при которой оценка выражается
величиной части отрезка прямой, крайние точки которого отмечают нижний и верхний
баллы.
Виды наблюдения. В педагогических и психологических исследованиях
применяется широкое разнообразие видов, форм наблюдения. К числу наиболее
распространенных видов можно отнести следующие:
1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или “продольные” (проводятся в
течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт
исследователя и объекта изучения); периодические, (проводятся в течение определенных,
обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно
представлены в виде описания отдельного случая).
2. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть полевыми (естественными
для жизни наблюдаемого условия) , лабораторными (объект наблюдается в
искусственных условиях) и спровоцированными в естественных условиях.
3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение
может быть открытыми или скрытым (например, через стекло Гезелла),
наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы,
полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны,
может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).
Перечисленные виды наблюдения не противостоят друг другу и в реальном
конкретном исследовании могут сочетаться.
В заключение нужно еще раз подчеркнуть, что метод наблюдения является
достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим
от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки.
Сформулируем правила, при соблюдении которых эффективность этого метода
повышается:
• проводить многократные систематические наблюдения данного факта в
разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от
устойчивых закономерных связей;
• не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять
альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за
наблюдаемым фактом;
• не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей
ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;
• стараться быть беспристрастным;
• оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше
чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их
наблюдений, при этом суждения каждого должны быть независимыми.
Придание этому методу формализованного характера (например, составление
жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок)
также способствует повышению объективности и достоверности полученной
информации. Однако полностью исключить влияние личности экспериментатора на
результаты наблюдения все же невозможно.
2. Беседа, интервью
Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При
соблюдении определенных правил он позволяет получить не менее надежную, чем в
наблюдениях, информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых
склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
Было бы ошибкой считать, что беседа – самый легкий для применения метод.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие
вопросы задавать, как убедиться в том, что полученные ответы достоверны. Очень важно,
чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень
низка.
'Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и
характеру организации.
Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.
Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая
прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает
свободным (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная
стратегия в общих чертах, а тактика свободная); стандартизованным (с детальной
разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов,
варианты возможных ответов; стойкая стратегия и тактика); и частично стандартизованным (стойкая стратегия, а тактика более свободная). Диагностическим
целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку она
дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает
влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной
последовательности отработать все вопросы. Однако этот вид интервью следует
применять только тогда, когда респондент охотно отвечает на вопросы. В противном
случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизированное
интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что
ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не
должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать
отвечающего.
В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические
и клинические. Диагностическое интервью - это метод получения информации общего
содержания направленный на “зондирование” различных аспектов поведения, свойств
личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей,
положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть
управляемым и неуправляемым (“исповедальным”). Клиническое интервью – это метод
терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения,
конфликты, скрытые мотивы поведения.
При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Психолог
стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей
чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, и поэтому не всегда
удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В
этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши,
бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его
к общению.
В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный
вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в
структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы: а) прямые (“Ты
боишься грозы?”); 2) косвенные (“Что ты делаешь, когда бывает гроза?”); 3) проективные
(“Дети боятся грозы? Ну а как ты?”). Косвенные и проективные вопросы помогают
выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно
использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.
Проводя беседу, очень важно занять правильную позицию по отношению к
ребенку. Больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии: а) психолог
должен создать атмосферу теплого, полного понимания отношения к ребенку,
позволяющую как можно раньше установить контакт; б) он должен принимать ребенка
таким, каков он есть; в) своим отношением он должен дать ребенку почувствовать
атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства; г)
психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не
осуждает, но в то же время и не оправдывает, но при этом все понимает.
Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую
непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем
магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше
отвлекает ребенка, не сковывает его. В процессе беседы следует отмечать и такие
моменты, как паузы интонации, тон, темп речи и т. п.
3. Анализ продуктов деятельности
В психодиагностике существует еще один способ получения информации о
человеке – это количественно-качественный анализ документальных и материальных
источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием
“документальный источник” понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы
средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).
Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм
исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать,
был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (буквально
“анализ содержания”). Впервые он начал применяться начиная с 20-х годов нашего
столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее
формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в
документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем
подсчитывается частота их употребления. (Так, в 20-е годы русский исследователь Н. А.
Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и
отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или
другой пример. В 80-х годах Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-
анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах).
Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной
информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые
(качественные) единицы анализа и единицы счета (количественные). Основная
трудность при работе с документальными источниками – умение провести качественный
анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной
компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.
Контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования
различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.
п.), поэтому его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество
материала для анализа.
В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных
смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам
(корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода
стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США – там
разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов,
позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем
информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.
В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется
в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных
при других методах исследования. С его помощью подвергаются анализу речевые
сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические
обследования, особенно при индивидуальной процедуреГКонкретно контент-анализ
может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных
методик (например, ТАТ, методика Роршаха, завершение предложения); интервью,
содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых
вопросов анкет и т. п. Так, в методиках диагностики личностных особенностей
(тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и
стилистических конструкций речи испытуемого: количество “тематических”
высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п.
Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в
ответах испытуемого.
В заключение следует коротко остановиться на следующем моменте. В последнее
время в западной психологической литературе появился термин “тесты учителя”. Под ним
подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений,
но и целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной
диагностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения,
имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников,
их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что
достигнуто в строго формализованной диагностике. Однако само их появление в
психодиагностической литературе следует рассматривать как свидетельство
неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой
особенностью психологического диагностирования.
Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями,
беседами, тестами учителя и т. п. формами изучения обследуемого может дать
удовлетворяющий результат.